Изучение алфавита английского языка начинается с первых уроков во 2-м классе. К этому времени учащиеся начальной школы уже изучили алфавит родного языка, научились читать и писать. Поэтому при изучении английского языка следует опираться на уже имеющиеся у детей, используя сопоставления и сравнения.
Начнем со сказки.
«В королевстве английского языка живут разные подданные – это и слова, и предложения, и существительные, и глаголы, и точки, и запятые, и, конечно же, буквы.
Вы хотите научиться читать и писать по-английски? Тогда давайте начнем знакомиться с нашими новыми друзьями – буквами английского алфавита. Посмотрите на них: это не просто буквы, а жители королевства английского языка.
Прежде чем мы начнем знакомиться с нашими новыми друзьями, я хочу вам напомнить, что у каждого из нас есть полное и краткое имя. Полное имя, как в свидетельстве о рождении, например, Владимир или Екатерина, а краткое – как нас называют родители или знакомые: Вова, Катя. Также и у английских букв будут полные имена: этим именем буква будет называться только в алфавите, и краткое – так она будет читаться в разных словах. Мы с вами будем учить и полное и краткое имя. А помогать нам будут в этом звуки. Что такое звук? (Ответ учащихся). Правильно: звук мы произносим, а букву – пишем. Но звук еще можно записать так же, как и букву, только в особом домике [ ], это специальный домик-скобка для звука. Ну, а теперь мы готовы к знакомству с первыми буквами!»
Начинать следует с изучения согласных букв. На первых трех уроках вводятся 15 «послушных» букв- согласных. (Например на первом уроке изучаем буквы- B, K, M, P, T - так как их написание схоже с написанием русских букв - на это следует обратить внимание, на следующем уроке X, D, F, J, L и N, Q, S, V, Z) На уроке каждая буква вводится вместе с транскрипцией, например: B [bi:] – [b]. При этом каждый раз напоминаем, что полное имя буква использует, только в алфавите, а на работе- в слове, ее называют кратко. Например: буква B [bi:]- на работе в слове, читается [b].
При изучении буквы X, что бы легче запомнить,можно сказать, что эту букву очень любят кошки, так как в слове она читается [ks].
При изучении буквы Q рассказ о том, что эта буква- трусишка и никуда не ходит одна, без мамы- буквы U. И вместе они квакают как лягушки [kw].
Один урок отводится на изучение букв C, G и один на изучение букв H, W, R.
При изучении букв C, G- можно воспользоваться следующим рассказом. Эти буквы хуликанки и любят пугать маленьких и беззащитных- I, Y, E. Когда после них стоит одна из этих букв буква C начинает шипеть как змея [s], а буква G произносить непонятный клич- [d3]. Когда же после них становятся другие буквы, они их сами боятся и буква C претворяется больной и старой- [k], а буква G произносит только[g].
H, R, W - эти ребята вообще не любят сознаваться во всех своих проделках и никогда честно не признаются, как их зовут. Вот поэтому в словах они читаются так, что вы никогда не догадаетесь, как их полное имя в алфавите.
H – [h], W– [w]
Третью букву R называют «шпионкой». Ведь если на нее посмотреть внимательно, то она очень похожа на букву Я из нашего алфавита. Только в нашем алфавите это буква гласная, а в королевстве английского языка буква R – согласная. Она, как шпионка, маскируется: в алфавите называется [a:], а в словах читается как звук [r].
Затем идет изучение английских гласных.
При изучении гласных можно рассазать традиционную сказку про открытые и закрытые домики, но мне пришла в голову другая мысль. Младшие школьники любят чудеса, волшебников и победу добра над злом. Вот, что получилось:
«Жили- были маленькие принцессы- наши английские гласные- Aa, Ee, Ii, Oo, Yy, Uu. Каждая из них любила петь, а что больше всего на свете любят петь гласные- конечно свое имя.
Aa -[ei]- каждое утро она вставала раньше всех и громко приветствовала своих подружек: «Эй! Наступило утро! Пора вставать! Скорее все просыпайтесь и на работу!»
Ee -[i]- эта была тихая и спокойная буковка, она никогда не возражала, всегда соглашалась с буквой своими подружками. Только каждый раз перед тем, как согласится, тихо вздыхала и говорила: «И-и, давайте сделаем так»
Ii и Yy - [ai]- Эти две девчонки были большими проказницами. Они постоянно затевали какие-нибудь игры, поэтому из окон их домика всегда доносились веселые возгласы: «Ай! Ты опять меня обыграла!» или «Wай! Ты снова играешь не честно!».
Oo - [ou]- много читала. Во время чтения буква О с удовольствием ела свои любимые пончики и скоро сама стала кругленькая, как пончик. Прочитав что-нибудь интересное, она всегда делала себе закладки и говорила: «Оу, про это надо рассказать всем девчонкам!».
Uu - [ju:]- Ей всегда во всем сопутствовала удача. Чтобы удача никогда ее не покидала, буковка U повесила на крыше своего домика подкову счастья, а этотак похоже на нашу букву U.
Но согласные не умеют петь и стало им завидно- вот они и решили- пусть гласные тоже не поют! Взяли и закрыли их собой теперь гласные не могут петь свое имя, а лишь жалобно плакать…
Aa - теперь произносит только[æ]
Ee- теперь произносит только [e]-
Ii и Yy - [i]
Oo - [o]
Uu - [^]
Но всегда спокойная и тихая буква Ee решила спасти своих подружек она встала в конце словаи…произошло чудо- гласные снова могут петь свою любимую песенку! Правда сама буква Ее при этом теряет голос и не может ничего произнести. Но она пожертвовала собой ради подруг!»
При закреплении гласных и правил чтения использую следующие стихи.
A is my name,
Two sounds I make,
[æ] is in fl a g,
[ei] is in m a ke.
E is my name,
Two sounds for me,
[e] is in p e t,
And [i:] is in meal.
I is my name,
Three sounds have I,
[ə:] is in g ir l,
[i] is in p i g,
[ai] is in f i ve.
My name is O,
Four sounds you know,
[u] is in l oo k,
[əu] is in go.
The third one is [ɔ:],
You find it in sh or t.
The last sound [u:]
The bird says cuck oo.
Y is my name,
Two sounds have Y,
[i] is in twent y,
[ai] is in m y.
U is my name,
Three sounds has U,
[ʌ] is in p u ppy,
[ju:] is in cute.
And like on circle
[ə:] is in purple.
Надо помнить о том, что изучение букв (знакомство с буквой и прописывание ее) на уроке составляет не более 15 минут от урока, т.е.1/4 урока. Остальная часть урока – это фонетическая, лексическая работа, а также зарядка, песни, стихи и игры, в том числе и игры с буквами. Надеюсь, что предложенная сказка поможет вам сделать ваши уроки интересными и запоминающимися. Желаю всем своим коллегам успехов и творчества!