Составления рабочих программ предметов/курсов




Методические рекомендации

По составлению рабочих программ

В общеобразовательных организациях (учреждениях)

Луганской Народной Республики

Общие положения

Рабочие программы разрабатываются в соответствии приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 06.03.2017 №86 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики»

Рабочая программа - это документ, определяющий содержание, объем, порядок изучения какой-либо учебной дисциплины, в соответствии с которым учитель непосредственно осуществляет учебный процесс в конкретном классе по учебному предмету, элективным и факультативным курсам, предметным кружкам. В совокупности именно рабочие программы определяют содержание деятельности общеобразовательного учреждения в соответствии с основной образовательной программой, направленной на реализацию государственных требований, с учетом особенностей образовательной политики общеобразовательного учреждения, статуса общеобразовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, особенностей контингента обучающихся, авторского замысла педагога.

Рабочая программа выполняет три основные функции: нормативную, информационно-методическую и организационно-планирующую.

Нормативная функция определяет обязательность реализации содержания программы в полном объеме.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, последовательности изучения материала, а также путях достижения результатов освоения образовательной программы учащимися средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Функции программы определяют следующие требования к ней:

1) нормативность документа;

2) учет основных положений основной образовательной программы образовательного учреждения;

3) системность и целостность содержания образования;

4) последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса;

5) учет логических взаимосвязей с другими предметами учебного плана образовательного учреждения;

6) конкретность и однозначность представления элементов содержания образования.

Составления рабочих программ предметов/курсов

Основой для составления рабочих программ являются примерные программы. Примерная программа – это документ, который детально раскрывает обязательные компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету учебного плана. Примерные программы служат инструментом для реализации компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях. Разработка примерных учебных программ относится к компетенции органов государственной власти (приказ МОН ЛНР №483 от 11.04.2016 «Об утверждении примерных программ для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по общеобразовательным предметам базового, углубленного и профильного уровней преподавания»)-https://nmcro.ru/uchebnye-programmy-dlya-sredneobrazovatelnyx-uchebnyx-uchrezhdenij-lnr.

Примерные программы не могут использоваться в качестве рабочих, поскольку не содержат распределение учебного материала по годам обучения и отдельным темам. Примерные программы являются документом-ориентиром при подготовке рабочих программ по предметам, входящим в учебный план.

Авторская программа – это документ, созданный на основе государственных требований и примерной программы, имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного предмета, курса, дисциплины (модуля). Авторская программа разрабатывается одним или группой авторов. Для авторской программы характерны оригинальная концепция и построение содержания. К таким программам учитель составляет только календарно-тематическое планирование, отражающее особенности образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, классе.

Перечень рекомендованных к использованию в образовательном процессе авторских программ дан в приказе МОН ЛНР от 11.04.2016 №483 «Об утверждении примерных программ для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по общеобразовательным предметам базового, углубленного и профильного уровней преподавания», приказе МОН ЛНР от 21.07.2017 №481 «Об утверждении авторских программ для образовательных организаций (учреждений) общего среднего и дополнительного образования Луганской Народной Республики».

При необходимости разработки авторских программ необходимо соблюдать алгоритм, утвержденный Порядком проведения экспертизы учебной литературы (приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 18.01.17г. № 14 «Об утверждении порядка проведения экспертизы учебной литературы»).

Составитель рабочей программы может самостоятельно: расширить перечень изучаемых тем, понятий в пределах учебной нагрузки, раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в примерной программе; конкретизировать и детализировать темы; устанавливать последовательность изучения учебного материала; распределять учебный материал по годам обучения; распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их дидактической значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов образовательной организации (учреждения); конкретизировать требования к результатам освоения основной образовательной программы обучающимися; выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, методики и технологии обучения и контроля уровня подготовленности обучающихся.

Рабочие программы дополнительных предметов, элективных, факультативных курсов, предметных кружков, введенных в учебный план в соответствии с особенностями образовательной политики образовательной организации (учреждения), статуса (типа и вида), образовательных потребностей и запросов обучающихся, особенностей контингента обучающихся разрабатываются на основе Программ, утвержденных в установленном порядке.

Структура рабочей программы является формой представления учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:

- титульный лист;

- пояснительная записка, содержащая планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

- основное содержание предмета, курса;

- календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Титульный лист рабочей программы должен содержать (Приложение 1):

· наименование образовательной организации (учреждения);

· название предмета/курса;

· уровень программы (базовый, профильный уровень, углубленный);

· указание параллели, класса, в котором изучается предмет/курс;

· фамилию, имя, отчество учителя – составителя рабочей программы;

· гриф утверждения программы;

· год составления программы.

 

Назначение пояснительной записки в структуре программы состоит в том, чтобы определить

цели и задачи изучения учебного предмета/курса (должны пониматься однозначно и быть диагностируемыми),

роль учебного предмета в достижении результатов освоения основной образовательной программы образовательной организации (учреждения);

планируемые результаты освоения предмета/курса в конкретном классе.

Примерные программы по предметам дают характеристику планируемых предметных результатов на момент окончания определенной ступени образования без детализации по годам обучения. Достижение результатов, естественное для выпускника 9 класса, едва ли можно требовать у ученика, закончившего 5 класс. Об этом обстоятельстве необходимо помнить при определении планируемых предметных результатов освоения конкретного учебного предмета, курса.

 

Если учитель использует в качестве рабочей программы авторскую программу, в которой сформулированы требования к уровню подготовки учащихся, то этот раздел может отсутствовать (при этом у учителя должна быть в наличии авторская программа с этим разделом)

Основное содержание программы.

В этой части рабочей программы приводится основное (краткое) содержание изучаемого учебного материала в виде перечисления основных разделов, тем курса в рамках каждой темы. По каждому разделу (общей теме) указывается количество учебных часов, выделяемых на ее освоение.

 

Пример оформления

Основное содержание программы

Предмет, курс, модуль________________

 

Учебно-тематический план

Содержание программного материала (разделы, темы программы) Количество часов
Всего класс класс 7 класс 8 класс 9 класс
1.              
               
               
               
               
               
               
               

Учитель, разрабатывая рабочую программу, может определять новый порядок изучения материала; вносить изменения в содержание изучаемой темы, конкретизируя и детализируя дидактические единицы (дидактическая единица - одна из предметных тем, подлежащих обязательному освещению в процессе подготовки обучающихся по данной дисциплине (предмету)); расширять перечень дидактических единиц, дополнять требования к уровню подготовки учащихся. Изменения, произведенные в содержании рабочей программы по сравнению с примерной или авторской программой по предмету, должны быть обоснованными, логически вытекать из заявленных в пояснительной записке планируемых предметных результатов.

Если учитель использует в качестве рабочей программы авторскую программу без изменений, то этот раздел может отсутствовать (при этом у учителя должна быть в наличии опубликованная авторская программа).

Календарно-тематическое планирование является одним из самых важных компонентов рабочей программы, т.к. позволяет распределить весь учебный материал в соответствии с учебным планом и годовым графиком работы образовательной организации (учреждения).

Календарно-тематическое планирование разрабатывается на учебный год, что позволяет спланировать, обеспечить и проконтролировать прохождение обучающимися рабочей программы в полном объеме.

Календарно-тематический план должен содержать информацию о разделах и темах программы, с указанием объема отводимых на их реализацию учебных часов; темы уроков в рамках прохождения тем и разделов программы, темы практикумов и лабораторных уроков; темы уроков контроля результатов усвоения обучающимися программного материала. Поурочное распределение учебного материала осуществляется последовательно. Примерные сроки прохождения учебных тем указываются по календарю текущего года.

 

Примерная форма календарно-тематического плана

 

Календарно-тематическое планирование

№ п/п № урока в теме Тема урока Дата проведения Примечание
по плану по факту  
1.          
2.          
3.          

 

Рабочая программа подлежит экспертизе.

1. Рассмотрение на заседании методического объединения у чителей на предмет ее соответствия государственным и программным требованиям, а также миссии, целям, задачам, зафиксированным в основной образовательной программе образовательной организации (учреждения). Решение методического объединения учителей отражается в протоколе заседания, а на последней странице рабочей программы (внизу слева) ставится гриф согласования: РАССМОТРЕНО. Протокол заседания методического объединения учителей от 00.00.0000 №00.

2. Рабочая программа анализируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе на предмет соответствия программы учебному плану образовательной организации (учреждения), наличие программного обеспечения, учебной литературы, которые допущены к использованию в образовательном процессе. На последней странице рабочей программы (внизу слева) ставится гриф согласования: СОГЛАСОВАНО. Зам. директора по УВР (подпись) Расшифровка подписи. Дата.

3. После согласования рабочую программу утверждает директор общеобразовательного учреждения, ставит гриф утверждения на титульном листе (вверху справа): УТВЕРЖДАЮ Директор (подпись) Расшифровка подписи. Дата.

 

В общеобразовательных учреждениях реализуются:

- рабочие программы для изучения предмета на базовом уровне (1-11 классы);

- рабочие программы для изучения предмета на профильном уровне (10-11 класс);

- рабочие программы для углубленного изучения предмета (2-11 классы).

 


Приложение 1

 

___________________________________________________________________ (полное наименование образовательной организации (учреждения)

 

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ______________________

 

________________________Ф.И.О.

(подпись)

_________________________(дата)

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по__________________________________

(предмет, курс, модуль)

____________________________________________

(уровень программы)

_____________________________________________

(параллель (класс))

 

 

Составитель (и) рабочей программы:

________________________________

(Ф.И.О. учителя (ей))

 

 

__________________________

(год составления программы)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: