Статус методики обучения математике как научной области.




ПЛАН.

1. Зачем студенту изучать методику преподавания.

2. Статус методики обучения математике как научной области.

3. Определение понятия «методика преподавания математики».

4. Что такое «начальный курс математики»?

А) Образование и обучение математике в России: терминологический ликбез с акцентом на социальную значимость проблемы.

Б) Структура общего курса математики на различных ступенях образования.

5. Цели обучения математике в современной начальной школе [школе первой ступени].

А) Стандартный, "социально-экономически" обусловленный взгляд на проблему.

Б) Личный взгляд преподавателя МПМ на проблему целей обучения.

 

Особенности построения файла; рекомендации по работе с ним: - если просматривать файл в режиме «схема документа» (выбрать данный режим можно на вкладке Вид), то представленный план будет отображаться слева от файла и будет работать как «закладки», позволяющие, при необходимости, быстро и удобно находить материал того или иного пункта; - файл содержит как обязательный для ознакомления, так и материал дополнительного характера. Дополнительные сведения, не обязательные для усвоения, но расширяющие кругозор и полезные с профессиональной точки зрения, выделены таким же образом, как данный фрагмент текста: они обрамлены и даны уменьшенным шрифтом; - в конце файла даны две группы заданий для студентов:
  • обязательные задания /их необходимо выполнить каждому; невыполнение обязательных заданий служит основанием для недопуска студента к зачету/;
  • дополнительные задания /их необходимо выполнить каждому, претендующему на получение зачета «автоматом»/.

Зачем студенту изучать методику преподавания.

Ответ на данный вопрос очевиден для каждого, кто пришел в педагогику по зову сердца, на самом деле мечтая быть учителем начальной школы. Таким студентам нет смысла задавать подобный вопрос, для них методики – важнейшие, профессионально-значимые /«профильные»/ учебные дисциплины.

Не секрет, однако: сегодня многие студенты учатся в педвузе, полагая, что им, вероятно, удастся найти работу не по данной специальности. Тем, кто бравирует своим нахождением в вузе «не по назначению», важно понимать следующее.

Во-первых, знания будут проверяться НЕЗАВИСИМО от того, чего ради студент поступал в педвуз и какие планы он имеет на будущее. Хочешь получить диплом – изволь подтвердить, что достоин его.

Во-вторых, многие из вас строят иллюзорные планы на жизнь, а судьба – дама капризная, и неизвестно еще, не придется ли в какой-то момент им вцепиться обеими руками в полученную когда-то «корочку», чтобы прокормить себя и своих близких. И не обязательно речь идет об устройстве в государственное учреждение, в школу. Многие люди сейчас зарабатывают себе на жизнь частными уроками («репетиторством»), нанимаются в семьи гувернерами и пр.

В-третьих, никакие знания не бывают бесполезными, а более полезных и важных «для жизни» областей знаний, чем педагогика и медицина, не придумаешь. Умением быстро и правильно сформировать у малышей элементарные жизненные навыки полезно владеть каждому человеку /по меньшей мере каждому, планирующему иметь собственную семью/.

Приведенных аргументов вполне достаточно для того, чтобы умный человек понял: незачем «тратить время» попусту, лучше учиться по-настоящему: хуже не будет, а пригодиться в жизни может весьма.

Определение понятия «методика преподавания математики».

Методика преподавания математики (МПМ) определяется учеными как наука, предметом которой является обучение математике, причём в широком смысле: обучение математике на различных уровнях, начиная с дошкольных учреждений и заканчивая высшей школой [10]. Это «система знаний о целях, содержании, методах, формах организации и средствах обучения математике». [1, с. 5]

Методика преподавания развивается на базе своих «трех китов»:

- математики;

- определённой психологической теории обучения и учебной деятельности (способ обучения находится в зависимости от того, какая из психологических теорий легла в основу разрабатываемой методики /технологии обучения/);

- педагогики; в первую очередь – одного из разделов этой научной дисциплины, - дидактики (в которой разрабатываются аспекты форм, целей, методов и средств обучения).

Иными словами, МПМ представляет собой «технологию» применения психолого- педагогических теорий к начальному обучению математике.

Статус методики обучения математике как научной области.

В научной среде существует специфическое (близкое к пренебрежительному) отношение к методике преподавания математики как "не-науке", то есть как к псевдонаучной области, не обладающей важнейшими признаками научной системы познания. Попробуем проанализировать подобную точку зрения с тем, чтобы подтвердить либо опровергнуть ее.

Науку можно понимать как "особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и распространение объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Основой этой деятельности является сбор научных фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых научных знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие, — прогнозировать…" [11].

Очевидно, все перечисленные признаки на сегодняшний день в МПМ присутствуют в полной мере. Г.И.Саранцев не без основания считает: "На данном этапе развития есть все основания считать методику обучения математике научной областью" [8, с. 42].

Возможно, одно из оснований для предубеждения в отношении МПМ связан с ее междисциплинарным характером. Будет абсолютно справедливым назвать методику преподавания математики междисциплинарной научной областью. Ведь формирование методики преподавания того или иного предмета невозможно без самого этого предмета. Итак, с одной стороны, в основе МПМ лежит предмет обучения – математика. С другой стороны, на современном этапе развития таких научных дисциплин как педагогика (и, прежде всего, такого ее раздела как дидактика) и психология (педагогическая и возрастная) любая методика представляет собой «технологию» применения психолого-педагогических теорий к практике обучения, в рассматриваемом нами случае – конкретно к начальному обучению математике.

Таким образом, МПМ как научная область является столь смежной с математикой, педагогикой и психологией, что, по существу, не может существовать в отрыве от этих дисциплин и, тем самым, казалось бы, престает быть самостоятельной областью научного знания… Так ли это, поможет разобраться понимание истинной сути термина "междисциплинарность".

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ (синоним: трансдисциплинарность) - термин, выражающий интегративный характер современного этапа научного познания [10, с. 42].

Междисциплинарность рассмотрения и осмысления в науке проявляется по-разному и в различной степени: в постановке проблем, в подходах к их решению, в развитии теорий, выявлении связей между ними, формировании новых дисциплин. Г.Л. Тульчинский выделяет несколько вариантов понимания междисциплинарности и междисциплинарного подхода [7, с. 7]:

· Исследователь использует язык описания одной области для описания другой области. Например, этнограф использует филологические термины для объяснения этнических феноменов. В этом случае мы имеем метафоризацию, которая очень важна в эвристическом плане для поиска нетривиальных объяснений. (И которая не находит широкого применения в науке МПМ).

· Исследователь использует различные языки для описания различных сегментов сложного комплекса. Например, маркетинговое исследование пользуется понятиями, терминологией и концепциями экономики, психологии, социологии и других наук на различных стадиях и участках анализа. Очевидно: при разработке проблем МПМ невозможно обойтись без обращения к терминологии смежных научных дисциплин (математики, дидактики, психологии), и этот подход находит предельно широкое применение в литературе по рассматриваемой нами научной дисциплине.

· Исследователь создает новый синтез, который открывает новую реальность. И тогда он пользуется новым языком. Этот случай есть случай создания новой дисциплины. Есть все основания понимать междисциплинарный характер МПМ как научной области в этом самом – последнем из перечисленных смыслов. Ведь на сегодняшний день язык МПМ является вполне сформированным и самостоятельным.

Итак, МПМ может быть признана одновременно самостоятельной и междисциплинарной научной областью на сегодняшнем этапе своего развития.

И в то же время, методика преподавания – достаточно молодая научная область, долгое время развивавшаяся исключительно эмпирическим путем. Да еще и поставленная в определенную зависимость от общественных (в т.ч. политических и экономических) потребностей.

Поэтому правы и те ученые, которые утверждают, что по отношению к методике как научной области процесс оформления научного знания в теорию (теоретизация науки) только начинается:

· во-первых, теоретизация научного знания начинается, как правило, с уточнения терминологии. И подобный процесс в МПМ остро необходим. Например, анализ, связанный с категорией понятия в логике, показывает, что термины "свойство", "признак" в учебных пособиях по МПМ не используются как научные. Одно и то же суждение называют и признаком, и свойством, и характеристическим свойством, тогда как в математике термины "признак" и "свойство" имеют точное /и отличное друг от друга/ значение.

· во-вторых, те "методические системы", которые составляют ядро методики, еще не приобрели статуса теории.

· в-третьих, еще до конца не выявлено инвариантное[1] содержание МПМ…

А учитывая вмешательство таких специфических факторов как социально-политические запросы и связанные с ними перекраивания всей системы, методике преподавания математики предстоит долгий и полный противоречий путь развития.

ВОПРОСЫДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Что является предметом методики преподавания математики как науки:

А) математика;

Б) процесс обучения;

В) психологические закономерности усвоения математических знаний;

Г) обучение математике?

2. Можно ли считать на сегодняшний день методику преподавания математики:

А) самостоятельной научной дисциплиной;

Б) междисциплинарной научной областью;

В) научной дисциплиной, теоретические основы и язык которой полностью сформированы?

3. Как Вы понимаете смысл термина «инвариантное содержание курса начальной математики»:

- синоним слова «вариативный», то есть позволяющий осуществлять выбор между несколькими вариантами построения содержания курса начальной математики;

- антоним слова «вариативный», то есть однозначный, «без вариантов», неизменная, постоянная основа начального курса математики;

- то же самое, что и федеральный компонент учебного плана.



Поделиться:





Поиск по сайту

©2015-2023 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!