Глава 1. РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ




 
 

В

настоящее время значительно возросло количе­ство детей, имеющих то или иное нарушение речи. Нарушения речи являются отклонениями речи говорящего от норм языка, которые приняты в дан­ной языковой среде. Для речевых нарушений характерны такие особенности: они, как правило, не соответствуют возрасту говорящего, не являются безграмотным выска­зыванием и следствием незнания родного языка, связаны с нарушениями различных механизмов речи, обычно но­сят устойчивый характер и самостоятельно не исправля­ются. Также нарушения речи требуют определенного кор-рекционного воздействия и могут оказывать неблагопри­ятное действие на дальнейшее развитие ребенка. Таким образом, нужно отделять собственно нарушения речи от каких-то возрастных особенностей речевого развития ре­бенка, от временных нарушений речи у детей и взрослых, связанных с различными причинами.

Также различают понятия «нарушение речи» и «недо­развитие речи». Нарушение речи предполагает отклоне­ние от нормы в процессе функционирования речевых

механизмов.

Недоразвитие речи предполагает более низкий уро­вень сформированности той или иной речевой функции.


Сам себе логопед

Для того чтобы речь ребенка развивалась нормально и правильно, необходимо создать ему все условия для речевого общения, которое должно проходить на эмоци­ональном уровне: ребенок должен не просто слышать звуки, ему необходимо прямое общение с взрослыми. Взрослые должны учитывать тот вид деятельности, кото­рый соответствует данному возрастному этапу.

При неблагоприятных внешних условиях речевое раз­витие ребенка задерживается. Речевые нарушения могут возникнуть в результате психической или физической травмы. Нужно отметить, что любая психотравмирующая ситуация или нервно-психическое заболевание для ре­бенка первых лет жизни может сопровождаться наруше­нием речи.

В своем рашитии ребенок проходит так называемые «критические периоды», во время которых происходит наиболее сильное развитие частей системы речи и значи­тельно повышается риск возникновения речевых нару­шений, так как нервная система в целом очень ранима. В этих случаях эти критические периоды в развитии речи будут являться предрасполагающими причинами для воз­никновении речевых расстройств.

Принято выделять 3 критических периода в развитии функции речи.

Первым период возраст 1—2 лет. В это время на­чинаю! формироватьея предпосылки к развитию речи. У ргЬшка появляется потребность в общении. В этом noiparic паиоолсе интенсивно развиваются корковые ре­чевые юны, важным периодом формирования которых принято считать возраст от 14 до 18 месяцев. В это время люоые факторы, которые неблагоприятно влияют на ре­бенка, могут в дальнейшем отразиться на его речевом развитии.


Вторым критическим периодом принято считать возраст 3 года. В это время речь начинает развиваться наиболее интенсивно, от ситуации переходит в контекст. Все это требует четкой согласованности в работе всех анализаторов и нервной системы в целом. Если возни­кают какие-либо заболевания, ребенок становится не­рвным, капризным, упрямым. Это напрямую сказыва­ется на его речевом развитии: могут возникнуть му-тизм, заикание. Возможно отставание в речевом развитии. В результате этого ребенок может совсем отказаться от

речевого общения.

Третий критический период — 6—7 лет. В этот период ребенок начинает овладевать письменной речью. При этом возрастает нагрузка на центральную нервную систе­му. Если в этом возрасте к ребенку предъявляют завышен­ные требования, то у него могут возникать нервные сры­вы, и на этом фоне появляется заикание.

Если у ребенка имеются какие-то речевые нарушения, то в эти критические периоды они проявляются наиболее сильно. Также к ним могут присоединяться и другие ре­чевые расстройства.

Определенное значение в развитии речевых наруше­ний играют наследственные факторы. Они могут являть­ся предрасполагающими условиями для их возникнове­ния, а в некоторых случаях выступать в качестве ведущих

причин.

Наследственные факторы выступают в сочетании с социальными или экзогенно-органическими. Также они выступают как основные причины в сочетании с измене­ниями в нервной системе. Такие нарушения наблюдают­ся при хромосомных заболеваниях и называются вторич­ными речевыми нарушениями. Хромосомные болезни носят наследственный характер и являются врожденными.


 

i


Сам себе логопед

Почти при всех хромосомных заболеваниях отмечается отставание в физическом и нервно-психическом разви­тии ребенка, поэтому и речь будет нарушена в той или иной степени.

Наследственные заболевания обычно обусловлены каким-то изменением генетической информации. Они происходят в результате генных мутаций, которые приво­дят к различным нарушениям из-за дефекта синтеза структурных белков и ферментов.

При анализе различных нарушений речи необходимо учитывать общее состояние здоровья ребенка, состояние работы всех анализаторов, двигательного аппарата, ин­теллект ребенка и его темперамент.

В настоящее время принято выделять две классифи­кации нарушении речи: клинико-педагогическаяи пси-холого-педагогическаи (по P. L. Левиной). В этих клас­сификациях одни и те же нарушения речи рассматрива­ются по-разному и в какой-то степени дополняют друг друга.

В клинико-педагогической классификации ведущая роль отводится психологическим и лингвистическим критериям. Все виды нарушений делятся на две группы: нарушения устной и письменной речи. Нарушения уст­ной речи делятся на две подгруппы: нарушения внешне­го оформления высказывания или произносительной стороны речи и нарушения внутреннего высказывания.

К нарушениям внешнего оформления высказывания относятся нарушения голосообразования, нарушения темпа и ритма речи, интонации и звукопроизношения, а именно:

♦ дисфония — отсутствие или нарушение голоса в результате патологических изменений голосового аппарата;




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: