Прохоровой Анастасии Анатольевны




Отчет магистра по итогам научной работы за 1 курс

1. Название диссертации

Тематический и итоговый контроль результатов обучения в курсе «География России» 8 класс.

2. Дата утверждения темя, номер протокола 21 июня 2012

3. Структура (план) диссертации

Введение

Глава 1.Оценка результатов обучения географии в соответствии с требованиями ФГОС.

1.1.Особенности ФГОС основной школы

1.2.Требования к линиям учебников

Выводы по главе 1.

Глава 2. Содержание КИМ для учащихся 8 классов по SITO

2.1. Анализ издательских программ

2.2. Разработка КИМ для учащихся 8 классов по SITO

Выводы по главе 2.

Глава 3. Экспериментальное изучение состояния результатов обучения географии учащихся на примере школ Красногорского района.

3.1.Цели, ход, этапы экспериментального изучения

3.2.Содержание

3.3. Результаты

3.4.Обсуждение результатов

Выводы по главе 3.

Заключение

Литература

Приложения

4. Обзор литературы (аннотированный список): библиография работ (по ГОСТу 2008), включая монографии, статьи, авторефераты диссертаций по географии, педагогике, методике.

1. Новые тенденции в изучении и преподавании географии в школе: Н75 Пособие ЮНЕСКО: Пер.с англ./ Под ред. Л.М.Панчешниковой.- М.: Прогресс, 1975.-235 с.

В данной книге рассматриваются общие вопросы природы географических знаний, роли теории, целей обучения географии, географии в интегрированной программе, также вопросы проблем учения и преподавания, такие как вклад психологии, проблемы восприятия, развития логического мышления, игры и имитация, школьные экзамены. Аспекты и методы физической географии, географии городов, сетевых моделей в географии, количественных методов в географии рассматриваются в третьей части книги.

Она написана коллективами разных стран. Вопросы оценки результата обучения затрагиваются в статьях Т. Беннетса, Н.Грейвза и М.Нэйша.

В книге говорится о необходимости определить цели школьной программы, т.к. иначе «мы можем утратить рациональный способ оценки достижений наших учащихся, ибо пока мы не определим свои цели, нам не удастся приступить к разработке надежных способов проверки знаний».(Беннетс Т. Цели обучения географии/ Новые тенденции в изучении и преподавании географии в школе: Н75 Пособие ЮНЕСКО: Пер.с англ./Под ред. Л.М.Панчешниковой.- М.: Прогресс, 1975.- С.55-69.) Также говорится о методах исследования, и мы должны задуматься о том, «как мы получаем информацию и как оцениваем её» (там же, 61).

Отраженна необходимость четкой структуры содержания обучения для сохранения ясно поставленных целей, «достижения которых поддается оценке».(Нэйш М. География в интегрированных программах/ Новые тенденции в изучении и преподавании географии в школе: Н75 Пособие ЮНЕСКО: Пер.с англ./Под ред. Л.М.Панчешниковой.- М.: Прогресс, 1975.- С.70-92.)

Вследствие этого существует необходимость разработки вопросов объективного типа, для возможности «оценить с полной объективностью».(Грейвз Н. Школьные экзамены/ Новые тенденции в изучении и преподавании географии в школе: Н75 Пособие ЮНЕСКО: Пер.с англ./Под ред. Л.М.Панчешниковой.- М.: Прогресс, 1975.- С.148-170.)

При их использовании стандартная ошибка измерения невелика в сравнении с тем, что дают вопросы традиционного типа. Но в целом обе эти экзаменационные формы выявляют одни и те же знания.

В книге говорится о вопросе проверки и оценки знаний и умений учащихся, которые на протяжении нескольких десятилетий привлекают пристальное внимание педагогов и их изучением занимаются исследовательские коллективы в Англии и в США.

К сожалению, в нашей стране этот вопрос не рассматривается на должном уровне и поэтому тема моей диссертации является очень актуальной.

 

2. Тойн П., Ньюби П. Методы географических исследований 1 выпуск экономическая география/:Пер.с англ./Под ред. Ю.В.Медведковой.- М.: Прогресс, 1977.- 272с.)

В предисловии к этой книге Ю.В. Медведкова говорит, что «профессиональное мастерство в географии, как и в любой другой науки, складывается из того, чтобы знать и уметь. Знать приходится чаще всего результаты, полученные другими. Уметь же всегда следует самому. Плохо, если происходит разрыв между знанием и умением. Если не владеть тонкостями научной методики, то легко скатиться на некритическое восприятие чужих результатов…Крайне трудно будет утвердиться в необходимости постоянного совершенствования достижений науки в ответ на динамизм действительности и на новые запросы практики». Вопросы важные для моего диссертационного исследования затрагиваются в главах «Сбор информации» и «Статистическая обработка данных». В первой главе отражена работа с документальными источниками, обследованиями и выборкой, во второй говориться об обобщение данных, сопоставлений, существенности результатов.

Считаю возможным, на основе третьей главы «Наглядное представление данных», результаты анализа обучения географии восьмиклассников и выявления мотивации, отразить графическими методами или составить тематическую карту.

Таким образом, можно было бы объективно доказать или опровергнуть общественную гипотезу, что в привокзальных и придорожных районах уровень мотивации школьников к обучению ниже, так как там раньше селилось малообеспеченное, малообразованное население.

 

3. Новые взгляды на географическое образование: Н76 Пособие ЮНЕСКО: Пер. с англ./Под ред. В.П. Максаковского, Л.М. Панчешниковой.-М.: Прогресс,1986.-463с.

Данная книга написана коллективами разных стран. Вопросы оценки качества программы и эффективности обучения географии рассматриваются в главе 10 написанной Н.Грейвзом.

Он приводит четыре варианта использования тестов в учебном процессе:1)текущая оценка, 2)периодическая проверка работы, 3)четвертные (семестровые) или полугодовые, 4)официальные экзамены. Значит по Н.Грейвзу тесты можно использовать на любом этапе проверки.

Н.Грейвз подразделяет все тесты на два типа. Во-первых, нормативные тесты, которые были испытаны на большой выборке учащихся, показывающие «норму», с которой можно сравнивать соответствующие показатели любой другой испытуемой группы. Во- вторых, тест – критерий, который показывает уровень владение учащихся знаниями и умениями, которые должны быть усвоены.

Он отмечает, что тесты в основном используются для оценки эффективности качества работы учащихся, но имеют и ряд других достоинств. Например, возможность за короткий отрезок времени получить ответы на много вопросов и,следовательно, значительно шире охватить учебную программу, чем в случае, если бы испытуемые писали ответы на вопросы, требующие свободного ответа. Другие достоинства тестов заключаются в том, что они проверяют именно географические знания. Умения писать сочинения, связный рассказ и грамматическая правильность изложения на отметку не влияют. Наконец, тест можно тщательно сконструировать, чтобы он подходил для соответствующей группы учащихся.

На мой взгляд, и задания, требующие свободного ответа, всегда подходят или должны подходить для соответствующей группы учащихся. Также и метопредметные компетенции, такие как связный рассказ и грамматическая правильность изложения, можно проверить с помощью тестов и оценить, так как их формирования происходит и на уроках географии. Тем более что данная необходимость продиктована ФГОС основной школы.

 

4. Максаковский В.П. Преподавание географии в зарубежной школе. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.- 368с.

В данной книге рассматриваются вопросы реформ школьных систем и места географии в учебном процессе, содержания образования. Говорится о школьном учебнике, о технологии обучения, о урочной и внеурочной форме обучения, а также о глобальном географическом образовании.

Вопрос оценки результатов обучения затрагивается в параграфе «Тестовая проверка на уроках географии».

В нем приводятся идеи Н.Грейвза из книге «Новые взгляды на географическое образование: Н76 Пособие ЮНЕСКО: Пер. с англ./Под ред. В.П. Максаковского, Л.М. Панчешниковой.-М.: Прогресс,1986.-463с.», а также примеры тестовых заданий, которые сравниваются с тестовыми заданиями, предложенными профессором Х.Хаубрихом в своей книге «Geographie hat Zukunft. Wege Geographie und Ihre Didaktik.-Hannover, 1998.-68 с. »

Рассмотренные в книге тесты, сходного уровня сложности, ещё раз свидетельствуют о том, что эти задания могут и должны подходить для соответствующей группы учащихся. Говоря о целевом назначении тестов, нужно понимать, что они «могут и должны использоваться также для самоконтроля, самопроверки самими учащимися, которые с их помощью могут сами себя оценивать, а если позволяют обстоятельства, то и исправлять.» (Максаковский В.П.,2001, цит.по Хаубриху Х.,1998.)

 

5. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования).– М., «Интеллект-центр»,2001.-296с.

В книге рассматриваются особенности тестов, общие подходы к их разработке, вопрос отбора содержания образования. Также говорится о технологической матрице, проблеме составления тестовых заданий, последующей работе с ними. Отдельно раскрываются вопросы показателей качества тестов, нормирования, выборки, методического оснащения, артефактов и фактов, искажающие результаты тестирования.

Майоров А.Н. считает тест одним из средств проверки и оценки результатов обучения школьников. Он выделяет надёжность как требование к тестам. А одним из факторов называет технологичность (четкость, ясность) инструментария проверки и оценки – четкая инструкция об организации проверки, однозначности оценки.

Здесь Майоров А.Н. приходит к мысли, что положительной стороной тестирования является более качественный и объективный способ оценивания, что ещё в 1975 году отмечал Н. Грейвз, как возможность «оценить с полной объективностью».(Грейвз Н. Школьные экзамены/ Новые тенденции в изучении и преподавании географии в школе: Н75 Пособие ЮНЕСКО: Пер.с англ./Под ред. Л.М.Панчешниковой.- М.: Прогресс, 1975.- С.148-170.)

 

6. Основные результаты международного исследования образовательных достижений учащихся PISA – 2006, М.: Центр оценки качества образования ИСМО РАО, 2007,97с.

В данной книге говорится об оценке результатов естественнонаучного обучения учащихся 15-летнего возраста по программе PISA.

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития ОЭСР (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development) оценивает способность учащихся применять полученные знания и умения в жизненных ситуациях. Исследования проводятся по трём направлениям «грамотность чтения», «математическая грамотность», «естественнонаучная грамотность» трехлетними циклами. В 2006 году направлением была «естественнонаучная грамотность». В программе участвовало 57 стран Под естественнонаучной грамотностью в исследовании PISA-2006 понимается способность:

– осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования выводов в связи с естественнонаучной проблематикой, основанных на научных доказательствах; – понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания;

– демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества;

– проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.

Естественнонаучная грамотность предполагает в равной степени понимание естественнонаучных понятий, применение естественнонаучных знаний и методов, а также размышления на основе научных доказательств.

Выявление уровня овладения учащимися естественнонаучной грамотностью дает информацию о том, каково отношение подрастающего поколения естественным наукам, которые являются двигателем социального прогресса.

Распределение учащихся по уровню умений естественнонаучной грамотности.

В исследовании PISA выделили 6 уровней естественнонаучной грамотности. Среди них можно особо выделить как важный 2й уровень, – который является базовым, а так же уровни 5 и 6 – как высокие. Уровень ниже 2го не позволяет своим обладателям применять знания, полученные в школе на практике в жизни в России таких учеников 20%. Обладателей же высокого уровня грамотности, в РФ 5%, можно оценить как предрасположенных для занятия профессиональной деятельностью в области естествознания.

5. Методы исследований (по Бибик)  
Наблюдение Изучение школьной документации Беседа с учителем и другими работниками школ     Эксперимент Теоретическая обработка педагогических фактов, добываемых при исследовании Анализ трудов по дидактике, педагогической психологии, методике обучения географии
Естественный Лабораторный
  Индивидуальный Групповой
               

 

6. Экспериментальные материалы (авторские)

Педагогический эксперимент проводился в течение 2011-2012 учебного года на базе МБОУ СОШ №3 и МБОУ СОШ №9 г.Красногорска, Красногорского района, Московской области. Опрос был проведен у 88 девятиклассников.

При подведении итогов было ещё раз доказано, что учащиеся среднего и старшего школьного возраста в мотиве посещения школы на первое место ставят возможность пообщаться с друзьями. Так ответили 23 % опрошенных. На втором месте стоит мотив «Будет хорошая профессия», 21 % соответственно. На третьем месте с большим отрывом в 5 % мотив «После окончания школы смогу продолжать свою учёбу», так ответили 16 % девятиклассников.

4 место - Хочу быть полезным человеком – 12%.

5 место – Хочу много знать – 6%.

6 и 7 места – Чтобы родители не ругали. Иначе меня все равно заставят ходить в школу.- по 6%.

8 место – Просто нравиться учиться – 4%.

9 место – Чтобы иметь хорошие оценки – 3%.

На последнем 10 месте по значимости мотивов посещения школы значится «Чтобы меня хвалили.»

Я считаю это хорошим результатом, остается только надеяться, что учащиеся отвечали искренне, так как могли остаться анонимом.

В целом высокие мотивы посещения школы у 70% опрошенных учеников.

Наиболее привлекательной дисциплиной для школьников являются физкультура. Именно её назвали любимым предметов 31% учеников.

На 2 месте - русский язык – 12%.

На 3 месте – математика – 11%.

На 4 месте – биология – 9%.

На 5 месте – обществознание 8%.

На 6 месте – география – 5 %.

На 7 месте – английский язык, физика и технология – по 4%.

На 8 месте – история и информатика – 2%.

На последнем месте оказалась литература и ОБЖ. Эти предметы назвали любимыми только по 1 % учеников.

А вот на вопрос: «Какие предметы тебе нравятся?», 27% среди прочих дисциплин указали географию.

Учащиеся с высоким уровнем внутренней мотивации по отношению к географии составляют 10% от общего числа опрошенных школьников. Со средним уровнем мотивации было выявлено 64% девятиклассников. К сожалению, с низким уровнем мотивации по отношению к географии – 26%.

В целом можно сделать вывод, что если главным мотивом посещения школы остается желание пообщаться с друзьями, то на уроке учителю необходимо давать работу в группах с обсуждением результатов. Может быть, тогда любовь к географии у школьников будет больше.

7. Публикации (библиографическая ссылка и ксерокс работы)

· Белякова А.А. Внедрение модульной технологи в обучение географии в школе/ География: наука, методика и практика. Географо-экологический факультет.: сб.международной науч.-методич.конф./Мос.гос.обл.ун-т – М.:Изд-во МГОУ,2011,-С.138-139.

· Белякова А.А. Особенности школьного географического образования в европейских странах на примере Мальты и Нидерландов/ Проблемы школьного учебника географии. Материалы региональной научной конференции (г.Москва, 18 ноября 2011 года)/Отв.ред. Е.А.Таможняя – М.: МПГУ,2011,-С.139-140.

8. Авторские материалы к статьям, тезисы, тексту глав, экспериментальной части работы

§ В Главе 1 необходимо сказать об истории оценивания, по материалам монографии О.А.Хлебосоловой, а также об оценке результатов обучения географии в соответствии с требованиями ФГОС на основе статьи О.А.Хлебосоловой (Харьков,2012).

§ В Главе 3 привести оценку по SITO, а также изложить результаты пробных(тематических) и итогового контроля результатов по разделу «Особенности природы и природные ресурсы».

§ Тест необходимо рассчитывать на 1 урок, иначе объективность картины результатов будет нарушена из-за списывания.

§ Тест необходимо сделать несколькими вариантами.

§ Необходимо провести предметную мотивацию по отношению к географии у восьмиклассников

 

9. Переводы иностранных статей по теме исследования и по методике географии, пополнение фондов кафедры методической литературой.

Максаковский В.П. Преподавание географии в зарубежной школе.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.-368с. – 6 экз.

10. Пожелания проведения семинара по теме «Методы научного исследования по А.Е.Бибик»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: