Должностная инструкция
классного руководителя
I. Общие положения.
Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Уставом школы.
Классный руководитель назначается и освобождается от должности директором школы.
II. Классный руководитель должен знать:
– законодательные документы РФ по вопросам образования, в том числе Конвенцию о правах ребенка;
– нормативные документы органов управления образованием по вопросам воспитания;
– педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену;
– методику воспитательной работы;
– основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;
– основы права, научной организации труда;
– правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
III. Функциональные обязанности.
Классный руководитель:
– реализует в педагогической практике государственные и школьные нормативно-правовые акты (Устав, приказы, положения, инструкции, распоряжения и т. д.);
– своевременно заполняет и аккуратно ведет журнал класса, личные дела учащихся;
– отвечает за сохранность имущества и санитарно-гигиеническое состояние кабинетов, которые закреплены за его классом;
– организует ежедневную уборку классных помещений, дежурство класса по школе;
– организует работу в классе по подготовке и сдаче школы и кабинета к началу учебного года, учебной четверти;
– организует работу класса на закрепленном за ним пришкольном участке;
– организует работу класса во время трудовой практики;
– обеспечивает и отвечает за охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса, включающего урочное, междуурочное (перемены) и послеурочное время;
– несет личную ответственность за сохранение жизни и здоровья детей во время занятий, экскурсий, походов, спортивных и других подвижных игр;
– изучает с детьми правила техники безопасности, пожарной безопасности, дорожного движения, поведения на улице, на воде;
– следит за исправностью и надежной закрепленностью фрамуг, форточек, портретов, картин, огнетушителей, шкафов и т.д.;
– следит за тем, чтобы дети не разбивали стекла окон и дверей, аквариумы и другие стеклянные вещи и предметы;
– не допускает вбивания гвоздей на уровне роста детей в помещениях, где они могут находиться;
– следит за устойчивостью подставок для цветов в классной комнате;
– хранит в недоступном для детей месте колющие и режущие предметы (иглы, шила, булавки, ножи, вилки и т.д.);
– требует от администрации школы ликвидации препятствий на путях передвижения детей как в самом здании, так и на территории школы;
– немедленно сообщает администрации школы о несчастном случае независимо от его исхода и принимает немедленно меры по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим;
– не допускает лазание детей на не предусмотренные специально для этого сооружения (заборы, ограды, ворота, деревья, постройки и др.);
– создает условия для творческой работы обучающихся во время образовательного процесса, используя индивидуальный подход к воспитанию;
– осуществляет текущий контроль знаний обучающихся в соответствии с Уставом школы и требованиями Закона РФ «Об образовании»;
– выполняет санитарно-гигиенические требования к организации воспитательного процесса, контролирует выполнение правил техники безопасности обучающихся во время их пребывания в школе;
– содействует проведению со слабоуспевающими, заболевшими обучающимися дополнительных консультаций по устранению пробелов в знании учебного материала;
– обеспечивает своевременное составление установленной отчетной документации, а также выполнение приказов и распоряжений администрации школы;
– организует изучение обучающимися правил по охране труда, правил дорожного движения, правил безопасного поведения во внеурочное и каникулярное время, поведения в быту, на воде, на проезжей части и т. д.;
– организует работу по соблюдению в воспитательном процессе норм и правил охраны труда, проводит своевременные инструктажи обучающихся по технике безопасности на внеурочных занятиях, внеклассных мероприятиях и их обязательную регистрацию в соответствующем журнале регистрации проводимых инструктажей;
– обеспечивает контроль за безопасностью оборудования, приборов, технических и наглядных средств обучения;
– совершенствует методику и технологию воспитательной работы в соответствии с выбранной методической темой;
– способствует социализации, формированию общей культуры воспитанников;
– проводит мониторинг успеваемости учащихся класса;
– выполняет административно-контролирующие функции (контроль за состоянием дисциплины, поведения учащихся, посещаемости, реагирование на чрезвычайные происшествия в классе и т.д.);
– выполняет информационно-контактные функции (обмен информацией с учащимися, учителями, родителями, администрацией);
– организует и контролирует работу по готовности учащихся класса к образовательному процессу (наличие у учащихся учебников, ознакомление с программами и др.);
– ведет индивидуальные карты учащихся класса;
– готовит перспективное (на год), календарное (на четверть) планирование воспитательной работы в классе с учетом различных направлений: познавательного, экскурсионного, эстетического, спортивно-туристического, трудового и т.д.;
– готовит анализ воспитательной работы в классе и отчитывается по итогам четверти и года;
– организует каникулярную деятельность в классе;
– содействует получению дополнительного образования учащихся через систему кружков, секций и т.д.;
– координирует педагогическую деятельность учителей, работающих в классе, для разработки общих подходов к образовательной деятельности в данном классном коллективе;
– создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого ученика;
– осуществляет индивидуальную работу с учащимися класса, имеет индивидуальные сведения об ученике, изучает психологические особенности учащихся, направляет самовоспитание и саморазвитие личности;
– отслеживает эмоциональное состояние класса, проводит социометрическое обследование, отслеживает валеологическую динамику в классе;
– организует проведение родительских собраний в классе и информирует родителей о состоянии образовательной деятельности их детей, консультирует родителей по вопросам индивидуального подхода к развитию детей;
– организует совместные внеурочные мероприятия с родителями;
– осуществляет воспитание обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей, способствует социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ учащихся;
– проводит занятия (часы общения, воспитательные мероприятия и т. д.) в четком соответствии с расписанием образовательной деятельности школы;
– участвует в работе педагогических советов, производственных совещаний, заседаний рабочих педагогических групп, общих собраний, конференций и т.п.;
– соблюдает нормы этики в общении с коллегами, учащимися и их родителями;
– принимает участие в работе методического объединения педагогов, работает над самообразованием;
– осуществляет работу по общешкольной методической теме.
IV. Классный руководитель имеет право на:
– посещение уроков учителей по взаимной договоренности и по рекомендации руководства школы;
– выбор МО по совершенствованию методического мастерства, форм и методов работы, повышения квалификации образовательного уровня;
– досрочную аттестацию и переаттестацию;
– проведение экспериментальной работы по плану, установленному экспертным советом и руководством школы;
– участие в работе комиссий органа управления образованием по проверке других образовательных учреждений (инспектирование, аттестация и др.);
– участие в самоуправлении школы;
– защиту законных прав обучающихся, коллег по работе и своих личных;
– индивидуальную трудовую деятельность при соответствующей регистрации;
– социальную защиту.
V. Классный руководитель несет ответственность:
– за невыполнение функциональных обязанностей, правил внутреннего трудового распорядка, Устава школы, приказов и распоряжений администрации школы;
– за нарушение правил техники безопасности обучающимися во время внеурочных и внеклассных мероприятий, за нарушение охраны труда и здоровье обучающихся;
– за непринятие своевременных необходимых мер к предотвращению уничтожения или порчи материальных ценностей школы.
VI. Организация деятельности классного руководителя:
– планирование воспитательной деятельности в соответствии с общешкольным планом работы;
– работа над повышением квалификации;
– ведение установленной документации в соответствии с указаниями (оформление классных журналов, личных дел обучающихся, дневников и т.д.).
С должностной инструкцией ознакомлены:
_________ /_________________/