Корреспонденция счетов (при полуфабрикатном методе)




Содержание операции Д К
Себестоимость полуфабрикатов 1передела   20/1
Себест-ть полуфабрикатов 1 передела отпущенных цеху 2 20/2  
Себест-ть полуфабрикатов 2 передела переданных на склад   20/2
Себест-ть полуфабрикатов 2 передела полученных со склада 20/3  
Оприходована на склад готовая продукция   20/3

10. Попроцессный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.

Попроцессный метод применяется в добывающих отраслях пром-ти (угольной, газовой, нефтяной) и энергетике. Для них характерен массовый тип пр-ва, непродолжительный пр-ный цикл, ограниченная номенклатура выпускаемой продукции, полное отсутствие (незначительный размер) незавершенного пр-ва, единая единица измерения и калькулирования.

При этом методе выпускаемая продукция является и объектом учета затрат и объектом калькулирования себестоимости. Попроцессный метод используется в различных вариантах.

В тех пр-вах, где производится один вид продукции, не возникают запасы готовой продуции, запасы п/фабрикатов, может применяться простой метод калькулирования. В энергетике, в добывающих отраслях (где отсутствуют запасы готовой продукции) используется простая одноступенчатая калькуляция.себестоимости.

Предприятия этих отраслей явл-ся однопроцессными (однопередельными). При добыче одного вида продукции (напр., каменного угля) или выработке одного вида энергии (электрической) все затраты на пр-во можно учитывать в целом и включать в себест-ть продукции прямым путем на основан. первичных документов: Д 20 К разных счетов.

При этом себест-ть единицы продукции определяется делением суммарных затрат за период на количество произве-денной за этот период продукции: Себес-ть 1 ед. = затраты общие / количество продукции.

В целях контроля за соблюдением установл-х смет общепроизводст. и общехозяйст. расходы на этих предприя-тиях можно учитывать на сч. 25 и 26. Однако они не требуют косвенного распределения по видам продукции. В пр-вах, до-бывающих или вырабат-щих два или несколько видов продукции, напр. электрическую и тепловую энергию, нефть и попутный газ, прямые затраты сразу относят на тот вид продукции, для которого они израсходованы, а косвенные расх. распределяют между видами продукции пропорционально установленной базе или коэфф-тным способом.

Таких производств, где не возникают запасы готовой продукции мало. Там, где имеет место остаток готовой про-дукции, применяется простой двухступенчатый метод калькуляции. При этом расчет себест-ти единицы продукции ведется в три этапа.

1 этап: Рассчитывается пр-ная себест-ть всей изготовленной продукции и пр-ная себес-ть единицы путем деления себес-ти изготовленной продукции на ее количество: Себес-ть ед. продукции = пр-ная себес-ть всей изготовленной продукции / количество изготовленной продукции.

2 этап: Сумма управленческих и сбытовых расх. делится на количество реализов. продукции за отчетный период.

3 этап: Полученные показатели суммируются и получается себес-ть единицы реализованной продукции.

Метод простой двухступенчатой калькуляции отражает практическое воплощение на практике системы учета затрат по местам их возникновения.

Метод простой двухступенчатой калькуляции позволяет:

1. Оценить запасы готовой продукции по пр-ной себестоимости.

2. Отнести управленческие расходы на реализованную продукция в полном размере.

Если пр-ный процесс состоит из нескольких переделов (стадий, этапов) и на каждом из них на выходе получают п/фабрикаты, которые складируются, и если запасы п/фабрикатов меняются от передела к переделу, то используют метод многоступенчатой простой калькуляции. В этом случае учитывают затраты и количество изготовленных п/фабрикатов по каждому переделу:

Себес-ть ед. = пр-ные затраты передела 1 / кол-во п/ф, изгот. на переделе 1 + пр-ные затраты передела 2 / кол-во п/ф, изгот. на переделе 2 +... + затраты упр. / кол-во реализованной продукции.

Считается, что при этом многоступенчатом методе калькулирования себес-ти целесообразно затраты сырья и материалов учитывать отдельно; определять их величину в расчете на единицу готовой продукции, а в рамках отдельных переделов учитывать лишь добавленные затраты (з/плату и общепр-ные расходы). Такая разновидность простой калькуляции называется калькуляцией издержек по стадиям обработки. Себестоимость 1 ед. = Затраты материалов + затраты доб. передела 1 / кол-во п/ф, изгот. на переделе 1 + затраты доб. передела 2 / кол-во п/ф, изгот. на переделе 2+...+ затраты упр. / кол-во реализованной продукции.

На предприятиях, применяющих простой метод учета и калькулирования, калькуляция обычно составляется по статьям затрат. Однако она легко может быть составлена и по экономическим элементам. Простой метод полностью соответствует особенностям предприятий добывающей и энергетической отраслей, несложен для применения и обеспечивает достоверные данные калькуляций.

 


11. Нормативный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.

Этот метод применяют в отраслях обрабатывающей пром-ти с массовьм и серийным пр-вом с разнообразной и сложной продукцией. В основе этого метода лежат технически обоснованные расчетные величины затрат (нормы) по мат-лам, рабоч. времени, денежным ресурсам на ед. продукции (р, у). Норматив. затраты материалов и труда основа-ны на инженерных оценках и расчетах, изучении трудовых операций, зависят от типа и качества используемых ма-териалов и оборудования. Нормативы накладных расходов основаны на более простых предположениях - на базе данных о прошлых затратах. Все нормы в зависимости от длительности их действия и времени расчета подразделяют на текущие и плановые. Текущие нормы разрабатываются на каждый месяц и действуют в течение месяца. На их основе составляют сменные планы работ, отпускают мат-лы на рабочие места, оплачивают выполненные работы и составляют ежемесячные норматив. калькуляции по деталям, узлам, изделиям. Плановые нормы предусматриваю-тся квартальными и годовыми планами и являются средними на планируемый период. В основе норматив. метода лежат текущие нормы.

Основными элементами нормативного метода являются:

• Составление норматив. калькуляций себес-ти на весь ассортимент продукции по действ. на нач. месяца нормам;

• Оперативный учет изменений норм по технико-экономическим мероприятиям, объектам учета затрат и объектам калькулирования;

• Выявление, документирование и учет отклонений от норм расходов по причинам их возникновения и виновникам, по местам и центрам затрат, группам однородных изделий и другим объектам калькулирования, а также по элементам и статьям расходов;

• Систематизация факт. затрат на пр-во по объектам учета с подразделением на затраты по нормам, отклонениям от норм и изменениям норм;

•Исчисление факт. себес-ти отдельных изделий путем суммирования нормативной себес-ти по каждой статье и сумм отклонений и изменений, рассчитанных по групповым коэффициентам.

Характерная черта нормативного метода - ведение сводного учета затрат на пр-во по цехам, по видам или одно-родным группам изделий с расчленением затрат по нормам, изменениям норм и отклонениям от них.

При использовании норматив. метода состав-ся норматив. карты на детали и узлы, затем на основе карт –норматив. ведомости на цех, а после с учетом выпускаемых изделий рассчит-ся норматив. калькуляция на каждое изделие.

Фактическая себес-ть продукции при норматив. методе определяется сложением суммы затрат по текущим нор-мам, отклонений факт. затрат от нормативных и величины изменений норм. 3 факт.=3 норм.+ -Откл+ -Изм.норм (ф.1)

Фактическую себестоимость конкретного вида продукции можно установить двумя способами:

1. Если объектом калькулирования является отдельный вид продукции, то отклонение от норм и их изменение могут быть отнесены прямо на конкретный вид продукции. Тогда фактическая себестоимость рассчитывается по ф.1.

2. Если объектом учета является группа однородной продукции или изделий, то фактическая себестоимость каждого вида определяется путем распределения отклонений и изменений норм пропорционально самим нормам.

Отклонение фактических затрат от установленных норм определяют различными методами. Для материальных затрат могут использоваться: - метод документирования; - метод партионного раскроя; - инвентарный метод.

Метод документирования основан на документальном оформлении всех случаев отклонений расхода сырья, материалов от установленных норм. Отпуск сырья и материалов производится по лимитно-заборным картам в соответствии с установленными нормами на месяц для каждого цеха. После того как выбрана месячная норма материалов, лимитно-^•юрные карты сдаются в бухгалтерию, а дополнительный отпуск сырья, материалов производится на основании требований.

Метод партионного раскроя. На каждую партию отпускаемых материалов выписывается раскройный лист (учетная карта). В нем указывается: количество материалов, поданных к рабочему месту, количество заготовок и отходов, которые должны быть из этого материала получены. В этом же листе отражается фактически полученное количество заготовок и отходов. Для выявления отклонений сопоставляют предусмотренный в раскройном листе нормативный расход материалов с фактическим. Этот метод используется в швейной, обувной пром-ти.

При инвентарном методе по истечении установленного промежутка времени (рабочая смена, сутки, пятидневка и д.п.) проводят инвентаризацию остатков неизрасходованных материалов на рабочем месте. Фактический расход материалов определяют, прибавляя к остатку на начало периода количество материалов, отпущенных на рабочее место за расчетный период, и вычитают остаток материалов, оставшихся на конец периода. Фактический расход сравнивают с нормативным и таким образом находят отклонение. Этот метод используется в пищевой, мясной, молочной и аналогичных видах пром-ти.

Как правило, нормативный метод применяют в сочетании либо с позаказным, либо с попередельным методом калькулирования себестоимости. „

При использовании нормативного метода учет часто организуют с использованием сч.40 «Выпуск продукции». Прямые затраты по нормам относят на затраты пр-ва записью: Д 20 К10,70,69 - нормативные затраты. Косвенные нормативные затраты учитывают на счетах 25 и 26 и распределяют по видам продукции пропорционально выбранной базе:

Д 20 К 25,26. Отклонение фактических прямых и косвенных затрат отражают на счетах: Д 20 К 10,70,69,25,26 - +-отклонения. В результате на сч.20 формируется фактическая производственная себестоимость продукции (р, у). При передаче готовой продукции из пр-ва на склад на величину ее нормативной себестоимости делают запись: Д 43 К 40 -нормативная пр-ная себесотимость. В конце месяца фактическую произв-ную себестоимость сданной на склад готовой продукции отражают в учете записью: Д 40 К 20 - фактическая произв-ная себестоимость. Отклонения фактической произв-ной себестоимости Д 40 от нормативной К 40 включают в полную себестоимость реализованной продукции записью: Д 90.2 К 40 - +- отклонения.

 


12. Система «стандарт-костинг» и ее сущность.

Широко применяется в Западных странах с развитой рыночной экономикой, в России на его основе был разработан и удачно используется метод нормативного учета затрат на производство. Незаменим в отраслях, где цены на ресурсы относительно стабильны, а сами изделия не изменяются в течение длительного времени - на предприятиях обрабатывающих отраслей, швейного, обувного, мебельного производства и ряда других.

Сущность Стандарт-костинг (standart costing) - система учета затрат и калькуляции себестоимости с использованием нормативных затрат. "Стандарт" - количество необходимых для производства единицы продукции затрат; "костинг" - денежное выражение этих затрат. Система появилась в Америке в начале 30-х годов двадцатого века, когда США переживали экономический кризис.

В основу системы Стандарт-костинг положены следующие принципы:

1. предварительное нормирование затрат по элементам и статьям затрат;

2. составление нормативных калькуляций на изделие и его составные части;

3. раздельный учет нормативных затрат и отклонений;

4. анализ отклонений;

5. уточнение калькуляций при изменении норм.

Нормирование затрат осуществляется предварительно (до начала отчетного периода) по статьям расходов: основные материалы; оплата труда производственных рабочих; общепроизводственные расходы (амортизация оборудования, арендные платежи, зарплата вспомогательных рабочих, вспомогательные материалы и другие); коммерческие расходы (расходы по реализации продукции).

Нормативные затраты базируется на ожидаемых затратах ресурсов, необходимых для производства продукции. Нормы расхода ресурсов устанавливаются в расчете на одно изделие. По общепроизводственным расходам, которые состоят из нескольких разнородных статей, нормы разрабатываются на определенный период в денежной оценке и в расчете на запланированный объем производства.

В течение отчетного периода ведется учет отклонений фактических расходов от нормированных затрат. Суммы отклонений фиксируются на специальных счетах. В конце отчетного периода отклонения списываются на финансовые результаты. Производится анализ отклонений. Далее принимается решение относительно корректировки установленных норм и нормативов.


 

13. Система «директ-костинг», ее сущность и назначение.

Система «директ-костинг» (Direct costs) (калькулирование переменных расходов), как система исчисления переменных издержек возникла в США, во время Великой депрессии.

Часто директ-костинг представляется не просто как метод калькулирования себестоимости, а как особая система управленческого учета. В отечественной и особенно в зарубежной литературе, посвященной анализу и учету, встречаются также и такие названия метода, как «маржинал-костинг», «вэрибл-костинг» и т.п.

Директ-костинг относится к методам исчисления сокращенной себестоимости, что означает включение в себестоимость произведенной продукции (работ, услуг) не всех затрат, а только их определенной части (так называемые затраты на продукт). Не включенная часть признается расходом периода и списывается на уменьшение дохода в периоде их возникновения. Это предполагает необходимость разделения затрат и определения того вида, который целесообразно отнести на себестоимость.

Ключевым для реализации основной идеи метода директ-костинг является разделение затрат на прямые и косвенные, а также на переменные и постоянные. Для разделения затрат на переменную и постоянную составляющие обычно применяется один из следующих методов:

· метод наивысшей и наинизшей точек (также именуемый методом абсолютного прироста, или минимакс);

· метод корреляции;

· метод наименьших квадратов;

· метод технологического нормирования;

· метод анализа счетов.

Переменные затраты (variable cost, VC):

затраты, величина которых зависит от объёма выпуска продукции.

Постоянные затраты (fixed cost, FC):

элемент модели точки безубыточности, представляющий собой затраты, которые не зависят от величины объёма выпуска, противопоставляемые переменным затратам, с которыми в сумме составляют общие затраты.

Переменные затраты непосредственно относятся на тот или другой вид изделия, а постоянные затраты сразу относятся на финансовый результат.

Суть системы директ-костинг заключается в том, что прямые издержки обобщают по видам готовых изделий, косвенные же собирают на отдельном счете и относят на общие финансовые результаты того отчетного периода, в котором они возникли. Если из суммы выручки по каждому изделию вычесть переменные затраты, получим прибыль по данному виду продукции. Сложив прибыль по всем изделиям, получим общую величину прибыли, которая покроет общую сумму постоянных затрат.

Производственная себестоимость изготовленной и реализованной продукции учитывается и планируется только с переменных производственных расходов, которые находятся в прямой зависимости от технического процесса и организации производства. По переменным расходам оцениваются также остатки готовой продукции на складах на начало и конец отчетного периода, а также незавершенное производство.

Постоянные расходы не включают в расчет себестоимости изделий, а собираются на отдельном счете и по окончанию отчетного периода, без распределения по видам продукции списываются на уменьшение прибыли в течение того периода, в котором они были произведены.

Однако сложность разработки метода точного распределения расходов состоит в том, что расходы, которые являются переменными в одном случае, в другом могут быть постоянными. Деление постоянных и переменных расходов обосновывается на ряде предположений, которые необходимо учитывать для предупреждения ошибочного использования результатов расходов. Что касается постоянных расходов, то следует также отметить, что отказ от распределения этих расходов позволяет избежать использования условных баз или коэффициентов распределения, которые обязательно содержат элемент субъективности и целиком могут привести к искажению реальной картины соотношения доходов и расходов по отдельным подразделениям или продуктам предприятия. Это искажение, в свою очередь, может привести к ошибкам при оценке эффективности деятельности подразделений или рентабельности продуктов и принятие управленческих решений. Как правило, на промышленных предприятиях нет единого положения о классификации производственных расходов на постоянные и переменные.

Для обеспечения аналитических расчетов необходимо вести отдельный учет переменных и постоянных расходов с подсчетом маржинального дохода по видам продукции и по предприятию в целом.

Система учета себестоимости директ-костинг состоит из нескольких элементов:

1. Учета по видам затрат.

2. Учета по местам возникновения затрат.

3. Учета по носителям затрат (калькулирование себестоимости единицы изделия).

4. Учета результатов по носителям затрат.

5. Учета результатов за период.

Все эти элементы присутствуют при любых формах организации учета затрат и результатов, то есть как при учете полных, так и переменных издержек. Некоторые из элементов отличаются в зависимости от степени полноты включения затрат в себестоимость, но есть и такие, которые остаются неизменными.

У российских специалистов существует два взгляда на предмет директ-костинга. С точки зрения одних, это метод учета затрат. Другие склонны считать его методом калькулирования. При этом директ-костинг можно определить как систему управленческого учета, так как эта система кроме собственно учета и калькулирования, то есть процедур получения данных о затратах, включает в себя еще и использование этих данных для принятия решений, планирования и контроля.

Система директ-костинг имеет свои преимущества и недостатки. Основное преимущество этой системы состоит в том, что на основе информации, которая в ней получается, можно принимать оперативные управленческие решения. В свою очередь это дает возможность снижения цен. Недостатком являются трудности в отделении постоянных расходов.


14. Влияние на прибыль системы полной себестоимости и системы «директ-костинг».

Главным принципом системы директ-костинг является раздельный учет переменных и постоянных затрат, при чем признание постоянных затрат убытками отчетного периода.

Преимуществами системы директ-костинг являются:

1) объективность и простота калькулирования частичной себестоимости: нет необходимости в условном распределении постоянных затрат;

2) возможность проведения анализа при наличии ограниченных ресурсов;

3) принципы системы "директ-костинг" могут сочетаться с иными системами управленческого учета;

4) информация, получаемая при использовании данной системы, позволяет разработать наиболее выгодные комбинации ценообразования и создать эффективную политику цен;

5) возможность выявить изделия с наибольшей рентабельностью, акцентировать внимание на изменении суммы покрытия (маржинального дохода по различным изделиям в отдельности или по организации в целом;

6) установление взаимосвязи между объемом производства, величиной затрат и прибылью;

7) определение точки безубыточности, т.е. минимального объема производства, при котором предприятие не получит убытка;

8) возможность применения более гибкой системы ценообразования и установление нижней цены единицы продукции;

9) упрощение расчета себестоимости (по сравнению с системой учета полных затрат);

10) возможность составления оптимальной производственной программы и плана сбыта продукции;

11) возможность определения прибыли, полученной от продажи каждой дополнительной единицы продукции, что позволяет планировать цены и скидки на определенный объем продаж.

Сравнение себестоимости по переменным затратам в различных периодах позволяет изменить структуру предприятия и связанные с ней постоянные затраты, но вместе с тем не повлиять на себестоимость изделий.

Наряду с преимуществами для системы директ-костинг характерен ряд недостатков:

1) определенные трудности в процессе формирования внешней отчетности;

2) сложности в разделении затрат на постоянные и переменные, в связи с тем, что большая часть смешанных расходов может быть квалифицированна по по-разному, что будет обязательно сказываться на результатах исчислений;

3) необходимость сбора и наличия информации о величине полных издержек (в первую очередь для определения цены изделия). В случае отсутствия информации о полной себестоимости существует риск искажения информации по вопросу определения цены в долгосрочном планировании, так как в этом случае необходимо обеспечить покрытие всех издержек организации.

преимущества и аналитические возможности системы директ-костинг преобладают над недостатками этой системы, и, следовательно, данная система предоставляет менеджерам предприятий большие возможности для анализа и принятия решений, является наиболее оптимальной. Среди ее преимуществ можно выделить два, пожалуй, наиболее значимых:

1) снижение трудоемкости и упрощение учетного процесса;

2) дополнительные аналитические возможности.

Данная система позволяет анализировать затраты и результаты деятельности, дает возможность управлять величиной прибыли, которая представляет собой важнейший показатель результата деятельности предприятия в условиях рыночной экономики.

При применении метода переменных затрат необходимо помнить, что он предназначен главным образом для расчета минимальной цены единицы продукции. Если же использовать этот метод для проведения политики сниженных цен (т.е. не для дозагрузки производственных мощностей, а для достижения привилегированного положения на рынке), то в случае демпинга (политики сниженных цен) возникает вероятность того, что часть постоянных затрат не будет покрыта маржинальным доходом и предприятие попадет в зону убытков.

При этом решающее влияние на выбор метода исчисления себестоимости, а значит, и на характер создаваемой системы управления оказывают такие факторы, как:

1) внешние условия функционирования предприятия;

2) форма собственности и организационно-правовая структура предприятия;

3) масштабы и размеры предприятия;

4) объемы и виды деятельности;

5) система налогообложения, применяемая предприятием, и система его льготирования по налогообложению;

6) стратегические цели и задачи организации;

7) степень компьютеризации учетного процесса;

8) прочие особенности финансово-хозяйственной деятельности предприятия

15. Сущность, принципы функции и значение бюджетирования.

 

Бюджетирование (англ. budgeting) — это управленческая технология современного бюджетного менеджмента, которая хочет наиболее эффективного расходования ограниченных бюджетных средств в условиях выбора альтернатив финансирования.

Русский ученый М.П. Афанасьев называет бюджетирование альтернативным методом бюджетной политики относительно метода планирования бюджета исходя из имеющихся бюджетных доходов.

Для того чтобы понять, какую роль бюджетирование играет в процессе управления, рассмотрим перечень функций бюджетирования которые реализуются при его использовании.

Первая функция — планирование. Функция планирования движения денежных средств позволяет спланировать недостаток или избыток денежных средств и вовремя принять соответствующие меры.

Вторая функция — просчет различных вариантов бюджета — тесно связана с принятием управленческих решений и выбором лучшей программы.

Третья основная функция — мониторинг исполнения бюджетов, позволяет выявлять отклонения фактических результатов от запланированных, оценивать их влияние на финансовый результат.

Четвертая функция — анализ исполнения бюджета — часто объединяется с предыдущей функцией.

Основные принципы бюджетирования:

—непрерывность составления и корректировки бюджетов;

—конфиденциальность;

—унифицированность форматов, процедур и регламентов;

—следование основным принципам теории финансового менеджмента.

Задачами бюджетирования являются:

- выделение приоритетов бюджетных расходов и оценка их эффективности;

- оптимальное распределение ресурсов между бюджетами;

- корректировка влияния бюджета на экономику и общество в целом;

- избежание неэффективных расходов и нарушения равновесия бюджета.

Исходя из практики разработки и внедрения систем бюджетного управления, можно выделить следующие бюджетные модели:

—индивидуальная модель комплексного бюджетирования;

—универсальная бюджетная модель;

—бюджетирование отдельных областей деятельности;

—бюджетирование финансовых потоков;

—бюджетирование товароматериальных потоков.

Бюджетирование является технологией макрофинансового планирования, которая получила распространение в развитых странах мира.

Понятие макрофинансового планирования предусматривает определение источников формирования и направлений использования финансовых ресурсов государства и имеет целью такое распределение ограниченных финансовых ресурсов государства, которое бы максимально удовлетворяло государственные потребности согласно их приоритетности.

Бюджетирование (англ. budgeting) — это управленческая технология современного бюджетного менеджмента, которая хочет наиболее эффективного расходования ограниченных бюджетных средств в условиях выбора альтернатив финансирования.

Русский ученый М.П. Афанасьев называет бюджетирование альтернативным методом бюджетной политики относительно метода планирования бюджета исходя из имеющихся бюджетных доходов.

Для того чтобы понять, какую роль бюджетирование играет в процессе управления, рассмотрим перечень функций бюджетирования которые реализуются при его использовании.

Первая функция — планирование. Функция планирования движения денежных средств позволяет спланировать недостаток или избыток денежных средств и вовремя принять соответствующие меры.

Вторая функция — просчет различных вариантов бюджета — тесно связана с принятием управленческих решений и выбором лучшей программы.

Третья основная функция — мониторинг исполнения бюджетов, позволяет выявлять отклонения фактических результатов от запланированных, оценивать их влияние на финансовый результат.

Четвертая функция — анализ исполнения бюджета — часто объединяется с предыдущей функцией.

Основные принципы бюджетирования:

—непрерывность составления и корректировки бюджетов;

—конфиденциальность;

—унифицированность форматов, процедур и регламентов;

—следование основным принципам теории финансового менеджмента.

Задачами бюджетирования являются:

- выделение приоритетов бюджетных расходов и оценка их эффективности;

- оптимальное распределение ресурсов между бюджетами;

- корректировка влияния бюджета на экономику и общество в целом;

- избежание неэффективных расходов и нарушения равновесия бюджета.

Исходя из практики разработки и внедрения систем бюджетного управления, можно выделить следующие бюджетные модели:

—индивидуальная модель комплексного бюджетирования;

—универсальная бюджетная модель;

—бюджетирование отдельных областей деятельности;

—бюджетирование финансовых потоков;

—бюджетирование товароматериальных потоков.

Бюджетирование является технологией макрофинансового планирования, которая получила распространение в развитых странах мира.

Понятие макрофинансового планирования предусматривает определение источников формирования и направлений использования финансовых ресурсов государства и имеет целью такое распределение ограниченных финансовых ресурсов государства, которое бы максимально удовлетворяло государственные потребности согласно их приоритетности.

Макрофинансовое планирование должно осуществляться с использованием таких процедур:

—разработка стратегических и тактических целей и установление системы приоритетов государства;

—применение программ;

—разработка критериев эффективности использования финансовых ресурсов государства;

— использование результатов мониторинга и оценки финансовых показателей.

В Украине до внедрения метода бюджетирования по программам использовался формат постатейного бюджета, которым предусматривались распределение всех имеющихся бюджетных ресурсов и их использование в запланированном объеме. При распределении ресурсов между бюджетными учреждениями важной является сумма и целевое использование средств. Такой бюджет проще в составлении, однако проверка его выполнения дает информацию лишь об отклонении фактического использования бюджетных средств от плана. Постатейный бюджет предусматривает свободу бюджетного учреждения распоряжаться выделенными ей средствами, но не дает возможность проверить целесообразность этой деятельности, поскольку статья отображает лишь экономическое содержание направления средств.

Современный способ представления бюджета — бюджетирование по программам — сначала решает вопрос целесообразности того или другого направления бюджетных расходов в целом. Однако составлять бюджет полностью из программ невозможно да и нецелесообразно. Типичным примером непрограммных расходов бюджета являются, например, расходы на погашение государственного долга.

Способ представления бюджета влияет на процесс бюджетирования и его результат, на обсуждение круга бюджетных решений, выполнения бюджета и его оценку.

К причинам, которые обусловили замену постатейного бюджета бюджетированием по программам, можно отнести такие:

— развитие государства, государственных финансов и номинальный рост бюджетов;

— расширение перечня государственных функций и сфер государственного влияния, которые нуждаются в финансировании из бюджета;

— «человеческий фактор» в расходовании бюджетных средств — развитие политической деятельности, когда при планировании каждого следующего бюджета правительства и парламенты стран стремятся к увеличению бюджетных расходов, исходя из собственных политических интересов;

— необходимость усиления общественного контроля за расходованием бюджетных средств как способа обратной связи, появление теорий предоставления услуг государством, их стандартов и эквивалентности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: