АРХИТЕКТУРНЫЕ ТВОРЕНИЯ КРИСТОФЕРА РЕНА




Блистательная архитектура Франции времен Людовика ХIV оказала влияние на творчество Кристофера Рена (1632—1723) — одного из самых выдающихся зодчих Англии. К архитектуре он обратился сравнительно поздно, когда ему было 33 года. До этого времени он был известен у себя на родине как математик и изобретатель, астроном и общественный деятель. В 1665 г. Рен предпринял поездку во Францию, где изучал творчество известных французских архитекторов.

В 1666 г. в результате большого пожара в Лондоне была уничтожена чуть ли не половина города. Современники удрученно говорили: «Лондон был, но его больше нет». Кристофер Рен сразу же приступил к разработке плана восстановления Сити — центральной части столицы. Трижды он предлагал королю свой план, отдалённо напоминавший планировку версальских садов Ленотра, но лишь в 1669 г. был назначен королевским архитектором.

Кристфеп Рен. Собор Святого Павла. 1675 -1711 гг. Лондон
Самым тщательным образом им были рассчитаны важнейшие узлы и магистрали города, ведущие к главным площадям. Активно участвуя в архитектурном строительстве, Ренрегламентировал высоту построек, толщину стен, сложенных из кирпича. Из 87 сгоревших церквей Ренспроектировал более 50 новых, 35 восстанавливалось под его непосредственным руководством.Органично вписанные в окружающую местность, они объединяли архитектурное пространство, подчёркивая целесообразность и продуманность планировки.

Фасады церквей были оформлены в духе классицизма, в них преобладали прямые линии, размеренный ритм, утончённость отделки, во всем чувствовались устойчивость и сдержанная сила. Их главной отличительной особенностью стал большой купол и фасад с портиком перед главным входом. Интерьеры не поражали излишеством украшений и пышной парадностью, напротив, они в большей степени располагали присутствующих к сосредоточенности и внутренней собранности во время церковного богослужения.

Главное творение Кристофера Рена — собор Святого Павла (1675—1711), возведённый на руинах средневекового собора. Его огромный купол (111 м), возвышающийся над городом, виден почти отовсюду. Снаружи он поднят на высокий барабан, цилиндрическая форма которого оформлена колоннадой. Купол венчает тяжелый фонарь с проёмами для освещения. Фасад храма украшает глубокий двухъярусный портик с колоннами, образующий торжественный вход внутрь

Кристофе Рен. Госпиталь в Гринвиче. 1695 г.
помещения. Интерьеры собора отличаются продуманностью оформления и благородством отделки.

Особенно поражает головокружительный эффект подкупольного пространства. При создании этого уникального сооружения Рен использовал не только элементы классицизма, но и барокко (башни западного фасада) и даже готики (опоры для купола и барабана).

Кристофер Рен строил не только церкви, но и парадные дворцы, университетские здания, библиотеки, госпитали, обсерваторию. В каждом из этих сооружений проявился необычайный талант великого архитектора. Его архитектурные творения вполне могли бы составить большой, тесно застроенный город. Придавая архитектуре исключительную роль в формировании национальной культуры, Рен писал в своих записках:

«Архитектура имеет свое политическое назначение; общественные здания являются украшением страны; она утверждает нацию, привлекает народ и торговлю; заставляет народ любить родную страну, каковая страсть — источник всех великих деяний в государстве...»

В честь Кристофера Рена благодарные англичане воздвигли памятник в центре Лондона. Великий зодчий похоронен в соборе Святого Павла, надпись на его надгробии гласит: «...если ищешь памятник, оглянись».

 

Вопросы и задания

1. Почему Версаль можно отнести к выдающимся произведениям классицизма?

2. Расскажите об архитектурных творениях Кристофера Рена. Какова его роль в осуществлении плана восстановления лондонского Сити после пожара 1666 г.?

 

Творческая мастерская

Проведите для своих одноклассников заочную экскурсию по Версалю. Для её подготовки можно использовать видео- или диафильмы, слайды или открытки.

Познакомьтесь с картинами русского художника А.Н. Бенуа (1870— 1960) из цикла «Версаль. Прогулка короля». Как в них передана общая атмосфера придворной жизни французского короля Людовика XIV? Почему их можно рассматривать как картины-символы?

Попробуйте с помощью компьютерной графики спроектировать архитектурные сооружения или парк в стиле Версальского дворца.

 

.А.Н. Бенуа. Версаль. Прогулка короля. 1906 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: