КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
на тему: «Инкорпорация как форма систематизации нормативно-правовых актов, их формы и виды»
Выполнил: студент 1 курса 151 группа юридического факультета очной формы обучения Григорова Ирина Сергеевна (специальность «Юриспруденция», набор 2015 года)
Руководитель: профессор кафедры теории и истории государства и права, кандидат юридических наук, Касаткин Сергей Николаевич
Нормоконтролер кафедры ___________________________________________
(требованиям к оформлению
_________________________________________________________________ соответствует, не соответствует, дата, подпись нормоконтролера)
К защите __________________________________________________________
(допущена, не допущена, дата, подпись руководителя)
Дата защиты: ______________________________________________________ Оценка ___________________________________________________________
Самара 2016
Оглавление
Введение3
Глава 1. Общие вопросы формы систематизации нормативно-правовых актов
1.1 Определение и формы систематизации нормативно - правовых актов5
1.2. Задачи систематизации нормативно-правовых актов 8
Глава 2. Общая характеристика инкорпорации как формы систематизации нормативно - правовых актов
2.1 Понятие и специфика инкорпорации как формы систематизации нормативно - правовых актов13
2.2 Классификационные формы инкорпорации 19
Заключение22
Библиографический список24
Введение
Вопрос о систематизации нормативных и законодательных актов крайне важен сейчас, когда в области хранения и обработки документооборота появились новые интеграционные автоматизированные системы учета. Главным значением нормативно-правовой системы является сохранение принципов упорядоченности и систематизации. Для этого вопросы теории и права учли и разработали целую систему способов учета и сохранения нормативно-правовой информации в принципах инкорпорации, консолидации, и кодификации. В структуре данной темы курсовой работы более подробное внимание уделено именно специфике способа инкорпорации, который в свою очередь предполагаем вид упорядоченности актов по принципу их объединения. Объединение нормативных актов определённого уровня в сборники или собрания законодательств по отраслям права, в хронологическом, алфавитном или другом порядке без обновления их содержания.
Как правило, специфика инкорпорации определена тем, что способ применяется в романо-германской правовой систем. Но акутальность данного способа, прежде всего состоит в том, что его ориентация базируется на отслеживании и контроле изменений и дополнений, а также следственном выявлении несогласованностей и противоречий.
Инкорпорация всего законодательства страны по истине стоит называть генеральной. Поскольку инкорпорацией могут заниматься, как государственные органы, так и общественные организации и отдельные граждане, поэтому различают инкорпорацию официальную, неофициальную, официозную. А значит еще одной отличительной чертой данного способа систематизации является её всеобщая универсальность правопреемственности.
Объект работы - принципы систематизации нормативно-правовых актов. Предмет - инкорпорация как способ систематизации.
Цель работы - изучить общие понятия систематизации нормативно-правовых актов, и форму инкорпорации.
Задачи:
1. изучить понятие и формы систематизации;
2. рассмотреть задачи систематизации норм права;
3. обозначить понятие и специфику инкорпорации как формы систематизации нормативно-правовых актов;
4. рассмотреть виды инкорпорации
Методологическая база - в основе курсовой работы будут использованы в основном теоретические методы исследования, в частности такие как: синтез, классификация, аналогия, и дедукция.
Теоретическое обоснование курсовой работы, прежде всего, состоит в изучении частного случая систематизации нормативно-правовых актов - инкорпорации, обозначение его понятия, форм и видов. Раскрытию темы способствует использование научно-публицистической литературы, таких авторов, как: Колдаева Н.П. Литягин Н.Н., В.К. Бабаев, В.С. Нерсесянц, Савельева Е.М, Алексеев С.С, Бобылев А.И., Кононов А.А, Замалдинов Ш.Ш, Кузьменко А.В, Попондопуло В.Ф., Чухвичев Д.В., Ориу М., Мальцев В.А., Лукашук И.И и др., а также таких нормативно правовых источников как - верховный закон РФ - Конституция Российской Федерации.
Практическая значимость состоит в возможности использования результатов работы в области научной компетенции юриспруденции, а также теории государства и права.
Структура курсовой работы выражена введением, двумя главами и 4 параграфами, а также заключением и приведением библиографического списка литературы.
Глава 1. Общие вопросы формы систематизации нормативно-правовых актов
Понятие систематизации нормативно - правовых актов
Для того, чтобы система законодательства оставалась именно системой (обладала необходимой и достаточной совокупностью элементов, была внутренне согласована, непротиворечива), нормально функционировала, а также совершенствовалась и развивалась, она нуждается в постоянном воздействии на нее специального процесса - систематизации.
Систематизация - это деятельность по упорядочению и совершенствованию нормативного материала путем его внешней и внутренней обработки с целью поддержания системности законодательства и обеспечения субъектов права необходимой нормативно-правовой информацией[1]. Современная юриспруденция знает и использует в основном три вида (способа) систематизации - инкорпорацию, консолидацию и кодификацию.[2] В табл. 1 представим их краткую характеристику
Таблица 1. Способы систематизации
Способ | Определение | Черты |
Инкорпорация | Вид (способ) систематизации, при котором нормативно-правовые акты подвергаются только внешней обработке (или вообще не подвергаются) и размещаются в определенном порядке - алфавитном, хронологическом, систематическом (предметном) в единых сборниках и других изданиях. | 1) она может носить как официальный, так и неофициальный характер; 2) субъектами инкорпорации могут быть как органы государства, так и общественные организации и частные лица; 3) инкорпорация не затрагивает нормативного содержания акта: нормы права инкорпорируются в том виде, в каком они действуют на момент систематизации; 4) нормативные акты могут инкорпорироваться как в том виде, в каком они были приняты правотворческим органом, так и подвергаться внешней обработке; 5) внешняя обработка заключается в том, что: А) из текста удаляются отдельные статьи, пункты, абзацы, утратившие силу, и включаются все последующие (с момента издания акта) изменения; Б) исключаются части, которые не содержат нормативных предписаний; В) в результате инкорпорации издается сборник законов, собрание законодательства или иной нормативный акт. Особой разновидностью собрания законодательства является свод законов, который представляет собой: А) инкорпорированное издание нормативных актов высших органов власти (законодательной и исполнительной); Б) источник официального опубликования; В) собрание всего действующего законодательства (в указанном в п. «а» смысле) без какого-либо исключения.[3] |
Консолидация | вид (способ) систематизации, при котором несколько близких по содержанию нормативных актов сводятся в один, укрупненный нормативно-правовой акт с целью преодоления множественности нормативных актов и обеспечения единства правового регулирования.[4] | 1) она представляет собой своеобразный правотворческий прием (инкорпорация, даже официальная, отношения к правотворчеству не имеет); 2) проводится только правотворческими органами, и лишь в отношении принятых ими актов; 3) при консолидации объединенные акты утрачивают силу, а вместо них действует вновь созданный нормативный акт, который имеет собственные официальные реквизиты (наименование, дату принятия, номер и подпись должностного лица).[5] |
Кодификация | вид систематизации, который имеет правотворческий характер и направлен на создание нового сводного нормативно-правового акта (основ законодательства, кодекса и др.) путем коренной переработки действующего законодательства с целью обеспечения единого, внутренне согласованного регулирования определенной социальной сферы. | 1) она представляет собой наиболее сложную и совершенную форму систематизации; 2) по существу является видом правотворчества, поскольку объектом кодификации выступают непосредственно нормы права; 3) кодификацию всегда осуществляют только компетентные государственные органы на основании конституционных или других законных полномочий; 4) в отличие от инкорпорации, которая имеет постоянный характер, производится периодически, и ее результаты рассчитаны на длительный срок; 5) кодификация всегда вносит элемент новизны в правовое регулирование (это всегда некая «правовая реформа») и зачастую связана с крупными социальными преобразованиями; 6) результатом кодификации является кодификационный акт, который отличает юридическая и логическая целостность, сводный характер (объединяет не утратившие своего значения нормативные предписания), значительный объем и сложное строение, широкий охват социальной сферы и главенствующее положение среди других отраслевых актов.[6] |
Необходимость систематизации обусловлена тем, что постоянно идет процесс издания новых нормативно-правовых актов, с течением времени некоторые акты фактически утрачивают силу, устаревают, накапливаются противоречия между юридическими предписаниями и т. п.[7]
Таким образом, упорядоченное законодательство позволяет хорошо ориентироваться в действующем массиве нормативно-правовых актов: быстро найти необходимый акт, установить его связи с другими актами, выявить изменения, коллизии и т. д. В результате систематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития. Они группируются по особым системным признакам, сводятся в кодексы, собрания законодательства и другие систематизированные акты.