V. Приоритеты обновления содержания и технологий по направленностям




Туристско-краеведческая направленность:

развитие исследовательского краеведения, в том числе для формирования патриотизма и гражданской ответственности – вовлечение обучающихся в изучение конкретной территории как природно-культурной целостности через интеграцию знаний естественных, социальных и гуманитарных наук, использование исследовательских методов и реализация проектов учащихся, направленных на развитие территории своего проживания;

разработка программ (модулей программ), направленных на сохранение и развитие этнокультурного и языкового многообразия страны, сохранения и приумножения культурного наследия народов России, в том числе через развитие волонтерских (добровольческих) практик;

формирование элементов базовой грамотности 21 века (например, навыки безопасного поведения, принятия решений в проблемных ситуациях, навыки здорового образа жизни, пространственное и социальное ориентирование);

расширение возможностей для профессионального самоопределения и развития специальных навыков для освоения востребованных профессий в сфере туризма: разработка индивидуальных туристических продуктов, конструкторов виртуальных путешествий, стратегий развития туристического потенциала территорий, в том числе через укрепление связей с туристической индустрией;

активное использование современных цифровых технологий – поисковые системы, базы знаний, инструменты навигации и геолокации.

Естественнонаучная направленность

расширение спектра программ с включением содержания по ключевым областям естествознания (химия, биология, физика, медицина, генетика, экология, астрономия, физическая география), не дублирующих содержание программ основного общего образования, связанных с приоритетными направлениями Национальной-технологической инициативы, Стратегии научно-технологического развития России до 2035 года (композитные материалы, атомная и водородная энергетика, биомедицина, космос, рациональное природопользование и экология);

использование потенциала направленности в формировании естественнонаучной грамотности обучающихся, навыков практического применения знаний;

распространение методов «гражданской науки», предполагающих проведение исследований с привлечением широкого круга добровольцев, обеспечивающих участие детей в решении научных фундаментальных и прикладных задач;

обеспечение разнообразия форм выездной деятельности (экспедиции, практикумы, практические занятия на местности, стажировки, участие в природоохранной и мониторинговой деятельности);

распространение практик организации детско-взрослых производств агррарного профиля «агрофирмы», «агропарки») в сельских территориях;

приоритетное развитие программ формирования экологической грамотности и экологически ответственного поведения, вовлекающих обучающихся в решение экологических проблемы через практики прямого (сортировка мусора, экономия воды и энергии и т. п.) или косвенного (подготовка и распространение информационных материалов о проблемах окружающей среды, подготовка писем и обращений в адрес органов власти и компаний, организация дебатов) действия;

вовлечение в разработку и реализацию программ представителей местного сообщества, общественных организаций экологической направленности, ученых, лесничеств, заповедников, экологически ответственного бизнеса;

разработка и продвижение образовательных программ по использованию учащимися технологий BIG DATA (сбор, хранение, и анализ данных, визуализация) в исследовательской деятельности в области естественных наук.

Техническая направленность:

расширение спектра программ с включением содержания, расширяющего содержание предметных областей «Математика и информатика», «Технология», «Естественные науки» (физика, математика, информатика, технология, астрономия и иные учебные предметы), не дублирующих содержание программ основного общего образования, связанных с приоритетными направлениями Национальной технологической инициативы, Стратегии научно-технологического развития России до 2035 года;

расширение возможностей использования современных технологий, форм и средств обучения для увеличения охвата и обеспечения равных и общедоступных условий освоения качественных современных дополнительных общеобразовательных программам технической направленности;

формирование современных компетенций и грамотности в области технических наук, технологической грамотности и инженерного мышления обучающихся, развитие предпрофессиональных навыков в сфере инженерии и технического творчества;

включение детей в решение практических технологических задач на основе использования современного оборудования, проведение экспериментальных задач по вопросам совершенствования технологий в промышленности и производстве;

развитие инновационного, технического предпринимательства;

вовлечение в разработку и реализацию программ технической направленности представителей общественно-деловых объединений, в том числе промышленных предприятий, бизнеса и иных организаций, деятельность которых связана с технологическим развитием различных отраслей экономики;

использование современных цифровых технологий и больших данных при разработке, продвижении и реализации образовательных программ, обеспечении исследовательской деятельности в области техники и технологий.

 

Социально-гуманитарная направленность:

усиление практико-ориентированного характера программ, связи содержания с практиками (социальными, культурными, производственными), реальными проблемами глобального (геополитика, бедность, неравенство, экономические, культурные и религиозные конфликты, войны, терроризм и др.), регионального (демография, экономика, управление, образование, преступность, экология, межэтнические отношения и др.) и локального (проблемы конкретной территории, местного сообщества) развития; развитие навыков комплексного анализа проблем и разработки программ территориального развития;

приоритетное внимание к потенциалу направленности в формировании общероссийской гражданской идентичности, патриотизма, укрепления межнациональных отношений, в том числе через увеличение числа программ, направленных на изучение истории России, политологии;

разработка и распространение программ (модулей программ), направленных на развитие навыков межкультурной коммуникации, глобальной компетентности, культуры межнационального общения, лидерских навыков (в том числе, управления проектами, тайм-менеджмента), финансовой грамотности, предпринимательских навыков; медиа грамотности;

включение детей в практики создания новых культурных форм организации жизни, принятия управленческих решений относительно ключевых проблем современности средствами культуры (продюсерство, организация выставок, дизайн, реклама, PR и др.);

разработка и распространение программ (модулей программ), направленных на развитие социально-эмоционального интеллекта (способность к саморегулированию, ответственность, инициативность, осознанность, эмпатийность и др.);

включение детей в освоение практик развития Человека (включая различные его аспекты — эмоциональный, физический, волевой, духовный, интеллектуальный) и на основе комплексного использования знаний педагогики, психологии, антропологии, валеологии, современных антропотехник (арт-терапия, тренинги телесного совершенствования, интеллектуальные игры, образовательные путешествия и др.),

расширенное использование игровых форматов и технологий (ролевые игры, моделирование ситуаций, различного рода симуляторы и имитационные методы обучения, компьютерные сетевые стратегические игры), создание Интернет-симуляторов и тренажеров, имитирующих проблемные ситуации глобального и локального масштабов, позволяющих в игровой форме проигрывать социальные роли, строить взаимоотношения с окружающим миром, вырабатывать нормы поведения, осуществлять социальные пробы, разрабатывать прогнозы, форсайты, сценарии развития будущего;

расширение использования сетевых коммуникаций в реальной и виртуальной среде для решения организаторских задач и социальных проектов, в том числе формирующих навыки критического восприятия информации;

продвижение методов активизации субъектной позиции обучающегося – включение в образовательные программы в качестве помощника педагога, консультанта, наставника, для младших обучающихся и сверстников;

использование технологий неформального общения участников образовательных отношений (конструирование клубных пространств), организация Интернет-сообществ, объединенных едиными интересами и проблемами.

Художественная направленность:

создание новых мест и разработка программ на основе использования инновационного оборудования, музыкальных инструментов и художественных материалов артиндустрии для творчества: мультипликационная студия, электронная музыка, музыкальные инструменты, комплексные решения для театра, полимерные материалы для изобразительного искусства, гончарные круги, полимерная глина для декоративно-прикладного творчества и др.;

реализация задач этнокультурного воспитания и сохранения народного творчества, традиций, ремесел, культурного наследия регионов через содержание программ дополнительного образования детей и социокультурной деятельности детских творческих объединений;

развитие программ углубленного уровня и поддержка образцовых коллективов художественного творчества по всем видам искусств и жанров художественного творчества, включение в муниципальные реестры социально значимых программ дополнительного образования детей в целях сохранения финансирования из муниципального или государственного заданий, создание федерального реестра образцовых детских коллективов художественного творчества;

развитие и поддержка программ художественной направленности и новых форм художественного творчества с применением цифровых технологий (арт-дизайн, 3Д-моделирование, фото, кино, мультстудии, цифровые книги, цифровой театр, медиаобразование и др.);

выявление, поддержка и продвижение одаренных детей в разных видах искусств и жанрах творчества, создание условий для зачета творческих достижений и бесшовного перехода к освоению специальностей среднего профессионального и высшего образования в сфере культуры и искусства для победителей всероссийских конкурсов художественного творчества;

создание условий для социокультурной интеграции, адаптации, выявления и продвижения одаренных и талантливых детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, детей в трудной жизненной ситуации, через систему всероссийских социально значимых мероприятий в сфере художественного творчества.

Физкультурно-спортивная направленность:

развитие мотивации подрастающего поколения к ведению здорового образа жизни и регулярным занятиям физической культурой и спортом;

обновление нормативной правовой базы, включающей гармонизацию законодательства об образовании и законодательства о физической культуре и спорте Российской Федерации;

использование ресурсов и технологий различных видов спорта, удовлетворяющих современным запросам детей и молодёжи с учётом здоровьесберегающих технологий, в том числе для обучающихся с ОВЗ;

обеспечение условий для индивидуализации обучения, профессиональной ориентации, выявления и поддержки обучающихся, проявивших выдающиеся способности в области физической культуры; мотивации вовлечения обучающихся в массовый спорт;

обновление спортивного оборудования и инвентаря для оснащения спортивных залов и сооружений организаций дополнительного образования;

обеспечение условий для повышения кадрового потенциала, в части формирования новых компетенций и индивидуальных траекторий профессионального развития;

обеспечение межведомственного взаимодействия с использованием ресурсов научных, медицинских, культурных, физкультурно-спортивных организаций.

Реализации Концепции предполагает использование следующих перспективных подходов и механизмов:

межведомственное взаимодействие, интеграция ресурсов, в том числе через создание межведомственных советов, ассоциаций, консорциумов, кластеров;

вертикальная система методического сопровождения и непрерывного развития профессионального мастерства, включающая федеральные ресурсные центры, региональные модельные центры, муниципальные опорные центры;

программный подход, включает метод целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования развития региональной системы дополнительного образования детей, исходя из приоритетов обновления содержания дополнительных общеобразовательных программ, определяемых на основе документов стратегического планирования федерального уровня, уровня субъектов Российской Федерации и уровня муниципальных образований;

управление на основе данных (в том числе «открытых», «больших»
с использованием современных цифровых инструментов);

конвергентный подход в разработке дополнительных общеобразовательных программ, реализация междисциплинарных программ, включающих в себя элементы нескольких направленностей;

интеграция обучения и общественно-полезной деятельности, при котором освоение знаний и формирование навыков происходит в связи с решением актуальных проблем местного сообщества, что обеспечивает возможность практического применения полученных знаний, повышает мотивацию, поддерживает чувство принадлежности, укрепляет межпоколенческую солидарность;

персонифицированный подход – создание возможностей добровольного выбора детей (семей) в соответствии с их интересами, склонностями и ценностями, условий для выстраивания индивидуальных образовательных траекторий, в том числе персонифицированный учет дополнительного образования детей, позволяющий управлять доступностью дополнительного образования на основании оценки возможностей сертификатов дополнительного образования и их фактического использования.

VI. Ожидаемые результаты реализации Концепции

дополнительными общеобразовательными программами охвачено не менее 82 процентов детей в возрасте от 5 до 18 лет;

реализуются модели адресной работы и специальные программы с детьми с ОВЗ, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, детьми из семей мигрантов, детьми - представителями малочисленных народов;

созданы и оснащены современным оборудованием новые места для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей;

во всех субъектах Российской Федерации внедрена целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей;

в общеобразовательных программах обеспечена интеграция дополнительного образования с основными образовательными программами общего образования для достижения нового качества образовательных результатов обучающихся;

осуществлен переход на персонифицированный учет детей, занимающихся по дополнительным общеобразовательным программам, через системы региональных навигаторов по дополнительным общеобразовательным программам,

обновлены содержание, технологии реализации дополнительных общеобразовательных программ технической, естественнонаучной, художественной, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной, социально-гуманитарной направленностей, в том числе воспитательная составляющая;

создана и функционирует система поддержки ранней профориентации детей;

во всех субъектах Российской Федерации функционируют региональные центры выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, функционирующие с учетом опыта Образовательного Фонда «Талант и Успех»;

во всех субъектах Российской Федерации обновлена материально-техническая база и созданы условия для занятий физической культурой и спортом, в том числе в малых городах и сельской местности;

сформирована и функционирует система привлечения, мотивации и непрерывного профессионального развития педагогических и управленческих кадров дополнительного образования;

улучшена материально-техническая база организаций дополнительного образования, в том числе для организации дистанционного обучения;

созданы благоприятные условия для деятельности организаций негосударственного сектора, государственно-частного партнерства, инвестиций в сферу дополнительного образования.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: