Восемьсокровенныхмужскихтайн




1. Жизньмужчины, какижизньженщины, вомногомопределяетсяограничениями, заложеннымивролевыхожиданиях.

2. Жизньмужчинывсущественноймереуправляетсястрахом.

3. Феминностьвмужскойпсихикеобладаетогромнойвластью.

4. Мужчиныхранятмолчаниесцельюподавитьсвоиистинныеэмоции.

5. Травмаявляетсянеобходимой, таккакмужчиныдолжныпокинутьматьипсихологически выйтизарамкиматеринского.

6. Жизньмужчинполнанасилия, таккакнасилиюподвергласьихдуша.

7. Каждыймужчинаоченьтоскуетпоотцуинуждаетсявобщениисостарейшинамисвоего сообщества.

8. Еслимужчиныхотятисцелиться, имследуетмобилизоватьвсесвоивнутренниересурсы, восполнивто, чтоонивсвоевремянеполучилиизвне.

ГЛАВА 1

НаследиеСатурна: заповеди, роли, ожидания

"Человекрождаетсясвободным, ноповсюдуонвоковах". ТакначинаетЖан-ЖакРуссосвойтруд

"Социальныйдоговор, илиПринципыполитическогоправа",написанныйв 1762 году. Мы приходимвэтотмирсвободными, независимымииздоровыми. Нопосколькумытесносвязаныс родителямиикультурнойсредой, вкоторойрастем, топостепенноутрачиваемсвоюприродную сущность. Всемыпроходимчерезсоциализацию, позволяющуюнамсоздаватьсемью, участвовать вжизниразнообразныхсоциальныхинститутов, которыехотяиобладаютопределенной самостоятельностью, нопостояннотребуют, чтобычеловекжертвовалрадинихсвоей индивидуальностью.

Встроениинашихкостей, втканинашихнервов, вкоридорахнашейпамятимысохраняем драгоценныечертымладенца. Ктоизнас, подобноюномугероюроманаДжеймсаЭджи, нележал натравеподзвездаминочноголетнегонебаинеразмышлялотаинствеэтойжизни, спомощью детскойинтуициипытаясьразобратьсяввопросах,которыеонапереднамиставит? "Мысейчас говоримолетнихвечерахвКноксвилле, штатТеннесси, втевремена, когдаятамжил, успешно выдаваясебязаребенка"9.

9 AgeeJ. A Death in the Family. P. 11.

Кактольковзрослыевыходилииз-заобеденногостола, услышавшумструиполивальноймашины, ивзбиралисьнаскрипучеепокатоекрыльцо, мы, дети, сразууносилисьсвоимимечтамитуда, где

...дремота, томноулыбаясь, влечетнасксебеиуноситтуда, гдеменяпринимаюткакхорошо знакомогоилюбимогочеловека, втомдругомдоме... ноприэтомнескажутнисейчас, нипотом, никогданескажутотом, ктоятакой10.

Подобныеразмышленияопрошломпосещаюткаждогоизнас:размышленияонашемпребывании наэтойземле, отуманестраха, устилающемпутьвбудущее, и, несмотрянаэтотстрах, воспоминанияорадостижизни, котораябурлитунасвкрови. Нокудажеушлатарадость? Откуда этатяжесть, больвтеле, душевнаяусталость, апатиямыслейиломотавкостях? Чтослучилосьс темребенком-здоровым, полнымнаивнойдетскойгордостисобой? Онпо-прежнемуспонтанно живетвнас, пребывая "водинокомощущениискоротечнойрадости"11, влегкойпаутине сновидений, сразуускользающихотсознания, кактолькомывключаемсявнашуежедневную работу. Онживет, нозапрятангде-тоглубоковнутринас. Оноченьусталподогромнойтяжестью тениСатурна.

Позвольтемнепривестипримеризсвоегодетства. Времяотвременимойотецсмеялся, или шутил, илидажеприсвистывал. Но, ужебудучиребенком, япостепенносталпонимать, что, когда онсвистел, делаобстоялиоченьплохо, причемдажевтехслучаях, когдаяощущалвэтомсвисте какой-тогероическийпорыв. Он "свистелвтемноте"12, создаваявидимуюмаскублагополучия. Спустякакое-товремяясталпонимать, что, начинаясвистеть, оннечувствовалрадости, а, наоборот, емубылоплохо. Несмотрянавсеегоусилияскрытьнеприятности, язнал, чтоегодела идутнелучшимобразом.

Мойотецбылвынуждензавершитьсвоеобразованиеввосьмомклассе, таккакегоотецпотерял работувкомпаниипоизготовлениюсельскохозяйственнойтехникивпериодВеликойдепрессии, когдамногиефермынаСреднемЗападесталиразорятьсяещедонаступленияполногокрахав

1929году. Вполнеопределенноепосланиемоемуотцу,накотороеонотвечалвсюоставшуюся жизнь, заключалосьвтом, чтоондолженбылпожертвоватьсвоимиличнымиинтересамии работатьдляподдержаниясемьи.

10 Тамже.Р. 15.

11 YeatsW. В. An Irish Airman Foresees His Death. Line 11//Collected Poems of W. B. Yeats.

12 "Свистетьвтемноте" - устойчивоесловосочетание, означающее "вестисебя, словнонечувствуя страха".

Будучистаршимребенкомвсемье, япомнюито, каконпотомцелымиднямиработалнафабрике

"Эллис-Чалмерс" наконвейере, гдесобиралитракторыидругоесельскохозяйственное оборудование, аночамииввыходныедниразвозилнагрузовикелюдямугольисгружалего лопатой. Позже, поирониисудьбы, егоназначили "аналитиком" наэтотсборочныйконвейер; он объяснялсвоимколлегам, инженерамсвысшимобразованием, какможносправитьсястойили инойпроблемой, надкоторойониломалиголову. Заэтовремяонизучилработувсейсистемы конвейера. Отецмогнайтииисправитьлюбуювозникшуюнапроизводственеполадкуинаконец занялдолжность, равнуюпостатусудолжностиинженера, отвечающегозасоблюдениетехники безопасности.

Втечение 50 леткаждуюпятницуонприносилдомойчековуюкнижку, накоторуюпочтивсегда быланачисленаоченьприличнаязарплата. Мыникогданеголодали, как, например, бывало, голодалмойлучшийдругКент, нодажетогдаязнал, чтоотецбеспокоился, чтобымынеголодали. Иименноотнегояполучилсвоепервоесатурнианскоепослание, ясноеинепререкаемое. Оно заключалосьвтом, чтобытьмужчиной - значитработать. Работатьвсегда, выполнятьлюбую работу, чтобыподдержатьтех, закогонесешьответственность. Этоозначало, чтоудовлетворение личныхпотребностейотходитнавторойпланпосравнениюстакойвысокойзадачей. Многолет спустя, когдаоднаженщинаспросиламеня, какуюнадписьмнебыхотелосьиметьнасвоем надгробномкамне, яответил: "Здесьлежиттот, накогоможнобылоположиться". Этопослание былотакимвесомым, чтомойотец, апозжеиясамбылиготовыумереть, чтобыегоисполнитьи остатьсятакимивпамятипотомков.

Спустямноговремени, когдаянаписалотцупоздравительнуюоткрытку, онмнеответилнесмотря наразделявшуюнасэмоциональнуюпропасть: "Проститеменя, моимальчики, зато, чтонесмог васоченьхорошоузнать, потомучтодолженбылвсевремяработать". Онругалсебязато, чтонаше взрослениеиразвитиепрошлимимонего. И, несмотрянаэто, яотдаюдолжноеегопреданности намисчитаю, чтоонсделалдлянасвсе, чтомог. Язнал, чтоонработалнанас, страдализ-занас, беспокоилсяонас, исначалаянедумал, чтоунегомогутбытькакие-тоболезненные переживания, связанныесегоработой. Вместестемяпонимал:такаяжизньнеидетемуна пользу, но, по-видимому, житьименнотакдлянегозначилобытьмужчиной.

ВпериоднашегоформированияразразиласьВтораяМироваявойна. Япомню, каклюдивтревоге собиралисьвокругдинамиков, чтобыуслышатьожестокихсраженияхвЕвропеиЮго-Восточной Азиииузнатьчто-тоосвоихблизких, которыенаходилисьгде-тотам, вместахстакими странныминазваниями, какТулаги, островМинданао, илизакрупнокалибернымпулеметомв хвостеВ-1713. (Онивернулисьобратно; нодвадцатичетырехлетнийпареньвозвратилсяс

Филиппинсовершенноседым, астрелок-радист - сосколкомзенитногоснаряда, оставшимсявего ноге.)

13 В-17 - основнойбомбардировщиквоенно-воздушныхсилСША, которыйнарядусдругим бомбардировщиком, В-24, участвовалвоВторойМировойвойне, преимущественнов бомбардировкахГермании. Буква"В" вназваниисамолетаВ-17являетсяпервойбуквойслова

"Bomb" - бомба.

Черныйкреподежды, горестные, полныеслезрасставаниянавокзалах, огромная, нескрываемая тревогавнесливмоеощущениежизнинечтооченьбольшоеиужасное, то, чтоостаетсяисейчаси неможетнасотпустить. Янаслушалсяужасныхисторий,например, осемье, получившейотсына открыткуизКрасногоКреста. Внейпрямоподмаркойяпрочитал: "Ониотрезалимнеязык". Не знаю, былаливэтихрассказахправда, ноокружавшиеменявзрослыеимверили. Этогомнебыло достаточно.

Военноевремядаломневтороенеоспоримоепосланиеотом, чтозначитбытьмужчиной. Ябыл твердоуверен:моясудьбазаключаетсяневтом, чтобыстать "акулойкапитализма", автом, чтобы вырастиистатьсолдатом, отправитьсякуда-тодалеко, чтобытамубиватьилибытьубитымлибо жеизмученнымиискалеченнымвернутьсядомой. Целыеночинапролетялежалвкровати, нев силахзаснуть, представляявсеэтиужасы, предназначенныемнесудьбой. Люди, пережившие Великуюдепрессию, сохранилинасебееешрамыиоставшийсявглубинестрах. Пережившие военноедетстводосихпорсодрогаютсяпривоспоминанииоцарившихтогдаужасахи неопределенности.

Будучиребенком, выросшимнаСреднемЗападе, янаходилсятакдалекоотразрушенныхи уничтоженныхгородов, нодлянаслинияфронтапроходилавезде, ивездемыиспытывалистрах. ТогдаядаженеслышалоДахау, Берген-Бель-зенеиМаутхаузене, но, ставвзрослым, яприехал тудасосвоимидетьми. То, чтояпочувствовал, нельзяназватьпаранойей. Меняохватилострашное беспокойство... Но, посколькуябылмужчиной, отменяожидалимужскойреакцииимужской ответственности... СамоетяжелоенаследиеСатурнасоставляютработа, войнаитревога! Каждыймужчинаможетвспомнитьпохожиепереживания. Каждыйможетоказатьсяв ситуации,когдаончувствует, чтоотнеготребуетсянечтобольшее, чемпростоспособностьпонять. Ребенок, втянутыйвтакойводоворотсобытий, отчаянноищетхотькакую-тоинформацию, пример дляподражания, модельповедения, совет, указание, помощь; получивее, онможетсразу отказатьсяи, возможно, дажестанетподавлять. Выбравэтотпуть, юношанадеется, что "они" (взрослые)отведутеговсторонкуинаучатвсему, чтоемунужнознать.

Помню, какясталсвидетелемодноготаинстваименнотогда, когдамнеэтобылонужнобольше всего, чтобыпонять, чтозначитбытьмужчиной. Уотцавладонизастрялрыболовныйкрючок. Не меняявыражениялица, отецеговытащил.

Ясталподозревать, чтовзрослыенечувствуютболитак, какчувствуютеедети, новместестемя считал, чтоегокто-тонаучилэтомузагадочномумужествуитерпению, которомуятакотчаянно хотелнаучиться. Хотелосьнадеятьсянато, чтооднажды "они" отведутменявсторонкуинаучат, какбытьмужчиной. Яверил, чтоэтоможетслучиться, когданужнобудетпойтившколу.(Ничего ещенезнаяотом, чтотакоепубертат, явидел, чтостаршеклассникигораздобольшенаспосвоим габаритам, апотомуониказалисьмнеближектемлюдям, которыхназываютвзрослыми.)Но, к своемуудивлениюиразочарованию, сприближениемдня, когдаядолженбылпойтившколу, я почувствовал, что "они"никогданеотведутменявсторонуинескажут, чтозначитбытьмужчиной икаквестисебяпо-взрослому.

Теперья, конечноже, знаю, что "они", старейшинынашеговремени, тоженезнали, чтозначит бытьмужчиной. Онитоженепрошлиинициациюиврядлимоглипережитьтаинстваиполучить освобождающееихзнание.

Такпостепеннояпришелкосознаниюнеобходимостисовершенияпереходного ритуала,превращающегомальчикавмужчину. Такойритуалнетолькообозначаетпереходот детскойзависимостиксамодостаточностивзрослогочеловека, ноиобеспечивает

преемственностьтакихценностей, какчувствогражданскогодолга, атакжетакихустановоки убеждений, которыесвязываютчеловекасегобогами, обществом, вкоторомонживет, иссамим собой. Надосказать, чтотакиеритуалыужедавноутратилисвоевлияниеиисчезли. "Часто приходилосьслышать,- заметилМирчаЭлиаде,- чтооднойизхарактерныхособенностей современногомирасталоисчезновениевсехтрадиционныхритуаловинициации"14. Внашевремя можетоказатьсянепонятнымдажесамословосочетание "ритуалинициации", или "переходный ритуал".

рождаютсяРитуал- этопридвижениедостижениивглубинуархетипической. Ритуалынеглубиныизобретают. Цель - ихсимволическогооткрывают, находятдейства, совершают, которое; они

воспроизводитсявритуале, заключаетсявтом, чтобывовлечьчеловекавтакогородаглубинное переживание. Бессмысленноеповторениепереходныхритуаловможетпривестикутратеих способностивыводитьчеловеказарамкисовершающегосядействия, вархетипическуюглубину. И тогдаритуалстановитсяпустымибессодержательным.

14 Jung С. G. Rites and Symbolsof Initiation.P. IX.

Вместестемучеловекапо-прежнемуестьпотребностьвпогружениивархетипическиеглубины. Всвоейработе "Символическаяжизнь" Юнгпишетотом, какважноиндейцамплеменипуэбло считать, чтоихритуалыпомогаютвосходусолнца.

Людиощущаютумиротворение, когдачувствуют, чтоживутжизнью, наполненнойсимволами, и являютсяактерамивбожественнойдраме. Толькотакаяжизньпридаетсмыслчеловеческому бытию, всеостальноеоказываетсябанальныминезаслуживающимвнимания. Деловаякарьера, деторождение - всеэтолишьмайя[1]иоченьудаленоотистинногосмыславашейжизни[2]. Живявобществе, вкоторомнеосталосьритуалов, придающихжизнисмысл, мывстаемперед жестокойреальностью - жизньюнаповерхности. Самаидеяпереходасодержитвсебеглубинный смысл, иболюбойпереходподразумеваетнекоезавершение, конецчего-тоивместестемнекое начало, рождениенового. Статичнатолькосмерть; основнойзаконжизни - изменение, инам предстоитпройтичерезмножествосмертейивозрождений, еслимыхотимпрожитьжизнь, наполненнуюсмыслом[3].Инициацияподразумеваетвступлениечеловекавновыйи таинственныймир.

Всвязистем, чтопереходныеритуалыпрактическиисчезлиизнашейкультуры, современно мумужчинеприходитсясамостоятельнодоходитьдопониманияважноститакогородасобытий. Ибото, чеготеперьнамнедаетнашакультура, мывынужденыискатьдлясебясами.


трудностирасставаниясдетствомивзросления. Внашейкультурелишьоченьнемногимлюдям удаетсяосуществитьпсихологическоеотделениеотродительскойсемьиистатьвзрослыми, поэтомуимеетсмыслраскрытьиосмыслитьпереживаниячеловеканавсехстадияхпроцесса инициации. Повторяю:все, чтонамнедаланашакультура, приходитсявосполнять

самостоятельно. Мынеможемуйтиотрешенияданнойпроблемы, ссылаясьнасвоеневежество, ибовтакомслучаепроцесспревращениямальчикавмужчинуостанетсянезавершенным. Обобщенноможнопредставитьшестьстадийпереходногоритуала. Несмотрянато, что содержаниекаждойизнихразличалосьвзависимостиотместныхусловийитрадиций, сами стадиивполневписывалисьвединыеобщекультурныеформы.

началаПерваяпсихологическогостадияпереходногоотделенияритуала -. Здесьфизическоеумальчикаотделениеникогдаотнебылородителейвыбора, необходимое. Срединочидляего

"похищали" уродителейстаршиесоплеменники,которые, надеваямаскиилираскрашиваялица, перевоплощалисьвбоговилидемонов. Маскипомогалиимсовершитьпереходсуровня родственниковисоседейкуровнюбоговиархетипическихсил. Внезапностьидаженасилие, присущеетакомуотделению, олицетворялисобойтотфакт, чтониодинюношадобровольноне расстанетсяскомфортомдомашнегоочага. Еготепло, защитаизаботаимеютогромную притягательнуюсилу. Ноостатьсяудомашнегоочага, образноилиреально, значитостаться ребенкомитемсамымотречьсяотвозможностистатьвзрослым.

Второйстадиейпереходногоритуалабыласмерть. Мальчикдолженбылбытьсимволически похоронен:онпроходилчерезтемныйтуннель, полностьюпогрузившисьвреальныйили символическиймрак. Хотяэтодействонесомненно, приводилоеговужас, насамомделеюноша переживалсимволическуюсмертьдетскойзависимости.

Онпо-настоящемустрадалотутратыродительскогоочага. "Тыбольшенесможешьвернуться домой". Этобылапотеряневинности, потерясвязисраем, детскимэдемом. Вовремятакого "умирания" ребенок, пообразномувыражениюДиланаТомаса, "уноситсякуда-то, надалекую ферму, навсегдарасставшисьсмиромсвоегодетства"18.

18 ThomasD. Ferm Hill // Thomas D. Collected Poems. P. 180.

Но, несмотрянасмерть, жизньдолжнапродолжаться. Поэтомутретьястадияпредставляласобой ритуалвозрождения. Иногдаэтовозрождениесопровождалосьизменениемимени, подтверждая появлениенасветновогочеловека. (Христианскоекрещение, очевидно, символизируеттакой мотивсмерти-возрождения, когдавовремясовершенияритуалачеловеквозвращаетсявродную воднуюсреду. Римско-католическаяконфирмация[4], атакжебарибатмитцва[5]виудаизмепримерыдошедшихдонасритуалов.)

контекстсобственнойформирующейсяидентичностипридавалоемуощущениемногомерности процесса, вкоторомонучаствовал, иобогащалоегодушу.

разнымПятуюстадию, ноприможноэтоммальчикопределитьдолженкакбылсуровоеподвергатьсяиспытаниемучительным. Посвоемустраданиямсодержаниюизоно-зауходамоглоотбыть

домашнегоочага, обеспечивающегоемукомфортизащиту. Подробнееобэтомяскажунемного позже, нонас, современныхлюдей,особеннопоражает, чтонеоправданнаянапервыйвзгляд жестокостьэтихиспытанийфактическибылачастьюмудрогопониманиятого, чтотакие страданияускорялиосознание. Осознаниеприходиттолькочерезстрадания; безстраданий, выраженныхвтойилиинойформе, физической, эмоциональнойилидуховной, мы легкоудовлетворяемсяпрежнимиправилами, удобнымипривычкамиизависимостями. Вторая причинанеобходимостистраданийсвязанасжеланиемпомочьмальчикупривыкнутьк превратностямреальнойжизни, которыеондовольноскороиспытаетнасебе. Хотяподобная практикакажетсянамварварской, ритуальное "обрезание" и "кровопускание"нетолькознаменует расставаниестелеснымкомфортомидетскимизависимостями,ноинакладываетначеловеказнак избранности, принадлежностиксообществупрошедшихчерезинициациювзрослых.

Испытаниеобычновключалоопределенныеформыизоляции, пребываниевсакральном пространстве, отдельноотостальногосообщества. Существеннаяособенностьвзрослойличности состояланестольковтом, чточеловекбольшенемогвернутьсяподзащитувзрослых, автом, что онучилсяиспользоватьвнутренниересурсы. Никтонедогадываетсяосуществованиитаких ресурсов, покаемунепридетсяихиспользовать. Мирприродытемен; внеммного "странных зверейидемонов", иконфронтациячеловекассобственнымстрахом - этомоментистины. Ритуальноеуединениепозволяетприблизитьсякпостижениюглавного:независимооттого, в какоймеренашасоциальнаяжизньсвязанассемьей, мысовершаемстранствиепонейв одиночествеидолжнынаучитьсянаходитьвнутренниересурсыиравновесие, иначеникогдане станемвзрослыми. Частопроходящийинициациююношапроводилводиночествемесяцы, ожидая ВеликогоСнакакпосланиябоговосвоемнастоящемимениилиистинномпризвании. Онмог полагатьсятольконасвоюсообразительность, своемужествоисвоеоружие; впротивномслучаеу негооставалосьмалошансовнавыживание. Кначалупоследнейстадии, возвращению, мальчикстановилсявзрослым.

Втрадициипереходныхритуаловзаключаласьбольшаямудрость, ибоонинепосредственнои глубоковлиялинаэнергиюматеринскогокомплекса, тоестьприсутствующееукаждогоизнас чрезвычайносильноестремлениекзависимости. Дляпреодоленияэтойинертнойсилы притяжениятребуетсяосознанноеэмоциональноепереживание. Ниодинздравомыслящий человекнехочетдобровольногоотделения, апотомупсихологическаяапатия, страхизависимость начинаютприобретатьдоминирующийилиугрожающийхарактервнашейжизни.

Втрадиционныхкультурахритуалыинициациимальчиковбылиболееразвиты, чемритуалы инициациидевочек, ибоожидалось, что, покинувроднуюмать, девочкисновавернутсяк домашнемуочагу[6]. Ритуалыотделенияпреждевсегокасалисьмальчиковнетолькоиз-заособой значимостиматеринскогокомплексавихжизни, ноиввидуожиданийтого, чтомальчикипокинут природныймир, "инстинктивную"жизньиуйдутвискусственный, созданныйчеловекоммир цивилизацииикультуры.

искусственныепредметы. Чтобыотделитьребенкаот "мираинстинктов", требуется нуминозный22процесс, неменеемощный, чемстремлениеребенкапо-прежнемуоставатьсяв бессознательном.

являющий22 Numinosum(стоящиеотлатза. реальностьюnumen) - божествосилы.. Нуминозный - некопирующий, несимволизирующий, а

Традиционныепереходныеритуалынеобходимыидлятого, чтобыперекинутьмостиздетского состояниявовзрослое, отзависимой, "инстинктивной" жизнимальчикакнезависимой самодостаточностивзрослогомужчины. Когдаритуалывыполняютсвоеназначение, мальчик ощущаетэкзистенциальныеперемены; внемумираетоднасущностьирождаетсядругая. Но, как известно, такихритуаловсегоднянет. Еслиспроситьсовременногомужчину, ощущаетлионсебя мужчиной, этотвопрос, скореевсего, покажетсяемулибоглупым, либоподозрительным. Онзнает своисоциальныероли, ноприэтомнеможетопределить, чтожезначитбытьмужчиной, и, вероятно, неможетощутить, чтосамвоспринимаетсяокружающимивсоответствиисосвоим неполныминеточнымсамоопределением. Мудрыестарейшиныушливмиринойилив депрессию, сталиалкоголиками, сидятназаседанияхпрезидиумовкрупныхкорпорацийили благополучноспустилисьназолотыхпарашютах23.Мост, переброшенныйотдетствакмужской взрослости, смыловолной.

23 "Спуститьсяназолотомпарашюте" -выражениеамериканского "корпоративного" сленга. В крупныхамериканскихкорпорацияхсуществуеттрадиция: люди, проработавшиедолгоевремяв корпорацииивышедшиенапенсиюсвысокихдолжностейилиперешедшиевдругиекорпорации, заключаютсосвоейкомпаниейвыгодныедлясебяконтракты, вплотьдовыкупаконтрольных пакетовакций. Такимобразом, ихне "выбрасывают" наулицу, аониплавноспускаютсяназемлю на "золотыхпарашютах".

Апосколькуусовременныхмужчиннетдоступныхдлянихтрадиционныхпереходныхритуалови нетмудрыхстарейшин, чтобыпомочьпереправиться "надругойберег", имприходитсяискать ключевыеответынасвоивопросывролевыхожиданияхивпустыхпосвоейсутиролевых моделях. Вэтовремясмятениеибольвытесняютсявглубинудуши, илиотыгрываютсяс применениемнасилия, иливообщенедостигаютсознания. Итогдабрешьмеждумудростьюи опытомзаполняетсявнешнимиобразами,которые (чтосправедливоидлямужчин, идляженщин) редкоподпитываютдушу.

Следовательно, перваявеликаятайна, которуюследуетпризнатьоткрыто, звучиттак:жизнь мужчины, какижизньженщины, определяетсяролевымиожиданиями. Аврезультате оказывается, чтоэтиролинесозвучнытому, чтонужнодушемужчины, неподдерживаютееине придаютейсилы.

Именнорастущееосознаниеэтогоужасногорасхождениямеждуролевымиожиданиямии потребностямидушипородилосоциальноеявление, котороеназываетсямужскимдвижением. Хотяуэтогодвижениянетниофициальнойструктуры, ниобщественногоинститута, представляющегоинтересымужчин (как, например, Национальнаяженскаяорганизация), ине разработанаяснаясоциально-политическаяпрограмма, возникающиемужскиеорганизациии сообществаивозрастающеечислокниг,посвященныхпсихологическимпроблемамсовременных мужчин, - всеэтонаправленонато, чтобыпробудитьвниманиеобществакпроблемаммужчин. СутьэтогодвижениякратковыразилДжонЛи:

Этоэмоциональноедвижение, позволяющеемужчинамосвободитьсяотболиияда, которые векаминакапливалисьунихвнутри. Ононестремитсяквласти, носодержитдостаточно внутреннейэнергии, чтобыосвободитьмужчиниихдуховностьотдеспотизмастарыхпарадигм: "Нечувствуй. Умрираньшеженщины. Непечалься. Незлись. Незадирайнос. Неверьдругим мужчинам. Негорячись, незаплативпосчетам. Следуйзатолпой, анесвоемупризванию"24.

24 Lee]. At My FatherWedding. P. XVIII.

Яполностьюсогласен, чтопротестпротивсложившегосяположениявещейвозникаетумногих мужчин. Новкаждуюгруппу, вкаждоедвижениенеминуемопрокрадываетсятеньвласти. Вполне естественноипонятно, чтослишкомсоциализированныеили "домашние"мужчиныощущают тоскуипотребностьвчем-тодикомиглубинном. Приэтомсреднестатистическиймужчина никогданеприсоединитсякгруппе, сочтетдлясебясмешнымпойтисдругимимужчинамивлес, чтобытамбитьвбарабан, иврядлистанетподвергатьсебярискуобнаружитьсвоюранимостьв присутствиидругихмужчин. Явовсенеподвергаюкритикемужчин, которые, собравшисьвлесу, рыдали, испытывалиприступыяростиибиливбарабан, ибо, наверное, этогопросилаихдуша. Вместестемтакиедействиястольжеважнысточкизрениядлительнойперспективы, как сжигаемыйсегоднябюстгальтернадолгомпутиженщинкполучениюравныхсмужчинамиправи возможностей. Горящийбюстгальтерпозволяетженщинам, покрайнеймеренекоторымизних, ощутитьэмоциональноеоблегчение. Но, по-моему,этуэнергиюсбольшейпользойможно потратитьнадискуссиювсудеилинаработунадизменениямивсоциальнойкультуре. Мывсетольконачинаемосознаватьмужскиепереживания, имногиммужчинамнужнонайти формуснятияэмоциональногонапряженияиспособподелитьсясвоейбольюсдругими. Ноя думаю, чтобудущиепоколениябудутсосмущениеминостальгиейоглядыватьсянанашевремя, когдавлесахсобиралисьцелыетолпы "диких"мужчин, точнотак, какмысейчасдумаемотом, что происходилов 60-егоды XX века. Вооруженныедобрыминамерениями "шестидесятники" очень хотелиповлиятьнаходистории, но, ксожалению, еслииповлияли, томало.

НедавноянавестилсвоегосынавСантаФе, гдеонживетистремитсястатьхудожником. Мы поднялисьнамашиненаХимесМаунтенстаквысоко, чтодобралисьдоконцадороги. Мывидели сов, оленяидвухбольшихчерныхптиц, сидящихнаскале. Подойдяближе, мыразгляделиускалы "ноги" изаметилидвуххищников, поедающихамериканскоголося. Мыоказалисьдалекоот цивилизацииидажесталишутить, что, есливдругпойдетснег, послевесеннейоттепелиздесь найдуттеладвуханглоамериканцев. МывернулисьнаплощадьвСантаФестеплымчувством, ощущаясебядвумядревнимипутешественниками.

Наулицемывстретилилидераместногомужскогосообщества, сынпредставилменяему. Этот мужчинасразуженачалуменядопытываться, чтоязнаю, когоязнаю, быллиябарабанщикомит. д. Ячувствовал, какменяпротивмоейволивтягиваютвразговор, вызываяжеланиевозражать. Затемоченьвежливоэтотмужчинапригласилменяприсутствоватьприсовершенииобряда измененияименидвухлюдей, которымзавтраисполняетсяпятьдесятлет. Когдаяответил, что завтраутромвылетаюизАльбу-керкавАтлантик-Ситирейсом 7:30, онсказал: "Янеотпущувас такскоро. Почемувыпроводитетакмаловременисосвоимсыном?"

Ясталемуобъяснять, чтодолженвернуться:мненужноработать, чтобыоплачиватьсчета (классическаямужскаязащита, которая, однако, соответствуетдействительности), носын вмешалсявразговорраньше, чемязакончилфразу, исказал: "Заэтотгодотецприезжаетсюдауже третийраз". "Ну, тогдаладно", - ответилнашсобеседник, имырасстались.

Мыссыномпоразмышлялинадэтойвстречей, отметив, чтопривсемсвоемпонимании, которое демонстрировалэтотмужчина, онпроявилнегативнуюреакцию, задевопределенныемужские проблемы. Онхотелвызватьуменячувствосоперничестваидобилсясвоего; затемонпопытался вызватьвомнечувствостыда, связанноесрольюотца. Яуверен, чтовегоповедениинебыло злогоумысла, и, наверное, ядействительновиноватвсвоейодержимостиработой, атакжевтом, чтоядалеконеидеальныйотец, номыобапопаливдавноприготовленнуюдлямужчинловушку. Цельмужскогодвижениянезаключаласьвактивизацииэтихстарыхкомплексовистолкновении мужчинмеждусобой, ноименноэто, собственно, ипроизошлопротивнашейволи.

ВэтойполуночнойдуэлинаплощадивСантаФениктоизнасневытаскивалшестизарядный револьвер, нозвучаливыстрелы, которыедостиглицели. Всядуэльпродолжалась 240 секунди ушлавпрошлое, превратившисьввоспоминание. Мужчина, лидер "движения", приветствуяменя, вменявыстрелил. Автоматическивключилсяегокомплекс, имужчинасталзадаватьмневопросы, затронувшиемоепрежнеерефлекторноестремлениексоперничеству. Затемоченьтонкостала проявлятьсяисаматеневаяпроблемастремленияквласти:мойоппонентсталискатьвозможности пристыдитьменякакневнимательногоотца. Онзадалвопрос, чтобыпочувствоватьсебявыше меня. Вдохновленныйпринципамимужскогодвижения, атакжепоискомвозможностиизбавиться отигр, связанныхсмужскимсоперничеством, онсамтемнеменеесразуженачалигратьвэти игры.

Состоявшийсямеждунамикороткийразговормогпоказатьсябезобидным, и, наверное, япридаю емуслишкомбольшоезначение, однакоядумаю, чтоегоанализпозволитнамувидетьроль, которуюиграетбессознательное, активизировавшеекомплексыирефлекторноеповедение заведомопроигрышноедлямужчины. Комплекс - этоэмоциональнозаряженныйкластер психическойэнергии. Мыможемосознаватьилинеосознаватьдействиеэтогопсихического заряда, новактивизированномсостояниикомплексыобладаютэнергией, достаточнойдля временнойдестабилизациисознательнойличности. Такимобразом, самаситуация - двамужчины встречаютсяиоцениваютдругдруга - активизировалакомплексы, ипротивсвоейволиисвоего намерениямыначалиигратьисторическипредопределенныероли. Науровнеколлективной психикимужчиныежедневноотыгрываютсвоестремлениексоперничествуижеланиевызватьу конкурентачувствостыда; такая "подковернаяборьба" можетпроисходитьвовремянаучных конференцийиликорпоративныхзаседаний, наземлеиливвоздушномпространстве.

Когдамужчины, встречаясь, оцениваютдругдруга, неизбежновыходитнаповерхностьтеневой комплексстремленияквласти. Теньпредставляетсобойтучастьнашейпсихики, которая вызываетунасощущениедискомфортаилипрезрительноеотношениексамимсебе, содержит угрозуустремлениямЭго, ноприэтомонаостаетсяобособленнойчастьюнашейдуши. Единственныйспособинтеграциитени - работасней, ибонеинтегрированнаячастьпсихики будетпроецироватьсянадругихлюдейилиотыгрыватьсявповедении, опасномдляокружающих, ХотявстречудвухмужчиннаулицеСантаФеможно, пустьисбольшимтрудом, считать состязаниемвриторике, внейвсеравноотражаетсяархетипическаяпроблемавластис присущимиейстрахамиизащитами.

Такмыподошликвтороймужскойтайне:значительнойчастьюжизнимужчинуправляет страх.

Таккакмужчинынезнаютилинемогутобъяснитьто, насколькохрупкойсилойониобладают, они редкомогутдопуститьилирассказатьдругимотомсильномвлияниистраха, котороеони испытывают. Нодляисцелениямужчинытребуется, чтобыонпересталстеснятьсясвоегостраха. Менявсегдавосхищаласвобода, скоторойженщиныпризнаютсвоистрахи, делятсяимиив результатеполучаютподдержкуотокружающих. Длямужчиныпризнать, чтовегожизни присутствуетстрах, - значитрискнутьперестатьощущатьсебямужчинойиждать, когдаегоначнут стыдитьокружающие. Такимобразом, егоодиночествотолькоуглубляется.

Друзья, новэтомнеттайны! Дажеблизкиевамженщинывасраскусили. Посуществу, таквсегдаи было. Приподготовкеэтойкнигиянаткнулсянастатью, напечатаннуювмарте 1992 годав "Женскомдомашнемжурнале", котораяназывалась "Тайныемужскиестрахи: то, очемонникогда вамнерасскажет". Итак, онинашлинашеслабоеместо! Посуществу, встатьеправильнобыли описаныдвафундаментальныхмужскихстраха - страхнесоответствияобразумужчиныистрах физическогоилипсихологическогоиспытания. (Заметим, чтовэтойкнигеужеговорилосьо двойственнойтревоге, котораяпроявляласьуменядетстве - тревоге, связаннойсработойи войной.)

Страхнесоответствияобразумужчины - этосамаязаметнаячастьсатурнианскойтени; ее составляютсоперничество, отношения "победитель - проигравший", результативностькакмера состоятельностимужчины. Страхпередиспытаниями, присутствующийнапятойстадииритуалов инициации, выраженумужчин, сомневающихсявсвоейспособностизащититьсебяисвою семью. Сколькофильмов, начинаяс "Соломенныхпсов" изаканчивая "Мысомстраха", пробуждаютунасвнутрипещерногочеловека, защитникадомашнегоочага? Посуществу, многие мужчиныубежденывтом, чтоонибольшебоятсяболезни, недееспособностииимпотенции, чем смерти. Когдаясказалобэтомаудиториивовремявыступления, логическипоказаввсю абсурдностьтакихстрахов (ибочтоможетбытьстрашнеесмерти?), практическивсемужчиныбез исключенияодобрительнокивнулиголовой. Да, действительно, онибольшебоялисьнепройти испытание, потерпетьпоражение, чемумереть. Импотенция, любаяформабессилияоказываются дляниххужеуходаизжизни. Работа, войнаитревога...

Управляемыйстрахом, невсостояниидопуститьсвоегобессилия (чтобывсе, зачтоонберется, находилосьвегоруках), неспособныйподелитьсясвоимстрахомстоварищами (чтобыониегоне стыдили), мужчинаприбегаетккомпенсации. Мужчина, которыйхвастаетсясвоейдорогой машиной, огромнымдомом, высокойдолжностьюилистатусом, втойилииноймере компенсируетсвоеощущениесобственноймалойзначимости. Деловыезавтракиповысшему разрядуивластьнадлюдьмимогутслужитьвнешнимвыражениемэтогокомплекса, однакоони являютсяпатетическидемонстративнойподменойподлиннойсостоятельности. Наэтутемуочень хорошовысказалсявеликийамериканскийфилософПирлБейли: "Их, таких, какониосебе думают, вдействительностинесуществует". Задемонстрациейвластискрываетсякомплекс, за комплексом - страх. Ниодноживотноенепредставляетбольшейопасностидлячеловека, чем испуганное. Возможно, былправФрейд, говорившийоприматесексуальностивчеловеческой жизни, возможно, Адлер, поставившийнапервоеместостремлениеквласти, ибоураненогоэроса неостаетсяиногосредстваспасения, кромевременнойжертвысвоейвластью.

Комплекс, связанныйсостремлениемквласти - основнаядвижущаясилавжизнимужчин. Он побуждаетихкдействиюитравмируетих. Давволюсвоейярости, однимужчинынаносяттравмы другим, азатем, испытываяпечаль, сожалениеистыд, онивсебольшеибольшеудаляютсядругот друга. Такоевзаимноенанесениетравмобходитсячрезвычайнодорого; крометого, оновремяот времениповторяется. Все, чтонеподдаетсяосознанию, бессознательноинтериоризируетсяв несколькоослабленнойформеилипроецируетсяиотыгрываетсянадругихсплачевными последствиями.

Заневедениевотношениидвухвышеназванныхтайн, тоестьзато, чтонажизньмужчин, какина жизньженщин, взначительнойстепенивлияютролевыеожидания,атакжезато, чтомужчины находятсяподвоздействиемскрытогостраха,приходитсяплатитьопределеннуюцену.

Онахорошозаметнаивстраданияхконкретногомужчины, ивсоциальнойпатологииобщества вцелом. Всреднемамериканскиемужчиныумираютнавосемьлетраньшеженщин. Вероятность подвергнутьсянасилиюисовершитьсамоубийствоунихвчетыреразавыше, чемуженщин. Они водиннадцатьразчащепопадаютвтюрьму[7]. Ивсяэтастатистиканичутьнеспособствуеттому, чтобыхотябыпопробоватьизмеритьглубинумужскойярости, мужскойпечалиимужского одиночества.

выражалнетолькосвойгнев, ноивидениеальтернативы - бесклассовоеобщество. (Ксожалению, егоидеалыбылиперечеркнутыгулагами, погромамиимногимитысячаминапоминанийотом, что нарушениеправисвободличностииееобесцениваниелишьсоздастновуютиранию.)Однаков поискахулучшенияматериальногоположениячеловекаМарксобесценилчеловеческую духовность, создавдоктрину, котораявконечномсчетепришлаккраху. (Какбылосказаноужедве тысячилеттомуназад, "нехлебомединымживчеловек".)

Такимобразом, привсейценностисвоейсоциальнойдеятельностивсесоциальныеинституты заканчиваютборьбойзасобственноевыживание, авовсенеслужатвыполнениютойцели, ради которойонисоздавались.

Точнотакже, признаваянеобходимостьмужскогодвиженияиважностьегоцелей, язнаюидругое: там, гдесобираютсядва, атемболее, тримужчины, обязательноприсутствуеттеньвласти.

Вотпочемуэтакнигаобращенаиндивидуальноккаждомумужчине, атакжеикженщинам, которыенаходятсявотношенияхсэтиммужчиной. Можнообъединятьсявгруппы, делиться своимипереживаниямисдругимимужчинами, носовременныймужчи



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: