Операционный рычаг (Эффект операционного левериджа)




Сила воздействия операционного рычага (ЭОЛ) = Валовая маржа = ВМ
Прибыль П

Где:

Валовая маржа (сумма покрытия) – разница между выручкой от реализации и переменными затратами.

т.е. ВМ = TR - VC

Прибыль = валовая маржа – постоянные затраты = ВМ – FC

Возможно произвести расчет Эффекта операционного левериджа по следующей формуле:

ЭОЛ = DНРЭИ : DQ
НРЭИ Q

Порог рентабельности

Порог рентабельности – это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей.

Порог рентабельности = Постоянные затраты = FC
Валовая маржа в относительном выражении КВМ

КВМ=ВМ/TR

ZB 3

Рассмотрим на примере расчет порога рентабельности:

Дано:

  Млн.руб
Выручка от реализации.  
Переменные затраты.  
Постоянные затраты.  

Решение

Показатель Млн.руб. В% к выручке
Выручка от реализации.  
КВМ
100

Переменные затраты.   55
Валовая маржа    
Постоянные затраты    
Прибыль    

Порог рентабельности =860 / 0,45 = 1911 млн. руб.

Определить порог рентабельности можно и графическим способом:

Графический способ.

Графический способ

ZB 4

Данные:

Цена 1 шт. = 0,5 млн. руб.

Объем реализации = 4000 шт.

Постоянные затраты =860 млн. руб.

Удельные переменные затраты = 0,275 млн. руб.

Порядок работы:

1. Прямая выручки определяется точкой А:

Выручка = Цена х Объем релизации.

TR = P * Q

2. Прямая постоянных затрат представляет собой горизонталь да уровне 860 млн. руб.

3. Прямая суммарных затрат строится с помощью точки Б:

Суммарные затраты = Переменные затраты + Постоянные затраты = Переменные затраты на единицу товара х Объем реализации + Постоянные затраты

TC = FC+VC = FC + AVC * Q

Суммарные затраты = 0,275 млн. руб. х 4000 шт. + 860 тыс. руб. = 1960 млн. руб. Прямую переменных затрат можно сначала построить и отдельно, а затем просто поднять ее на высоту постоянных затрат.

4. Порогу рентабельности соответствует объем реализации 3822 шт. и выручка от реализации 1911 млн. руб.

Запас финансовой прочности.

Запас финансовой прочности = Выручка от реализации - Порог рентабельности

ZB 5

Пример исходных данных для определения порога рентабельности и запаса финансовой прочности

Показатель Товар А Товар Б Итого
Выручка от реализации млн. руб      
Переменные затраты млн. руб 4500, или 0,9 4800, или 0,8 9300, или 0,8455
Валовая маржа млн. руб 500, или 0,1 1200, или 0,2 1700 руб., или 0,1545
Постоянные затраты млн. руб. На оба товара  
Прибыль     200 млн. руб.

Порог рентабельности = 1500 / 0,1545 = 9708,7 млн. руб.

Запас финансовой прочности = 11000-9708,7=1291,3 или 12% от выручки.

Рассмотрим порог рентабельности по товарам А и Б раздельно.

На товар А приходится 0,4545 общей выручки.

На товар Б приходится 0,5455 общей выручки.

Таким образом на товар А падает 1500 х 0,4545 = 681,8 млн. руб. постоянных затрат, а на товар Б 1500 х 0,5455 = 818,2.

Исходя из этого порог рентабельности для товара А составляет:

681,8: 0,1 = 6818 млн. руб.

для товара Б:

818,2: 0,2 = 4091 млн. руб.

Представленные расчеты показывают, что товар А не достиг порога рентабельности, а товар Б перешел свой порог рентабельности и дал прибыль 381,8 млн. руб.,181,8 млн. руб. из которых пошло на покрытие убытков по производству товара А.

ZB 6

Допустим в отчетном году выручка от реализации составила 10 млн.руб. при совокупных переменных затратах 8,3млн.руб. и постоянных затратах 1,5млн.руб. Прибыль 0,2млн.руб.

Предположим, что в плановом году планируется увеличение выручки за счет физического объема продаж на 10% (т.е.11млн.р.) Постоянные расходы 1,5млн.р. Переменные расходы увеличиваются на 10% (т.е.8,3*1,1=9,13млн.р.). Прибыль от реализации =0,37млн.р. (т.е.11-9,13-1,5). Темп роста прибыли (370/200)*100 = 185%. Темп роста выручки= =110%. На каждый прирост выручки мы имеем прирост прибыли 8,5%, т.е. ЭОЛ = 85%/10%= 8,5%



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: