РАЗВИТИЕ НАУКИ И ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА




УСКОРЕНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА.

 

Ускорение научно-технического прогресса — ключевая политическая и хозяйственная задача. На XXVII съезде КПСС подчеркивалась необходимость решительно поднять роль науки и техники в каче­ственном преобразовании производительных сил, в ускорении пере­вода экономики на путь интенсивного развития, повышения эффек­тивности общественного производства. В Отчетном докладе ЦК КПСС XXVII съезду партии особо отмечалось, что крутой пово­рот к интенсификации производства, повышению качества и эф­фективности" возможен лишь при обеспечении ускорения научно-технического прогресса, прорывов на его авангардных направлени­ях2. Важная роль в решении этой задачи отводится общественным наукам. В постановлении XXVII съезда КПСС сказано, что в центр обществоведческих исследований необходимо поставить фун­даментальные задачи ускорения прогресса нашего общества, дости­жения им нового качественного состояния3.

В данной работе мы рассматриваем интенсификацию как такую форму деятельности, в которой рост результативности, эффектив­ности происходит за счет не количественных, а преимущественно качественных факторов, дающих возможность с меньшими усилия­ми, ресурсами, затратами достигать необходимых результатов, по­вышая их качество. Переход к интенсивному развитию, соединение преимуществ социалистического строя с достижениями НТР — главное направление качественного сдвига в производительных си­лах. Все большее вовлечение в производственный процесс качественных факторов по мере роста и качественного преобразования материально-технической базы и научного потенциала при начи­нающей сказываться ограниченности ряда ресурсов означает пе­реход от преимущественно экстенсивного к преимущественно ин­тенсивному развитию, когда рост эффективности производства гарантируется в значительной степени «эффектом качества»4.

Каким образом паука включается в интенсификацию производ­ства, способствует ускорению его развития? Ответ на этот вопрос до сих пор неясен. Это в немалой степени связано с тем, что философы и науковеды уделяют данной проблеме еще недостаточно внимания. Если до недавнего времени и появлялись отдельные ра­боты, то в них, как правило, давалось зауженное истолкование про­цесса интенсификация как науки. (Где интенсификация отождест­влялась с индустриализацией) и её влиянияна производство (в основном через внедрение новой техники). Между тем адекватная стратегия интенсификации производства с помощью науки должна базироваться на целостной, всесторонней философско-методологиче-ской концепции. - Необходимость выработки такой концепции уси­ливается еще и тем, что процесс ширится и углубляется, захваты­вая новые области человеческой деятельности и принимая новые формы. Его значение возрастает, и изучение требует комплексного, междисциплинарного и обобщенного подхода, формируемого в лоне-философии и науковедения.

 

§ I. Ускорение развития науки и наукоемкая форма интенсификации

Важное место в реализации стратегии ускорения принадлежит советской науке, Наука призвана играть роль интенсифицирующего фактора развития производства народного хозяйства, других сфер социальной деятельности. Тем самым как наука сама должна развиваться ускоренными темпами. В принципе ускоренное развитие науки, имело место, начиная со времен Коперника. С тех пор, как отмечал Ф. Энгельс, «развитие науки пош­ло гигантскими шагами, ускоряясь, так сказать, пропорционально квадрату удаления во времени от своего исходного пункта, как бы желая показать миру, что по отношению к движению высшего цвета органической материи, человеческому духу, имеет силу за­кон, обратный закону движения неорганической материи»5. В дру­гом месте Ф. Энгельс писал о том, что «наука движется вперед пропорционально массе знаний, унаследованных ею от предшест­вующего поколения»...6, то есть опять-таки все убыстряющимися темпами.

Науковеды подтвердили сформулированный Ф.Энгельсом за­кон ускорения развития науки. Он действует и сейчас, но в отличие от предыдущего периода развития науки ускорение идет уже не на экстенсивной основе. Базой ускоренного развития науки на современном этапе служит всемерная интенсификация последней и ее связей с народным хозяйством. Под интенсификацией науки в широком смысле мы понимаем преимущественное использование качественных факторов для дальнейшего ее уско­ренного развития. Это и автоматизация исследований на основе широкого применения ЭВМ, и создание автоматизированных сис­тем обеспечения и дальнейшее развитие собственной приборо­строительной базы, и использование других информационных и технических факторов. Это и введение новых социальных факторов, прежде всего экономического стимулирования, планирования, управления научно-техническим прогрессом. Это и качественно новые экспериментальные итеоретические средства исследования, обеспечивающие получение нового и аргументированного научного знания.

И хотя К. Маркс, как подчеркивалось в главе I раздела I, рассматривая интенсификационные процессы в производстве, выделял средства производства, тем не менее, из его работ нельзя делать вывод о том, что нужно отождествлять понятия «более эффективные средства производства» и «факторы интенсификации». Первое оказывается одной (причем важной) особенной формой второго, более широкого понятия, и факторами интенсификации постепенно в про­цессе перехода от частичной к всесторонней интенсификации ста­новятся все компоненты социальной деятельности, если они повышают свое качество, способствуя ускорению прогресса. Средства производства (или шире — деятельности) есть основа интенсивного развития. С них начинается интенсификационный процесс, захватывая все компоненты деятельности (об этой уже шла речь в главах I и II раздела I).

Итак, будем исходить из того, что фактором интенсификации может стать любой компонент и вид реальной деятельности, обеспечивающий за счет качества рост ее эффективности. Относится это и к научной деятельности. К. Маркс считал науку фактором ин интенсификации производства, что видно из его высказывания, например, о росте производительности в промышленности под воздействием механики и прогнозирования более быстрого роста производительности земледелия под влиянием тех наук, «которые непосредственно являются для земледелия специфическими основами в большей степени, чем для промышленности — химия, геология, физиология»7. Это подтверждается его замечанием о революционном характере воздействия крупной промышленности па зем­леделие, где на место рутинного и самого нерационального производства приходит сознательное применение науки, и другими выводами о воздействия науки на производство, в частности сельско­хозяйственное. Все эти положения К. Маркса особенно актуальны сейчас, когда от науки ожидается большая отдача в интересах ин­тенсификации производства, роста, его эффективности.

В литературе по проблемам интенсификации производства, выделяя факторы его интенсификации, справедливо выдвигают науку и технику, их сущностное единство — НТР на первое место среди агентов, факторов интенсификации, средств ускорения нашего дви­жения вперед. Однако мы специально рассмотрим воздействие науки па производство отдельно от техники, ибо достижения науки внедряются в производство в ходе его интенсификации не только через технику и это, как станет видно далее, принципиальный мо­мент в методологическом плане.

Уже различие экстенсивного и интенсивного путей развития свидетельствует о разной роли науки. Повышение качества используемых интенсивных факторов и вовлечение новых, за счет которых должно идти ускорение движения, не происходит только на основе здравого смысла и имеющегося опыта, а требует приращения фундаментального знания, его внедрения в практику. Тем самым переход производства на интенсивный путь развития ускоря­ет, стимулирует прогресс научной мысли, ставит перед учеными новые задачи, предполагает такой ускоренный прогресс советской науки, когда расширение знаний о природе и обществе органически увязывается с их практическим использованием, проводятся, прежде всего, исследования, вносящие качественно повое в произ­водственный процесс, революционизирующие его.

Именно на дальнейшее интенсивное развитие советской науки ориентирована стратегия ее ускоренного движения по пути прогресса. Политика КПСС в области науки, как сказано в Про­грамме КПСС, нацелена на создание благоприятных условий для динамического прогресса всех отраслей знания, концентрацию, кад­ров, материальных и финансовых ресурсов на наиболее перспективных направлениях, призванных ускорять достижение намечаемых экономических и социальных целей, духовное развитие общества, обеспечивать надежную обороноспособность страны9. Политика КПСС в области науки — это стратегия ускорения ее развития, все более полной отдачи обществу.

Необходимо отметить, что, наука, в сущности, является интенсивным фактором, по отношению к самой себе и по отношению к производству. Как верно подчёркивает И.С. Алексеев, «в отличие от видов деятельности, результат которых в принципе известен заранее, научная деятельность дает приращение нового знания, т. е. ее результат принципиально нетрадиционен. Именно поэтому наука выступает как сила, постоянно революционизирующая другие виды деятельности»10 Производство нового знания, особенно революционные изменения в науке – это интенсификационный по своей природе процесс, характеризующий развитие нового знания и научной деятельности, и вполне понятно, что аргументированная новизна знания есть интенсивный фактор, имеющий различные качественные ступени.

Применение науки, использование её достижений, независимо от экстенсивного или интенсивного её развития, оказывается также интенсификационным фактором для производства. Это на наш взгляд составляет главное в понимании науки как непосредственной производительной силы общества. На современном этапе интеграции науки и производства, движения знаний от науки к прак­тической деятельности важно то, что последнее носит системный, массовый и устойчивый характер, расширяет масштабы и ускоряет темпы своего развития.

Наука в основных подразделениях и в целом становится фактором интенсификации, за счет которого в принципе всё больше будут расти производительность труда, эффективность общественного производства, экономиться материальные (в широком смысле слова) ресурсы. Особое и, мы бы даже сказали, решающее значение наука как фактор интенсификации, приобретет уже в не­далеком будущем, когда после перевода промышленного и сельско­хозяйственного производства на путь преимущественной интенсифи­кации встанет задача перехода к всесторонней интенсификации, где за счет роста качества максимальное повышение эффективнос­ти, всех отраслей общественного производства будет сопряжено с наиболее полной экономией всех материальных ресурсов, использо­ванием всех резервов, наивысшим ускорением развития.

В условиях перехода к всесторонней интенсификации, повыше­ния эффективности и качества работы во всех ее звеньях и компо­нентах эти процессы будут полностью основаны па внедрении на­учных знаний, результативной материализации такого идеального фактора интенсификационных процессов, как научная информация, что дает возможность говорить о «наукоемкой» или "информационноемкой" форме интенсификации и о росте ее значения в будущем. Отсюда следует, что в. формируемой ныне стратегии интенсифика­ции общественного производства науке должна принадлежать главная роль.

К науке необходимо подходить не просто как к рядовому фактору интенсификации или ресурсу, скажем сырью, энергии, фондам и т.д. Научная информация, средства её получения, пеработки и распространения, внедрения в производство становятся тем решающим звеном, от которого зависят не только переход от экстенсивного развития к интенсивному, но и дальнейшее ускоренное движение к всесторонней интенсификации.

 

Именно "наукоемкие" отрасли промышленности прежде всего электроника, косми­ческая техника, самолетостроение, атомная энергия и другие с самого начала оказалась интенсивными видами производства, стиму­лируя развитие других интенсификационных процессов. На науке как факторе интенсификации в условиях существен­ного усиления ее связи с производством нельзя экономить. Подоб­ная - «экономия» обязательно обернется огромными потерями для производства, для развития всех интенсификационных процессов социальной деятельности. Вышеизложенное свидетельствует в пользу высказанной ранее точки зрения об информационной сущности превращения науки в непосредственную производительную силу, о повышении роли информации в процессах интенсификации произ­водства11. Это также подтверждает возрастание роли идеальных факторов (научной информации) в интенсификационных процес­сах, за счет которых можно экономить материальные ресурсы, ра­ционально их использовать. Усиление значения идеального фактора в процессах интенсификации вовсе не означает ослабления роли материальных факторов (как эхо утверждают буржуазные концеп­ции «информационного общества»). Оно лишь указывает на маги­стральное направление рационального развития интенсификационных процессов, объединяющих в единое целое, материальные и идеальные факторы интенсификации. Происходящее, изменение места информационных факторов ведет к перераспределению затрат на проведение научных исследований и создание соответствующей техники. Каждые десять лет в четыре раза увеличиваются инвестиции на информационно-кибернетические средства производства (средства информатики), обработки, хранения и распростра­нения информации по сравнению с затратами на другие виды исследовательской деятельности12.

Характеризуя наукоемкую форму интенсификации производст­ва, мы хотели бы обратить внимание на то, что она не просто по­могает сберегать ресурсы, исключает неэффективный метод проб и ошибок в развитии производства, но и представляет собой такую форму его воспроизводства, альтернативы которой не существует. Ни один вид ресурсов, никакие другие формы интенсификации в принципе не могут заменить науку в ее воздействии на производство в процессе ускоренного, непрерывного и неограниченного раз вития производительных сил. Но речь идет также и о том, что в современных условиях, а тем более в будущем, все другие формы интенсификации осуществляются не иначе, как с помощью уско­ренного прогресса науки. Вот почему рациональная интенсификация производства требует его «онаучивания». И эта интеграция на уки и производства находит свое выражение в ведущей наукоемкой форме интенсификации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: