ТРАДИЦИИ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ТУВИНЦЕВ




В 2010 году Правительством РФ утверждены Основы государственной политики в области здорового питания населения на период до 2020 года с целью сохранения и укрепления здоровья, профилактики заболеваний, обусловленных неполноценным и несбалансированным питанием. Одной из мер реализации Основ является популяризация здорового питания. В этом отношении хотелось бы обратиться к опыту традиционных рационов национальных кухонь, например, тувинской.

Как пишет известный этнограф начала ХХ века Е.К. Яковлев, «важнейшим же пищевым продуктом является молоко и мясо. В среднезажиточном хозяйстве на мясную пищу падает около 20% бюджетных расходов, а на молочную (молоко, масло) - добрая половина»[1]. Действительно, издревле в рационе тувинцев, проживающих в суровых, резкоконтинентальных климатических условиях Центральной Азии (годовой перепад температур достигает 90оС), основным пищевым компонентом были мясные продукты (баранина, говядина, конина, мясо диких животных), что обусловлено необходимостью компенсировать высокие энергетические затраты организма, особенно в осенне-зимне-весенний период. При этом превалировавший до первых десятилетий ХХ века родовой принцип организации административной жизни тувинского народа способствовал тому, что, например, в летний период мясо забитых для еды животных распределялось по всем семьям рода. Это исключало необходимость хранения свежего мяса на длительное время в жаркое время. Однако это не означает, что у тувинцев не было способов обработки мясных продуктов для длительного хранения. Одними из таких способов были вяление присоленных кусков мяса, высушивание мяса с последующим измельчением до порошкообразного состояния. При этом пищевая ценность мясных продуктов полностью сохранялась. Для кочевников-скотоводов, занимавшихся также охотой, такой способ сохранения мясных продуктов был основным для обеспечения круглогодичного их потребления и даже хранения в течение нескольких лет. Кроме того, такой способ сохранения мясных продуктов спасал во времена бескормицы, т.е. джута.

Необходимо отметить, что сложившийся веками рацион питания в определенных природно-климатических условиях выработал в организме кочевников определенные метаболические процессы, позволявшие эффективно перерабатывать пищу и максимально усваивать полезные, необходимые для жизнедеятельности компоненты. Исследователи Центральной Азии конца XIX – начала ХХ века отмечали отсутствие среди местного населения Урянхайского края (прежнее название Тувы) крайне ожиревших людей. На архивных, музейных фотографиях тувинцев, сделанных такими выдающимися исследователями как Ф.Я. Кон, П.Е. Островских, А.В. Адрианов, А. Левингтон и др., тувинцы в основном выглядят сухощавыми, поджарыми, без намека на накопление жировых отложений. Это и является свидетельством того, что традиционное питание тувинского народа было здоровым, способствующим сохранению и укреплению здоровья как отдельного человека, так и нации в целом.

В целом древние люди в условиях сурового выживания методом проб и ошибок веками вырабатывали свой стереотип питания. Народы, жившие на Севере питались мясом и рыбой, южане имели больше растительной пищи. Пища европейцев коренным образом отличалась от азиатской, а то, что любили одни, вызывало отвращение у других. Например, такой деликатес как жареные лапки зеленых озерных лягушек ценится во Франции, Канаде, Японии, Мексике, Индии и на Филиппинах, а у многих из нас этот продукт в лучшем случае отобьет аппетит.

В Республике Тыва славится мясо баранины. Производство мяса баранины на территории России в большей части популярно среди народов Закавказья, Калмыкии, Тувы и Бурятии, это связано отчасти тем, что климато-географическое расположение и ландшафт способствуют выращиванию овец и коз.

По итогам медицинских диспансерных обследований населения Республики Тыва и реализации губернаторского проекта «Маршрут здоровья» в 2016 году выявлено, что первое место среди факторов риска возникновения различных заболеваний, включая патологии сердечно-сосудистой системы и новообразования, занимает нерациональное питание. НИИ медико-социальных проблем и управления Министерства здравоохранения Республики Тыва считает возможным сбалансировать ежедневное питание путем введения традиционных национальных блюд.

Издревле тувинцы очень бережно относились к своим домашним животным: семь видов домашних животных и собака, сторожащая очаг, испокон веков были олицетворением богатства и стабильности тувинской семьи. Животных разделяли по дыханию - на тех, у которых оно горячее и тех, у кого холодное. К животным с горячим дыханием относятся овцы и лошадь. Мясо животных с горячим дыханием помогает пережить трескучие зимние морозы. О ритуале заготовки мяса писал в своих исследованиях Г. Грумм-Гржимайло, имеются описания и в указаниях Чингис-хана. Например, слово «забой» о мелком рогатом скоте тувинцы не используют и говорят «догерер». Для этого нельзя пугать и мучить животное: деликатно приводят к юрте, привязав к шее «баг» или приносили на руках, ставили с правой стороны перед юртой и, поглаживая бородку и брюхо, приговаривали: прося, чтобы поголовье скота не иссякало, а размножалось. В этом ритуале заключено не только желание сохранить поголовье, но и медицинский смысл.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: