Изучение геометрических фигур
Задачи.
Образовательные: показать отличие и сходство и отличие в изучаемых геометрических фигурах, сформировать навык определения фигур по сторонам и углам, учить строить фигуры с помощью трафарета и линейки.
Развивающие: развивать пространственные навыки, навык счёта, мышление, внимание, память.
На первом плакате дети сравнивают количество квадратов, размер, выполняют запись 4 = 4.
На втором плакате нарисовано большое количество геометрических фигур, дети называют их, а потом “раскладывают” по двум мешочкам.
На третьем плакате - у гусеницы считают количество кружков, а в тетради рисуют гусеницу с меньшим количеством кружков.
В программе дошкольного обучения при изучении геометрического материала прослеживается наиболее глубокая связь с арифметикой. В основе этой интеграции лежит возможность установления отношений между числом и геометрической фигурой, что позволяет использовать фигуры при формировании понятий числа, свойств чисел и операций над ними. И, наоборот, использовать числа для изучения свойств геометрических фигур.
Геометрические фигуры (круг, овал, многоугольники) и элементы фигур (стороны, углы, вершины многоугольников) используются в качестве объектов для пересчитывания - как счетный материал.
Построение геометрических фигур - многоугольников (четырёхугольники, пятиугольники, шестиугольники, семиугольники) по заданным параметрам
Воспитательные: воспитывать любовь к предмету, чувство сотрудничества, аккуратность.
Развитие пространственных отношений.
Сравнения по длине полосок. Метод наложения.
Педагогу важно обеспечить разнообразие предлагаемых объектов, которые будут отличаться цветом, размером, материалом, расположением на плоскости. В результате дети смогут сконцентрировать своё внимание на существенных признаках объектов, на основе чего и формируются представления о геометрических фигурах.
Какие методы можно использовать при изучении с дошкольниками геометрического материала?
1. Метод наглядности (рисунки, плакаты, таблицы).
Цель метода наглядности - обогащение и расширение непосредственного восприятия геометрических предметов, изучение конкретных свойств предметов, создание условий для перехода к абстрактному мышлению и обобщению.
2. Практические работы учащихся (моделирование, вычерчивание, измерение, конструирование, вырезывание, работа с шаблонами)
Работа по шаблону. Моделирование.
Конструирование. Дидактическая игра “Танграм”.
Составление квадрата из набора геометрических фигур.
Конструкторские умения включают:
- умение собрать несложную фигуру из готовых частей - деталей;
- умение видоизменить - трансформировать фигуру;
- умение разделить данную фигуру на составные части.
Воссоздание фигур по образцам-контурам
Дидактическая игра – задание. “Сколько квадратов?”
Выполняя такие задания, ребенок учится анализировать простые изображения, визуально разбивать целый объект на части и наоборот, составлять из отдельных элементов заданную модель, выделять и называть геометрические фигуры.
3. Метод наблюдений.
Развивающие упражнения сопровождаются изучением свойств геометрических фигур: сторон, углов. Углы: (прямой, тупой, острый).
4. Метод сравнения: прямая и отрезок; прямая и кривая линия; овал и круг; прямой угол и непрямой, квадрат и прямоугольник.
Знакомство с измерением отрезков позволяет наглядно иллюстрировать представления о натуральном числе, десятичной системе счисления (сантиметр – единица), об операциях над числами (масштабная линейка как числовой луч, как счетный прибор).
При изучении темы “Длина отрезка” ребята учатся работать с линейкой, знакомятся с мерой длины - сантиметром, учатся сравнивать длины отрезков, устанавливают связи между отрезком и числом.
Вычерчивание отрезков заданной длины и измерение отрезков с помощью линейки.
“Процесс изучения геометрического материал должен быть от начала до конца активным, конкретным, наглядным” - так сформулировано в программе при изучении геометрического материала. Это правильно, т.к. вторая сигнальная система развивается на основе первой, поэтому при работе с геометрическим материалом дети создают и воспроизводят изучаемые геометрические формы.
Отображение
Приобретенные знания и умения помогают детям правильно анализировать различные формы предметов и воспроизводить затем в рисунках, творческих постройках
Для закрепления знаний и контроля над изученным материалом использую дидактические игры, например игра “Закончи определение и покажи фигуру”
1. Прямая, у которой есть начало и конец, называется… (отрезок).
2. Четырёхугольник, у которого все стороны равны… (квадрат).
3. Какую фигуру мы называем треугольником… (есть три угла).
4. У этой фигуры нет углов (круг, овал).