Решение по вопросу
«Защита прав детей с инвалидностью:
существующие проблемы и пути их решения»
Заслушав и обсудив выступления участников заседания, Общественный экспертный совет при Уполномоченном по правам человека в Удмуртской Республике отмечает, что проблема детской инвалидности является одной из самых актуальных и значимых.
Численность детей-инвалидов в Удмуртской Республике ежегодно увеличивается, на 1 октября 2018 года составила 5959 человек.
Из числа детей, признанных инвалидами, более половины - дети с врожденными аномалиями развития и психическими расстройствами.
Более 330 детей являются неизлечимо больными и нуждаются в паллиативной помощи.
Бесспорно, что наиболее приемлемая модель проживания ребенка с инвалидностью - это семья.
Поэтому помощь и поддержка семей, воспитывающих детей с инвалидностью, жизненно необходима.
Также необходима реализация комплекса мер, направленных на формирование действенной системы комплексной реабилитации и абилитации, которая должна содействовать нормальной жизни инвалида на протяжении всего его жизненного пути.
Несмотря на наличие в республике многих субъектов реабилитации и абилитации, ее эффективное функционирование как комплексной, межведомственной, последовательной, преемственной организовано недостаточно.
Отсутствует орган, координирующий деятельность участников системы реабилитации.
Отмечаются серьезные недостатки при организации и осуществлении ранней помощи, в том числе об информировании о службе ранней помощи, об оказываемых ею услугах; нет единого реестра детей, нуждающихся в такой помощи.
Анализ статистических сведений в области образования свидетельствует, что около 15% детей с инвалидностью не получают общее образование вообще.
Нехватка мест в дошкольных образовательных учреждениях, отсутствие в них специальных условий обуславливают охват дошкольным образованием менее 50% детей с инвалидностью.
Недостаточный спектр необходимых услуг в системе дополнительного образования является причиной тому, что дополнительным образованием занято всего лишь 11% от общего числа детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет.
Актуальной продолжает оставаться проблема недостатка квалифицированных кадров в области воспитания и сопровождения детей-инвалидов, в том числе дефектологов, логопедов, ассистентов (помощников).
Имеется проблема, связанная с предоставлением мер поддержки родителей, выбравших семейную форму обучения для своих детей, неоправданным переводом детей с проблемами социальной адаптации на программы для детей с ментальными нарушениями, а также на надомное обучение.
Особую заботу вызывает нерешенность вопросов сопровождения совершеннолетних молодых инвалидов, их трудоустройства, иной занятости, отсутствие программы подготовки к самостоятельному проживанию. Все это препятствует логическому завершению системы комплексной реабилитации.
В целях наиболее полного решения обозначенных проблем Общественный экспертный совет предлагает:
1. Принять к сведению доклад и иные выступления участников заседания Общественного экспертного совета.
2. Рекомендовать:
Государственному Совету Удмуртской Республики:
- рассмотреть возможность обращения с законодательной инициативой в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации о внесении изменений в Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части урегулирования в нем вопросов осуществления комплексной реабилитации и абилитации, оказания ранней помощи детям с инвалидностью, в том числе включения ранней помощи в направление комплексной реабилитации и абилитации;
Правительству Удмуртской Республики:
- определить орган исполнительной власти Удмуртской Республики - ответственный за содействие ребенку-инвалиду в реализации ИПРА, координирующий деятельность органов и организаций - участников системы реабилитации и абилитации;
- обеспечить надлежащий контроль за реализацией распоряжений Правительства Удмуртской Республики от 08.11.2017 № 1348-р «Об организации деятельности по созданию и развитию в Удмуртской Республике службы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам в возрасте от 0 до 3 лет» и от 09.06.2018
№ 708-р «Об организации оказания ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам в возрасте от 0 до 3 лет»;
- во исполнение Закона Удмуртской Республики от 18.04.2018 № 14-РЗ «О внесении изменений в отдельные законы Удмуртской Республики по вопросам социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и социального обслуживания граждан» принять нормативный правовой акт, определяющий порядок возмещения затрат родителям (законным представителям) детей-инвалидов, обеспечивающим самостоятельно получение обучающимся общего образования в форме семейного образования;
- изыскать возможность увеличения бюджетных ассигнований на организацию обучения специалистов, оказывающих услуги ранней помощи и сопровождение ребенка и семьи, увеличение количества ставок дефектологов, логопедов, ассистентов (помощников) в образовательных организациях, создание специальных условий для детей с инвалидностью в дошкольных образовательных организациях, организациях, участвующих в реабилитации и абилитации детей-инвалидов;
- обеспечить поддержку некоммерческих организаций, оказывающих содействие в социальной реабилитации и абилитации детей-инвалидов;
Министерству здравоохранения Удмуртской Республики, Министерству образования и науки Удмуртской Республики, Министерству социальной политики и труда Удмуртской Республики:
- обеспечить наличие достоверной информации об условиях жизни детей-инвалидов в разрезе городов и районов, в т.ч. нуждающихся в ранней помощи, проживающих в семьях и находящихся в стационарных организациях (отдельно семейных и лишенных родительского попечения), подлежащих обучению;
- обеспечить должную реализацию распоряжений Правительства Удмуртской Республики от 08.11.2017 № 1348-р «Об организации деятельности по созданию и развитию в Удмуртской Республике службы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам в возрасте от 0 до 3 лет» и от 09.06.2018 № 708-р «Об организации оказания ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам в возрасте от 0 до 3 лет», в т.ч. создание и ведение реестра детей, нуждающихся в ранней помощи, широкое информирование о деятельности Службы ранней помощи и принимаемых мерах по ее развитию, проведение информационно-просветительской работы с родителями;
- усилить работу по правовому информированию и правовому просвещению детей-инвалидов (особенно их законных представителей) об их праве на получение бесплатной юридической помощи, обеспечить реализацию Закона Удмуртской Республики от 17.12.2012
№ 70-РЗ «Об оказании бесплатной юридической помощи в Удмуртской Республике»;
Министерству здравоохранения Удмуртской Республики:
- обеспечить оказание паллиативной медицинской помощи детям в соответствии с установленными порядками и стандартами;
- принять дополнительные меры к обеспечению организаций, оказывающих паллиативную помощь, высококвалифицированными и мотивированными кадрами;
Министерству образования и науки Удмуртской Республики:
- принять дополнительные меры к обеспечению образовательных организаций, работающих с детьми-инвалидами, высококвалифицированными и мотивированными кадрами, увеличению видов и улучшению качества услуг, оказываемых в организациях дополнительного образования;
Министерству социальной политики и труда Удмуртской Республики:
- рассмотреть вопрос о разработке ведомственной целевой программы (дорожной карты) подготовки к самостоятельному (сопровождаемому проживанию) совершеннолетних молодых лиц с инвалидностью;
Министерству по физической культуре, спорту и молодежной политике Удмуртской Республике:
- принять меры к расширению спектра мероприятий физкультурно-оздоровительной реабилитации и абилитации детей-инвалидов, обеспечить их доступность;
Министерству культуры и туризма Удмуртской Республики:
- принять меры к расширению спектра мероприятий социокультурной реабилитации и абилитации детей-инвалидов, обеспечить их доступность;
Органам местного самоуправления:
- обеспечить доступность и качество дошкольного и общего образования для детей-инвалидов;
- принять меры к недопущению случаев необоснованного перевода детей с проблемами социальной адаптации на программы для детей с ментальными нарушениями, а также на надомное обучение;
Общественным объединениям граждан:
- активизировать деятельность по социальной адаптации, оказанию бесплатной юридической помощи, правовому просвещению детей-инвалидов и их семей.