Пионеры железных дорог//Гудок-2018-18 Мая. – С.7.




19 мая – день рождения пионерской организации.

В РЖД многое связано с этой страницей советской истории, начиная от названий станций и техники и заканчивая традициями.

 

 

По узкоколейкам страны курсируют дрезины, которые называют «пионерки»   В середине прошлого века на Детских железных дорогах использовался паровоз «Юный пионер»   «Пионер-Главный» – так сегодня могла называться главная пассажирская станция Новосибирска

 

19 мая 1922 года Вторая всероссийская конференция комсомола приняла решение о повсеместном создании пионерских отрядов.

Почти за 70 лет до распада СССР названия с корнем «пионер» вошли в жизнь страны, в том чиcле и российских железных дорог.
«Пионер-Главный» – так сегодня могла называться главная пассажирская станция Новосибирска. В середине 20-х годов прошлого века развернулась широкая дискуссия по переименованию тогдашнего Новониколаевска. Топониму, увековечивавшему имя последнего российского императора, не было места на карте нового социалистического государства. Предложить свои варианты мог любой желающий, отправив письмо в газету «Советская Сибирь» – главный информационный рупор Сибири в то время. В номере «Совсибири» за 9 декабря 1925 года в статье «Как назвать Сибстолицу?» фигурировали варианты «Пионер-град» и просто «Пионер», предложенные товарищем под псевдонимом Н. О. Однако комиссия, рассмотрев эти и ещё пять десятков вариантов, остановилась на «Новосибирске».

Сегодня в России существует 19 станций, в названиях которых есть этот корень. Станции Пионерлагерь есть на Красноярской, Куйбышевской, Московской и Октябрьской дорогах. На Горьковской есть станция Пионерский, на Северо-Кавказской – Пионер, на Калининградской – Пионерский Курорт, на Западно-Сибирской – Пионерский Лагерь, на Дальневосточной – Пионеры-Сахалинские. Станции Пионерские встречают и провожают пассажиров Дальневосточной, Забайкальской, Красноярской, Куйбышевской, Московской, Свердловской и Юго-Восточной магистралей.

Есть станции Пионерские и на Малых магистралях – на Хабаровской, Свободненской, Пензенской, Московской, Свердловской, Владикавказской, Курганской, Челябинской, Оренбургской (сегодня на Оренбургской ДЖД станция Пионерская, которая находится рядом с дикими пляжами города, закрыта), Приволжской, Кемеровской и Ярославской. На Приволжской ДЖД станцию Пионерская назвали в честь реки Царица, которую в советское время именовали Пионерка. Впоследствии реке вернули её первоначальное название, а станция осталась Пионерской. Путь ДЖД проходит по пойме забранной в бетонные трубы реки Царицы. «Наши воспитанники очень хорошо знают историю Детской железной дороги, знают, что их предшественники были пионерами. Дети не должны быть предоставлены самим себе, их нужно, как в старые добрые времена, увлекать идеей развития на благо компании и страны, как их родителей, бабушек и дедушек – пионеров в прошлом», – говорит начальник дороги Владимир Грубов.

Интересно, что главная станция Кемеровской ДЖД получила название Пионерская, хотя была построена в 2007 году. А на Ярославской ДЖД Пионерская появилась в 2008 году, когда в ходе реконструкции протяжённость дороги увеличилась до 5,7 км и появились ещё две станции, в том числе и эта.

На Южно-Сахалинской ДЖД есть станция Пионер, а на Ростовской – Им. Вити Черевичкина – пионера-героя. 16-летний Виктор с матерью и двумя младшими сёстрами жил в Ростове-на-Дону, который 20 ноября 1941 года был захвачен наступающими частями вермахта и войск СС. 22 ноября 1941 года был издан приказ об уничтожении голубей в районах города Ростова. Вопреки предписанию подросток в течение недели скрывал имевшихся у него птиц.

28 ноября 1941 года немцы застали Виктора выпускающим нескольких голубей у здания, в котором размещался штаб, и обнаружили в сарае во дворе его дома голубятню. Фотография убитого Вити Черевичкина с голубем в руке, сделанная советским фотокорреспондентом Максом Альпертом, фигурировала на Нюрнбергском процессе.

Юные железнодорожники не забывают пионерские традиции. Так, на Юго-Восточной ДЖД в 2005 году появилась детская общественная организация юных железнодорожников «Магистраль». Сегодня там состоят 460 ребят из 5–11-х классов отраслевых школ-интернатов в Новохопёрске, Ельце и Ртищево. У «Магистрали» есть программа, устав, гимн и форма.
«Прообразом «Магистрали» стала знакомая старшему поколению пионерская организация. От неё взяты романтические принципы – атрибутика в виде формы, галстуков, воспитание в коллективе, организованный досуг. Добавились практические цели – выполнение заказа железнодорожной отрасли на подготовку кадрового резерва компании, – рассказывает начальник сектора образовательных учреждений службы управления персоналом ЮВЖД Татьяна Черникова. – Ученики стали более ответственными, дисциплинированными, но самое главное – педагоги увидели в глазах воспитанников искреннюю гордость за причастность к корпоративному сообществу».

Работа ведётся по пяти направлениям: «Отечество», «С детства чту железные дороги», «Доброе сердце», «Шире круг», «Закон и порядок». В рамках проекта «Отечество» дети ведут исследовательскую работу по истории родного края, железных дорог России. Особое внимание – патриотическому воспитанию. Проект «С детства чту железные дороги» направлен на повышение интереса к отрасли, обеспечение преемственности поколений, повышение престижа профессии. «Традиционным во всех дружинах является торжественный приём пятиклассников в ряды общества «Магистраль», встречи с ветеранами, экскурсии на предприятия и в музеи», – говорит Татьяна Черникова.

Самая оживлённая работа идёт по проекту «Шире круг». В каждой школе-интернате созданы творческие коллективы, вокально-хореографические ансамбли, театральные кружки, кружки хорового пения. Проект «Доброе сердце» – это оказание помощи ветеранам железнодорожного транспорта, участникам Великой Отечественной войны, благотворительные акции в детских домах, шефство старших школьников над младшими. Проект «Закон и порядок» – это беседы и встречи с работниками правоохранительных органов. Ребята ходят в спортивные секции и кружки.
«Прошло 13 лет со дня основания «Магистрали». Не одно поколение выпустила во взрослую жизнь детская общественная организация. Здесь люди, готовые и способные нести ответственность за других, за судьбу страны. Это новые пионеры», – подчёркивает Татьяна Черникова.

В середине прошлого века на Детских железных дорогах использовался паровоз «Юный пионер». В 1936 году Подольский завод выпустил ЮП-305, который эксплуатировался на Ростовской ДЖД с 1940 до 1960 года. ЮП-305 был оснащён автотормозами системы Вестингауза и имел нефтяное отопление. Во время эксплуатации на ДЖД он был оборудован радиосвязью и скоростемером.

По узкоколейкам страны колесят дрезины, которые называют «пионерки». Историки узкоколейных железных дорог утверждают: созданы они были на Нижегородской земле, в поселке Пионерский на берегу реки Керженец. Туда когда-то вела узкоколейка, там находилась её станция с таким же названием – Пионерский.

Лёгкая дрезина оказалась скрещена с мотоциклом: от него транспортному средству достался двигатель. Если у человека есть руки, сделать «пионерку» в мастерской – не особенно сложная задача. А уж детали к ней есть в каждом посёлке, где люди работают с техникой.

Посёлок Пионерский появился на карте в начале 30-х годов. Здесь было создано торфопредприятие. Одно из тех, которые снабжали топливом крупнейший в стране только что построенный стекольный завод в городе Бор. Торф за полсотни километров доставляли узкоколейными поездами. Вообще, развитие узкоколейных линий было в первой половине ХХ века знаковым явлением. Были они и в системе Горьковской дороги, были и в собственности предприятий. Строить их было легко – куда проще и дешевле, чем прокладывать шоссе через болота и тайгу. Да что там узкоколейки, к Борскому стекольному заводу вела тогда даже ведомственная монорельсовая линия для доставки леса и торфа. В современной Нижегородской области узкоколеек было больше двух тысяч километров. А что делать, если путь есть, а вагонов и локомотива под рукой нет? Между тем ехать по срочному делу надо. Вот тут и приходила на помощь «пионерка». Надо было только позвонить дежурному на соседнюю станцию и узнать, не собираются ли оттуда пустить навстречу поезд.

Для доставки путевых бригад численностью до 50 человек и необходимого технологического оборудования и инструментов к месту проведения работ на объектах инфраструктуры компания «ТВЕМА» разработала дизельную автомотрису «Пионер». Эта техника стала призёром конкурса инновационных разработок ОПЖТ, лауреатом премии «Новинка» 2017 года.

Александр Матвеев
Инга Быкова
Сергей Михалёв
Николай Морохин,
собкоры «Гудка»
Новосибирск, Саратов,
Воронеж, Нижний Новгород

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: