УСКОРЕНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА.
Ускорение научно-технического прогресса — ключевая политическая и хозяйственная задача. На XXVII съезде КПСС подчеркивалась необходимость решительно поднять роль науки и техники в качественном преобразовании производительных сил, в ускорении перевода экономики на путь интенсивного развития, повышения эффективности общественного производства. В Отчетном докладе ЦК КПСС XXVII съезду партии особо отмечалось, что крутой поворот к интенсификации производства, повышению качества и эффективности" возможен лишь при обеспечении ускорения научно-технического прогресса, прорывов на его авангардных направлениях2. Важная роль в решении этой задачи отводится общественным наукам. В постановлении XXVII съезда КПСС сказано, что в центр обществоведческих исследований необходимо поставить фундаментальные задачи ускорения прогресса нашего общества, достижения им нового качественного состояния3.
В данной работе мы рассматриваем интенсификацию как такую форму деятельности, в которой рост результативности, эффективности происходит за счет не количественных, а преимущественно качественных факторов, дающих возможность с меньшими усилиями, ресурсами, затратами достигать необходимых результатов, повышая их качество. Переход к интенсивному развитию, соединение преимуществ социалистического строя с достижениями НТР — главное направление качественного сдвига в производительных силах. Все большее вовлечение в производственный процесс качественных факторов по мере роста и качественного преобразования материально-технической базы и научного потенциала при начинающей сказываться ограниченности ряда ресурсов означает переход от преимущественно экстенсивного к преимущественно интенсивному развитию, когда рост эффективности производства гарантируется в значительной степени «эффектом качества»4.
Каким образом паука включается в интенсификацию производства, способствует ускорению его развития? Ответ на этот вопрос до сих пор неясен. Это в немалой степени связано с тем, что философы и науковеды уделяют данной проблеме еще недостаточно внимания. Если до недавнего времени и появлялись отдельные работы, то в них, как правило, давалось зауженное истолкование процесса интенсификация как науки. (Где интенсификация отождествлялась с индустриализацией) и её влиянияна производство (в основном через внедрение новой техники). Между тем адекватная стратегия интенсификации производства с помощью науки должна базироваться на целостной, всесторонней философско-методологиче-ской концепции. - Необходимость выработки такой концепции усиливается еще и тем, что процесс ширится и углубляется, захватывая новые области человеческой деятельности и принимая новые формы. Его значение возрастает, и изучение требует комплексного, междисциплинарного и обобщенного подхода, формируемого в лоне-философии и науковедения.
§ I. Ускорение развития науки и наукоемкая форма интенсификации
Важное место в реализации стратегии ускорения принадлежит советской науке, Наука призвана играть роль интенсифицирующего фактора развития производства народного хозяйства, других сфер социальной деятельности. Тем самым как наука сама должна развиваться ускоренными темпами. В принципе ускоренное развитие науки, имело место, начиная со времен Коперника. С тех пор, как отмечал Ф. Энгельс, «развитие науки пошло гигантскими шагами, ускоряясь, так сказать, пропорционально квадрату удаления во времени от своего исходного пункта, как бы желая показать миру, что по отношению к движению высшего цвета органической материи, человеческому духу, имеет силу закон, обратный закону движения неорганической материи»5. В другом месте Ф. Энгельс писал о том, что «наука движется вперед пропорционально массе знаний, унаследованных ею от предшествующего поколения»...6, то есть опять-таки все убыстряющимися темпами.
Науковеды подтвердили сформулированный Ф.Энгельсом закон ускорения развития науки. Он действует и сейчас, но в отличие от предыдущего периода развития науки ускорение идет уже не на экстенсивной основе. Базой ускоренного развития науки на современном этапе служит всемерная интенсификация последней и ее связей с народным хозяйством. Под интенсификацией науки в широком смысле мы понимаем преимущественное использование качественных факторов для дальнейшего ее ускоренного развития. Это и автоматизация исследований на основе широкого применения ЭВМ, и создание автоматизированных систем обеспечения и дальнейшее развитие собственной приборостроительной базы, и использование других информационных и технических факторов. Это и введение новых социальных факторов, прежде всего экономического стимулирования, планирования, управления научно-техническим прогрессом. Это и качественно новые экспериментальные итеоретические средства исследования, обеспечивающие получение нового и аргументированного научного знания.
И хотя К. Маркс, как подчеркивалось в главе I раздела I, рассматривая интенсификационные процессы в производстве, выделял средства производства, тем не менее, из его работ нельзя делать вывод о том, что нужно отождествлять понятия «более эффективные средства производства» и «факторы интенсификации». Первое оказывается одной (причем важной) особенной формой второго, более широкого понятия, и факторами интенсификации постепенно в процессе перехода от частичной к всесторонней интенсификации становятся все компоненты социальной деятельности, если они повышают свое качество, способствуя ускорению прогресса. Средства производства (или шире — деятельности) есть основа интенсивного развития. С них начинается интенсификационный процесс, захватывая все компоненты деятельности (об этой уже шла речь в главах I и II раздела I).
Итак, будем исходить из того, что фактором интенсификации может стать любой компонент и вид реальной деятельности, обеспечивающий за счет качества рост ее эффективности. Относится это и к научной деятельности. К. Маркс считал науку фактором ин интенсификации производства, что видно из его высказывания, например, о росте производительности в промышленности под воздействием механики и прогнозирования более быстрого роста производительности земледелия под влиянием тех наук, «которые непосредственно являются для земледелия специфическими основами в большей степени, чем для промышленности — химия, геология, физиология»7. Это подтверждается его замечанием о революционном характере воздействия крупной промышленности па земледелие, где на место рутинного и самого нерационального производства приходит сознательное применение науки, и другими выводами о воздействия науки на производство, в частности сельскохозяйственное. Все эти положения К. Маркса особенно актуальны сейчас, когда от науки ожидается большая отдача в интересах интенсификации производства, роста, его эффективности.
В литературе по проблемам интенсификации производства, выделяя факторы его интенсификации, справедливо выдвигают науку и технику, их сущностное единство — НТР на первое место среди агентов, факторов интенсификации, средств ускорения нашего движения вперед. Однако мы специально рассмотрим воздействие науки па производство отдельно от техники, ибо достижения науки внедряются в производство в ходе его интенсификации не только через технику и это, как станет видно далее, принципиальный момент в методологическом плане.
Уже различие экстенсивного и интенсивного путей развития свидетельствует о разной роли науки. Повышение качества используемых интенсивных факторов и вовлечение новых, за счет которых должно идти ускорение движения, не происходит только на основе здравого смысла и имеющегося опыта, а требует приращения фундаментального знания, его внедрения в практику. Тем самым переход производства на интенсивный путь развития ускоряет, стимулирует прогресс научной мысли, ставит перед учеными новые задачи, предполагает такой ускоренный прогресс советской науки, когда расширение знаний о природе и обществе органически увязывается с их практическим использованием, проводятся, прежде всего, исследования, вносящие качественно повое в производственный процесс, революционизирующие его.
Именно на дальнейшее интенсивное развитие советской науки ориентирована стратегия ее ускоренного движения по пути прогресса. Политика КПСС в области науки, как сказано в Программе КПСС, нацелена на создание благоприятных условий для динамического прогресса всех отраслей знания, концентрацию, кадров, материальных и финансовых ресурсов на наиболее перспективных направлениях, призванных ускорять достижение намечаемых экономических и социальных целей, духовное развитие общества, обеспечивать надежную обороноспособность страны9. Политика КПСС в области науки — это стратегия ускорения ее развития, все более полной отдачи обществу.
Необходимо отметить, что, наука, в сущности, является интенсивным фактором, по отношению к самой себе и по отношению к производству. Как верно подчёркивает И.С. Алексеев, «в отличие от видов деятельности, результат которых в принципе известен заранее, научная деятельность дает приращение нового знания, т. е. ее результат принципиально нетрадиционен. Именно поэтому наука выступает как сила, постоянно революционизирующая другие виды деятельности»10 Производство нового знания, особенно революционные изменения в науке – это интенсификационный по своей природе процесс, характеризующий развитие нового знания и научной деятельности, и вполне понятно, что аргументированная новизна знания есть интенсивный фактор, имеющий различные качественные ступени.
Применение науки, использование её достижений, независимо от экстенсивного или интенсивного её развития, оказывается также интенсификационным фактором для производства. Это на наш взгляд составляет главное в понимании науки как непосредственной производительной силы общества. На современном этапе интеграции науки и производства, движения знаний от науки к практической деятельности важно то, что последнее носит системный, массовый и устойчивый характер, расширяет масштабы и ускоряет темпы своего развития.
Наука в основных подразделениях и в целом становится фактором интенсификации, за счет которого в принципе всё больше будут расти производительность труда, эффективность общественного производства, экономиться материальные (в широком смысле слова) ресурсы. Особое и, мы бы даже сказали, решающее значение наука как фактор интенсификации, приобретет уже в недалеком будущем, когда после перевода промышленного и сельскохозяйственного производства на путь преимущественной интенсификации встанет задача перехода к всесторонней интенсификации, где за счет роста качества максимальное повышение эффективности, всех отраслей общественного производства будет сопряжено с наиболее полной экономией всех материальных ресурсов, использованием всех резервов, наивысшим ускорением развития.
В условиях перехода к всесторонней интенсификации, повышения эффективности и качества работы во всех ее звеньях и компонентах эти процессы будут полностью основаны па внедрении научных знаний, результативной материализации такого идеального фактора интенсификационных процессов, как научная информация, что дает возможность говорить о «наукоемкой» или "информационноемкой" форме интенсификации и о росте ее значения в будущем. Отсюда следует, что в. формируемой ныне стратегии интенсификации общественного производства науке должна принадлежать главная роль.
К науке необходимо подходить не просто как к рядовому фактору интенсификации или ресурсу, скажем сырью, энергии, фондам и т.д. Научная информация, средства её получения, пеработки и распространения, внедрения в производство становятся тем решающим звеном, от которого зависят не только переход от экстенсивного развития к интенсивному, но и дальнейшее ускоренное движение к всесторонней интенсификации.
Именно "наукоемкие" отрасли промышленности прежде всего электроника, космическая техника, самолетостроение, атомная энергия и другие с самого начала оказалась интенсивными видами производства, стимулируя развитие других интенсификационных процессов. На науке как факторе интенсификации в условиях существенного усиления ее связи с производством нельзя экономить. Подобная - «экономия» обязательно обернется огромными потерями для производства, для развития всех интенсификационных процессов социальной деятельности. Вышеизложенное свидетельствует в пользу высказанной ранее точки зрения об информационной сущности превращения науки в непосредственную производительную силу, о повышении роли информации в процессах интенсификации производства11. Это также подтверждает возрастание роли идеальных факторов (научной информации) в интенсификационных процессах, за счет которых можно экономить материальные ресурсы, рационально их использовать. Усиление значения идеального фактора в процессах интенсификации вовсе не означает ослабления роли материальных факторов (как эхо утверждают буржуазные концепции «информационного общества»). Оно лишь указывает на магистральное направление рационального развития интенсификационных процессов, объединяющих в единое целое, материальные и идеальные факторы интенсификации. Происходящее, изменение места информационных факторов ведет к перераспределению затрат на проведение научных исследований и создание соответствующей техники. Каждые десять лет в четыре раза увеличиваются инвестиции на информационно-кибернетические средства производства (средства информатики), обработки, хранения и распространения информации по сравнению с затратами на другие виды исследовательской деятельности12.
Характеризуя наукоемкую форму интенсификации производства, мы хотели бы обратить внимание на то, что она не просто помогает сберегать ресурсы, исключает неэффективный метод проб и ошибок в развитии производства, но и представляет собой такую форму его воспроизводства, альтернативы которой не существует. Ни один вид ресурсов, никакие другие формы интенсификации в принципе не могут заменить науку в ее воздействии на производство в процессе ускоренного, непрерывного и неограниченного раз вития производительных сил. Но речь идет также и о том, что в современных условиях, а тем более в будущем, все другие формы интенсификации осуществляются не иначе, как с помощью ускоренного прогресса науки. Вот почему рациональная интенсификация производства требует его «онаучивания». И эта интеграция на уки и производства находит свое выражение в ведущей наукоемкой форме интенсификации.