В |
настоящее время значительно возросло количество детей, имеющих то или иное нарушение речи. Нарушения речи являются отклонениями речи говорящего от норм языка, которые приняты в данной языковой среде. Для речевых нарушений характерны такие особенности: они, как правило, не соответствуют возрасту говорящего, не являются безграмотным высказыванием и следствием незнания родного языка, связаны с нарушениями различных механизмов речи, обычно носят устойчивый характер и самостоятельно не исправляются. Также нарушения речи требуют определенного кор-рекционного воздействия и могут оказывать неблагоприятное действие на дальнейшее развитие ребенка. Таким образом, нужно отделять собственно нарушения речи от каких-то возрастных особенностей речевого развития ребенка, от временных нарушений речи у детей и взрослых, связанных с различными причинами.
Также различают понятия «нарушение речи» и «недоразвитие речи». Нарушение речи предполагает отклонение от нормы в процессе функционирования речевых
механизмов.
Недоразвитие речи предполагает более низкий уровень сформированности той или иной речевой функции.
Сам себе логопед
Для того чтобы речь ребенка развивалась нормально и правильно, необходимо создать ему все условия для речевого общения, которое должно проходить на эмоциональном уровне: ребенок должен не просто слышать звуки, ему необходимо прямое общение с взрослыми. Взрослые должны учитывать тот вид деятельности, который соответствует данному возрастному этапу.
При неблагоприятных внешних условиях речевое развитие ребенка задерживается. Речевые нарушения могут возникнуть в результате психической или физической травмы. Нужно отметить, что любая психотравмирующая ситуация или нервно-психическое заболевание для ребенка первых лет жизни может сопровождаться нарушением речи.
В своем рашитии ребенок проходит так называемые «критические периоды», во время которых происходит наиболее сильное развитие частей системы речи и значительно повышается риск возникновения речевых нарушений, так как нервная система в целом очень ранима. В этих случаях эти критические периоды в развитии речи будут являться предрасполагающими причинами для возникновении речевых расстройств.
Принято выделять 3 критических периода в развитии функции речи.
Первым период возраст 1—2 лет. В это время начинаю! формироватьея предпосылки к развитию речи. У ргЬшка появляется потребность в общении. В этом noiparic паиоолсе интенсивно развиваются корковые речевые юны, важным периодом формирования которых принято считать возраст от 14 до 18 месяцев. В это время люоые факторы, которые неблагоприятно влияют на ребенка, могут в дальнейшем отразиться на его речевом развитии.
Вторым критическим периодом принято считать возраст 3 года. В это время речь начинает развиваться наиболее интенсивно, от ситуации переходит в контекст. Все это требует четкой согласованности в работе всех анализаторов и нервной системы в целом. Если возникают какие-либо заболевания, ребенок становится нервным, капризным, упрямым. Это напрямую сказывается на его речевом развитии: могут возникнуть му-тизм, заикание. Возможно отставание в речевом развитии. В результате этого ребенок может совсем отказаться от
речевого общения.
Третий критический период — 6—7 лет. В этот период ребенок начинает овладевать письменной речью. При этом возрастает нагрузка на центральную нервную систему. Если в этом возрасте к ребенку предъявляют завышенные требования, то у него могут возникать нервные срывы, и на этом фоне появляется заикание.
Если у ребенка имеются какие-то речевые нарушения, то в эти критические периоды они проявляются наиболее сильно. Также к ним могут присоединяться и другие речевые расстройства.
Определенное значение в развитии речевых нарушений играют наследственные факторы. Они могут являться предрасполагающими условиями для их возникновения, а в некоторых случаях выступать в качестве ведущих
причин.
Наследственные факторы выступают в сочетании с социальными или экзогенно-органическими. Также они выступают как основные причины в сочетании с изменениями в нервной системе. Такие нарушения наблюдаются при хромосомных заболеваниях и называются вторичными речевыми нарушениями. Хромосомные болезни носят наследственный характер и являются врожденными.
i
Сам себе логопед
Почти при всех хромосомных заболеваниях отмечается отставание в физическом и нервно-психическом развитии ребенка, поэтому и речь будет нарушена в той или иной степени.
Наследственные заболевания обычно обусловлены каким-то изменением генетической информации. Они происходят в результате генных мутаций, которые приводят к различным нарушениям из-за дефекта синтеза структурных белков и ферментов.
При анализе различных нарушений речи необходимо учитывать общее состояние здоровья ребенка, состояние работы всех анализаторов, двигательного аппарата, интеллект ребенка и его темперамент.
В настоящее время принято выделять две классификации нарушении речи: клинико-педагогическаяи пси-холого-педагогическаи (по P. L. Левиной). В этих классификациях одни и те же нарушения речи рассматриваются по-разному и в какой-то степени дополняют друг друга.
В клинико-педагогической классификации ведущая роль отводится психологическим и лингвистическим критериям. Все виды нарушений делятся на две группы: нарушения устной и письменной речи. Нарушения устной речи делятся на две подгруппы: нарушения внешнего оформления высказывания или произносительной стороны речи и нарушения внутреннего высказывания.
К нарушениям внешнего оформления высказывания относятся нарушения голосообразования, нарушения темпа и ритма речи, интонации и звукопроизношения, а именно:
♦ дисфония — отсутствие или нарушение голоса в результате патологических изменений голосового аппарата;