ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №18





 

 

1.Ценности и ценностные ориентации в педагогической аксиологии.

Педагогическая аксиология – это большая область педагогических знаний, которая рассматривает ценности образования со стороны самоценности человека и осуществляет ценностные подходы к образованию в целом, базируясь на ценности самого образования. Ценности и ценностные ориентации изучает аксиология (от греч. axia – «ценность») - отрасль философского знания. Ценностные ориентации, как структурный элемент личности, иерархию ценностей и ориентацию личности в них изучает психология. Формированием личностно – ценностного подхода, т. е. управлением процессом ориентации личности в ценностях, изучением вопросов формирования ценностных ориентаций занимается педагогика С педагогической точки зрения ценностями следует считать то, что полезно для жизни школьника, что способствует развитию и совершенствованию его личности. «Ценностью может быть как явление внешнего мира (предмет, вещь, событие, поступок), так и факт мысли (идея, образ, научная концепция). Ценностные ориентации представляют собой субъективное внутри личностное образование, которое формируется в результате интериоризации (переход извне внутрь) ценностей и норм социального окружения. Они закрепляются индивидуальным жизненным опытом человека, ограничивая значимое для него от незначимого, существенное от несущественного. Устоявшаяся система ценностных ориентаций образует стержень сознания личности, позволяющий человеку определять цели и направления своего развития, регулировать и проявлять особенности своего поведения.

2. Способы удовлетворения потребностей человека на основе системы ценностей.

Система ценностей - это совокупность материальных или идеальных предметов, обладающие значимостью для данного социального субъекта с позиций удовлетворения его потребностей и интересов. В данной трактовке можно представить многочисленные определения ценностей, которые существуют в отечественной науке. Ценностные ориентации, которые происходят от устоявшейся системы ценностей, являются установками для личности на ценности материальной и духовной культуры.

Ценности и ценностные ориентации выполняют ряд функций, основной из которых является - регулятивная, а именно регулирование поведением личности в определенных социальных условиях.

+ На основе системы ценностей устанавливается очередность удовлетворения потребностей, их градация по уровню значимости.

Степень значимости тех или иных предметов и услуг во многом определяет поведение человека и должна точно оцениваться работниками сервиса. Так, все люди носят одежду, едят и спят, многие занимаются спортом, почти все читают книги, слушают музыку, смотрят кинофильмы. Но очередность и степень удовлетворения этих потребностей могут сильно различаться. На нее влияют природные, экономические, культурные и политические факторы.

+ На основе системы ценностей разрабатываются способы удовлетворения потребностей.

Одна и та же потребность может быть удовлетворена разными путями, которые по-своему формируются в каждой культуре. Так, сложную потребность в самореализации и придании смысла своему существованию совершенно по-разному будут реализовывать профессиональный политик, спортсмен, священнослужитель, подросток и т. д. Однако в реализации потребностей действуют и некоторые общечеловеческие правила. Так, практически у всех народов считается недопустимым удовлетворять, например, потребность в еде путем воровства

 

3. Раскройте специфические педагогические ценности образования.

 

Педагогические ценности различаются по уровню своего су­ществования, который может стать основой их классификации. Используя это основание, выделим личностные, групповые и социальные педагогические ценности. Социально-педагогические ценности отражают характер и со­держание тех ценностей, которые функционируют в различных социальных системах, проявляясь в общественном сознании. Это совокупность идей, представлений, норм, правил, традиций, рег­ламентирующих деятельность общества в сфере образования. Групповые педагогические ценности можно представить в виде идей, концепций, норм, регулирующих и направляющих педаго­гическую деятельность в рамках определенных образовательных институтов. Совокупность таких ценностей имеет целостный ха­рактер, обладает относительной стабильностью и повторяемостью. Личностно-педагогические ценности выступают как социаль­но-психологические образования, в которых отражаются цели, мотивы, идеалы, установки и другие мировоззренческие харак­теристики личности учителя, составляющие в своей совокупнос­ти систему его ценностных ориентации. Аксиологическое "Я" как система ценностных ориентации содержит не только когнитив­ные, но и эмоционально-волевые компоненты, играющие роль ее внутреннего ориентира. В нем ассимилированы как социально-педагогические, так и профессионально-групповые ценности, служащие основанием индивидуально-личностной системы педа­гогических ценностей. Эта система включает: Среди названных педагогических ценностей можно выделить ценности самодостаточного и инструментального типов, разли­чающиеся по предметному содержанию. Самодостаточные цен­ности — это ценности-цели, включающие творческий характер труда педагога, престижность, социальную значимость, ответст­венность перед государством, возможность самоутверждения, лю­бовь и привязанность к детям. Ценности этого типа служат ос­нованием развития личности и учителя, и учащихся. Ценности-цели выступают в качестве доминирующей аксиологической функции в системе других педагогических ценностей, поскольку в целях отражен основной смысл деятельности учителя. Цели педагогической деятельности определяются конкретны­ми мотивами, адекватными тем потребностям, которые реализу­ются в ней. Этим объясняется их ведущее положение в иерархии потребностей, к которым относятся: потребность в саморазвитии, самореализации, самосовершенствовании и развитии других. В сознании педагога понятия "личность ребенка" и "Я-профессионал" оказываются взаимосвязанными. Осуществляя поиск путей реализации целей педагогической деятельности, педагог выбирает свою профессиональную страте­гию, содержание которой составляет развитие себя и других. Сле­довательно, ценности-цели отражают государственную образова­тельную политику и уровень развития самой педагогической на­уки, которые, субъективируясь, становятся значимыми фактора­ми педагогической деятельности и влияют на инструментальные ценности, называемые ценностями-средствами. Они формируют­ся в результате овладения теорией, методологией и педагогиче­скими технологиями, составляя основу профессионального обра­зования педагога. Ценности-средства — это три взаимосвязанные подсистемы: собственно педагогические действия, направленные на решение профессионально-образовательных и личностно-развивающих за­дач (технологии обучения и воспитания); коммуникативные дей­ствия, позволяющие реализовать личностно и профессионально ориентированные задачи (технологии общения); действия, отра­жающие субъектную сущность педагога, которые интегративны по своей природе, так как объединяют все три подсистемы дейст­вий в единую аксиологическую функцию. Ценности-средства подразделяются на такие группы, как ценности-отношения, цен­ности-качества и ценности-знания. Ценности-отношенияобеспечивают педагогу целесообразное и адекватное построение педагогического процесса и взаимодей­ствия с его субъектами. Отношение к профессиональной деятель­ности не остается неизменным и варьирует в зависимости от ус­пешности действий педагога, от того, в какой мере удовлетворя­ются его профессиональные и личностные потребности. Ценно­стное отношение к педагогической деятельности, задающее спо­соб взаимодействия педагога с учащимися, отличается гуманисти­ческой направленностью. В ценностных отношениях в равной мере значимыми является отношение педагога к себе как к про­фессионалу и личности. Здесь правомерно указать на существо­вание и диалектику "Я-реального", "Я-ретроспективного", "Я-идеального", "Я-рефлексивного", "Я-профессионального". Дина­мика этих образов определяет уровень личностно-профессионального развития педагога. В иерархии педагогических ценностей наиболее высокий ранг имеют ценности-качества, так как именно в них проявляются личностно-профессиональные характеристики педагога. К их числу относятся многообразные и взаимосвязанные индивидные, личностные, статусно-ролевые и профессионально-деятельностные качества. Данные качества оказываются производными от уровня развития целого ряда способностей: прогностических, коммуникативных, креативных (творческих), эмпатийных, интел­лектуальных, рефлексивных и интерактивных. Ценности-отношения и ценности-качества могут не обеспечить необходимый уровень осуществления педагогической деятельно­сти, если не будет сформирована и усвоена еще одна подсистема — подсистема ценностей-знаний. В нее входят не только психо­лого-педагогические и предметные знания, но и степень их осо­знания, умения осуществить их отбор и оценку на основе концеп­туальной личностной модели педагогической деятельности. Ценности-знания это определенным образом упорядочен­ная и организованная система знаний и умений, представленная в виде педагогических теорий развития и социализации лично­сти, закономерностей и принципов построения и функциониро­вания образовательного процесса и др. Овладение педагогом фун­даментальными психолого-педагогическими знаниями создает условия для творчества, позволяет ориентироваться в профессио­нальной информации, решать педагогические задачи на уровне современной теории и технологии, используя продуктивные твор­ческие приемы педагогического мышления.

 





Читайте также:
Основные направления модернизма: главной целью модернизма является создание...
Экономика как подсистема общества: Может ли общество развиваться без экономики? Как побороть бедность и добиться...
Жанры народного творчества: Эпохи, люди, их культуры неповторимы. Каждая из них имеет...
Обучение и проверка знаний по охране труда на ЖД предприятии: Вредный производственный фактор – воздействие, которого...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2019 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.011 с.