Масла моторные
Моторные масла предназначены для смазывания двигателей внутреннего сгорания. В зависимости от назначения их подразделяют на масла для дизелей, карбюраторных и авиационных двигателей.
Масла моторные на нефтяной основе с присадками в соответствии с ГОСТ 17479.1-85 классифицируются по эксплуатационным свойствам на группы масел в зависимости от степени форсирования двигателей.
Величина вязкости и эксплуатационные свойства являются основой назначения марок моторных масел по каждой группе, указанной в таблице 3.5.
Принятая система обозначения моторных масел (кроме авиационных) основана на вязкости и эксплуатационных свойствах масел (ГОСТ 17479.1-85).
В зависимости от кинематической вязкости моторные масла делят на классы. Дробные классы указывают, что по вязкости при температуре -180С масло соответствует классу, указанному в числителе, по вязкости при температуре 1000С - классу, указанному в знаменателе.
Таблица 1
Классы вязкости моторных масел (ГОСТ 17479.1)
Класс | , мм2/с | , мм2/с | Класс | , мм2/с | , мм2/с |
Зз | З,8 | 1250 | Зз/8 | 7,0-9,5 | 2500 |
4з | 4,1 | 2600 | 4з/6 | 5,6-7,0 | 2600 |
5з | 5,6 | 6000 | 4з/8 | 7,0-9,5 | 2600 |
6з | 5,6 | 10400 | 4з/10 | 9,5-11,5 | 2600 |
5,6-7,0 | - | 5з/10 | 9,5-11,5 | 6000 | |
7,0-9,5 | - | 5з/12 | 11.5-13,0 | 6000 | |
9,5-11,5 | - | 5з/14 | 13,0-15,0 | 6000 | |
11,5-13,0 | - | 6з/10 | 9,5-11,5 | 10 400 | |
13,0-15,0 | - | 6з/14 | 13,0-15,0 | 10 400 | |
15,0-18,0 | - | 6з/16 | 15,0-18,0 | 10 400 | |
18,0-23,0 | - |
Индекс 1 присваивают маслам для карбюраторных двигателей, индекс 2 - для дизелей. Универсальные масла, предназначенные для использования как в дизелях, так и карбюраторных двигателях одного уровня форсирования, индекса в обозначении не имеют. Универсальные масла, принадлежащие к разным группам, имеют двойное обозначение, в котором первое характеризует качество масла как дизельного, второе - как карбюраторного.
В зависимости от области применения моторные масла делят на группы А, Б, В, Г, Д, Е. Масла группы Б, В, Г подразделяют на подгруппы
Бl, Б2, В1, В2 и Г1, Г2. Индекс 1 присвоен маслам для карбюраторных двигателей, индекс 2 - для дизелей. Универсальные моторные масла, предназначенные для использования, как в дизелях, так и карбюраторных двигателях одного уровня форсирования индекса в обозначении не имеют.
Таблица 3.5
Классификация моторных масел
Группы масел по экспл.свойствам | Рекомендуемая область применения |
А | Нефорсированные карбюраторные дизельные двигатели |
Б Б1 Б2 | Малофорсированные карбюраторные двигатели То же, дизельные двигатели |
В В1 В2 | Среднефорсированные карбюраторные двигатели То же, дизельные двигатели |
Г Г1 Г2 | Высокофорсированные карбюраторные двигатели То же, дизельные двигатели |
Д | Дизельные двигатели, работающие в тяжелых условиях |
Е | Дизельные малооборотные двигатели с лубрикаторной ситемой мазки, работающие на тяжелом топливе, содержанием серы до 3,5% |
Масла группы А не содержат присадок и предназначены для нефорсированных карбюраторных и дизельных двигателей. Масла с присадками группы Б1 - для смазки малофорсированных дизельных двигателей; масла группы В1 и В2 - для смазки среднефорсированных карбюраторных и дизельных двигателей; масла группы Г1 и Г2 - для смазки высокофорсированных карбюраторных и дизельных двигателей.
Масла группы Д применяют в высокофорсированных дизельных двигателях, работающих в тяжелых условиях, а группы Е - малооборотных дизельных, имеющих лубрикаторную (принудительную) систему смазки и работающих на тяжелом топливе с содержанием серы до 3,5%.
Условные обозначения моторных масел по ГОСТ 17479.1-85: первый буквенный индекс М обозначает моторное масло; цифровой индекс указывает класс вязкости (8,10, 12 или 63/10); второй буквенный индекс А, Б, В, или Г - группу по эксплуатационным свойствам; цифровой индекс 1 обозначает, что масло для карбюраторных двигателей, а индекс 2 - для дизельных двигателей. Универсальные масла, принадлежащие к разным группам, имеют двойное обозначение, в котором первое характеризует масло при применении в дизелях, второе - в карбюраторных двигателях. Индекс «з» означает наличие загущенных присадок в масле.
Примеры обозначения моторных масел: М-8Г1 - моторное масло класса вязкости 8 для высокофорсированных карбюраторных двигателей; М-10-В2 - моторное масло класса вязкости 10 для среднефорсированных двигателей; М-6з/10-В2 - моторное масло класса вязкости 6з/10, загущенное для среднефорсированных двигателей.
Масло М-6з/10-В - расшифровывается так: М - моторное, 6з/10 - класс вязкости, В - универсальное масло для среднефорсированных карбюраторных двигателей.
Моторные масла в соответствии с предъявленными требованиями должны:
· обладать высокими антикоррозионными свойствами;
· бесперебойно поступать к трущимся деталям двигателя при любых режимах работы и температурных условиях;
· обеспечивать минимальный износ деталей двигателя с минимальными затратами энергии на преодоление трения;
· не образовывать при длительной работе двигателя нагаро- и лакоотложений на деталях цилиндропоршневой группы и низкотемпературных отложений в каналах маслоподачи и на стенках картера;
· иметь высокую стабильность (не изменять своих свойств в процессе работы и при хранении;
· уплотнять зазоры в сопряжениях работающего двигателя (цилиндропоршневой группы);
· отводить тепло от трущихся деталей и продукты износа из зоны трения;
· обеспечивать минимальный расход в двигателе и большой срок службы до замены;
· быть экономичным.
В практике нередко возникает необходимость выбрать отечественное масло для импортируемой техники или зарубежный продукт для экспортируемой. Несмотря на разнообразие марок моторных масел, выпускаемых многочисленными нефтеперерабатывающими фирмами, в их обозначениях имеется указание на класс вязкости по системе SAE (Американское общество автомобильных инженеров) и уровень эксплуатационных свойств по системе API (Американский институт нефти).
Таблица 3.6