Классификация моторных масел




Масла моторные

Моторные масла предназначены для смазывания двигателей внутреннего сгорания. В зависимости от назначения их подразде­ляют на масла для дизелей, карбюраторных и авиационных двигателей.

Масла моторные на нефтяной основе с присадками в соответствии с ГОСТ 17479.1-85 классифицируются по эксплуатационным свойствам на группы масел в зависимости от степени форсирования двигателей.

Величина вязкости и эксплуатационные свойства являются основой назначения марок моторных масел по каждой группе, указанной в таблице 3.5.

Принятая система обозначения моторных масел (кроме авиационных) основана на вязкости и эксплуатационных свойствах масел (ГОСТ 17479.1-85).

В зависимости от кинематической вязкости моторные масла делят на классы. Дробные классы указывают, что по вязкости при температуре -180С масло соответствует классу, указанному в числителе, по вязкости при температуре 1000С - классу, указанному в знаменателе.

Таблица 1

Классы вязкости моторных масел (ГОСТ 17479.1)

 

Класс , мм2 , мм2 Класс , мм2 , мм2
Зз З,8 1250 Зз/8 7,0-9,5 2500
4,1 2600 4з/6 5,6-7,0 2600
5,6 6000 4з/8 7,0-9,5 2600
5,6 10400 4з/10 9,5-11,5 2600
  5,6-7,0 - 5з/10 9,5-11,5 6000
  7,0-9,5 - 5з/12 11.5-13,0 6000
  9,5-11,5 - 5з/14 13,0-15,0 6000
  11,5-13,0 - 6з/10 9,5-11,5 10 400
  13,0-15,0 - 6з/14 13,0-15,0 10 400
  15,0-18,0 - 6з/16 15,0-18,0 10 400
  18,0-23,0 -      

Индекс 1 присваивают маслам для карбюраторных двига­телей, индекс 2 - для дизелей. Универсальные масла, предназначен­ные для использования как в дизелях, так и карбюраторных двига­телях одного уровня форсирования, индекса в обозначении не име­ют. Универсальные масла, принадлежащие к разным группам, име­ют двойное обозначение, в котором первое характеризует качество масла как дизельного, второе - как карбюраторного.

В зависимости от области применения моторные масла делят на группы А, Б, В, Г, Д, Е. Масла группы Б, В, Г подразделяют на подгруппы

Бl, Б2, В1, В2 и Г1, Г2. Индекс 1 присвоен маслам для карбюраторных двигателей, индекс 2 - для дизелей. Универсальные моторные масла, предназначенные для использования, как в дизелях, так и карбюраторных двигателях одного уровня форсирования индекса в обозначении не имеют.

 

Таблица 3.5

Классификация моторных масел

Группы масел по экспл.свойствам Рекомендуемая область применения
А Нефорсированные карбюраторные дизельные двигатели
Б Б1 Б2 Малофорсированные карбюраторные двигатели То же, дизельные двигатели
В В1 В2 Среднефорсированные карбюраторные двигатели То же, дизельные двигатели
Г Г1 Г2 Высокофорсированные карбюраторные двигатели То же, дизельные двигатели
Д Дизельные двигатели, работающие в тяжелых условиях
Е Дизельные малооборотные двигатели с лубрикаторной ситемой мазки, работающие на тяжелом топливе, содержанием серы до 3,5%

 

Масла группы А не содержат присадок и предназначены для нефорсированных карбюраторных и дизельных двигателей. Масла с присадками группы Б1 - для смазки малофорсированных дизельных двигателей; масла группы В1 и В2 - для смазки среднефорсированных карбюраторных и дизельных двигателей; масла группы Г1 и Г2 - для смазки высокофорсированных карбюраторных и дизельных двигателей.

Масла группы Д применяют в высокофорсированных дизельных двигателях, работающих в тяжелых условиях, а группы Е - малооборотных дизельных, имеющих лубрикаторную (принудительную) систему смазки и работающих на тяжелом топливе с содержанием серы до 3,5%.

Условные обозначения моторных масел по ГОСТ 17479.1-85: первый буквенный индекс М обозначает моторное масло; цифровой индекс указывает класс вязкости (8,10, 12 или 63/10); второй буквенный индекс А, Б, В, или Г - группу по эксплуатационным свойствам; цифровой индекс 1 обозначает, что масло для карбюраторных двигателей, а индекс 2 - для дизельных двигателей. Универсальные масла, принадлежащие к разным группам, имеют двойное обозначение, в котором первое характеризует масло при применении в дизелях, второе - в карбюраторных двигателях. Индекс «з» означает наличие загущенных присадок в масле.

Примеры обозначения моторных масел: М-8Г1 - моторное масло класса вязкости 8 для высокофорсированных карбюраторных двигателей; М-10-В2 - моторное масло класса вязкости 10 для среднефорсированных двигателей; М-6з/10-В2 - моторное масло класса вязкости 6з/10, загущенное для среднефорсированных двигателей.

Масло М-6з/10-В - расшифровывается так: М - моторное, 6з/10 - класс вязкости, В - универсальное масло для среднефорсированных карбюраторных двигателей.

Моторные масла в соответствии с предъявленными требованиями должны:

· обладать высокими антикоррозионными свойствами;

· бесперебойно поступать к трущимся деталям двигателя при любых режимах работы и температурных условиях;

· обеспечивать минимальный износ деталей двигателя с минимальными затратами энергии на преодоление трения;

· не образовывать при длительной работе двигателя нагаро- и лакоотложений на деталях цилиндропоршневой группы и низкотемпературных отложений в каналах маслоподачи и на стенках картера;

· иметь высокую стабильность (не изменять своих свойств в процессе работы и при хранении;

· уплотнять зазоры в сопряжениях работающего двигателя (цилиндропоршневой группы);

· отводить тепло от трущихся деталей и продукты износа из зоны трения;

· обеспечивать минимальный расход в двигателе и большой срок службы до замены;

· быть экономичным.

В практике нередко возникает необходимость выбрать отечественное масло для импортируемой техники или зарубежный продукт для экспортируемой. Несмотря на разнообразие марок моторных масел, выпускаемых многочисленными нефтеперерабатывающими фирмами, в их обозначениях имеется указание на класс вязкости по системе SAE (Американское общество автомобильных инженеров) и уровень эксплуатационных свойств по системе API (Американский институт нефти).

Таблица 3.6



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: