Прочитайте текст и выполните задания 21—24.




 

Своеобразие конкуренции заключается в том, что в конкретных ситуациях, ког­да она значима, её действие не может быть проверено, а может быть лишь засви­детельствовано тем фактом, что рынок будет выигрывать при сравнении с любыми альтернативными социальными механизмами.

Какие блага являются редкими или какие предметы являются благами? И ка­кова их редкость или ценность? Именно это и призвана выявлять конкуренция.

Предварительные результаты рыночного процесса на каждой отдельной стадии ука­зывают индивидуумам направление поиска. Чтобы использовать знания, широко рассеянные в обществе с развитым разделением труда, недостаточно полагаться на людей, которым досконально известно, на какие конкретные цели могут быть употреблены хорошо знакомые предметы из их привычного окружения. Какая именно информация относительно предлагаемых рынком разнообразных товаров и услуг может представлять интерес, подсказывают индивидуумам цены. Это озна­чает, что рынок находит применение личным знаниям и умениям, образующим всегда уникальные в том или ином отношении индивидуальные сочетания и осно­ванным не только и даже не столько на усвоении таких фактов, которые можно было бы перечислить и сообщить по требованию некоей власти.

В прямом смысле слова «хозяйство» — это организация или социальное устрой­ство, где некто сознательно размещает ресурсы в соответствии с единой шкалой целей. В создаваемом рынком спонтанном порядке ничего этого нет: он функцио­нирует принципиально иначе, чем собственно «хозяйство». Он отличается, в част­ности, тем, что не гарантирует обязательного удовлетворения сначала более важ­ных, по общему мнению, потребностей, а потом менее важных. В этом кроется главная причина, почему люди возражают против рынка. В самом деле, весь со­циализм есть не что иное, как требование превратить рыночный порядок <...> в «хозяйство» в узком смысле, в котором общая шкала приоритетов определяла бы, какие из различных потребностей подлежат удовлетворению, а какие — нет.

С этим социалистическим замыслом сопряжены трудности двоякого рода. Как и в любой сознательной организации, проект собственно «хозяйства» может отра­жать только знания самого организатора, а все участники такого, понимаемого как сознательная организация, «хозяйства» должны руководствоваться в своих дей­ствиях единой иерархией целей, которой оно подчинено. Соответственно, у спон­танного рыночного порядка... есть два преимущества. В нём используются знания всех его членов. Цели, которым он служит, являются частными целями индивиду­умов во всём их разнообразии и противоречивости.

Решающее значение для понимания функционирования рыночного порядка <...> имеет то обстоятельство, что высокая степень совпадения ожиданий с реальностью прямо зависит от систематического расхождения с нею у определённой их части. Но взаимоприспособление планов — не единственное достижение рынка. Он гаран­тирует также, что любой продукт будет изготавливаться людьми, умеющими де­лать это с меньшими или, по крайней мере, не с большими издержками, чем тот, кто данного продукта не производит.

Если даже в высокоразвитых экономических системах конкуренция важна как исследовательский процесс, в ходе которого первооткрыватели ведут поиск неис­пользованных возможностей, доступных в случае успеха и всем остальным людям, то в ещё большей степени это справедливо по отношению к неразвитым обществам.

(Ф. А. фон Хайек)

21. Какие два экономических «порядка» сравнил автор?

22. В чём, по мнению автора, состоит привлекательность «хозяйства», а в чём труд­ности его функционирования? Используя текст, укажите два проявления привлека­тельности и две трудности.

23. Какие функции конкуренции рассмотрел автор? Укажите две функции и проиллю­стрируйте реализацию каждой из них конкретным примером.

24. Используя текст и обществоведческие знания, дайте объяснения связи конкурен­ции: а) с институтом частной собственности; б) с институтом прав и свобод челове­ка; в) с эффективностью работы правоохранительных органов и судебной системы.

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»? Привле­кая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложе­ние, содержащее информацию о критериях выделения социальных групп, и одно предложение, раскрывающее любую из функций социальных групп в обществе.

26. Приведите три примера, иллюстрирующие роль СМИ в политической жизни совре­менного демократического общества.

27. Алина подала иск об установлении отцовства гражданина М. в отношении своих несовершеннолетних детей. В рамках какого судопроизводства может быть разре­шён этот спор? Как называются стороны в данном судопроизводстве? (Назовите обе стороны и укажите, кто из названных участников данного спора относится к каж­дой из них.) Назовите ещё две категории дел, подведомственных этому суду.

28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Наука как социальный ин­ститут». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детали­зированы в подпунктах.

Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1—29.5).

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в фор­ме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изуче­нии курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты обществен­ной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргумента­ции приведите не менее двух примеров из различных источников.)

29.1. Философия. «Человека можно назвать нравственным лишь тогда, когда жизнь для него настолько священна, что он ценит жизнь рас­тений и животных наравне с жизнью своего ближнего, и ког­да он с готовностью посвящает себя помощи всем живым су­ществам, которые в этой помощи нуждаются». (А. Швейцер)

29.2. Экономика. Величайший прогресс в развитии производительной силы труда и значительная доля искусства, умения и сообразительности, с каким он направляется и прилагается, явилась, по-видимому следствием разделения труда. А. Смит

29.3. Социология, социальная психология. Человек может стать человеком только путем воспитания. И. Кант.

29.4. Политология. При нововведениях и переменах в государстве правители думают обычно не столько о необходимости реформ, сколько об их своевременности: бывают обстоятельства, подсказывающие, что нельзя слишком раздражать народ; бывают другие, из которых ясно, что с ним можно не считаться. Ж. Лабрюйер

29.5. Правоведение. Законодательство должно быть голосом разума, а судья – голосом закона. Пифагор.

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: