Социально-психологические методы......................................9




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики

Кафедра «Менеджмент таможенного и страхового сервиса»

Основы

Менеджмента

Методические указания
по выполнению курсовой работы
для студентов специальности 080507.65 (061100) «Менеджмент организации» и направления

Менеджмент»

 

 

Санкт-Петербург


Одобрены на заседании кафедры МТСС, протокол № 6 от «5» февраля 2009 г.

 

Утверждены УМС специальности 080507.65 (061100) «Менеджмент организации», протокол № 9 от «6» февраля 2009 г.

 

 

Основы менеджмента. Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов специальности 080507.65 (061100) «Менеджмент организации» и направления бакалавриат 080500.62 (521500) «Менеджмент»/сост. Ю.М. Абдуллаева, С.В. Андриайнен, Р.Г. Семеновская, Г.А. Мезенова.– СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2009. – 15 с.

 

Методические указания разработаны на основе требований ГОС ВПО к содержанию и уровню подготовки выпускника специальности 080507.65 (061100) «Менеджмент организации» и направления бакалавриат 080500.62 (521500) «Менеджмент».

 

Составители: канд. пед. наук, доц. Ю.М. Абдулаева

канд. ист. наук, доц. С.В. Андриайнен

асс. Р.Г. Семеновская

асс. Г.А. Мезенова

 

Рецензент: д-р экон. наук, проф. Г.Д. Дроздов

 

 

Ó Санкт-Петербургский государственный университет
сервиса и экономики

2009 г.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.. 4

1. Требования к содержанию курсовой работы... 5

2.Требования к оформлению курсовой работы... 7

3. Организация выполнения курсовой работы... 7

4. Методы исследования.. 8

Экономико-математические методы........................................8

Социально-психологические методы......................................9

5. Примерный перечень тем курсовых работ
по курсу «Менеджмент». 10

6. СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 12

Приложение А.. 14

Приложение Б.. 15

 


Введение

Курсовая работа является одной из форм самостоятельной работы студентов по курсу «Менеджмент». Она дает представление и свидетельство об уровне знаний в соответствующей области, способствует развитию мыслительной деятельности студентов, учит анализировать и делать выводы.

Целью курсовой работы является углубление и закрепление теоретических знаний, полученных студентами, развитие навыков самостоятельной, творческой и исследовательской деятельности по определенной тематике дисциплины «Менеджмент».

Выполнение курсовой работы является одной из форм контроля знаний студентов, а ее подготовка – необходимый компонент изучения дисциплины «Менеджмент». Курсовая работа является формой допуска студента к экзамену с соответствующей аттестацией.

Выполнение студентом курсовой работы по дисциплине проводится с целью:

-систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений по дисциплине «Менеджмент»;

-углубления теоретических знаний в соответствии с заданной темой;

-формирования умений применять теоретические знания при решении поставленных вопросов;

-формирования умений использовать справочную и другую информативную документацию;

-развития творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

-подготовки к итоговой государственной аттестации.

В соответствии с основными требованиями по изучаемой дисциплине специалист должен:

-проводить аналитическую, исследовательскую и рационализаторскую работу по оценке социально-психологической обстановки и конкретных форм управления;

-знать современные методы социально-экономической диагностики, получения обобщенных характеристик, агрегирования информации и ее обработки;

-применять методы научной организации труда и оргпроектирования, практически использовать навыки рационализации управленческого труда;

-разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать выбор оптимального варианта;

-владеть навыками поиска, сбора, систематизации и использования информации, методами прогнозирования развития социально-экономических процессов.

 

Темы курсовых работ должны соответствовать рекомендуемой примерной тематике курсовых работ, представленной в рабочей программе дисциплины.

Тема курсовой работы может быть предложена студентом при условии обоснования ее целесообразности.

Курсовая работа может стать составной частью (разделом, главой) выпускной квалификационной работы, если это соответствует Государственным требованиям по специальности.

Методическое пособие адресовано студентам специальности 080507.68 (061100) и направления 080500.62 (521500) «Менеджмент организации».

 

1. Требования к содержанию курсовой работы

Содержание курсовой работы должно быть конкретным, насыщенным фактическими данными проводимых исследований, сопоставлениями, выводами.

Объем работы – не менее 35 страниц печатного текста, с обязательным предоставлением работы на электронном носителе. Приложения к работе в объеме не учитываются. Сдача работы осуществляется за 10 дней до начала сессии.

Курсовая работа по дисциплине «Менеджмент» носит опытно-экспериментальный характер и по структуре состоит из:

-титульного листа (См. Приложение А);

-содержания;

-введения;

-основной части, состоящей из глав и параграфов или только из глав;

-заключения;

-библиографического списка;

-приложения.

Содержание курсовой работы включает заголовки всех разделов, граф и параграфов, с указанием их наименования и номеров страниц.

Введение – очень ответственная часть научной работы, поскольку оно не только ориентирует читателя в дальнейшем раскрытии темы, но и содержит все необходимые квалификационные характеристики самой работы.

Во введении обосновывается выбор темы, показывается ее актуальность и практическая значимость, определяется цель, задачи, объект и предмет исследования, временной период исследования проблемы, теоретическая и методическая основы курсовой работы. Должны быть обоснованы логика и структура курсовой работы. Здесь же отмечается практическая ценность работы, область ее возможного использования.

Освещение актуальности основывается на определении сути проблемной ситуации и не должно занимать более двух страниц. Определение целей и задач делается в форме перечисления: изучить, проанализировать, описать, выявить и т.д. Формулировка задач должна быть выполнена тщательно, т.к. они составляют основу содержания глав работы.

В основной части, состоящей, как правило, из двух разделов, содержатся:

-в первом разделе – теоретические основы разрабатываемой темы, история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике;

-второй раздел представлен практической частью, в которой содержатся: план проведения исследования, характеристика и обоснование выбранного метода исследования, основные этапы эксперимента, обработка и анализ результатов практико-исследовательской работы.

Каждая глава должна иметь свое название и состоять, как правило, из 2-3 параграфов, содержащих законченную информацию. Содержание основной части должно точно соответствовать теме курсовой работы и полностью ее раскрывать.

Заключение содержит краткое изложение выводов по теме работы.

Заключение не должно носить характер сжатого пересказа всей работы, в нем должны быть изложены итоговые результаты. Эта часть исполняет роль концовки, обусловленной логикой проведенного исследования, которая носит форму синтеза накопленной в основной части работы информации. Этот синтез — последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении курсовой работы. Заключительная часть предполагает, как правило, также наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем заключается ее главный смысл, какие важные побочные научные результаты получены, какие встают новые научные задачи в связи с проведением исследования. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследования темы, формы и методы ее дальнейшего изучения, а также конкретные задачи, которые будущим исследователям придется решать в первую очередь. Выводы и предложения должны быть ясными, четкими, конкретными, обоснованными, являющими собой логическое завершение исследования.

Библиографический список содержит сведения обо всех литературных, справочных и нормативных источниках (не менее 15), используемых при написании научной работы.

Самостоятельный подбор литературы – это обязательное условие работы над курсовым проектом. Преподаватель помогает определить основные направления работы, указывает наиболее важные научные источники для использования при написании курсовой работы.

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы, помещают в приложении.

 

2. Требования к оформлению курсовой работы

Оформление курсовой работы осуществляется согласно «Требованиям к оформлению письменных работ студентов (рефераты, контрольные, курсовые и дипломные работы)» – СПб.: Изд-во СПбГАСЭ, 2004.

Оформление списка литературы - согласно ГОСТ 7.1–2003. (образец оформления см. приложение Б).

Опечатки, описки и грамматические неточности допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением исправленного текста.

 

3. Организация выполнения курсовой работы

Общее руководство и контроль за ходом выполнения курсовой работы осуществляет преподаватель дисциплины за счет объема времени, отведенного на консультации. В ходе консультаций преподавателем разъясняются назначение и задачи, структура и объем, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение частей курсовой работы, даются ответы на вопросы студентов.

Руководитель курсовой работы осуществляет: консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения курсовой работы; оказывает помощь в подборе необходимой литературы; осуществляет контроль за ходом выполнения курсовой работы.

По завершении студентом курсовой работы, руководитель проверяет, готовит отзыв, подписывает работу и передает студенту, для ознакомления.

В отзыв включаются:

-заключение о соответствии курсовой работы заданной теме;

-оценка качества выполнения работы;

-оценка полноты разработки поставленных вопросов, теоретической и практической значимости курсовой работы;

-оценку курсовой работы.

Курсовые работы принимаются в порядке открытой защиты. При подготовке к защите студенту необходимо тщательно ознакомиться с рецензией преподавателя, подготовить ответы на все сделанные им замечания и рекомендации.

На защите курсовой работы студент должен кратко изложить ее содержание, свои выводы, ответить на содержащиеся в рецензии замечания и поставленные вопросы.

Оценка курсовой работы осуществляется по пятибалльной системе, в случае неудовлетворительной оценки, студенту предоставляется право выбора новой темы курсовой работы или доработки прежней с определением нового срока выполнения.

 

4. Методы исследования

4.1. Экономико-математические методы

Под экономико-математическими методами понимают математические методы, принимаемые в экономике, называемые методами исследования операций. Методологические и математические основы анализа функциональных систем позволяют исследовать системы, принципы функционирования которых в существенной степени определяется решениями людей.

Исследование операций ориентировано на решение практических задач, которые можно корректно описать с помощью той или иной математической модели с целью получения оптимального решения.

Помимо математического программирования прикладное значение имеют разделы исследования операций: теория принятия решений, теория игр, теория очередей, теория управления запасами, имитационное моделирование.

Применение экономико-математических методов упрощается при использовании различных прикладных компьютерных программ. Их особенностью при решении экономических задач являются вариантность получаемых результатов, при решении задач оптимизации прибыли организации, численности персонала, оптимизации принимаемых управленческих решений.

Математические модели и методы являются точными и эффективными методами решения задач экономики, организации, анализа, планирования и управления организацией.

 

4.2. Социально-психологические методы

Эффективность управленческих решений и особенно, в сфере социально-экономических проблем, зависит от качества и своевременности информации о потребностях и интересах трудовых коллективов, социальных групп, о мотивах, мнениях и настроениях людей, жизненных целях, планах, ценностях, удовлетворенности персонала в рамках организации. Для получения такой информации используются социально-психологическое методы, которые условно подразделяются на социологические и психологические методы.

Социологические методы исследования направлены на группы людей и их взаимодействия в процессе деятельности, т.е. внешний мир человека.

Объектом психологических методов является личность конкретного человека, его внутренний мир.

Социально-психологическими методами являются наблюдение, эксперимент, опрос, социометрия, тестирование, анализ продуктов деятельности.

Широкое применение в управлении нашли математические методы: моделирование, статистический анализ.

Метод наблюдения – это преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека для его последующего анализа и объяснения.

Различают следующие виды наблюдения:

-срез – кратковременное наблюдение;

-лонгитюдинальное – длительное;

-выборочное;

-сплошное.

Процедура наблюдения складывается из следующих этапов:

1. Определение цели и задачи наблюдения.

2. Выбор объекта, предмета и ситуации.

3. Выбор способа наблюдения.

4. Выбор способов регистрации наблюдаемого.

5. Обработка и интерпретация полученной информации.

Задачами наблюдения могут быть изучение индивидуально-психологических особенностей личности, группы, коллектива. Соответственно объектами изучения могут быть как отдельные лица, в различных видах деятельности, различных ситуациях общения, так и группы.

Метод эксперимента может быть использован для целей практической оценки. В этом случае задачей является выявление того, насколько психологические качества испытуемого соответствуют уже ранее выявленным психологическим нормам и стандартам. Такими методами являются тесты.

Тестирование – это краткий экспериментально-психологический метод, используемый для исследования того или иного психического процесса или личности в целом с целью их оценки.

Метод опроса используется в двух формах: анкетирование и беседа.

Анкетирование представляет собой средство первичной ориентировки для определения дальнейшего направления изучения личности или группы.

Беседа предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение сведений о деятельности испытуемого. Видами бесед могут быть интервью и вопросники. Интервью – вид беседы, при которой ставится задача получить ответы на определенные вопросы. В случае представления вопросов и ответов в письменной форме, имеет место анкетирование.

Социометрический метод используется при анализе деловых и дружеских взаимосвязей в коллективе, когда на основе анкетирования сотрудников строится матрица предпочтительных контактов между людьми, показывающая неформальных лидеров в коллективе.

Метод анализа результатов деятельности направлен на выявление связи внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности.

Математические методы используются для повышения надежности, объективности и точности получаемых знаний, в основном при обработке полученных данных.

5. Примерный перечень тем курсовых работ
по курсу «Менеджмент»

1. Школа научного управления и ее реализация в менеджменте современных российских предприятий.

2. Административная концепция управления и особенности ее реализации в менеджменте современных предприятий.

3. История становления школы человеческих отношений и ее развитие в современных моделях менеджмента.

4. Значение опыта становления и развития менеджмента в США для менеджмента современного российского предприятия.

5. Особенности японской модели менеджмента.

6. Анализ модели менеджмента современного предприятия.

7. Системный подход в управлении современной организацией.

8. Учет факторов внешней среды в управленческой деятельности.

9. Этика и современное управление.

10. Процесс коммуникаций и эффективность управления.

11. Эффективная организация распределения полномочий.

12. Бюрократическая организационная структура.

13. Методы планирования, моделирования и программирования управленческой деятельности на современном предприятии.

14. Управление по целям на современном предприятии.

15. Содержательные теории мотивации.

16. Процессуальные теории мотивации.

17. Поведенческие аспекты контроля.

18. Характеристики эффективного контроля.

19. Ситуационные подходы к эффективному лидерству.

20. Концепция организационного развития.

21. Проблема повышения качества трудовой жизни.

22. Особенности российского менеджмента.

23. Особенности менеджмента в социальной сфере.

24. Методологические основы менеджмента.

25. Особенности современного менеджмента.

26. Анализ эффективности реализации власти руководства современного предприятия.

27. Анализ эффективности принятия решений на современном предприятии.

28. Анализ стиля руководства менеджмента современного предприятия.

29. Анализ эффективности мотивации в менеджменте современного предприятия.

30. Анализ состояния и пути повышения эффективности управления конфликтами на предприятии.

31. Анализ и пути повышения эффективности использования экономических методов управления на предприятии.

32. Анализ внутренних переменных организации.

33. Анализ макроокружения конкретной организации.

34. Анализ непосредственного окружения конкретной организации.

35. Исследование стиля лидерства в конкретной организации (на основании использования конкретной теории лидерства).

36. Взаимосвязь функции мотивации с другими функциями менеджмента (на примере конкретной организации).

37. Взаимосвязь функции контроля с другими функциями менеджмента (на примере конкретной организации).

38. Использование одной из теорий мотивации для мотивации сотрудников конкретной организации.

39. Анализ коммуникационных барьеров, существующих / возможных в определенной организации.

40. Влияние национальных особенностей на организационную культуру конкретной организации (на основании использования модели Хофштеда).

41. Анализ организационной культуры с помощью подхода Харриса и Моргана (на примере конкретной организации).

6. СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная:

1. Афоничкин, А. И. Основы менеджмента: учебник / А. И. Афоничкин. – СПб.: ПИТЕР, 2007.

2. Баринов, В. А. Основы менеджмента: учебник / В. А. Баринов,
Л. В. Макаров. – М.: ИНФРА-М, 2006.

3. Басовский, Л. Е. Менеджмент: учеб. пособие / Л. Е. Басовский. – М.: ИНФРА-М, 2008.

4. Вершигора, Е. Е. Менеджмент: учебник / Е. Е. Вершигора. – М.: ИНФРА-М, 2006.

5. Виханский, С. С. Менеджмент: учебник / С. С. Виханский,
А. И. Наумов. – М.: Экономистъ, 2004.

6. Мильнер, Б. З. Теория организации / Б. З. Мильнер. – М.: ИНФРА-М, 2008.

7. Райченко, А. В. Общий менеджмент: учебник / А. В. Райченко. – М.: ИНФРА-М, 2006.

8. Смирнов, Э. А. Теория организации / Э. А. Смирнов. – М.: ИНФРА-М, 2008.

 

Дополнительная:

1. Веснин, В. Р. Менеджмент: учебник / В. Р. Веснин. – М.: ТК Велби: Проспект, 2004.

2. Веснин, В. Р. Основы менеджмента: учебник / В. Р. Веснин. – М.: Триада-Лтд, 2002.

3. Гаврильчак, Н. И. Менеджмент: метод. указ. по выполнению курсовой работы / Н. И Гаврильчак, Л. В. Овчаренко, Е. Е. Шарафанова. – СПб.: СПбГУСЭ, 2006.

4. Герчикова, И. Н. Менеджмент: учебник / И. Н. Герчикова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

5. Казанцев, А. К. Основы менеджмента. Практикум: учеб. пособие / А. К. Казанцев, В. И. Малюк, Л. С. Серова. – М.: ИНФРА-М, 2002.

6. Кравченко, А. И. История менеджмента: учеб. пособие / А. И. Крав-ченко – М.: Академпроект, 2005.

7. Мазур, И. И. Эффективный менеджмент: учеб. пособие / И. И. Мазур, Д. ШапировН. К. Ольдерогге. – М.: Высшая школа, 2003.

8. Менеджмент. Теория и практика в России: учебник / под ред.
А. Г. Поршнева. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003.

9. Мескон М. Основы менеджмента: учебник / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.: Дело, 2006.

10. Молодчик, А. В. Менеджмент: стратегия, структура, персонал: учебник / А. В. Молодчик. – М.: ГУВШЭ, 2005.

11. Румянцева, З. П. Общее управление организацией. Теория и практика: учебник / З. П. Румянцева. – М.: ИНФРА-М, 2006.

12. Семенов, А. К. Основы менеджмента: учебник / А. К. Семенов, В. И. Набоков. – М.: Дашков и К, 2004.

13. Чудновская, С. Н. История менеджмента: учебник / С. Н. Чудновская. – СПб.: Питер, 2004.

 

Периодические издания:

1. Менеджмент в России и за рубежом: журнал.

2. Менеджмент сегодня: журнал.

3. Проблемы управления: журнал.

4. Российский журнал менеджмента: журнал.

5. Современное управление: журнал.

6. The Chief: журнал.

 

 


Приложение А

(образец оформления титульного листа)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: