ПЛАН.
1. Зачем студенту изучать методику преподавания.
2. Статус методики обучения математике как научной области.
3. Определение понятия «методика преподавания математики».
4. Что такое «начальный курс математики»?
А) Образование и обучение математике в России: терминологический ликбез с акцентом на социальную значимость проблемы.
Б) Структура общего курса математики на различных ступенях образования.
5. Цели обучения математике в современной начальной школе [школе первой ступени].
А) Стандартный, "социально-экономически" обусловленный взгляд на проблему.
Б) Личный взгляд преподавателя МПМ на проблему целей обучения.
Особенности построения файла; рекомендации по работе с ним:
- если просматривать файл в режиме «схема документа» (выбрать данный режим можно на вкладке Вид), то представленный план будет отображаться слева от файла и будет работать как «закладки», позволяющие, при необходимости, быстро и удобно находить материал того или иного пункта;
- файл содержит как обязательный для ознакомления, так и материал дополнительного характера. Дополнительные сведения, не обязательные для усвоения, но расширяющие кругозор и полезные с профессиональной точки зрения, выделены таким же образом, как данный фрагмент текста: они обрамлены и даны уменьшенным шрифтом;
- в конце файла даны две группы заданий для студентов:
|
Зачем студенту изучать методику преподавания.
|
|
Ответ на данный вопрос очевиден для каждого, кто пришел в педагогику по зову сердца, на самом деле мечтая быть учителем начальной школы. Таким студентам нет смысла задавать подобный вопрос, для них методики – важнейшие, профессионально-значимые /«профильные»/ учебные дисциплины.
Не секрет, однако: сегодня многие студенты учатся в педвузе, полагая, что им, вероятно, удастся найти работу не по данной специальности. Тем, кто бравирует своим нахождением в вузе «не по назначению», важно понимать следующее.
Во-первых, знания будут проверяться НЕЗАВИСИМО от того, чего ради студент поступал в педвуз и какие планы он имеет на будущее. Хочешь получить диплом – изволь подтвердить, что достоин его.
Во-вторых, многие из вас строят иллюзорные планы на жизнь, а судьба – дама капризная, и неизвестно еще, не придется ли в какой-то момент им вцепиться обеими руками в полученную когда-то «корочку», чтобы прокормить себя и своих близких. И не обязательно речь идет об устройстве в государственное учреждение, в школу. Многие люди сейчас зарабатывают себе на жизнь частными уроками («репетиторством»), нанимаются в семьи гувернерами и пр.
В-третьих, никакие знания не бывают бесполезными, а более полезных и важных «для жизни» областей знаний, чем педагогика и медицина, не придумаешь. Умением быстро и правильно сформировать у малышей элементарные жизненные навыки полезно владеть каждому человеку /по меньшей мере каждому, планирующему иметь собственную семью/.
|
|
Приведенных аргументов вполне достаточно для того, чтобы умный человек понял: незачем «тратить время» попусту, лучше учиться по-настоящему: хуже не будет, а пригодиться в жизни может весьма.
Определение понятия «методика преподавания математики».
Методика преподавания математики (МПМ) определяется учеными как наука, предметом которой является обучение математике, причём в широком смысле: обучение математике на различных уровнях, начиная с дошкольных учреждений и заканчивая высшей школой [10]. Это «система знаний о целях, содержании, методах, формах организации и средствах обучения математике». [1, с. 5]
Методика преподавания развивается на базе своих «трех китов»:
- математики;
- определённой психологической теории обучения и учебной деятельности (способ обучения находится в зависимости от того, какая из психологических теорий легла в основу разрабатываемой методики /технологии обучения/);
- педагогики; в первую очередь – одного из разделов этой научной дисциплины, - дидактики (в которой разрабатываются аспекты форм, целей, методов и средств обучения).
Иными словами, МПМ представляет собой «технологию» применения психолого- педагогических теорий к начальному обучению математике.
Статус методики обучения математике как научной области.
В научной среде существует специфическое (близкое к пренебрежительному) отношение к методике преподавания математики как "не-науке", то есть как к псевдонаучной области, не обладающей важнейшими признаками научной системы познания. Попробуем проанализировать подобную точку зрения с тем, чтобы подтвердить либо опровергнуть ее.
|
|
Науку можно понимать как "особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и распространение объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Основой этой деятельности является сбор научных фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых научных знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие, — прогнозировать…" [11].
Очевидно, все перечисленные признаки на сегодняшний день в МПМ присутствуют в полной мере. Г.И.Саранцев не без основания считает: "На данном этапе развития есть все основания считать методику обучения математике научной областью" [8, с. 42].
Возможно, одно из оснований для предубеждения в отношении МПМ связан с ее междисциплинарным характером. Будет абсолютно справедливым назвать методику преподавания математики междисциплинарной научной областью. Ведь формирование методики преподавания того или иного предмета невозможно без самого этого предмета. Итак, с одной стороны, в основе МПМ лежит предмет обучения – математика. С другой стороны, на современном этапе развития таких научных дисциплин как педагогика (и, прежде всего, такого ее раздела как дидактика) и психология (педагогическая и возрастная) любая методика представляет собой «технологию» применения психолого-педагогических теорий к практике обучения, в рассматриваемом нами случае – конкретно к начальному обучению математике.
Таким образом, МПМ как научная область является столь смежной с математикой, педагогикой и психологией, что, по существу, не может существовать в отрыве от этих дисциплин и, тем самым, казалось бы, престает быть самостоятельной областью научного знания… Так ли это, поможет разобраться понимание истинной сути термина "междисциплинарность".
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ (синоним: трансдисциплинарность) - термин, выражающий интегративный характер современного этапа научного познания [10, с. 42].
Междисциплинарность рассмотрения и осмысления в науке проявляется по-разному и в различной степени: в постановке проблем, в подходах к их решению, в развитии теорий, выявлении связей между ними, формировании новых дисциплин. Г.Л. Тульчинский выделяет несколько вариантов понимания междисциплинарности и междисциплинарного подхода [7, с. 7]:
|
|
· Исследователь использует язык описания одной области для описания другой области. Например, этнограф использует филологические термины для объяснения этнических феноменов. В этом случае мы имеем метафоризацию, которая очень важна в эвристическом плане для поиска нетривиальных объяснений. (И которая не находит широкого применения в науке МПМ).
· Исследователь использует различные языки для описания различных сегментов сложного комплекса. Например, маркетинговое исследование пользуется понятиями, терминологией и концепциями экономики, психологии, социологии и других наук на различных стадиях и участках анализа. Очевидно: при разработке проблем МПМ невозможно обойтись без обращения к терминологии смежных научных дисциплин (математики, дидактики, психологии), и этот подход находит предельно широкое применение в литературе по рассматриваемой нами научной дисциплине.
· Исследователь создает новый синтез, который открывает новую реальность. И тогда он пользуется новым языком. Этот случай есть случай создания новой дисциплины. Есть все основания понимать междисциплинарный характер МПМ как научной области в этом самом – последнем из перечисленных смыслов. Ведь на сегодняшний день язык МПМ является вполне сформированным и самостоятельным.
Итак, МПМ может быть признана одновременно самостоятельной и междисциплинарной научной областью на сегодняшнем этапе своего развития.
И в то же время, методика преподавания – достаточно молодая научная область, долгое время развивавшаяся исключительно эмпирическим путем. Да еще и поставленная в определенную зависимость от общественных (в т.ч. политических и экономических) потребностей.
Поэтому правы и те ученые, которые утверждают, что по отношению к методике как научной области процесс оформления научного знания в теорию (теоретизация науки) только начинается:
· во-первых, теоретизация научного знания начинается, как правило, с уточнения терминологии. И подобный процесс в МПМ остро необходим. Например, анализ, связанный с категорией понятия в логике, показывает, что термины "свойство", "признак" в учебных пособиях по МПМ не используются как научные. Одно и то же суждение называют и признаком, и свойством, и характеристическим свойством, тогда как в математике термины "признак" и "свойство" имеют точное /и отличное друг от друга/ значение.
· во-вторых, те "методические системы", которые составляют ядро методики, еще не приобрели статуса теории.
· в-третьих, еще до конца не выявлено инвариантное[1] содержание МПМ…
А учитывая вмешательство таких специфических факторов как социально-политические запросы и связанные с ними перекраивания всей системы, методике преподавания математики предстоит долгий и полный противоречий путь развития.
ВОПРОСЫДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
1. Что является предметом методики преподавания математики как науки:
А) математика;
Б) процесс обучения;
В) психологические закономерности усвоения математических знаний;
Г) обучение математике?
2. Можно ли считать на сегодняшний день методику преподавания математики:
А) самостоятельной научной дисциплиной;
Б) междисциплинарной научной областью;
В) научной дисциплиной, теоретические основы и язык которой полностью сформированы?
3. Как Вы понимаете смысл термина «инвариантное содержание курса начальной математики»:
- синоним слова «вариативный», то есть позволяющий осуществлять выбор между несколькими вариантами построения содержания курса начальной математики;
- антоним слова «вариативный», то есть однозначный, «без вариантов», неизменная, постоянная основа начального курса математики;
- то же самое, что и федеральный компонент учебного плана.