Необходимо различать «бытовой» и профессиональный смысл используемых в системе образования терминов. Например, в быту люди могут использовать словосочетание «уровень образования», подразумевая… уровень образованности. Казалось бы, невелика разница. А на самом деле?
В быту нас обычно интересует, насколько человек грамотен, эрудирован, насколько широкий кругозор имеет. Вот это и называют уровнем образованности.
А что же тогда следует понимать под «уровнем образования»? Читаем: «Уровень образования – завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований» [Федеральный закон об образовании в Российской Федерации (от 26.12.2012); ст.2 п.3].
Первый уровень образования - общее образование –— не профессиональное и не специальное образование; «вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования» [там же, ст.2 п.11].
До вступления в силу действующей версии Закона об образовании к общему образованию «в широком смысле »относились следующие составляющие:
- дошкольное,
- начальное общее[2], («начальная школа», 1-4 кл)
- основное общее, («начальная школа» + 5-9 кл., т.е. «основная»),
- среднее (полное) общее («начальная школа» + «основная» + 10-11 кл., т.е. «старшая школа»), и
- дополнительное образование детей[3].
Качество общего образования определяет основу, базу всей образовательной системы. Поэтому цели и содержание его утверждаются правительством страны.
Среднее полное общее образование являлось в советские годы обязательным и общедоступным. В настоящее время, в соответствии с Конституцией РФ, обязательным является основное образование (заметили разницу?). Общедоступность, бесплатность сохранена за всеми ступенями общего образования и за средним профессиональным:
|
|
«В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые» [там же, ст.5 п.3].
В России и некоторых других странах среднее образование иногда называют школьным образованием, поскольку оно преподается в средних школах.
Тремя ступенями школьного образования являются:
- начальная школа (синонимы: начальные классы; начальное общее образование; первая ступень школьного образования; школа первой ступени);
- основная школа (синонимы: основные классы; основное /неполное/ общее образование; вторая ступень школьного образования; школа второй ступени);
- старшая школа (синонимы: старшие классы; полное общее образование; третья ступень школьного образования; школа третьей ступени).
Получение неполного среднего образования сводится к освоению программ начальной + основной школы.
Чтобы получить аттестато полном среднем образовании [4], необходимо:
|
|
- освоить программу всех трех ступеней школьного образования;
- подтвердить качество освоения этой программы, пройдя экзаменационные испытания[5].
В 70-80-е гг. ХХ века периоды обучения в школе распределялись следующим образом:
1) Начальная школа (начальные классы): первые три года обучения; классы 1-3
2) Основная школа: следующие 5 лет обучения, классы 4-8; по окончании человек получает на руки свидетельство о неполном среднем образовании и имеет право поступления в средние профессиональные учебные заведения (ПТУ и пр. училища); в случае неуспешного прохождения экзаменов и/или хронической неуспеваемости на руки выдавалась справка о том, что ученик «прослушал курс» за … классы;
3) Старшая школа (старшие классы) – последние 2 года обучения в общеобразовательной школе; классы 9-10. Выпускник при условии успешного /минимум - удовлетворительного/ прохождения экзаменационных испытаний получает «аттестат зрелости», т.е. аттестат о среднем образовании – документ, свидетельствующий об успешном завершении данным лицом средней общеобразовательной школы и получении им полного среднего образования.
В последнее десятилетие ХХ века появилась вторая система обучения, отличавшаяся от указанной 4-летним обучением в начальной школе (соответственно, в данной системе средними /«основными»/ считались 5-9, а старшими 10-11 классы. Поступать в четырехлетнюю начальную школу «система 1-4» дети могли уже с 6-летнего возраста (в отличие от ранее существовавшей системы «1-3», в которой в первый класс принимались исключительно дети, достигшие полных семи лет.
|
|
Некоторое время обе системы обучении («1-3» и «1-4») существовали параллельно, могли действовать одновременно в одном и том же учебном заведении.
В ХХI веке, когда Россия взяла курс на западные стандарты образования /где, преимущественно, образование в школе длится 12 лет/, произошел отказ от системы (1-3) и, в 2004 году, - перевод всех школ на 11-летний курс обучения (с замыслом в дальнейшем довести реформами образования средние школы до 12-летнего курса обучения[6]).
***
Теперь вы должны быть способны ответить на несколько из вопросов представленного ранее списка:
ВОПРОСЫДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Различаются ли понятия:
- «уровень образования» и «ступень образования»;
- «школьное образование» и «среднее образование»;
- «школьное образование» и «общее образование»;
- «среднее образование» и «среднее полное образование»;
(и если ДА – то чем)?
2. Чем отличается « общее образование » от « среднего образования »?
3. Различаются ли понятия « общее образование » и « школьное образование »?
4. Различаются ли понятия « полное среднее образование » и « школьное образование »?
3. Различаются ли понятия « основное образование » и « школьное образование »?
Б) Структура общего курса математики на различных ступенях образования [7].
Структура курса математики как учебного предмета имеет много общего со структурой системы образования. В нем также можно выделить несколько ступеней /этапов изучения/:
- изучение математики в дошкольном возрасте;
- школьный курс («элементарной» математики), который состоит из:
- начального курса математики (в XIX - первой половине ХХ вв. носил название «Арифметика»; во второй половине 60-х гг.ХХв. в курсе начальной школы стал носить обобщающее название «Математика», поскольку в него были включены вопросы геометрического и алгебраического содержания);
- курса математики основной школы, подразделяющегося на 2 этапа:
- общий курс «Математика» (5-6 класс),
- азы систематических курсов «Алгебра» и «Геометрия» /раздел Планиметрия / (7-9 классы);
- курса математики старшей школы, включающий в себя систематические курсы «Алгебра» и «Геометрия» /раздел Стереометрия / (10-11 классы).
- элементы высшей математики на не специализирующихся в данной области факультетах ВУЗов и в средних специальных учебных заведениях;
|
|
- курс высшей математики, изучающийся на факультетах ВУЗов, где требуются специальные знания по данному предмету;
- послевузовское математическое образование в системе повышения квалификации специалистов.
Обратите внимание:
1) Школьный курс математики – содержание математических знаний, осваиваемое учащимися средних общеобразовательных учреждений (школ) с первого по последний класс программы полного среднего образования.
2) Существует некая специфика построения школьного курса математики по сравнению со структурой общего школьного образования: в курсе математики основной школы выделяются 2 «подэтапа»: 5-6 и 7-9 классы.
3) Начальным курсом математики является часть школьного курса (изучаемая в 1-4 классах общеобразовательной школы); содержание начального курса математики определяется соответствующими разделами ФГОС и программами образования начальной школы /т.е. «школы первой ступени образования»/.
Теперь вы вполне способны ответить на следующую партию вопросов представленного ранее списка:
ВОПРОСЫДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
3. Что такое « элементарная математика »?
4. Отличается ли структура школьного курса математики от структуры школьного образования?
5. Определите, какой смысл вкладывается в понятие «начальный курс математики »:
А) «первые шаги» ребенка в познании мира математических сведений на дошкольном этапе развития;
Б) первоначальный /«пропедевтический»/ курс; этап вхождения в учебный предмет «Математика» в адаптационный период в первом классе школы;
В) весь курс математики в начальных классах школы;
Г) весь курс «не-высшей», то есть школьной математики.
5. Цели обучения математике в современной начальной школе [школе первой ступени].
А) Стандартный, "социально-экономически" обусловленный взгляд на проблему [8].
Цели обучения — сознательно планируемые его результаты.
Цели и задачи курса математики определяются общими целями и задачами образования. Следовательно, прежде чем говорить о частных целях и задачах обучения математике, надо хотя бы кратко остановиться на общих целях среднего образования.
Цели и задачи общего среднего образования, в конечном счете, определяются общественными запросами, теми задачами, которые общество ставит перед школой.
Вообще связь между обществом, государством и школой, учителем можно представить следующим образом. Общество в лице государства, исходя из социального, политического и экономического состояния и планов своего развития, дает определенный заказ школе, формулируемый как необходимость подготовки подрастающего поколения для решения определенных общественных задач и проблем, как норму развития качеств своих будущих граждан[9]. Педагогика, принимая этот социальный заказ общества, разрабатывает пути и средства для его реализации школой. Конкретно это сводится к тому, что педагогика "переводит заказ общества на педагогический язык", формулируя цели образования, разрабатывая учебные планы и программы обучения, общие методы обучения и воспитания, обеспечивающие выполнение намеченных целей, планов и программ. Потому цели и задачи в настоящее время иные, чем они были прежде, скажем 10 —20 лет тому назад.
1. Обратите внимание: условия, от которых НЕЧТО зависит, называют «факторами, определяющими это НЕЧТО». Т.е. суть предыдущего текстового фрагмента можно перефразировать так:
«Цели и задачи обучения математике в начальной школе определяются такими факторами как:
- цели и задачи, которые общество ставит перед школой, т.е. социальный заказ;
- цели и задачи общего среднего образования;
- цели и задачи школьного курса математики».
Учтите: представленные взгляды формировались еще в советские времена. Тогда любой излагаемый материал мог базироваться исключительно на концепции марксистско-ленинской философии. Современность позволяет нам брать в расчет и другие моменты, тоже значимые, и, иногда – не менее важные. Какие именно – можно найти в пункте 5-Б) настоящего файла.
Подробнее о связи «государственного социального заказа», целей обучения и учебных программ В Программах, действовавших в конце ХХ в., цели обучения математике в начальных классах формулировались следующим образом: 1. обеспечить числовую грамотность учащихся и умение производить все арифметические действия в области целых неотрицательных чисел; 2. сформировать элементарные навыки работы на микрокалькуляторе и простейших ЭВМ; 3. дать начальное математическое развитие, включающее в себя умение наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, проводить простейшие обобщения и объяснять их на новых конкретных примерах; развивать математическую речь и память. В Программе, основанной на образовательных стандартах первого поколения, цели начального обучения математике формулировались следующим образом: § развитиеобразного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования; § освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике; § воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни. Во ФГОС второго поколения, ориентированном "на становление личностных характеристик выпускника" цели обучения математике (как и любой другой школьной дисциплине) не выдвигаются, а формулируются требования "к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования" (личностным, метапредметным и предметным). Конкретно к проблемам обучения математике имеют отношение, в первую очередь, формулировки требований, выдвигаемых в предметной области "Математика и информатика": 1) использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений; 2) овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов; 3) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; 4) умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные; 5) приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности. Нельзя утверждать, что в предыдущих программах и стандартах не были представлены "надпредметные" умения и навыки. Так, в Программе, основанной на образовательных стандартах первого поколения, выделялись следующиеобщеучебные умения, навыки и способы деятельности: "В результате освоения предметного содержания математики у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности. Школьники учатся выделять признаки и свойства объектов (прямоугольник, его периметр, площадь и др.), выявлять изменения, происходящие с объектами и устанавливать зависимости между ними; определять с помощью сравнения (сопоставления) их характерные признаки. Учащиеся используют простейшие предметные, знаковые, графические модели, строят и преобразовывают их в соответствии с содержанием задания (задачи). В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения и навыки: дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, выделять слова (словосочетания и т. д.), помогающие понять его смысл; ставят вопросы по ходу выполнения задания, выбирают доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения и др. Математическое содержание позволяет развивать и организационные умения и навыки: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность предстоящих действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок". Однако ни в прошлом столетии, ни в первом десятилетии настоящего века еще не был отработан аппарат диагностики уровня сформированности этих самых "надпредметных" (общеучебных) ЗУН, да и сами механизмы формирования не нашли своего места в учебных пособиях. А цель не может быть реализована без соответствующих ей средств. При этом многолетнее развитие МПМ вполне позволило отработать контроль качества усвоения собственно математических ЗУН, и этот вид контроля по настоящий день определяет направленность и способы организации деятельности учителя. Иными словами, любой учитель начальных классов знает, что результаты любой проверки "уровня развития мышления и речи" (если таковая и будет произведена) останутся пылиться в тиши чиновничьих кабинетов. Зато по результатам контрольных работ, нацеленных на проверку качества сформированности конкретных математических ЗУН (например, умения вычислять и решать текстовые арифметические задачи) будет напрямую зависеть отношение к нему как к успешному и результативному учителю. А в условиях сегодняшней системы финансирования, возможно, и того больше – его зарплата. Итак, и в конце ХХ века, и по настоящий день прописанные на бумаге "надпредметные" цели обучения и требования к уровню сформированности ОУУ (общеучебных умений) и УУД (универсальных умственных действий) остаются в большой степени профанацией. Если что-то и реализуется на самом деле, то только за счет семейного воспитания, а в школе – за счет личных качеств учителя (его профессионализма, ответственности, образованности, интеллекта и личного понимания важности такого рода целей). До тех пор, пока в обществе существуют мудрые и талантливые родители и такие же учителя, у общества остается шанс на выживание и дальнейшее благополучное развитие. |
Методологическими основами целеопределения в преподавании математики выступают социальные и государственные заказы, выражаемые в таких документах как:
- Закон «Об образовании»,
- образовательные стандарты и
- Программа по математике.
В этих документах цели сформулированы как общие пожелания школе и носят весьма обобщенный характер, указывая лишь стратегию обучения математике.
Каждый выпускник педагогического ВУЗа должен хорошо ориентироваться в перечисленных документах и знать о них следующее.
- Закон об образовании /полное название - Федеральный закон об образовании в Российской Федерации (от 26.12.2012)/ реализует Конституцию РФ[10] и не должен находиться в противоречии ни с нею, ни с нормами международного права.
- образовательные стандарты /полное название последней версии – Федеральные Государственные Стандарты Образования/ - совокупность требований обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
- Программа по математике (частный вид образовательных программ [11]) представлена двумя видами документов. Базовым документом является Примерная программа по математике для начальных классов школы. На основе Примерной программы разрабатываются программы авторских курсов и учебные пособия к ним.
Примерная программа включает следующие разделы:
— пояснительную записку, в которой приводятся общая характеристика названного предмета, ценностные ориентиры содержания учебного предмета, место учебного предмета в учебном плане, результаты изучения учебного предмета;
— основное содержание обучения, включающее перечень изучаемого учебного материала. Курсивом обозначены темы для ознакомления, способствующие расширению кругозора младших школьников. Материал этих тем не является обязательным для усвоения (предлагается учителем с учётом уровня подготовленности и типа работы учеников) и не выносится в требования, предъявляемые к учащимся;
— рекомендации по материально-техническому обеспечению учебного предмета;
— варианты тематического планирования, в которых дано ориентировочное распределение учебных часов по основным разделам курса, а также представлена характеристика деятельности учащихся (в соответствии со спецификой предмета).Выбор варианта тематического планирования по каждому предмету определяется условиями работы конкретного образовательного учреждения, приоритетами в учебно-воспитательной работе.
Математика представлена базовым вариантом и двумя вариантами с расширенным изучением отдельных разделов курса. Первый вариант планирования обеспечивает предметную подготовку, достаточную для продолжения образования, а также расширяет представления обучающегося о математических отношениях и закономерностях окружающего мира. Второй вариант планирования способствует более углублённому рассмотрению вопросов, связанных с геометрией; особое внимание уделяется развитию пространственного мышления и ориентировке в окружающем мире. Третий вариант планирования ориентирован на развитие у обучающихся умения работать с математической информацией.
С особенностями построения программ и содержанием авторских учебных курсов вам еще будет предоставлена возможность ознакомиться весьма подробно.
Думается, достаточно здравой во все времена остается следующая позиция, высказанная известным методистом прошлого столетия А.Я. Хинчиным в одной из его статей: "Цель обучения математике в общеобразовательной средней школе состоит в том, чтобы каждый ученик овладел такой системой математических знаний и основанных на них умений и навыков, чтобы он смог это использовать в своей жизни".
ВОПРОСЫДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ: