ПРИЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МАНИПУЛИРОВАНИЯ




С.А.Зелинский

 

 

C. А. Зелинский

Приемы психологического манипулирования.

© Зелинский С. А., 2017

 

Текст печатается в авторской редакции.

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

 

СЕРГЕЙ ЗЕЛИНСКИЙ

ПРИЕМЫПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МАНИПУЛИРОВАНИЯ

 

Приемы психологического манипулирования

 

 

О книге.

В данной книге автор раскроет секреты психологического манипулирования, продемонстрировав приемы, которыми пользуются злоумышленники для управления вашей психикой. Вооружен – значит предупрежден.

 

 

Вступление.

Вначале, перед тем как мы с вами познакомимся с приемами управления психическим сознанием человека, мы кратко рассмотрим вопросы устройства психики, а также общие механизмы манипулирования, выявив факторы, при которых само по себе манипулирование становится возможным.

 

 

Приемы психологического манипулирования.

Оглавление.

1. Основы понимания психики.

2. Кратко о манипулировании психикой.

3. Методические приемы управления психикой.

4. Способы эффективного общения.

 

 

Глава 1. Основы понимания психики.

Для понимания вопроса, как кто-то может оказывать влияние на нашу психику, необходимо понимать, что такое психика. Кратко рассмотрим данный вопрос.

Итак. В обработке информации из внешнего мира участвует кора головного мозга (сознание) и подкорковые, сублиминальные, слои мозга (подсознание). Мозг человека состоит из двух полушарий: правого и левого. Правое полушарие – чувственно-образное. Левое полушарие – словесно-логическое. Правое полушарие – бессознательное психики, левое – сознание. Оба полушария взаимодействуют между собой. Основное отличие работы двух полушарий — анализ и переработка информации, поступающей из внешнего (окружающего) мира. Левое полушарие работает дискретно (прерывисто) и поэтапно (последовательно), это логически-абстрактные способности человека. Правое полушарие действует непрерывно, одновременно схватывая информацию из внешнего мира в целостном аспекте восприятия. Любое манипулятивное воздействие осуществляется на правое полушарие мозга, чтобы на время отключив разум (левое, логическое, полушарие), тем самым активировать чувства.

Психика человека состоит из трех структурных единиц: Я или Эго (сознание), Оно или Ид (бессознательное), Сверх-Я или Альтер-Эго (цензура психики, барьер критичности). Основатель психоанализа Фрейд сравнивал «Я» и «Оно», сознание и бессознательное, как всадника и лошадь. Когда «Я» (всадник) пытается подчинить себе «Оно» (лошадь) —лошадь встает на дыбы и сбрасывает седока. В итоге всадник подчиняется необузданной лошади, а значит и «Я» (сознание) фактически подчиняется воле «Оно» (подсознание), создавая лишь видимость своего превосходства над ней. «Я» (сознание) олицетворяет то, что можно назвать разумом и рассудительностью, в противоположность к «Оно» (подсознание), содержащему страсти. При этом «Сверх-Я» сохраняет в себе характер отца, и чем сильнее был Эдипов комплекс, чем стремительнее было его вытеснение, тем строже впоследствии «Сверх-Я» (цензура психики) будет властвовать над «Я» (сознанием) как совесть и бессознательное чувство вины.

Цензура психики – барьер критичности между мозгом и внешней средой. Информация из внешнего мира не сразу воздействует на мозг (психику), а сначала наталкивается на цензуру психики. Роль цензуры – отбор и распределение информации между сознанием и бессознательным (подсознанием). Большую часть информации, поступающей из внешнего мира, цензура не пропускает, и такая информация вытесняется, т.е. откладывается исключительно в подсознании. И лишь небольшую часть информации цензура психики пропускает в сознание (при этом сначала такая информация попадает в предсознание, своего рода «прихожую», а уже оттуда – или попадает в сознание или вытесняется в бессознательное). При этом информация из подсознания (бессознательного) все равно, рано или поздно, оказывается в сознании. Поэтому следует говорить, что любая информация, которая прошла в зоне внимания индивида, оказывает влияние на мозг (психику), независимо от того, была ли такая информация осознанной, т.е. прошла в сознание, или оказалось незамеченной сознанием и сразу попало в бессознательное. Повторим: вся информация из внешнего мира всегда откладывается в подсознании. Из подсознания информация всегда – сознательно или бессознательно – влияет на сознание, т.е. влияет на психику человека. В результате ослабления цензуры психики (снижения барьера критичности на пути поступления информации из внешней среды – подобное ослабление возможно, например, в трансовых состояниях: утомление, сонливость, просоночные состояния, прочее.) становится возможным вводить в бессознательное психики значительные объемы информации, а также такая информация будет откладываться в подсознании, закрепляясь там особыми кодовыми характеристиками, благодаря которыми подобная информация перейдет в установки в подсознании (происходит своего рода кодирование психики путем образования доминант: очагового возбуждения в коре головного мозга); кроме того, при поступлении новой информации со схожим кодовым значением, такая информация доформировывает задатки намеченных к формированию (полусформированных) паттернов поведения и усиливает архетипы личного бессознательного.

На наш взгляд, понимание данных механизмов весьма важно, т.к., например, суть психопрограммирования, психокодирования, гипноза наяву, классического гипноза и прочих форм управления сознанием человека состоит в том, что информация, минуя цензуру психики, попадает сразу в подсознание, а уже оттуда начинает оказывать на мозг человека свое скрытое воздействие, тем самым управляя рождением у этого человека соответствующих мыслей, и, как производное мыслей, возникновением желаний и совершением поступков.

Психика человека представлена сознанием и подсознанием. При сознательной психической деятельности одновременно работают оба уровня психологической саморегуляции: личностно-познавательный и гностический. Анатомически эти уровни представлены лобными долями и теменной областью. При бессознательной (неосознаваемой) психической деятельности подобные блоки работают раздельно. Например в ходе решения творческих задач сознательная деятельность происходит благодаря функции взаимодействия высшего коркового регулятора поведения с гностической сферой (т.е. если построение и моделирование объектов находит свое отражение в лобной коре, то процесс осуществляется осознанно). В таком случае бессознательная деятельность становится возможной в случае, если модели, будучи сформированными для решения той или иной проблемы, работают автономно, вне непосредственной связи с целостно-поведенческим регулятором. Также существуют процессы, возникающие на уровне передних отделов лобной доли, которые развертываются вне контакта с гностической корой, обеспечивающей наличие образов. Такие процессы познания и преобразования действительности окажутся вне сознания, т.к. процесс осознания всегда происходит в форме динамики образов. Это случай неосознаваемых процессов, осуществляющихся на высшем корковом уровне, является той формой психической деятельности, которая, будучи бессознательной, одновременно является высшей. Таким образом кора больших полушарий является единой самоуправляемой системой, в которой существует саморегуляция информационных и психических процессов, а значит модели объектов окружающей действительности представлены в корковом регуляторе и для этого используется специальный язык, на котором осуществляется высшая неосознаваемая мыслительная деятельность человека.

Сознание представлено фактически 90% дневной активности мозга и является разумом (его словесно-логической основой) человека, сформированного на базе психофизиологии коры левого полушария головного мозга и соответствующих подкорковых глубинных структур всего мозга.

Человек формирует сознание с детских лет в процессе воспитания, культуры, образования, получения профессии, а также идеалов, убеждений, иерархии нравственных и духовных ценностей и т. д.

Сознание делится на несколько характеристик:

-- ощущение себя познающим субъектом, способность представлять действительность (реальную и воображаемую), контролировать и управлять собственными психическими и поведенческими состояниями, способность восприятия в форме образов окружающей действительности.

-- мысленное представление и воображение действительности (т.к. воображение и представление не всегда связаны с волевым контролем сознания, следует говорить в данном случае о предсознании (предсознание — промежуточная единица между сознанием и бессознательным). Воля - прерогатива сознания (т.к. человек в момент волевого усилия сознательно отвлекается от восприятия окружающего мира и сосредоточивает свое внимание на какой-либо идее, образе, воспоминании и т.п., рисуя и развивая в воображении то, что в данный момент он непосредственно не видит). В сознании (или при помощи сознания) становится возможным осмысление представляемого или осознаваемого. В сознании отображаются не все характеристики предметов, событий, явлений, а только основные и главные.

3) Способность сознания к человеческому общению.

С помощью языка человек передает объективную информацию об окружающем мире (сообщения о том, что знает, видит, чувствует, и т.п.)

Особенностью сознания является наличие в нем интеллектуальных схем (схемой называется определенная умственная структура, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и о самом себе). Схемы включают правила, понятия, логические операции, используемые людьми для приведения имеющейся у них информации в определенный порядок, включая отбор, классификацию информации, отнесение ее к той или иной категории. Обмениваясь друг с другом разнообразной информацией, люди выделяют в сообщаемом главное. Так происходит абстрагирование, т.е. отвлечение от всего второстепенного и сосредоточение сознания на самом существенном. Откладываясь в лексике, семантике в понятийной форме, это главное становится достоянием индивидуального сознания человека по мере того, как человек учится пользоваться языком как средством общения и мышления. Обобщенное отражение действительности составляет содержание индивидуального сознания. Без языка и речи сознания не существует. Поэтому язык и речь образуют два пласта сознания: систему значений слов и систему смыслов слов. Значения слов — это то содержание, которое вкладывают в слово носители языка, когда принимаются во внимание всевозможные оттенки в употреблении слов в полной мере отображенные в толковых и специальных словарях.

Любой сознательный (левомозговой, разумный) акт состоит из трех фаз: 1) ориентировка в условиях возникшей задачи и выработка плана действий; 2) исполнение или осуществление намеченного плана; 3) сличение получившегося результата с поставленной целью.

В основе деятельности сознания существуют строго определенные закономерности. Сознание функционирует по законам саморегулирующейся системы:

1) Целостность системы сознания. Сознание не может нормально функционировать, если выпадает тот или иной элемент его как системы. В этом случае система перестает быть целостной, и хотя она продолжает функционировать, в ее поведении обнаруживается явный или скрытый изъян. Например, выпадение тактильного ощущения отразится на сознании в меньшей степени, чем потеря памяти.

2) Строгая специализированность компонентов сознания. Каждая психическая функция играет свою ничем не заменимую роль. Ощущение, восприятие, представление, воображение, внимание, память, речь.

3) Взаимосодействие элементов сознания. Каждый элемент сознания, вступая в связь с другим, содействует его работе. Например, каждый вид ощущений дает возможность познать какую-то одну сторону или свойство предмета. Однако в процессе познания все виды ощущений дополняют друг друга и тем самым создают условия для более полного, всестороннего познания. Таким образом, на их основе формируется новый элемент сознания - восприятие. В свою очередь, без участия памяти все ощущения человека потеряли бы свое значение как элементы сознания. Память хранит и воспроизводит следы ранее полученных ощущений. Благодаря этому человек получает возможность воспроизвести образ того, с чем встречался ранее.

4) Интеграции низших уровней системы высшими. Высшие уровни системы включают в себя низшие, но не сводятся к ним.

5) Социализация элементов сознания. Все элементы сознания социализированы, а само сознание представляет собой высшую степень социализации, т.е. сознание присуще только человеку и формируется только в процессе общественной жизни.

6) Единство системы функционирования. В норме все элементы сознания функционируют по единой программе. Если появляется разобщенность и элементы сознания выходят из-под контроля общей программы, формируется психическая болезнь.

Информация задействуется мозгом посредством репрезентативных и сигнальных систем. Сигнальных системы две: чувства и речь. Репрезентативные системы, это с помощью чего психика человека воспринимает внешний мир: аудиальная система (слух), визуальная (зрения), кинестетическая (ощущения), а также обонятельно-вкусовая.

После попадания информации с внешнего, окружающего, мира в спектр действия мозга индивида, такая информация вступает в коррелят (смешивается) с уже имеющейся у человека информацией, полученной в процессе жизненного опыта, образования, воспитания и т.п., в результате чего вновь поступившая информация или обогащается раннее существующей (тем самым на данном этапе может происходить деформирование раннее существовавших полу-доминант, полу-установок, полу-паттернов поведения), или же, не находя схожести кодов-сигналов от афферентных связей (связей между нейронами мозга) – такая информация вытесняется в подсознание (бессознательное психики). При этом заметим, что вновь поступающая информация, может, например, вследствие эмоциональной насыщенности, сразу вызывать очаговое возбуждение в коре головного мозга, образовывая доминанту, а значит и закрепляясь таким образом в памяти (в бессознательном), формирует в последствии психологическую установку в подсознании и паттерн поведения в бессознательном. Весь процесс будет выглядеть следующим образом: внешний мир воздействует информацией на кору головного мозга и рождает вследствие этого доминанту, переходящую в установку и паттерн поведения. Таким образом информация, полученная из внешнего мира, закрепившись в подсознании в виде установки, начинает оказывать влияние на возникновение у человека тех или иных мыслей, и, как следствие, – управлять поведением данного человека.

Формирование установок и паттернов поведения также оказывается возможным не только благодаря предварительному возбуждению в коре головного мозга (активная доминанта), но и в результате предварительного торможения в коре головного мозга (пассивная доминанта, когда блокируются все другие участки мозга кроме задействованных в процессе связи между гипнотизером и гипнотиком, который слышит только голос гипнотизера), а также, как мы уже заметили, вследствие усиления раннее имеющихся полу-установок и полу-паттернов.

Уточняя вышесказанное, мы должны говорить о том, что в подсознании, ко времени попадания туда новой информации, уже могут существовать определенные, ранее сформированные, паттерны поведения (устойчивые механизмы, направляющие в последующем поведение индивида). В этом случае такие паттерны поведения будут отвечать за совершение индивидом поступков, тогда как установки (образующиеся вследствие предварительного образования доминант) будут участвовать в появлении у индивида мыслей.

Таким образом установки могут переходить в паттерны (усиливая последние), а могут действовать самостоятельно, влияя на поведение индивида. Кроме того, в психике человека, помимо того, что постоянно формируются новые паттерны поведения и усиливаются раннее существующие, происходит постоянное формирование новых архетипов (в личном бессознательном). Обратим внимание: по нашему мнению, архетипы присутствуют не только в коллективном, но и в личном бессознательном. В этом случае архетипы состоят из остатков информации, которая когда-либо попала в психику человека, но не была вытеснена в сознание или в глубины памяти, а осталась в личном бессознательном, сформировав полу-доминанты, полу-установки и полу-паттерны; т.е. в свое время такая информация не явилась созданием полноценных доминант, установок или паттернов, но как бы наметила их формирование; поэтому при поступлении в последующем информации схожего содержания (т.е. информации со схожей кодировкой, схожими импульсами от афферентных связей - связей между нейронами мозга), раннее полусформированные доминанты, установки и паттерны доформировываются, в результате чего в мозге появляется полноценная доминанта, а в подсознании появляются такие же полноценные установки, переходящие в паттерны поведения.

Таким образом, новая информация, поступаемая в мозг и в психику в результате отражения (важной функции сознания), может как сразу переходить в паттерны поведения, формируя их и усиливая раннее существующие, так и способна предварительно обогащаться остатками информации, хранящейся в личном бессознательном подкрепленном схожей информацией (со схожей кодировкой) из коллективного бессознательного. Раннее у подобной информации не хватило силы для формирования отдельного архетипа (поэтому был сформирован полу-архетип). Теперь же, вследствие повторения сигнала, старый сигнал усиливается (в результате дополнения новой информацией старой), а значит и образуется (формируется) новый архетип бессознательного (архетип личного бессознательного).

Рассматривая вопрос подсознания, обратим внимание, что подсознание психики индивида состоит из двух слоев: личного бессознательного и коллективного бессознательного. Личное бессознательное формируется в процессе жизни человека и представляет в этом случае память, т.е. своеобразную ячейку, куда складывается все то, что проходило в спектре внимания репрезентативных и сигнальных систем человека (начиная с момента рождения и по сей день). Тогда как коллективное бессознательное – это опыт предков, опыт предшествующих поколений, т.е. все, чтобы было накоплено прошлыми поколениями, что хранится в глубинах памяти человека, в его бессознательном. При этом в бессознательном не только берет основу все, что в последующем находит отражение в сознании, но и в нем таятся все тайные желания человека, а равно закладываются основы мыслей, желаний, поступков, и проч.

Коллективное бессознательное представлено архетипами. Человек наследует архетипы (образы) из своего прошлого, которое включает жизненный опыт предшествующих поколений. Архетипами являются коллективные модели (паттерны) поведения, исходящие из коллективного бессознательного и являющиеся основным содержанием сказок, мифологий, легенд, и проч. Сами по себе архетипы могут быть представлены или в виде определенных, передаваемых от поколения к поколению структур, или в виде каких-либо ситуаций. Способом представления архетипа является символ. Символизация - это главный путь проявления бессознательного (подсознания) психики. Человек воспринимает мир мифологически, то есть формируя архетипические образы, которые проецируются на реальный мир и которые являются выражением бессознательного.

Для понимания связи между сознанием и подсознанием, можно использовать случай, когда человек внезапно забывает какую-то свою мысль, которая до этого «вертелась на языке». В этом случае он говорит «забыл», хотя на самом деле эта мысль стала подсознательной, потому что когда идея выскальзывает из сознания человека, она не перестает существовать — так же, как машина, скрывшаяся за углом, вовсе не растворяется в воздухе. Просто она оказалась вне поля зрения. Позже мы опять можем встретить эту машину, как можем и натолкнуться на ранее утерянные мысли. Таким образом, подсознание человека может быть занято множеством временно угасших образов, впечатлений, мыслей, которые продолжают влиять на сознательное мышление, хотя и являются потерянными. Или, скажем, человек пересекает комнату, чтобы что-то взять. На полпути он останавливается в смущении — он забыл, за чем шел. Он механически перебирает вещи на столе — хотя первоначальное намерение забыто, оно подсознательно движет им. Наконец он вспоминает, что хотел. Подсознание подсказало ему. Забытые идеи не прекращают существования, а пребывают под порогом сознания, ниже порога памяти, откуда могут всплыть в любой момент. Человек видит, слышит, чувствует запах и вкус множества вещей, не замечая этого. Но эту информацию впитывает подсознание.

Бессознательное берет контроль над сознанием в трансовых, или, как их еще называют, измененных состояниях сознания. Кроме того, как мы уже заметили, в бессознательном скрываются архаичные желания человека (архаичные инстинкты – убить, съесть, изнасиловать), вытесненные в глубины психики в процессе развития цивилизации. При этом первичные инстинкты, вытесняясь в бессознательное, не исчезают окончательно; просто человек, находясь в режиме контроля сознания, способен контролировать их. При переводе психики такого человека в измененное состояние сознания (ИСС) (алкогольное опьянение, усталость, сильное сексуальное желание, состояние сильной тревоги или радости, нахождение в массе среди других индивидов и т.п.) все эти первобытные инстинкты находят выход, снова оказываясь в сознании, и если нарушен контроль сознания – вынуждают человека совершать криминальные поступки. Равно как и при нахождении в толпе психика человека также переводится в ИСС. В этом случае человек толпы в полной мере испытывает на себе влияние первичных инстинктов, доставшихся от первобытного человека и активно проявляющихся в стадных чувствах всеобщего единения, когда психика людей подчинена единым позывам и первобытным желаниям вследствие значительного ослабления критичности психики. Перед таким человеком не существует преград, его сила удесятеряется, он способен на совершение явно выраженных криминальных поступков проникнутых деструктивным желанием. В случае нахождения человека в ИСС работает правое полушарие головного мозга (бессознательное), а левое полушарие мозга частично выключается и человек пребывает в ссуженном состоянии сознания (транс). Тем самым ослабевает барьер критичности на пути поступления новой информации, и вся получаемая информация откладывается в подсознании.

Итак, на пути информации из внешнего мира и мозгом находится цензура психики (барьер критичности). В результате действия цензуры – часть информации (порядка 10%) проходит в сознание (осознается индивидом), а около 90% - вытесняется в подсознание (оказывается бессознательным). Бессознательное находит отражение в сознании в виде предчувствий, сновидений, галлюцинаций, иллюзий, оговорок, эмоций, переживаний, интуиции, поэзии, музыки, влечений, страстей, привязанностей, привычек, инстинктов, стереотипов поведения и т. д.

Основой неврозов и прочей психосимптоматики является вытеснение. Т.е. информация, которая не прошла в сознание, откладывается в подсознании, и оттуда начинает оказывать влияние на психику. И тогда уже развитие симптоматики невроза будет заключаться в том, что какой-либо процесс не прошел нормальным образом, т.е. начавшись - не закончился, потому что что-то индивидом не осозналось (ибо не прошло в сознание, т.к. не пропустила цензура психики), отложилось в подсознании, и как червь оттуда начинает подтачивать здоровье человека, провоцируя (вызывая) симптоматику каких-либо психических или нервных расстройств. Поэтому и основной метод психоанализа – катарсис, очищение (в свое время основатель психоанализа, австрийский доктор-психиатр профессор Фрейд, открыл, что вспоминания что-то, что является особенно болезненным для психики, человек тем самым избавляется от данной болезненности, потому что причина невроза осознается индивидом и после перевода в сознание – исчезает; это основной метод психоанализа – воспоминание). При этом заметим, что психика человека всячески противится таким воспоминаниям. Поэтому включается т.н. сопротивление (защитный механизм психики).

Сопротивление также возникает на пути новой информации. Поэтому именно преодоление сопротивления является, на наш взгляд, возможностью перехода психики на новый, более совершенный уровень развития. Применимо в теории манипулирования следует заметить, что в случае, если удастся сломить сопротивление человека (сопротивление – и как сопротивление его психики, и сопротивление - как один из механизмов защиты, своеобразный барьер на пути любой новой для человека информации), то мы этого человека подчиняем своей воле.

Вообще же заметим, что представления о психологических защитах впервые было представлено в психоанализе. Как полагал Фрейд, психологическая защита – это средство разрешения конфликта между сознанием и бессознательным. Такие защитные механизмы врожденны, запускают­ся в экстремальных ситуациях и выполняют функцию «снятия» внутреннего конфликта. Однако дочь Фрейда, Анна, внесла коррективы в концепцию отца, полагая что психологическая защита является не врожденным, а приобретаемым в процессе индивидуального разви­тия структурным компонентом психики.

Кстати, обратим внимание, что естественная защитная реакция психики направлена на снижение психического дискомфорта и повышения собственной самооценки, вследствие чего человек бессознательно зачастую видит не то, что существует на самом деле, а то, что выгодно более для него. И именно в этом находит своеобразную гармонию, своего рода психическую норму; пусть даже подобная «норма» является таковой только для него одного (а для других является патологией). Не важно. Ведь любой человек попросту хочет жить в гармонии прежде всего с самим собой. Потому и бессознательно его психика использует разного рода защиты, чтобы только снизить психотравмирующее влияние дезадаптивных компонентов отношений (когнитивных, эмоциональных, поведенческих) на восприятие человека самим себя как личности.

Более того. Все эти всевозможные негативные чувства (страх, стыд, гнев, тревога и проч.) вызывают в личности человека адаптивные процессы переоценки значения ситуации и представлений о себе в целях ослабления психического дискомфорта и сохранения соответствующего уровня самооценки. Этот процесс как раз и становится возможным в рамках бессознательной деятельности психики благодаря различным психологическим защитам, одни из которых действуют на уровне восприятия (например, вытеснение), другие — на уровне искажения информации (например, рационализация). Устойчивость, частое использование, тесная связь с стереотипами мышления, переживаний и поведения делают такие защитные механизмы патологическими. Общей чертой их является отказ личности от деятельности, предназначенной для продуктивного разрешения ситуации или проблемы, вызывавших мучительные для индивида переживания. Например, формой психологической защиты, реализуе­мой на поведенческом уровне, являются феномены «избегания» (некоторых тем в разговоре, ситуаций, книг, фильмов и т. п.) или «ухода» (скажем из семьи или смена работы). Часто встречающееся понятие «избегать трудно­стей» может быть обусловлено не столько стремлением к «легкой жизни», сколько неспособностью к адекват­ной психологической адаптации к изменяющимся жизненным обстоятельствам. Тогда как определенные психологические защиты проявляются, скажем, в виде осуждения или одобрения.

Кратко рассмотрим защитные механизмы, распространенные в психике человека: вытеснение, проекция, идентификация, интроекция, реактивное образование, самоограничение, рационализация, аннулирование, расщепление, отрицание, смещение, изоляция, сублимация, регрессия и сопротивление.

Вытеснение. Вытеснение является процессом исключения из сферы сознания мыслей, чувств, желаний и влечений, причиняющих боль, стыд или чувство вины. Действием этого механизма можно объяснить многие случаи забывания человеком выполнения каких-то обязанностей, которые, как оказывается при более близком рассмотрении, для него неприятны. Часто подавляются воспоминания о неприятных происшествиях. Если какой-либо отрезок жизненного пути человека заполнен особенно тяжелыми переживаниями, амнезия может охватить такие отрезки прошлой жизни человека.

Проекция. При проекции человек свои собственные нежелательные черты приписывает другим и таким путем защищает себя от осознания этих черт в себе. Механизм проекции позволяет оправдывать собственные поступки. Например, несправедливая критика и жестокость по отношению к другим. В этом случае такой человек бессознательно приписывает окружающим жестокость и нечестность, а раз окружающие такие, то в его представлении становится оправданным и его подобное отношение к ним. По типу — они этого заслуживают.

Идентификация. Идентификация определяется как отождествление себя с кем-нибудь другим. В процессе идентификации один человек бессознательно уподобляется другому (объекту идентификации). В качестве объектов идентификации могут выступать как люди, так и группы. Идентификация приводит к подражанию действиям и переживаниям другого человека.

Интроекция. Интроецироваться могут черты и мотивы лиц, к которым определенный человек формирует различные установки. Нередко интроецируется тот объект, который утрачен: эта утрата заменяется интроекцией объекта в свое «Я». (Например ребенок, почувствовавший себя несчастным вследствие потери котенка, говорит, что теперь он сам котенок).

Реактивное образование. В случае данной защитной реакции человек бессознательно переводит трансформацию одного психического состояния в другую (например, ненависть — в любовь, и наоборот). На наш взгляд подобный факт имеет весьма важное значение в оценке личности того или иного человека, ибо свидетельствует о том, что неважны реальные действия человека, потому как они могут являться лишь следствием завуалированного искажения его истинных желаний. Например, чрезмерный гнев в иных случаях есть лишь бессознательная попытка завуалировать интерес и добродушие, а показная ненависть — является следствием любви, которая испугала человека, бессознательно решившего скрыть ее за попыткой открытого выплескивания негатива.

Самоограничение. Суть механизма самоограничения в следующем: когда человек понимает, что его достижения менее значительны по сравнению с достижениями других людей, работающих в той же области, тогда его самоуважение падает. В такой ситуации многие просто прекращают деятельность. Это своеобразный уход, отступление перед трудностями.

Рационализация. Рационализация как защитный процесс заключается в том, что для того, чтобы сохранить положительное представление о себе (ведь осознание действительного положения вещей способно привести к повышению уровня тревоги и прочим переживаниям), человек бессознательно придумывает логичные умозаключения для объяснения своих неудач (например, агрессивность объясняет как активность, безразличие как независимость, скупость как бережливость и т. д.).

Аннулирование. Аннулирование — психический механизм, который заключается в уничтожении неприемлемых для человека мыслей или действий. Когда человек просит прощения и принимает наказание, то тем самым неприемлемое деяние для него аннулируется, и он может дальше жить спокойно.

Расщепление. В случае расщепления человек разделяет свою жизнь на императивы «хорошо» и «плохо», бессознательно убирая все неопределенное, что может в последствие затруднить анализ им проблемы (критической ситуации, вызывающей дискомфорт психики в результате развития, например, тревоги). Расщепление является неким искажением реальности, как, собственно, и другие механизмы защиты, посредством действия которых человек стремится уйти от реальности, подменяя истинный мир — ложным.

Отрицание. В случае действия данной защитной реакции психики, при возникновении в зоне восприятия человека какой-либо негативной для него информации, он бессознательно отрицает существование ее. Наличие факта отрицания каких-либо событий и т.п. позволяет узнать о истинных намерениях и причинах беспокойства данного человека, так как он зачастую бессознательно отрицает не то, чего нет в действительности, а нечто важное для него, но что по ряду одному ему известных причин такому человеку неприемлемо. Т.е. человек отрицает то, что старается в первую очередь скрыть.

Смещение. Подобная защитная функция выражается в бессознательном стремлении человека переключить внимание с того объекта, который вызывает в нем тревогу или негодование – на другой, посторонний объект, который кажется ему менее безопасным (а если это люди, то люди не авторитетные, а зависимые от него; например президент указал на несоответствие министру, а тот, понимая, что не в силах возразить, дожидается удобного момента и после срывается на своих подчиненных).

Изоляция. В данном случае происходит бессознательное абстрагирование от какой-либо проблемы, излишнее погружение в которую способно привести к развитию симптоматики невроза (например, увеличить тревожность, беспокойство, чувство вины и проч.) Также, если при выполнении какой-либо работы (деятельности) излишне погружаться в характер такой деятельности, то подобное может привести к сбою в осуществлении этой деятельности. (Если боксер будет все время думать о том, что удары противника способны вызвать болевые ощущения и различного рода травмы, а то и привести к смерти в результате сильного удара, то такой боксер изначально проиграет вследствие невозможности вести поединок из-за страха и проч.)

Сублимация. Сублимация это бессознательное переключение отрицательной психической энергии на занятия социально-полезным трудом. Сублимация выражается в том, что человек, испытывающий какой-либо невротический конфликт, находит замещение внутренней тревожности переключением на другое занятие (творчество, рубка дров, уборка квартиры и проч.)

Регрессия. Такая защитная реакция психики как регрессия проявляется в том, что человек, во избежание невротического конфликта, бессознательно как бы возвращается в тот период прошлого, когда у него все было хорошо. При защитном механизме регрессии происходит возвращение к более ранним, инфантильным личностным реакциям, проявляющимся в демонстрации беспомощности, зависимости, детскости поведения с целью уменьшения тревоги и ухода от требований реальной действительности. С помощью механизма фантазирования (в функции манипуляции) больной, приукрашивая себя и свою жизнь, повышает чувство собственной ценности и контроль над окружением. Известен также защитный механизм ухода в болезнь, при формировании которого больной отказывается от ответственности и самостоятельного решения проблем, оправдывает болезнью свою несостоятельность, ищет опеки и признания, играя роль больного.

Сопротивление. Сопротивление препятствует поступлению нежелательной для сознания информации в сознание, вытесняясь в бессознательное.

 

 

Глава 2. Кратко о манипулировании психикой.

Манипулирование – бессознательное навязывание воли другому человеку. При манипулировании человек (объект манипуляций) выполняет какие-то поступки, у него возникают мысли и проч., но при этом он как бы не подозревает, что инициатором его мыслей и поступков является кто-то другой. В этом плане манипуляция имеет схожесть с такими феноменами воздействия на психик



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: