ТЕСТЫ
ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ
(с древнейших времен до начала XXI в.)
Контрольно-измерительные материалы
Ростов-на-Дону
УДК 9(075.8)
ББК 63.3я7
Т 36
Тесты по Отечественной истории (с древнейших времен до начала XXI в.): контрольно-измерительные материалы / сост.: С.В. Крамская; ГБОУ ВПО РостГМУ Минздрава России. – Ростов н/Д: Изд-во РостГМУ, 2014. - с.
Материалы включают в себя тесты по Отечественной истории с древнейших времен до начала XXI века для текущего и итогового контроля. Пособие составлено на основании Государственного образовательного стандарта по Отечественной истории.
Предназначено для студентов 1 курса всех специальностей РостГМУ.
Рецензенты:
Жаров Л.В., доктор философских наук, профессор, зав.кафедрой истории и философии ГБОУ ВПО РостГМУ Минздрава России,
Карасева Т.А., кандидат исторических наук, доцент кафедры политической истории исторического факультета ЮФУ.
Рекомендовано к печати редакционно-издательским Советом ГБОУ ВПО РостГМУ Минздрава России.
Утверждено центральной методической комиссией ГБОУ ВПО РостГМУ Минздрава России. Протокол № от 2014 г.
Одобрено на заседании кафедры истории и философии РостГМУ Минздрава России. Протокол № 2 от 2 февраля 2014 г.
© ГБОУ ВПО РостГМУ Минздрава России, 2014
© Крамская С.В., составитель, 2014
Пояснительная записка
Назначение данного сборника тестовых заданий состоит в том, чтобы помочь студентам I курса всех факультетов и отделений (вечернего и заочного) РостГМУ обеспечить необходимый уровень усвоения исторических знаний. Данные материалы полностью соответствуют новому образовательному стандарту (третьего поколения). Материалы включают в себя тесты по Отечественной истории с IX в. по начало XXI века и соответствуют содержанию и структуре утвержденной на кафедре истории и философии Программе по Отечественной истории, построенной на модульной основе.
Работа с тестами способствует развитию у будущих медиков логического мышления в целом, формирование творческих способностей каждого студента, а также воспитание в них чувства патриота и гражданина России.
Основные теоретические положения тестов систематизированы в органической связи с фактами и составлены с учетом разного уровня знаний и подготовки студентов.
Задания составлены с учетом хронологических рамок исторического процесса, дают возможность проверить и закрепить ключевые даты, факты, понятия, причинно-следственные связи. Выделены творческие задания разной трудности, в том числе тесты на понятийный материал.
Главные достоинства тестового контроля – его оперативность и возможность быстро проверить любое необходимое количество студентов на семинарских и зачетных занятиях, вовремя выявить пробелы в знаниях обучающихся и существенно экономить учебное время. Тесты позволяют закрепить пройденный материал в конце семинарского занятия.
Тесты можно использовать для самоконтроля студентов, текущего и итогового контроля с любым учебником по Отечественной истории из Федерального перечня учебников.
СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ
«ГСЭ.Ф.03. Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.
Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в XI – XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в XIII – XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.
Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого Российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины II. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.
Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX в. и ее вклад в мировую культуру.
Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.
Россия в начале XX в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.
Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е годы. Нэп. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е годы. Внешняя политика.
Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е годы. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.
СССР накануне и в начальный период Второй мировой войны. Великая Отечественная война.
Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.
Попытки осуществления политических и экономических реформ.
НТР и ее влияние на ход общественного развития.
СССР в середине 60–80-х годов: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985–1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.
Становление новой российской государственности (1993–1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации.
Начало XXI века. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.
Становление русской цивилизации в начальный период ее истории (IX-XIII вв.)
1. Первые письменные свидетельства о славянах относятся к:
А) II-I вв. до н.э.
Б) I-II вв. н.э.
В) III-IV вв. н.э.
Г) I-V вв. до н.э.
2. Первые союзы племен-политические объединения восточных славян – появились в:
А) IV в.
Б) VI в.
В) VII в.
Г) V в.
3. К какой языковой общности принадлежат славяне?
А) тюркской
Б) уральской
В) индоевропейской
Г) романо-германской
4. Процесс становления новой этнической общности – это:
А) этногенез
Б) национализм
В) расизм
Г) панславизм
5. В предгосударственный период у восточных славян сложились два центра в:
А) Прибалтике и Причерноморье
Б) Новгороде и Приднепровье
В) Поволжье и на Дону
Г) Поволжье и Прибалтике
6. Переход от родовой общины к соседской у восточных славян произошел вследствие:
А) формирования союза племен