На основании ст. 48 Закона № 273-ФЗ педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой.
Рабочая программа - нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога. Рабочая программа показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Предпосылками для написания рабочей программы являются:
- традиционный подход педагогов к планированию и проектированию воспитательно-образовательной работы;
- возможность учитывать специфику детского сообщества и особенности отношений всех участников образовательного процесса;
- способность анализировать профессиональную деятельность.
В качестве ожидаемых изменений в профессиональной деятельности педагога при условии разработки данного документа можно назвать:
ü способность рационально организовывать образовательный процесс, оптимально соотносить разные виды и содержание детской деятельности в соответствии с интересами воспитанников;
ü возможность определять направление развития каждого ребенка;
ü реализацию субъектной позиции по отношению к воспитанникам и их родителям;
ü творческий подход к осуществлению профессиональной деятельности;
ü необходимую и достаточную степень свободы выбора воспитанниками способов общения и поведения;
ü возможность управлять образовательным процессом, использовать самостоятельно выбранные технологии и методы, способы, направленные на развитие детей, и осуществлять рефлексию профессиональной деятельности;
ü способность видеть проблему и решать ее по собственному замыслу (основание для аттестации педагога, определение компетентности его профессионального развития).
Педагог, приступающий к составлению рабочей программы, должен не только знать ее структуру, уметь проектировать этапы ее реализации, но и быть способным:
ü анализировать собственную деятельность в контексте современного этапа развития дошкольного образования;
ü определять направленность рабочей программы, ее назначение и функции;
ü грамотно выбирать форму предъявления содержания рабочей программы, учитывать педагогические технологии, рекомендуемые к реализации в образовательных программах;
ü представлять прогнозируемые результаты реализации рабочей программы.
Рабочая программа разрабатывается на основе основной общеобразовательной программы. Так как рабочая программа является нормативным актом, то для ее составления на уровне ДОУ разрабатывается Положение о рабочей программе, которое является локальным актом. В Положении о рабочей программе должны быть выделены следующие разделы: общие положения, цели и задачи программы, структура программы, требования к содержанию рабочей программы, требования к оформлению рабочих программ, процедура рассмотрения и утверждения рабочих программ, контроль, хранение рабочих программ.
Примерная структура рабочей программы:
- Титульный лист.
- Пояснительная записка.
- Организация режима пребывания детей в группе.
- Содержание образовательной деятельности по освоению детьми образовательных областей.
- Планируемые результаты освоения детьми общеобразовательной программы.
- Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения общеобразовательной программы.
Цель экспертизы рабочей программы педагога: соотнести реальные характеристики планируемого образовательного процесса в группе и его результатов с содержанием разделов основной образовательной программы данного дошкольного образовательного учреждения.
Результат экспертизы: мотивированное мнение специалиста (эксперта) о содержании данной программы как средства организации образовательного процесса в конкретной группе.
Виды экспертизы рабочей программы:
- внутренняя экспертиза (получение экспертного заключения у старшего воспитателя, курирующего образовательный процесс);
- внешняя экспертиза (с привлечением внешних экспертов).
Уровни экспертной оценки рабочей программы - Выводы и рекомендации:
- Оптимальный уровень - Соответствует требованиям.
- Допустимый уровень - Соответствует требованиям частично. Нуждается в доработке.
- Критический уровень - Условно соответствует требованиям. Нуждается в частичной переработке.
- Недопустимый уровень - Не соответствует требованиям. Нуждается в полной переработке.