РЕКОМЕНДАЦИИ
Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образованиив Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2020, № 9, ст. 1137), Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 сентября 2017 г., регистрационный № 48226), приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации иосуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», приказа Минобразования РФ от 13.07.2001года № 2688 (ред. от 28.06.2002 года №2479) «Об утверждении Порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха»,СанПин 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»,Методическими рекомендациями по рациональной организации занятий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (подготовлены Безруких М.М., академик РАО, доктор биол. наук, профессор; Макарова Л.В., канд.мед.наук, зав.лабораториейфизолого-гигиенических исследований в образовании; Параничева Т.М., канд.биол.наук, ведущий научный сотрудник лаборатории физиолого-гигиенических исследований в образовании, Москва, 2020 г.), Рекомендациями по организации работы организаций отдыха детей и их оздоровления в условиях сохранения рисков распространения COVID-19. MP 3.1/2.4. O-185 -20(разработаны Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека).
В соответствии со Статьей 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (в ред. от 24.04.2020) «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
1.Рекомендации разработаны в целях оказания методической помощи при реализации программы, детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием (далее - Программа) в образовательной организации с применением дистанционных образовательных технологий в период временных ограничений, связанных с эпидемиологической ситуацией.
1. Под сменой лагеря с дневным пребыванием понимается форма оздоровительной и образовательной деятельности в каникулярный период с обучающимися общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей с пребыванием обучающихся в дневное время и обязательной организацией их питания.
2. Организатором смены организации (учреждения) отдыха и оздоровления детей и подростков могут быть органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, органы по делам молодежи, а также образовательные учреждения, клубы по месту жительства, детские и молодежные объединения, иные заинтересованные организации, уставные документы которых позволяют организовывать подобный вид деятельности с обучающимися, воспитанниками.
2.1. Организатор смены организации (учреждения) отдыха и оздоровления детей и подростков несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:
- обеспечение жизнедеятельности специализированной смены организации (учреждения) отдыха и оздоровления детей и подростков;
- создание условий, обеспечивающих жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и сотрудников;
- качество реализуемых программ деятельности специализированной смены организации (учреждения);
- соответствие форм, методов и средств при проведении смены возрасту, интересам и потребностям обучающихся, воспитанников;
- соблюдение прав и свобод обучающихся, воспитанников и сотрудников смены организации (учреждения) отдыха и оздоровления детей и подростков.
2.2. Смена организации (учреждения) проводится для детей 7 - 14 лет на период летних каникул решением организатора смены по согласованию с руководством учреждения (организации), на базе которого проводится смена учреждения.
Программа содержания деятельности смены организации (учреждения) должна соответствовать возрастным особенностям участников смены.
2.3. Основные цели и задачи работы педагогического коллектива при проведении смены:
- создание необходимых условий для оздоровления, отдыха и рационального использования каникулярного времени у обучающихся, воспитанников, формирования у них общей культуры и навыков здорового образа жизни;
- создание максимальных условий для быстрой адаптации обучающихся, воспитанников с учетом возрастных особенностей.
2.4. Продолжительность смены в дистанционном формате составит 21 календарный день, включая общевыходные и праздничные дни, всего 18 рабочих дней. Продолжительность смены лагеря определяется соответствующими Санитарно-эпидемиологическими правилами. Изменение продолжительности смены лагеря допускается по согласованию с территориальными центрами госсанэпиднадзора.
3. Программа направлена на воспитание и социализациюобучающихся и реализуется образовательными организациями с учетом потребностей и интересов обучающихся и их родителей (законных представителей), в том числе с привлечением ресурсов других организаций и применением сетевой формы взаимодействия.
4. При реализации программы с применением дистанционных образовательных технологий образовательные организации могут организовывать деятельность обучающихся с использованием:
4.1.1. образовательных технологий (мастер-классы, развивающие занятия, консультации, тренировки, тематические классные часы, конференции и другие мероприятия, проводимые в режиме реального времени при помощи телекоммуникационных систем);
4.1.2. возможностей электронного обучения (формирование подборок образовательных, просветительских и развивающих материалов, онлайн- тренажеров, представленных на сайте Министерства просвещения Российской Федерации по адресу https://edu.gov.ru/distance);
4.1.3. бесплатных интернет-ресурсов, сайтов учреждений культуры и спорта, открывших трансляции спектаклей, концертов, мастер-классов, а также организаций, предоставивших доступ к музейным, литературным, архивным фондам;
4.1.4. ресурсов средств массовой информации (образовательные и научнопопулярные передачи, фильмы и интервью на радио и телевидении).
5. Для эффективной реализации программы, а также оперативного реагирования в случаях возникновения затруднений в использования рекомендованных образовательной организацией ресурсов и материалов образовательная организация обеспечивает:
- проведение тематических мероприятий для обучающихся;
- регулярное консультирование по техническим и организационным вопросам реализации программы;
- информирование обучающихся и родителей (законных представителей) об актуальном расписании дистанционных активностей, проведения конкурсных и просветительских мероприятий.
6. Для реализации программ образовательные организации:
- формируют план-сетку мероприятий, проводимых дистанционно по одному или нескольким направлениям программы (духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни).
- размещают на официальных сайтах образовательных организаций и доводят до сведения родителей (законных представителей) расписание запланированных активностей и образовательной деятельности обучающихся;
- обеспечивают регулярную публикацию анонсов и новостей о возможностях участия в мероприятиях в рамках программы, в том числе проводимых с участием организаций-партнеров, учреждений в сфере спорта и культуры;
- информируют родителей (законных представителей) обучающихся о добровольности участия в запланированных активностях, конкурсных и просветительских мероприятиях.
7. В рамках мероприятий смены образовательными организациями могут быть организованы в дистанционном режиме:
- проектные и исследовательские работы обучающихся;
- просмотр с последующим обсуждением записей кинокартин, спектаклей, концертов;
- посещение виртуальных экспозиций музеев, выставок, лекториев;
- оздоровительные и спортивные мероприятия, в том числе физические разминки и гимнастика, занятия с тренерами и спортсменами;
- занятия и мастер-классы педагогов дополнительного образования;
- творческие студии и конкурсы с дистанционным представлением выполненных обучающимися работ;
- занятия в спортивных секциях в формате видеоконференцийили с дистанционной передачей видеозаписей упражнений;
- спортивные соревнования по видам спорта, не требующим очного присутствия (шахматы, шашки, киберспортивные дисциплины).
8. В рамках программы образовательные организации проводят в дистанционном режиме:
- акции, конкурсы, онлайн-лекции и посвященные памятным датам в истории России, приуроченные к государственным праздникам;
- социальные акции, флешмобы и другие мероприятия, приуроченные к празднованию значимых дат и государственных праздников, другие мероприятия, направленные на повышение социальной успешности обучающихся;
- мероприятия по формированию коммуникативных компетенций обучающихся, навыков безопасного поведения в социальной и информационной среде.
9. Образовательные организации размещают на официальных сайтах и регулярно обновляют информацию о запланированных активностях в рамках курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации в условиях применения дистанционных образовательных технологий.
Пример организации мероприятия в режиме видеоконференцсвязи
с использованием платформы Скайп
Шаг 1. Зайти по ссылке https://www.skype.com/ru/free-conference-call/
Шаг 2. Создать бесплатную уникальную ссылку нажимаем на кнопку «Создать бесплатное собрание » (рисунок 1):
Рисунок 1.
Шаг 3. Скопировать ссылку на собрание и отправьте ее участникам. Затем нажмите на кнопку «Позвонить » (рисунок 2):
Рисунок 2.
Шаг 4. Нажмите кнопку «Присоединиться как гость » (рисунок 3):
Рисунок 3.
Шаг 5. Ввести свое имя и нажать на кнопку «Присоединиться » (рисунок 4):
Рисунок 4.
Шаг 6. Нажать на кнопку «Позвонить » и начать занятие (рисунок 5).
Рисунок 5
Приложение 2