Как внедрить человеку искусственные воспоминания?




Искусственное внедрение ложных воспоминаний — это давняя научно-фантастическая идея, вокруг которой построены сюжеты многих книг и фильмов. Но оказывается, эта концепция уже не совсем фантастична, и опыты по формированию у людей искусственных воспоминаний идут полным ходом.

·

Основная идея заключается в следующем: подопытных помещают в аппарат функциональной магнитно-резонансной томографии, и люди, находясь внутри аппарата, начинают играть в некую игру. Во время нее их мозг сканируют, а игра дает им обратную связь, под действием которой они формирует новые нейронные связи в мозге. Такой процесс называется нейрофидбэк. С помощью данных, полученных в МРТ, испытуемому рассказывают о том, что происходит в его мозге, а человек в результате начинает контролировать собственную мозговую активность

Основываясь на этой технологии, Такео Ватанабе из университета Брауна создалнечто под названием ассоциативный декодированный МРТ-нейрофидбэк. Эта техника использует МРТ-аппарат, чтобы обучить людей какому-то навыку или же внедрить в них некую ассоциацию — но сам подопытный даже не подозревает о том, что получает какую-то информацию.

Статья Ватанабе о разработке этой техники недавно опубликована в журнале Current Biology. В ней Ватанабе рассказывает о том, как испытуемые после применения нейрофидбэка стали видеть красный цвет, даже когда им показывали картинку из черно-белых полос.

Это довольно сложный и трудоемкий процесс. Сначала испытуемым сканировали мозг, чтобы программа различала, какого рода мозговую активность искать. Потом они проходили трехдневную и интенсивную тренировку по нейрофидбэку. После чего начинался сам эксперимент. Испытуемые лежали в аппарате МРТ и смотрели в точку посередине экрана. Когда на нем появлялись вертикальные черные полосы, людей просили «любым образом регулировать свою мозговую активность». Когда вертикальные полосы исчезали, подопытным выставляли баллы в зависимости от того, насколько, по мнению ученых, они справились. Чем больше баллов набирали испытуемые, тем большую сумму получали.

Подопытным не говорили о цветах, не говорили, что надо представлять какую-то картинку. Им говорили лишь регулировать мозговую активность. Каждый человек делал упражнение 500 раз. Дело же в том, что больше очков испытуемые набирали, когда сканирование показывало, что они представляют себе красный цвет, причем даже в том случае, когда люди смотрели на черно-белые вертикальные полосы. Таким образом, целью нейрофидбэка было усиление ассоциации между вертикальными полосами и красным цветом. В результате многочисленных повторений ученым удалось добиться того, что испытуемые видели красный в черно-белых полосах, когда эксперимент уже закончился. Эффект длился от трех до пяти месяцев. Причем сами подопытные были убеждены, что, регулируя мозговую активность, думали о совершенно других вещах, никак не связанных с цветовой гаммой.

Ватанабе полагает, что подобную технику со временем можно применить для лечения нейрологических и психиатрических расстройств, таких как депрессия или аутизм. В случае депрессии люди будут набирать высокие баллы, когда их мозговая активность будет показывать более позитивное настроение. При аутизме же такая терапия может помочь людям деактивировать зоны, ассоциированные с симптомами болезни.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Природа вмонтировала в нас механизм саморегуляции, который в основном основан на системе «обратной связи». Механизм творчества, принятия решения и реализации действует по схеме наведения «баллистических ракет». Закладываются координаты цели и того места, откуда стартует ракета. Система наведения основана на обратной связи». С помощью «обратной связи» постоянно идёт сравнение между тем, что ЕСТЬ и тем, что должно БЫТЬ – в результате вырабатывается сигнал «ошибки», который усиливается, оценивается, обрабатывается и подаётся на систему реализации и управления….

По такой же схеме работает и психика человека. Сигнал «ошибки» с отрицательным знаком означает, что организм реализации должен произвести перегруппировку, коррекцию, т.е. изменить ориентацию. Таким образом, мы различаем негативную и позитивную информацию. Любая негативная информация в «разумных пределах» обычно для человека является средством предупреждения, чтобы он задумался о происходящем.

В случае же СТРЕССА, когда появляется излишек негативной информации, в механизмах «принятия решения» и «механизмах реализации» может возникнуть «тормозная реакция» возникает ПРО БЛЕМА (короткое замыкание, вылетают пробки), если проблему не решать. То возникает внешний или внутренний КОНФЛИКТ, который поддерживается чрезмерным эмоциональным напряжением. Человек подобно «торпеде» идёт «кругами»!

Таким образом, чрезмерная негативная информация, перенапряжение – включает сильнейшую негативную, отрицательную обратную связь и тем самым «блокирует» механизмы принятия решения и реализации. Поэтому волнения, озабоченность, тревога, депрессия, страхи – ломают привычный и правильный автоматический механизм «обратной связи».

Конечно, биологическая обратная связь в человеческой психике устроена значительно сложнее, чем это в ракетах и торпедах. У человека, например, осуществляется два одномоментных и одновременных процесса. Один – избегание нежелательного, другой – достижение желаемого. В случае верного решения и правильного действия по достижению заданной ЦЕЛИ, человек испытывает УДОВОЛЬСТВИЕ, он удовлетворён – это можно назвать «положительным подкреплением», т.е. специфическим позитивным подкреплением. Если человек НАГРАДИЛ себя и купил себе шоколадку, то такое ПОДКРЕПЛЕНИЕ будет называться неспецифическим подкреплением. Положительная и позитивная информация, в разумных пределах, служит сигналом – «Так держать!», ваш курс верный, правильный.

В случае же чрезмерной позитивной и положительной информации, в механизме реализации также как и в случае негативной информации, возникает «застойный очаг возбуждения», который будет тормозить все остальные «доминанты», человека «заклинивает» на данном способе и он начинает повторять один и тот же способ реагирования и действовать, раз за разом повторяя этот «удачный» способ поведения, даже если он уже не приносит удовлетворения потребности в данной ситуации, а ведь нужно делать что-то иное. Чрезмерное увлечение успешным вариантом действия может оказать «медвежью услугу», если изменится контекст, а человек не изменит своё поведение.

Неудача, «ошибка», результат с негативным действием, тем более повторяющейся, снижает уровень ПРИТЯЗАНИЯ и побуждает человека помимо его ВОЛИ, к выбору более лёгких путей, планов, целей и задач; человек «мельчает».

Неудача, результат с негативными последствиями, при условии слабой МОТИВАЦИИ, приводит человека к выбору лёгких путей и мелких целей, которые гарантируют успех. Так, начинает мельчать человек, сам того не замечая.

Достижение же УДАЧИ, достижение результата с позитивными последствиями, вырабатывает, вырабатывает УСТАНОВКУ на достижение ЦЕЛИ, повышает МОТИВАЦИЮ, укрепляет ВОЛЮ человека. Вот почему так важно, чтобы на сеансах психотерапии, пациент ВСЕГДА добивался, пусть маленьких, но ПОБЕД, пусть он находит с помощью маятника спрятанные предметы, успешно осваивает экстрасенсорику и т.д. и т.п.

В случае неудачи, но при имеющейся очень сильной МОТИВАЦИИ на исполнение задуманного, также (как и в случае успеха) может выработаться устойчивая бессознательная фиксированная установка на избегание «ошибок» и «неудач». Хотя в НЛП нет понятия ОШИБА, а есть понятие отрицательная обратная связь. Установка на избегание неудач рассматривается психологией как специфический человеческий МОТИВ личностной деятельности.

 

 

Творческий механизм достижения успеха

Природа вмонтировала в людей механизм творчества, который функционирует, даже если мы об этом не знаем, всюду и всегда, даже во сне и более эффективно, чем при бодрствовании.

То, что мы называем личностью – есть внешнее свидетельство уникальной творческой индивидуальности или свободное и полное выражение, нашего внутреннего, истинного «Я».

Механизм реализации задуманного, действует по схеме наведения «баллистических ракет», закладывается цель, координаты. Сама же система наведения и достижения цели, основана на «обратной связи», пока не получен результат. С помощью механизма «обратной связи» идёт постоянное сравнение между тем, что есть и тем, что нужно – в результате вырабатывается сигнал «ошибки», который усиливается, прорабатывается и подаётся в механизм реализации для уточнения курса. По такой же приблизительно схеме работает и психика человека.

Негативная информация, т.е. отрицательная обратная связь обычно для человека является средством предостережения, сигналом опасности. Сигнал ошибки – это знак, что надо делать что-то иначе! Но, картина резко меняется, если негативная информация поступает в избыточном количестве или внутренний сервомеханизм слишком чувствителен; тогда вместо коррекции курса, происходит реакция её полного торможения.

Излишняя негативная информация, напряжение, фрустрация и торможение реакций идут рука об руку. Это бывает при «заклинивании» на каких-то проблемах, чрезмерном эмоциональном реагировании на что-либо, а также избыточный сознательный конт роль, т.к. в чрезмерных количествах это мешает принимать решения, делать выбор и вовсе тормозится всякое движение к цели, о позитивном и положительном результате можно только мечтать…

Наш внутренний механизм достижения желаемого, т.е. бессознательный, автоматический сервомеханизм, всегда действует в режиме биоавтомата, в соответствии с выявляющимися обстоятельствами и заложенными в него данными.

Чрезмерные напряжения, чрезмерная мотивация и эмоциональность, излишняя озабоченность результатами – включает сильнейшую отрицательную обратную связь, повышается сознательный самоконтроль и тем самым «блокируется» наш сервомеханизм достижения цели.

Такое явление мы наблюдаем при заикании, неврозе ожидания неудачи и т.д. правильные ответы и решения приходят лишь потом, когда мы успокаиваемся, и напряжение спадает, а далее дело за внутренним механизмом саморегуляции.

Тревоги, волнения, страхи, депрессия, стрессы – ломают правильную и автоматическую работу сервомеханизма саморегуляции и приводят к разного рода нарушениям – неврозам, психосоматическим заболеваниям, психозам и т.д.

Сознанию трудно справляться с информационным потоком, в нём обычно проходят процессы воображения и целеполагания, накапливается информация, оцениваются сведения, формируются взгляды и суждения. Однако, сознание само по себе не в состоянии реализовать принятые решения. Как информационный центр, сознание плохо выполняет конкретную работу (у него иные функции), его дело ставить и очерчивать, решать, а вот приводить в исполнение принятые решения и разрешения проблем и задач практически, реализуя планы – дело подсознания и бессознательного…

Выполняет принятые сознанием решения – подсознание, которое обладает опытом, навыками, стратегиями и тактиками и ведает автоматическим механизмом достижения, т.е. творческим механизмом достижения конкретных результатов.

Подсознательный автоматический механизм реализации не любит, когда в его работу вмешивается и контролирует сознание, тогда он просто перестаёт работать, останавливается, почему? Поэтому, чтобы добиться желаемого, нужно не давить на свою волю, а, наоборот, сознательно поставив цель, расслабиться, успокоиться, предоставив подсознанию достигнуть её экологически чистыми и эффективными методами, при этом, не влезая в механизм подсознательного исполнения.

Заботиться, нервничать, переживать – тогда, когда мы намечаем цель, ищем ресурсы, нейтрализуем ограничения – может быть и оправдано. Но, коль уж цель выбрана и принято решение, то мы должны успокоиться и дать механизму достижения реализовать цель, чтобы получить результат.

Если мы сознательно начнём беспокоиться, лазить сознательно в процессы достижения и реализации цели. то механизм достижения просто будет бастовать. Так, излишняя и чрезмерная предупредительность, чрезмерная маниакальность, чувство ждолга, ощущение стыда, угрызения совести, повышенная забота – хороши при принятии решения. Но совершенно не уместны, когда включается реализация задуманного.

Когда выбор сделан. Принято решение и человек расслабился и отбросил сознательную ответственность, полностью полагаясь на подсознание, то больше шансов того, что результат будет получен; верующие сказали бы: «на всё воля бога, полагайся на него!», - таким образом, мы растормаживаем творческие интеллектуальные, практически автоматические и бессознательные механизмы интуитивного опыта, позволяя им действовать свободно и непринуждённо и тогда они служат нам вдвойне. За исполнением результата хорошо заботиться мать-природа, главное, чтобы пациент расслабился. Успокоился и дал возможность своему автоматическому подсознательному сервомеханизму достичь того, что «проработано» и заложено сознанием в подсознание для реализации в виде визуального (образа) представления.

Механизм творческого бессознательного и автоматического достижения результата реализует желаемое. Только после этого мы можем дать сознательную оценку достигнутого результата, чтобы наметить новую цель, предоставив подсознанию её достигнуть.

Бесчисленные исследования доказывают, начиная с йоги и кончая \нлп и психоанализом, свидетельствуют, что в особо сложных случаях, УСПЕХ, как правило. Достигается через «капитуляцию и пассивность», а не активность в стадии реализации цели. активность нужна, но на стадии выработки решения и при необходимости физических действий.

Таким образом, через расслабление, а не напряжение. Мы достигаем уели. Сознательно, многократно отрабатывая «образ достижения», себя желательного «Я», мы отбрасываем всё, ослабляем мышечный зажим и предоставляем позаботиться о судьбе принятого решения бессознательным механизмам.

Все мы люди, а не только композиторы, поэты и певцы – обладаем механизмом достижения успеха, и он всегда будет действовать активно, участвуя в реализации решении й наших проблем.

Учёные доказывают, что, то именуемое «талантом» является не что иным, как умение пользоваться «естественным процессом- подсознательным механизмом достижения».

Творческая интуитивная деятельность в противоположность сознательно-волевой, всегда самопроизвольна, всегда естественна. Даже самый искусный пианист не сможет сыграть простейшую композицию, если во время игры, каждый раз будет напрягаться.

Станиславский ставил эксперимент, заставляя студентов поднимать за одну ножку рояль и декламировать какой-либо монолог, а затем тоже самое, но без рояля, понятно что получилось?

Если некоторые люди слишком застенчивы и робки в обществе, то причина часто бывает в том, что они слишком озабочены, чрезмерно контролируют себя, чрезмерно стараются что-либо делать или не делать, тщательно и сознательно контролируют каждое движение и слово, обдумывают каждую фразу; т.е. не доверяют своему внутреннему подсознательному автомату. Когда же такие люди «отпускают тормоза» и перестают стараться, тревожиться и постоянно контролировать своё поведение; то они начинают жить и вести себя творчески, спонтанно – словом, быть самими собой, настоящими.

Итак, мы прекрасно понимаем, что наш творческий механизм действует в полную силу лишь в условиях минимального вмешательства сознания, а такое условие максимально соблюдается в состоянии диссоциации, т.е. транса. Когда мы в трансе (изменённое состояние сознания), то рефлекторно расслабляемся, а это лучшее условие для творчества, появляется идеальная возможность функционировать без помех.

А. С. Пушкин множество стихотворений написал во сне, а М. Менделеев открыл свою таблицу: «утро вечера мудренее!», - говорит народная пословица, в которой заключается объяснение механизма действия саморегуляции.

 

Процесс обратного распределения

В метафорическом смысле наши нервные сети имеют сложную «ячеистую» структуру в виде голограммы, символические ВЕСЫи МАЯТНИК, обратная связь – всё это присутствует и работает. Нейронная сеть головного мозга в символическом смысле можно сравнить с компьютерной системой. «Мозговая Сеть» используется для разного рода процессов, например, для распознавания сложных паттернов. Механизм РАСПОЗНАВАНИЯ включает в себя ряд вспомогательных элементов, служащих для создания своего рода «МОДЕЛЕЙ» того или иного паттерна, явления, события или действия.

МЕХАНИЗМ РАСПОЗНАВАНИЯ представляет собой функцию весов и маятника с обратной связью к нейронной сети. Это механизм мозг использует совершенно бессознательно и автоматически. Качество модели определяется результативностью всей нервной системы.

Ценность «нервный связей» заключается в том, что они способны научиваться распознавать паттерны ЭВРИСТИЧЕСКИ, как функцию повторяющегося ОПЫТА, который складывается в результате дифференцировки на основе механизма подкрепления – «наказание – поощрение».

«Модель ВЕСОВ» регулируется согласно определённому КОДУ или ПРАВИЛУ, обучаясь, каждый раз, когда «нервная сеть» всё лучше и лучше распознаёт конкретные данные и реагирует на них. Так ребёнок учится распознавать свою мать и других людей – это процессы дифференцировки.

Обычно стратегия обучения для «голографической нейронной сети» является «обратное распределение». Сосредоточение ВНИМАНИЯ на определённой особенности подобна процессу наделения «весов» или «маятника» ЗНАЧИМОСТЬЮ того или иного элемента системы. Например, если ребёнку сказать «подними глаза вверх и влево», в то время как он пытается научиться правильно писать какое-то слово, то тем самым мы придадим большее значение и весомость положению глаз при грамотном письме.

Таким образом, этапы модели или процедуры направляют внимание человека на различные аспекты и черты его опыта. Это «перемещение внимания» - создаёт своего рода Аттрактер» который стимулирует в человеке САМООРГАНИЗУЮЩЕЕСЯ поведение. Например, если вы заметите как теннисный мяч коснулся земли, прежде чем долетел до вас, это автоматически повлияет на то, как вы взмахнёте ракеткой, чтобы его отбить.

С помощью данного механизма модель самосовершенствуется в процессе опытного применения, поведения САМООРГАНИЗОВЫВАЕТСЯ. Поправки идут как результат сравнения реального и желаемого результатов и вносятся в систему до тех пор, пока не будет выработана наиболее эффективная элементарная модель, которая уже в свою очередь оказывает благотворное влияние на организм и личность человека в целом.

Обращаем внимание на то, что процесс «Обратного распространения» более совершенен и фундаментально отличается как от простой «обратной связи», где результатом деятельности является «сигнал ошибки», так и от попытки логического, статического обоснования теории через анализ поступающих результатов.

Феномен ОБРАТНОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ подразумевает непрерывную регулировку самой системы как функцию сравнения её результатов с желаемым «образом достижения». моделирование включает в себя:

1. Попытку применить шаги, стратегии и особенности, определяемые моделью, в соответствующем контексте;

2. Концентрацию на достигнутых результатах и сравнение их с желаемым результатом;

3. Регулировка мер и особенностей, предлагаемых моделью, с помощью ЦЕЛЕЙ, которые повышают «степень приближения»;

4. Попытку применить новые ПЛАНЫи «настройки» модели и продолжающиеся попытки повторения процесса до тех пор, пока пациент, на которого рассчитывается эта МОДЕЛЬ, не достигнет требуемого «порогового» уровня желаемого результата;

5. Выработка КОДА.

По мнению Грегори Бейтсона: «Если хочешь подумать о чём-либо, лучше думать об этом так. Как думает оно само». Понятие «конгруэнтность кода» подразумевает наиболее эффективную, экологическую чистую модель, в которой взаимосвязи между элементами соответствуют взаимосвязи внутри системы элементов моделируемого явления у пациента.

Биологическая обратная связь это:

Биологическая обратная связь (англ. Biofeedback) — технология,включающая в себя комплекс исследовательских, лечебных и профилактических физиологических процедур, входе которых пациенту посредством внешней цепи обратной связи, организованной преимущественно спомощью микропроцессорной или компьютерной техники, предъявляется информация о состоянии иизменении тех или иных собственных физиологических процессов.

Используются зрительные, слуховые, тактильные и другие сигналы-стимулы, что позволяет развить навыкисаморегуляции за счет тренировки и повышения лабильности регуляторных механизмов.

Согласно определению Американской Ассоциации Прикладной Психофизиологии и Биологической ОбратнойСвязи (AAPB),

Биологическая обратная связь является нефармакологическим методом лечения с использованиемспециальной аппаратуры для регистрации, усиления и „обратного возврата“ пациенту физиологическойинформации. Основной задачей метода является обучение саморегуляции, обратная связь облегчает процессобучения физиологическому контролю так же, как процесс обучения любому искусству. Оборудование делаетдоступной для пациента информацию, в обычных условиях им не воспринимаемую.

[1]

Содержание · 1 История метода · 2 Современное состояние · 3 Принцип использования · 4 Основные сферы применения · 5 Основные показания к применению · 6 Противопоказания к применению · 7 Преимущества БОС-технологии · 8 Примечания

История метода

Основой для создания метода БОС послужили фундаментальные исследования механизмов регуляциифизиологических и развития патологических процессов, а также результаты прикладного изучениярациональных способов активации адаптивных систем мозга здорового и больного человека. В связи с этимнужно упомянуть великих русских физиологов И.М. Сеченова и И.П. Павлова — авторов теории условныхрефлексов. В ХХ веке идейными продолжателями исследований И.М. Сеченова и И.П. Павлова стали К.М.Быков (теория кортико-висцеральных связей), П.К. Анохин (теория функциональных систем), Н.П. Бехтерева(теория устойчивых патологических состояний). Активное изучение метода началось в конце 50-х годов XXвека.[2] Пионерами в разработке методов БОС в нашей стране стали ученые Института экспериментальноймедицины Российской Академии Медицинских Наук (Санкт-Петербург), в котором свыше 30 лет проводятсясистематические исследования в этом направлении. С Институтом экспериментальной медицины связано иначало работы над технологией БОС. Применению метода БОС в клинической практике посвященымногочисленные работы школы Н.Н. Василевского — Н.В. Черниговской, О.В. Богданова, Н.М. Яковлева, Д.Ю.Пинчука и др. Эти исследования продолжаются и в настоящее время: в рамках Санкт-Петербургскойфизиологической школы, в Москве под руководством члена-корреспондента РАМН А.М. Вейна, в МГУ им.Ломоносова под руководством С.А. Исайчева, в Научном Центре Психического Здоровья РАМН, вНовосибирске под руководством академика РАМН М.Б. Штарка и ряде других научных центров. Примерно ссередины XX века стали разрабатываться и использоваться методы, в которых устанавливаласьбиологическая обратная связь с организмом на основе изменения различных параметров (пульсовой волны,мышечной силы, артериального давления).

Наибольший вклад в его развитие внесли:

  • исследования Miller N.E., DiCara L.V.(1968) по выработке у животных висцеральных условных рефлексовоперантного типа;[3]
  • исследования Sterman M.B.(1980) о повышении порогов судорожной готовности после условнорефлекторногоусиления сенсомоторного ритма в центральной извилине коры головного мозга как животных, так и человека;[4]
  • открытие Kamiya J.(1968) способности испытуемых произвольно изменять параметры своейэлектроэнцефалограммы (ЭЭГ) при наличии обратной связи об их текущих значениях.[5]

В 70-е годы значительное внимание уделялось изучению так называемого альфа-обучения и альфа-состоя­ний, обусловленным усиленным альфа-ритмом в ЭЭГ человека.

Современное состояние

     

В настоящее время расширяется сфера применения метода биологической обратной связи в России. Методвнедрен в многие клиники, и используется в рамках реабилитационного комплекса, успешно применяется длякоррекции синдрома дефицита внимания, а также для развития произвольности высших психических функций.Происходит постепенное внедрение метода в образовательную систему.

Принцип использования

БОС-процедура заключается в непрерывном мониторинге в режиме реального времени определенныхфизиологических показателей и сознательном управлении ими с помощью мультимедийных, игровых и другихприемов в заданной области значений. Другими словами, БОС-интерфейс пред­ставляет для человека своегорода «физиологическое зеркало», в котором отражаются его внутренние процессы. Таким образом в течениекурса БОС-сеансов возможно усилить или ослабить данный физиологический показатель, а значит, уровеньтонической активации той регуляторной системы, чью активность данный показатель отражает. Например,обучение с помощью БОС-метода произвольно повышать температуру кончиков пальцев приводит к снижениюсимпатикотонии и купированию спазма периферических сосудов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: