Постимпрессионизм. Творчество П. Сезанна, П. Гогена, В. Ван Гога.




Постимпрессионизм (от лат. post - после и импрессионизм) - условное собирательное обозначение основных направлений французской живописи конца XIX - начала XX вв. Мастера постимпрессионизма, многие из которых ранее примыкали к импрессионизму, с середины 1880-х гг. искали новые, по их мнению, более созвучные эпохе выразительные средства, позволившие бы преодолеть эмпиризм художественного мышления и перейти от импрессионистической фиксации отдельных мгновений жизни к воплощению её длительных состояний - духовных и материальных.

В постимпрессионизме отразились кризисные черты западноевропейской культуры этого времени, мучительные и противоречивые поиски художниками устойчивых идейно-нравственных ценностей.

Для периода постимпрессионизма характерно активное взаимовлияние отдельных направлений и индивидуальных творческих систем. И хотя ряд направлений постимпрессионизма (неоимпрессионизм, отчасти "наби" - французский вариант "модерна") не выходит из указанных временных границ, творчество его ведущих мастеров (прежде всего постимпрессионизм Сезанна, В. ван Гога, П. Гогена, А. де Тулуз-Лoтрека) своей проблематикой кладёт начало многим тенденциям изобразительного искусства XX в.

Поль Сезанн (1839-1906) - французский живописец, один из крупнейших представителей постимпрессионизма. В отличие от К. Моне, интерес которого был полностью сосредоточен на непосредственном зрительном восприятии природы, П.Сезанн создает свой фантастический мир и пытается выразить в нем всю гамму человеческих страстей.

Живя с постоянным ощущением сложности окружающего мира, П.Сезанн не мог оставаться в рамках простой созерцательности и правдивого отображения увиденного. Он всегда стремился акцентировать внимание зрителя на том, что для него было главным в картине. С этой целью он деформировал фигуры, создавал композиции с неустойчивым равновесием, использовал насыщенные темные краски, положенные большими массами ("В комнатах", 1860-е гг.).

К концу 1860-х гг. живописная манера П.Сезанна меняется в сторону большей сдержанности и строгости композиции ("Девушка у пианино", или "Увертюра к "Тангейзеру").

Для импрессионистического периода (1872-1879) характерны приближенная к реальной жизни интерпретация образов, тонкая передача световоздушной среды и более светлая цветовая гамма. Основным жанром для Сезанна становится пейзаж, а единственным объектом наблюдения - природа. В 1872-1873 гг. он работает в Овере, затем в Понтуазе, где сближается с К. Писсарро. Очень часто художники работают над одним и тем же мотивом, используя при этом разные выразительные средства ("Дорога в Понтуазе", ок. 1876). В Овере Сезанн начинает писать натюрморты с цветами, что помогает ему острее почувствовать окружающую его природу. Работая над натюрмортами, он вырабатывает свою неповторимую цветовую гамму: сочетание сизо-голубого и оранжево-желтого тонов ("Букет цветов в вазе", 1873-1875).

Так называемый конструктивный период творчества П.Сезанна (1879-1888) совпадает с вершиной его мастерства и отличается гармоничным сочетанием массивных форм и строгой композиции ("Фрукты", 1879 - 1882). Изображению нестойких мимолетных явлений природы, что с таким мастерством делали импрессионисты, препятствовала материально-конструктивная основа восприятия мира, свойственная П.Сезанну. Поэтому в этот период, когда он в совершенстве овладел передачей световоздушной среды, художник усиливает структурно-предметные элементы своих композиций ("Пьеро и Арлекин", 1888).

В синтетический период (1888-1899) П.Сезанн создает цельный, устойчиво-подвижный образ природы. Гибкие и пластичные мазки мастера одновременно создают форму и намечают пространство, они словно цепляются друг за друга, формируя единую, неразрывную структуру полотна. Человеческие фигуры не противостоят пейзажному фону, они так же, как окружающая их растительность, пронизаны светом и воздухом ("Купальщики", 1890-1892). Художник очень часто обращается к теме купания, воплощая в ней свой идеал свободного человека, живущего в гармонии с природой. С воспоминаниями о счастливой юности связан у П.Сезанна образ высокой сосны, отбрасывающей благодатную тень. Перенося этот образ на холст, художник стремился решить проблему слияния предмета с окружающим его пространством и выразить ощущение меняющегося и в то же время вечно существующего мира природы ("Большая сосна близ Экса", 1890). Этот интерес к соотношению изменяющегося и постоянного наиболее ярко отразился в его поздних натюрмортах ("Натюрморт с драпировкой", 1898-1899). Портретные композиции П.Сезанна лишены психологической, социальной и индивидуальной характеристик, но люди, представленные на них, всегда значимы, а порой даже монументальны ("Курильщик", 1890-1896; "Дама в голубом", ок. 1899).

1900-е гг. отмечены появлением так называемой спонтанной живописи в его творчестве: композиция картины не продумывается заранее, она возникает как бы сама по себе в процессе работы. Мужественно-суровая палитра художника начинает приобретать лирические оттенки ("Голубой пейзаж"). Все чаще на его полотнах появляется изображение горы св.Виктории как символа величия и неделимости вселенной ("Гора св.Виктории", 1900).

Поиски своего пути в создании монументальной живописи отличают творчество второго значительного художника конца 19 в., Поля Гогена (1848—1903), жизнь которого прошла в скитаниях и была полна лишений и конфликтов. Утопизм, стремление уйти от действительности с ее острыми социальными конфликтами и серостью, мечты о единстве человека и природы лежали в основе его творчества. Гоген испытал в молодости воздействие импрессионистов, но затем в поисках художественного обобщенного языка живописи обратился к японской гравюре, французскому средневековому искусству, к архаической культуре древних египтян и римлян, позже к примитивному искусству народов Океании.

Он уезжает на Таити, где надеется обрести безмятежное существование «золотого века». Под тропическим солнцем Полинезии и Антильских островов Гоген нашел мир, насыщенный фантастикой и ярким красочным великолепием. Сюжеты таитянских полотен Гогена просты. В них художник живописными средствами раскрывает поэзию, разлитую в окружающей природе, таящуюся в пластических позах и неподвижных задумчивых лицах. Напоенная солнцем тропическая природа, ярко-изумрудные чащи, пурпурно-розовые пески, коралловые рифы, лазурное море и опаловые тени, бронзовокожие женщины, птицы, животные, цветы в его картинах полны торжественного покоя. Его герои обычно бездействуют, погруженные в тихое раздумье или мечтательность («Женщины на берегу моря», 1899).

Утверждение некоего идеала первобытной гармонии, идеализация патриархальных архаических форм жизни — характерные черты творчества Гогена («Женщина, держащая плод»). Массивные фигуры таитянок полны достоинства, наделены своеобразной грацией и чрезвычайно пластичны. Скульптурно совершенны сильные фигуры двух женщин, объединенных компактной пирамидальной группой в картине «А ты ревнуешь?» (1892). Их смуглые тела с отсветами солнца гармонируют с розовым песком, органически вписываются в пейзаж.

Стремясь создать поэтически преображенный мир, исполненный патриархальной цельности и чистоты нравов, Гоген претворяет свои наблюдения в декоративно ковровые полотна; их основой является созвучие крупных цветовых пятен, сознательно упрощенных форм, певучесть линий.

Он прибегает к преувеличенно насыщенному условно-декоративному колориту, любит звучную хроматическую гамму солнечного заката — от насыщенно оранжевого к красному и сине-фиолетовому. В идеальный мир образов Гогена порой врывается тревога. Мрачными настроениями проникнуты размышления о тайнах бытия, о смысле возникновения жизни и судьбе человечества — «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда идем?» (1897).

Однако в целом творчество Гогена оставалось далеким драматическим и социальным проблемам современной ему жизни.

Одним из самых ярких художников конца 19 в. был голландец Винсент Ван Гог (1853—1890) — мастер остропсихологического дарования, искреннего демократизма. Стремление вернуть искусству большие нравственные и социальные проблемы отличает его творчество.

Драматические конфликты между «маленьким человеком» и удушающей его социальной средой составляют основное содержание искусства Ван Гога.Оно проникнуто глубоким сочувствием к обездоленным людям, страстной любовью к жизни и природе, стремлением раскрыть трагическую противоречивость душевного мира современного человека. Письма Ван Гога принадлежат к числу самых потрясающих исповедей художника конца 19 в. Неповторимость его личности раскрывается в смятенности чувств, в страстной мечте о творческой работе, в мучительных поисках истины, в жажде подвига.

Творческая деятельность Ван Гога охватывает всего лишь десять лет, но она прошла в непрерывном горении, в условиях нищеты и болезни, тщетных усилиях и разбитых надеждах. Стремление к правдивости в сочетании с неуравновешенным и страстным характером Ван Гога приводило его к постоянным конфликтам с окружающей жизнью и обществом, к их трагическому восприятию и наложили отпечаток повышенной нервности и субъективной экспрессии на его творчество. Образы Ван Гога пронизаны накаленным взволнованным чувством, они захватывают своей необычностью и остротой

В ранний, «голландско-бельгийский», период творчества Ван Гог стремился к социально окрашенной передаче жизни и быта простого люда, шахтеров, ремесленников, крестьян. С правдивой горечью изображал он их забитость, нищету, тяжелый труд в картинах «Человек с хворостом» и «Едоки картофеля» (1885). Интерес к бытовой психологической выразительности углубился в Париже после знакомства с творчеством Домье, Милле и Золя.

Поиски света и воздуха в полотнах импрессионистов и солнечный свет юга Франции в Арле, куда переехал Ван Гог, раскрыли перед ним возможность воплотить свое эмоциональное взволнованное восприятие жизни в контрастах чистого интенсивного цвета. Залитые солнечным светом пейзажи, как бы отлитые из жгучего солнечного сияния цветы,— символ красоты жизни («Подсолнечники», 1888) — таковы мотивы его искусства, обращенного к жизни природы.

Ван Гог остро чувствует красоту природы, он видит ее в хлебных полях, виноградниках, уголках сада, кипарисах и т. д. Природа Ван Гога вместе с тем большей частью полна движения и драматизма. Она одухотворена. Кажется, что деревья вырастают на глазах у зрителя и устремляются к небу; горные кряжи вздымаются; дороги и борозды полей стремительно несутся вдаль — стихия природы полна трепета, бурного ликования или яростной борьбы. Она то приветлива к человеку, то враждебна ему.

«Дорога в Овере после дождя» (1890) — одна из жизнеутверждающих картин Ван Гога, пронизанная энергией, бодростью, сверкающая свежими красками омытого ливнем летнего дня. Высоко поднятый горизонт, убегающие вглубь гряды полей и пересекающие их дорога и железнодорожные пути как бы расширяют пространство и порождают ощущение свободного дыхания жизни. Динамичные линии, гибкие и беспокойные мазки, выражая внутренний пульс жизни природы, обогащают пластическую выразительность. Ван Гог любит сгущенные воспламеняющие друг друга цветовые созвучия. В «Красных виноградниках в Арле» (1888) захватывает торжественная красочность и богатство напряженной жизни человека и природы. Пурпурные, киноварные, буро-красные, малиновые, оранжевые, глубоко-черные, синие цвета рождают напряженную цветовую оркестровку этой картины.

Поразительно одухотворены изображения простых вещей. В интерьере «Спальня Ван Гога в Арле» (1888) от покинутой комнаты художника веет безнадежностью.

Образ человека у Ван Гога проникнут большим драматизмом и острым психологизмом. Он раскрывается с особой силой в «Ночном кафе в Арле» (1888). Здесь царит атмосфера бездомности, одиночества. Художник точно вселяет в предметный мир свой мятущийся дух. Стремительно сокращающиеся перспективные линии пола, жесткие угловатые столы и стулья, желтый свет керосиновых ламп, ярко-зеленое сукно бильярдного стола, мрачная тень от него, красные стены и розовый пол, теряющиеся в пространстве одинокие люди рождают настроение зловещей тоски, острое чувство диссонансов окружающей жизни.

В своих портретах Ван Гог обычно запечатлевал людей из народа. Это члены семьи, крестьяне, почтальон Рулен. Его герои живут напряженной внутренней жизнью, их характеристики остры и выразительны. Композиционно колористическое решение каждый раз поражает новизной и яркостью. «Автопортрет с перевязанным ухом» (1889) исполнен в строгой обобщенной форме, в звучной гармонии. Страстная натура Ван Гога чувствуется в сурово скорбной сосредоточенности его лица, но именно она определяет огромную силу образа.

Драматическая экспрессия колорита созвучна смятенному внутреннему миру художника. Замыкаясь все больше в трагический мир своих мыслей и чувств, Ван Гог начинает прибегать к деформации, к преувеличенной цветовой и фактурной напряженности, находя в них средства для передачи сугубо индивидуалистического восприятия мира.

Трагедия Ван Гога привела этого болезненно-чувствительного и нервно-неуравновешенного человека к тяжелому душевному заболеванию. Субъективный пессимизм Ван Гога получил дальнейшее развитие и обострение в произведениях западноевропейских экспрессионистов начала 20 в.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: