Боевое Искусство и Характер Воина




Глава 1

Поставь причину выше всех стремлений,

Люби саму игру, не ожидая получить наград,

Цени врага с его бесстрашным взглядом,

Пусть даже он сражен твоей рукой.

Пусть поле битвы станет твоим домом,

Не забывай отчизны, что подарила жизнь,

Но прежде всех основ люби то братство смелых,

Что нерушимо среди всех веков.

Сэр Генри Ньюбольт

Боевое искусство без добродетели

совершенно бесполезно для воина.

Накаэ Тоджу

Те, кто стремятся освоить Путь Каратэ, не должны фокусироваться исключительно на его технических аспектах; они должны постараться раскрыть духовные аспекты Пути, потому что истинное искусство каратэ тренирует не только тело, но и разум.

Гитин Фунакоси

С тех самых пор, когда появились воины, люди стали придерживаться четкого мнения, что существуют отличительные качества характера, выделяющие превосходного воина от обычного, который может только проявить мастерство защиты при сопротивлении.В 4в.дон.э. древнегреческий философ Платон размышлял над данной концепцией в своем труде «Государство» (книга 2, глава 3). Стражи общества, по мнению Платона, если не придать их агрессивной натуре правильную форму, под влиянием таких качеств, как мягкость и любовь к знаниям, могли бы запросто направить свою агрессию на само общество или друг против друга. В 5 в. н.э. законы Бодхидхармы в Китае установили непосредственную взаимосвязь между боевым искусством и духовным развитием, и посвящение в Буддисты также было сопряжено со знанием боевого искусства. В 12 в. во Франции, Бернард Клервосский установил духовно-рыцарские добродетели Тамплиеров, определяя их как сочетание христианской праведности и вместе с тем боевой непреклонности, которые намного превосходили обычные рыцарские принципы. В 16в. англичанин Джордж Сильвер, превосходный знаток боевой защиты, напишет в своей работе “Парадоксы защиты” о ценности боевого искусства как способа личностного совершенствования: “Состязание в доспехах позволяет идеально оценить обстановку, избавляет от всякой меланхолии, раздражения и болезненного тщеславия, оно поддерживает воина в превосходной форме, дарует отменное здоровье и долголетие…оно делает его отважным, смелым и доблестным.”

В начале 17 в. молодой самурай, Таширо Цурамото, запишет наставления опытного самурая Ямомото Цунетомо в книгу, известную как сборник “Хагакурэ”, где говорится о том, что истинный самурай не может исполнить свое предназначение, “если в его сердце нет достаточно сострадания, чтобы он мог проломить себе грудную клетку”.

В 19 в. Кано Дзигоро на основе принципов техники джиу-джитсу создал вид боевого искусства дзюдо, целью которого было формирование характера у юношей через освоение принципов самоконтроля, дисциплины, уважения и, безусловно, принципа дзю, подразумевающего под собой уступчивость к обстоятельствам. Ветеран Второй Мировой войны, профессор философии Сидни Эксин, в своей книге “Воинская честь” расценивает каждого отдельного солдата как носителя нравственных качеств, а воинскую честь он рассматривает с точки зрения таких принципов, как мужество, честность, справедливость, верность и самопожертвование. Размышления о характере воина проходят сквозь века и культуры; это, как сказал однажды Ньюбольт, “ братство смелых, которое нерушимо среди всех веков”.

И сегодня многие инструкторы по боевому искусству обещают в ходе занятий не только обучить всех желающих владеть боевым искусством, поддерживать физическую форму, научить приемам самозащиты, но также и сформировать их характер. Стоит только заглянуть в рекламные объявления в телефонных справочниках, листовках, зайти на веб-сайты и посмотреть на многочисленные объявления на зданиях, где расположены помещения для занятий по боевому искусству, чтобы увидеть там обещания, что, помимо обучению физическим компонентам, занятия также способствуют и развитию психологических черт характера, таких как дисциплина и чувство собственного достоинства. Родители стремятся, во что бы то ни стало, отдать своих детей на такие занятия, педагоги предлагают ввести программы по обучению боевому искусству как средство подавления агрессии у слишком импульсивных подростков, а некоторые психотерапевты включают занятия по боевому искусству в свою работу с пациентами как вспомогательное средство, помимо применения обычных форм терапии.

Очевидно, что взаимосвязь между положительными чертами характера и обучением боевому искусству имеет древние корни и, вместе с тем, современное влияние. Это также и взаимосвязь двух направлений, где боевое искусство является методом для улучшения характера, а положительные качества характера являются неотъемлемой чертой для достижения мастерства в боевом искусстве.

Гитин Фунакоси, основатель школы Сетокан каратэ, включил принципы формирования характера в базовую структуру своей системы, считая их необходимыми для совершенствования в искусстве каратэ. И по сей день многие ученики школы Сетокан, в конце каждого занятия, цитируют по памяти клятву “Додзё кун”, пять строк изложенных Фунакоси принципов.

Будзинкан Будо Тай - традиционная система, которая сочетает в себе принципы нинзя и наследие законов самураев. Хотя многие виды боевого искусства в Японии сильно отходят от идеала самурая бусидо, духовная составляющая, заложенная в системе Будзинкан, восходит к принципам Ниндзютцу, и находится под сильным их влиянием, а также испытывает на себе влияние и другого философского подхода, известного как нинпо (нинзя). Написанные труды и само учение Будзинкан сочетают в себе принципы нинпо с физическими приемами бойца, так как суть концепции данной системы состоит в том, что новое мышление не только делает лучше самого человека, но и равным образом сказывается на его бойцовских качествах.

В своем философском труде “Суверенитет добра” ирландская писательница и философ Айрис Мёрдок высказывает идею о том, что главным врагом нравственной жизни человека является “жирное, безжалостное эго”, присущее человеческому тщеславию. Каждый из нас живет с этим врагом. Эта та часть каждого из нас, которая буквально кричит “я, главный” и требует, во что бы то ни стало, удовлетворить свои желания, не обращая ни малейшего внимания на то, что может быть нанесен вред кому-либо из тех, кто встречается на нашем жизненном пути (даже самому себе, если наши потребности не воплотятся в короткие сроки).От мелких нанесенных оскорблений до сцен проявления непомерной жестокости “жирное, безжалостное эго” всякий раз одерживает победу, когда вынуждает одного водителя “подрезать” другого на оживленной дороге, когда задиристый мальчуган больно оскорбляет и унижает свою жертву ради собственного развлечения; всякий раз, когда муж изменяет жене, это безжалостное эго вновь одерживает победу. Писательница говорит о том, что главная задача нравственной философии заключается в том, чтобы выработать такие техники, которые бы могли помочь нам подавить наше эго. В той или иной степени наше эго требует, чтобы мы ставили себя выше других. И чем внятнее мы научимся говорить ему “нет”, тем нравственнее и более человечнее мы станем.

Есть ли в этой борьбе место для боевого искусства, может оно как-то помочь победить этого врага? Целью данной книги и является поиск ответа на этот вопрос и выявление данной возможности, используя опыт разных источников по психологии, изучающие формирование положительных черт характера в человеке, в сочетании с нравственными добродетелям. В нашей работе мы, главным образом, будем опираться на книгу философа-моралиста Аласдэра Макинтайра “После Добродетели”.

Макинтайр различает так называемые “качества эффективности” и “качества совершенства”. Качества эффективности позволяют человеку достичь таких высот, как статус, богатство, авторитет и власть. Однако, не достижение этих высот наделяет человека способностью умело распоряжаться всем этим. Если мы посмотрим на ученого, который подделывает данные, чтобы получить большой научный грант и должность в престижном университете, или на полицейского, который подкладывает ложные доказательства, чтобы обеспечить обвинение, или же на Олимпийского чемпиона, обманным путем получающим золото, или на политика, которому высокий чин достается незаконным путем,- то, вероятно, мы и сможем назвать их успешными, если они так ловки, что до сих пор остаются на свободе. Но у нас и мысли не возникнет, чтобы сказать, что вот это пример хорошего ученого, хорошего полицейского, хорошего политика или спортсмена. Именно качества совершенства позволяют человеку стать не просто успешным, а хорошим, умелым “пользователем” в той сфере деятельности, в которой он совершенствуется. Качества совершенства - это нравственные добродетели, а во всех выше перечисленных примерах не доставало одного элемента, а именно, там отсутствовала такая добродетель, как честность.

Подобные утверждения можно было бы применить и к практике боевого искусства. Существуют некоторые качества тела и разума, которые позволяют бойцу одерживать многочисленные победы. Сюда, помимо других качеств, относится сила, скорость и техническое мастерство. Эти качества одинаково желанны и необходимы как для совершенного, так и для эффективного бойца. Наличие только одного из выше перечисленных качеств у бойца было бы недостаточно для того, чтобы охарактеризовать его как хорошего и искусно владеющим боевым искусством. Чтобы сделать из обычного воина искусного профессионала, необходимо усилить те качества, которые делают его просто эффективным, и вместе с тем регулировать и смягчать их другими качествами, такими как сочувствие, мужество и самообладание.

В некоторых случаях качества эффективности и совершенства могут частично совпадать. Например, бесчестному политику, который собирается убедительно и открыто лгать, необходим самоконтроль и самообладание. Точно так же и в боевом искусстве, некоторые качества эффективности могут быть идентичны с некоторыми качествами совершенства. Явный пример тому - наличие такого положительного качества, как смелость, то есть умения бесстрашно, открыто, перед лицом противника, проявлять усвоенные технические приемы.

В других случаях качества эффективности и качества совершенства могут быть прямо противоположны друг другу. Проявление лицемерия в политике рассматривается как качество эффективности, что подтверждается и на чем настаивает Макиавелли в своем труде “Государь”. Он говорит о том, что великий правитель должен всегда казаться нравственным, но, по сути, он никогда не должен быть таким (1).Такой лицемерный политик способен выступать с противоречивыми заявлениями перед разными аудиториями, менять свои убеждения в зависимости от результатов опросов общественного мнения, а также выстраивать аргументы таким образом, чтобы они оправдывали его поступки. При умелом лавировании такой политик может быстро достичь карьерного роста. Но лицемерие в политике отнюдь не является качеством совершенства. Избиратели отдадут свое предпочтение тому политику, который говорит искренно и прямо, который принимает политические решения, исходя из неизменных принципов; он может не набрать необходимое количество голосов во время избирательной кампании, но именно его избиратели захотят увидеть на лидерских позициях.

Пример подобного противостояния в жизни воина выражается в наличии у него такого качества, как сочувствие или милосердие. Как мы сможем увидеть дальше, при исследовании разных подходов относительно воинских добродетелей, качество сочувствия в той или иной форме его проявления почти всегда приписывается совершенному воину. Хотя, иногда оно может привести и к поражению, а военные победы могут быть одержаны страшной ценой, вследствие проявленной жестокости.

Примером такой жестокости может послужить военная победа, одержанная благодаря применению биологического оружия, как это произошло во время осады города Каффа в 1346 г., когда монголы погрузили зараженные чумой трупы в катапульты и выбрасывали их в город. Также пример подобной жестокости можно наблюдать и во время восстания Понтиака, когда британские солдаты подарили делегации индейцев из племени Делаваров зараженные оспой пледы во время осады Форта Питтта, что привело к распространению эпидемии среди индейских племен, проживающих в долинах Огайо.

Примером сочувствия, которое привело к победе, послужит история Маркуса Люттреллла. В июне 2005 г. отряд спецназ ВМС под руководством Люттрелла, находился в Афганистане. Они преследовали лидера Талибана Ахмада Шаха. В отряде было трое афганцев, чье пребывание и осознание самой ситуации подвергало миссию опасности. Отряд разделился на два мнения-либо убить афганцев, тем самым устраняя потенциальную опасность, или же отпустить их, но при этом подвергнуться риску атаке талибов. Решающий голос был за Люттреллом, и он позволил отпустить их. Вскоре после того, как они отпустили афганцев, чего они и опасались, их атаковал отряд талибов и полностью уничтожил американский отряд. В живых остался только Лютттрелл. В 2006 г.Маркусу Люттреллу за проявленные им действия был присужден Военно-морской Крест (медаль ВМС), а принятое им решение служит напоминанием, что акт проявленного сострадания не всегда должен обязательно привести к военной победе. Воин, проявляющий жестокость вместо сочувствия, возможно, будет считаться победоносным, но мы никогда не сможем сказать о нем, что он являет собой хороший пример настоящего воина.

Данная книга - это мое размышление относительно интересующего меня вопроса, что значит быть хорошим воином, а также и ответ на него: хороший воин-это тот воин, который обладает не только качествами эффективности, но и качествами совершенства в боевом искусстве. Главным образом, я буду опираться на два основных источника, во-первых, на литературу по психологии, рассматривающую формирование сильных сторон характера, а также на философские труды по нравственной этике. Начну я с того, что в Главе 2 приведу краткий обзор суждений психологов и философов относительно нравственных добродетелей. Далее, на основе исторической и учебной литературы будут выделены качества идеального воина, а затем, исходя из этого перечня, мы составим свой собственный, дополнив и расширив его. Наш список будет включать пять добродетелей, которыми должен обладать совершенный воин, а именно: мужество, справедливость, умеренность, мудрость и сострадание. Каждая из перечисленных добродетелей будет, в свою очередь, изучена с учетом того, как она укрепляется и проявляется в полной мере под воздействием других, сопутствующих ей добродетелей; мы также узнаем, как можно развить ту или иную добродетель в себе самом, и как помочь раскрыться добродетелям в других.

Само слово “добродетель” происходит от латинского слова, означающего “силу, достоинство”, а, так же как и все проявляемые формы силы, которые нужно постоянно укреплять, чтобы они развивались, добродетели тоже необходимо постоянно тренировать, чтобы они становились сильнее и совершеннее в человеке. Так, развитие в нас и совершенствование добродетелей как бы заводит нас на “восходящую спираль”, где мы каждый раз становимся сильнее, когда нам удается одержать победу над “жирным, безжалостным эго”, а укрепление силы проявляется в противодействии, которое с каждым новым разом в борьбе с эго все больше усиливается. Поскольку теории относительно добродетелей зачастую оперируют такими понятиями, как борьба и сила, я смею полагать, что большинство воинов смогут заметить естественное выражение языка нравственной этики в ходе своего обучения и совершенствования. Я очень надеюсь, что моя книга будет полезна как молодым людям, которые только начали осваивать боевое искусство, и хотят изучить различные способы формирования собственного характера в ходе процесса обучения, так и инструкторам по боевому искусству, которые бы хотели придать большее значение именно формированию характера во время учебного процесса. Надеюсь, что книга будет полезна и психологам, которые захотят проследить примеры из жизни других людей, и затем включить занятия по боевому искусству в свои программы, направленные на укрепление психического здоровья людей; а также всем тем, кому интересно, как происходит формирование характера, и кто хотел бы понаблюдать за тем, как боевое искусство может повлиять на развитие самой личности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: