МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ




Федеральное государственное бюджетное

Образовательное учреждение

Высшего образования

«Тульский государственный университет»

Институт права и управления

Кафедра судебной экспертизы и таможенного дела

 

 

  Утверждаю: Зав. кафедрой СЭиТД _______________ Т.В.Толстухина «____»_____________ 2015 г.  

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

дисциплины (модуля)

 

«ОСНОВЫНАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ »

 

 

Уровень профессионального образования: высшее образование - специалитет

 

Направление: 38.05.02 Таможенное дело

Профиль подготовки: общий

Квалификация (степень) выпускника: специалист

 

Форма обучения: (заочная)

 

 

Тула 2015 г.


Методические указания составлены доцентом кафедры Бурвиковым Н.В. и обсуждены на заседании кафедры судебной экспертизы и таможенного дела института права и управления

протокол №2 от «01» октября 2015.

 

Разработчик дисциплины_______________________________

Актуальность самостоятельной работы студентов вуза подтверждается тем, что в современном обществе возрастают требования к участникам системы социальных взаимоотношений, как никогда ранее, возрастает роль профессиональной готовности специалистов. Реализуются государственные национальные проекты, вводятся новые формы нормативно-документального оформления всех сфер жизнедеятельности человека. Поэтому современные квалификационные требования, предъявляемые к будущему специалисту, достаточно высоки. Особенно важна самостоятельная работа студентов при освоении ими дисциплины «Основы научных исследований», как предмета, раскрывающего взаимосвязи различных научных знаний, оказывающих существенное влияние на научные исследования, а также их использование в решении конкретных научных проблем.

В последние годы, прежде всего в связи с подписанием Болонской конвенции и вступлением России в международное образовательное сообщество, возрастает роль кометентностного подхода в подготовке специалистов, который предусматривает переход от так называемой «знаниевой» парадигмы к системно-деятельностной. Возрастает роль самостоятельной работы студентов, и в связи с этим, особую значимость в практике современного образования приобретают формы и методы работы, которые стимулируют самостоятельность и творчество студентов.

Самостоятельная работа - метод обучения студентов, который обеспечивает творческое овладение специальности, знаниями и навыками.. В процессе самостоятельной работы обучаемый должен активно воспринимать, осмысливать и углублять полученную информацию, решать практические задачи, овладевать профессио­нально необходимыми умениями. Самостоятельная работа охватывает все виды и формы учебных занятий, как проводимые в аудитории под руководством и при непосредственном контроле преподавателя (лекция, семинар, урок и т.д.), так и вне ее (работа в библиотеке, учебном кабинете, в общежитии и т. д.).

Основными принципами организации самостоятельной работы студентов вуза, в том числе и в условиях дистанционного обучения являются:

- принцип интерактивности, определяющий необходимость сотрудничества студентов и обмена информацией не только с преподавателем, но и с другими студентами;

- принцип регламентации обучения, отражающий необходимость выбора стратегии обучения и планирования организации самостоятельной работы студента (включающий методические разработки по самостоятельной работе студентов);

- принцип опоры на базовые знания и умения, предусматривающий наличие у студента минимальных навыков работы с техническими средствами, а также умения рационально использовать свободное время для организации самостоятельной работы;

- принцип опережающего обучения, обеспечивающий направленность самостоятельной работы на активизацию, развитие мыслительной деятельности обучаемого, формирование способности самостоятельно прогнозировать, выбирать и решать дидактические задачи, добывать знания в сотрудничестве с другими студентами, обучаемыми по данной дисциплине или курсу;

- принцип обратной связи, позволяющий участникам самостоятельной работы своевременно обсуждать и корректировать проблемные вопросы по данной дисциплине или курсу;

- принцип внешнего контроля и самооценки, включающий обмен информацией не только с преподавателем, но и с другими студентами, обучаемыми по данной дисциплине или курсу;

- принцип научности, позволяющий участникам самостоятельной работы решать поставленные задачи на современном уровне научных знаний;

- принцип наглядности, предусматривающий представлять информацию в доступном виде;

- принцип связи теории с практикой, дающий возможность решать ситуационные задачи;

- принцип доступности и посильности самостоятельной работы;

- принцип учета трудоемкости учебных дисциплин и оптимального планирования самостоятельной работы;

- принцип прочности усвоения знаний.

Виды самостоятельной работы.

Самостоятельная учебная работа представлена такими формами учебного процесса, как лекция, семинар, практические и лабораторные занятия, экскурсии, подготовка к ним. Студент должен уметь вести краткие записи лекций, составлять конспекты, планы и тезисы выступлений, подбирать литературу и т.д.

Научная самостоятельная работа студента заключается в его участии в работе кружков на кафедрах, в научных конференциях разного уровня, а также в написании контрольных, курсовых и выпускных квалификационных (дипломных работ) работ. Положительное значение научной работы проявляется в ряде обстоятельств:

- будущие специалисты участвуют в процессе добывания новых знаний;

- приобретаемые знания становятся прочными и целенаправленными;

- студенты видят практические плоды своего труда, что эффективно стимулирует их дальнейшую деятельность;

- приобретаются начальные навыки в научном исследовании.

Организационно такая работа протекает по-разному:

- индивидуально под руководством преподавателя (научного руководителя);

- в рамках научного студенческого кружка;

- в сотрудничестве с преподавателями кафедры.

Все виды самостоятельной работы выполняют свои функции и одинаково

важны для будущего специалиста. В вузе все виды самостоятельной работы студента подчиняются целям учебного процесса, организуются при его главенстве. Организация самостоятельной работы студентов должна сочетаться со всеми применяемыми в вузе методами обучения и вместе с ними представлять единую систему средств по приобретению знаний и выработке навыков.

Основные формы самостоятельной учебной работы:

- работа над конспектом лекции;

- подготовка к практическому (семинарскому) занятию;

- доработка конспекта лекции с применением учебника, методической литературы, дополнительной литературы;

- подбор, изучение, анализ и конспектирование рекомендованной литературы;

-самостоятельное изучение отдельных тем, параграфов;

- консультации по сложным, непонятным вопросам лекций, семинаров;

- подготовка к экзамену.

Основные формы научной самостоятельной работы (долговременная):

- написание реферата;

- подготовка доклада к конференции

- подготовка тезисов к публикации;

- участие в НИРС;

- выполнение курсовой работы;

- выполнение выпускной квалификационной работы;

Таким образом, все виды самостоятельной работы взаимосвязаны и взаимообусловлены, ведущее место занимает учебная самостоятельная деятельность. Все они направлены на повышение как личностных, так и компетентностных качеств будущего специалиста.

Формирование у студентов навыков самостоятельной работы в процессе слушания лекции.

Записывание – активный творческий процесс. Оно не только обеспечивает возможность пользоваться знаниями в нужный момент (подготовка к семинару, докладу, экзамену), но и позволяет глубже вникнуть в сущность сообщаемой информации. Прежде всего, необходимо записать название темы, план лекции и рекомендованную литературу. После этого приступать к записи содержания лекции. Записи лекций должны быть краткими, фиксировать нужно только самое главное, необходимое для самостоятельной работы. Полезно пользоваться различными знаками, подчеркиваниями и словесными замечаниями (!, +,?, др.). Эти пометки и замечания на полях по ходу лекции отражают работу мысли студента, его отношение к излагаемому материалу: сомнение, согласие или несогласие. Независимо от формы записей необходимо оставлять поля, которые потребуются для последующей работы над лекцией, для заметок.

Первый просмотр записей желательно сделать в тот же день, вечером, по горячим следам, когда еще все свежо в памяти. Запись лекции нужно прочитать, заполнить пропуски, расшифровать и уточнить некоторые сокращения. Сделав это, студент знакомится с материалом темы по учебнику, вносит нужные уточнения и дополнения в конспект.

Роль семинарских (практических) занятий в формировании у студентов навыков самостоятельной работы.

Любой вид семинара лишь тогда достигает своей цели, когда студенты тщательно подготовлены. Выяснив тему семинара, ознакомившись с рекомендованной литературой и заданиями, студент начинает свою работу по подготовке к семинару:

1) планирование работы: определяется объем литературы, методика подготовки к семинару, сроки выполнения;

2) чтение литературы: начинается с основных источников (учебник, лекция) и заканчивается работой над дополнительной литературой;

3) выписки: делаются по каждому пункту плана, отрабатываются записи лекций;

4) составляется план выступления, готовятся цитаты, тезисы.

По поручению преподавателя (или желанию) студенты заранее готовятся к выступлению в качестве докладчиков (содокладчиков) по конкретным вопросам изучаемой темы.

В докладе выделяются три основные части:

- вступительная, в которой определяется тема, ее методологическая сущность, структура и содержание, показывается, как она отражена в трудах ученых;

- основная часть содержит изложение изучаемой темы (желательно в проблемном плане);

- обобщающая – заключение.

Чтение как основное средство самостоятельно работы студента.

Чтение – это процесс использования наших глаз и сознания для понимания как буквального, так и скрытого смысла, который заложен в текст автором.

Важно уметь определять цель чтения, владеть различными его видами:

- информационно-поисковая – найти нужную информацию;

- усваивающая – понять информацию и логику рассуждения;

- аналитико-критическая – осмыслить текст, определит свое к нему отношение;

- творческая – на основе осмысления информации дополнить и развить ее.

Чтение должно быть организовано таким образом, чтобы, отсеивая лишнее, мы умели выбирать только существенно новое, составляющее основу знаний. Всё это способствует тому, что при помощи инструмента мышления в нашу память закладывается новое знание. Эта модель обработки информации помогает объяснить, что такое, в частности, быстрое чтение.

Быстрое чтение – это сплошное чтение текста, обеспечивающее полное и качественное усвоение прочитанного и выполняемое нетрадиционными методами. Оно представляет активный сознательный процесс, в ходе которого анализируются факты, суждения, происходит синтез отдельных понятий, в результате чего закладывается фундамент нового знания. В тех случаях, когда достигается совершенство, такое чтение частично переходит в аналитическое, которое мы отдельно не рассматриваем.

Углубленное чтение. При таком чтении обращается внимание на детали, производится их анализ и оценка. Иногда такой вид чтения называют аналитическим, критическим, творческим. Этот способ считается лучшим при изучении учебных дисциплин, его используют при знакомстве с материалом новой темы, таблицами.

Выборочное чтение. Разновидность быстрого чтения, при котором избирательно читаются отдельные разделы текста: внимание фиксируется только на аспектах текста, которые необходимы. Этот метод очень часто используется при вторичном чтении книги после ее предварительного просмотра. В этом случае страницы книги листаются до тех пор, пока не отыщется нужный раздел. Его читают углубленно.

Чтение-просмотр-сканирование. Чтение-просмотр используют для предварительного ознакомления с книгой. С помощью этого метода определяют ценность книги: «пробегают» предисловие, по оглавлению выискивают наиболее важные положения, просматривают заключение, составляется «диагноз» книги. Сканирование – быстрый просмотр с целью поиска фамилии, слова, факта. Развивая и тренируя зрительный аппарат, и особенно периферийное зрение, читатель при взгляде на страницу текста мгновенно увидеть нужные сведения.

Все способы показывают сложность и многообразие задач, возникающих при реализации такого, казалось бы, естественного и простого процесса, как чтение.

Чтение учебника – это углубленное чтение. Оно требует повышенного внимания и усвоения прочитанного. Поэтому в данном случае важно делать записи.

Конспекты (т.е. записи) в работе над учебниками можно разделить на две

группы:

- конспекты изучаемой литературы;

- конспекты будущих выступлений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: