Практические аспекты Гималайской традиции 10 глава




Йоги обнаружили несколько способов добровольного и безболезненного оставления тела. У приближающейся смерти существует много признаков и симптомов, и йоги точно знают, когда и как это случится. Этот момент они приветствуют с радостью и оставляют тело так же просто, как сбрасывают с себя старую одежду.

Существуют такие известные йогические методы остав­ления тела, как хима-самадхи (когда тело оставляют в глу­боком снегу), джала-самадхи (когда тело оставляют в воде), стхала-самадхи (когда тело оставляют, сев в совершенную позу сиддхасана и сознательно раскрыв родничок), медита­ция на солнечное сплетение и превращение тела в горстку пепла за несколько секунд, выход через брахма-рандхру или брахма-нади.

Если регулярно медитировать на свою мантру, можно обнаружить, что мантра—друг, который никогда не оставит тебя. Тот, кто постоянно медитирует, не одинок и не боится приближения смерти. Он взял себе в проводники мантру — она переведет его из этого мира в следующий, и этот переход наступит прежде смерти. Таким образом, медитирующий уже при этой жизни освобождается от страха и одиночества и легко переходит в следующую ипостась.

Ученик: Я родился и воспитывался в другой культуре, которой не знакома медитация или иная форма духовной практики. Мне также не хотелось бы принимать чужую веру. Это помешает мне продвигаться по духовному пути?

Свами Рама: Не имеет значения, где ты родился и к какой вере принадлежишь. Поддерживая тело здоровым и ум в равновесии, ты можешь заниматься тем, что для тебя важно. Нет необходимости изменять своей вере и приобщаться к другой. Оставайся там, где тебе хорошо. Не беспокой свою семью и общину.

Будь правдив в мыслях, словах и поступках. Любовь к истине поможет тебе понять, что для тебя более важно, какие проблемы являются насущными и как избавиться от лишнего беспокойства. Вскоре ты сам заметишь, что тебя меньше всего волнует ад или рай — ты просто хочешь быть счастливым и миролюбивым.

На ранних стадиях духовных поисков ты начинаешь работать с телом, поскольку оно является инструментом для достижения как мирского, так и духовного богатства. Ты должен выполнять упражнения, которые сделают тело здоро­вым, — неважно, христианин ты или индуист, мусульманин или иудаист, буддист или вообще атеист. Точно так же и дыха­тельные упражнения не противоречат никакой религии.

Тебе надо также познакомиться с системой управления чувствами, культивируя непривязанность к внешнему миру. Важно научиться расслабляться и отдыхать, чтобы тело пере­стало жаловаться на расстроенные чувства и нервы. Для этого вовсе не требуется рождаться в определенной религиозной или культурной среде.

Затем надо научиться концентрировать внимание. На этой стадии необходимо выбрать объект для концентрации. Ум должен быть максимально спокойным и свободным от багажа сектанских предрассудков. Улучшай концентрацию и постоянно сосредоточивай ум на выбранном объекте. Так ты сможешь сделать ум однонаправленным.

Ум привык перескакивать с одного объекта на другой. Такая тенденция ума блуждать истощает энергию, ослабляет и расстраивает тебя. С рассеянным умом никто не добьется успеха ни во внешнем мире, ни во внутреннем, духовном. Напротив, уравновешенный и сконцентрированный ум справится с самыми сложными проблемами. Ты можешь про­никнуть в тайну всех тайн. В конце концов, ты обнаружишь истину, которую разделяют все святые различных конфессий.

Если у тебя здоровое тело и однонаправленный ум, ты смо­жешь гораздо успешнее исповедовать христианство, иудаизм, индуизм, ислам или буддизм, чем ведущие нездоровый образ жизни верующие.

Согласно мудрецам Гималаев, лучшей духовной дис­циплиной является та, которая помогает мобилизовать все доступные средства для духовной практики. Именно поэтому они разработали целостную систему жизни, которую назвали раджа-йогой. Такие простые принципы, как ненасилие, правди­вость, не присвоение чужого, воздержание, нестяжательство, чистота, удовлетворенность, тапас (дисциплина тела, ума и чувств), изучение подлинных священных писаний и вера в наивысшую истину, лежат в основе целостной жизни. Нет в мире таких религиозных, этических, моральных или социаль­ных школ, которые бы не почитали эти десять принципов.

С помощью этой простой духовной практики (соблюде­ния десяти принципов, а также физических и дыхательных упражнений, расслабления, концентрации и медитации) ты преодолеешь все свои сомнения и скептицизм. Ты станешь лучше понимать свою веру, своих домашних, твои взаимоот­ношения с ними поднимутся на новый уровень. Ты станешь более терпимым к другим. Само по себе это уже большое достижение.

Впоследствии ум и сердце подскажут тебе, что делать дальше. Процесс постепенного преобразования и расширения потенциальных возможностей занимает много времени. В зави­симости от степени эмоциональной и интеллектуальной зрело­сти ты будешь выбирать для себя наиболее совершенный путь. В магазине может быть много привлекательных костюмов, но лучшим является тот, который подходит именно тебе. То же самое можно сказать о духовном пути и духовных методах. Все они ведут к одной и той же цели, но различными путями. Лучший путь — тот, который ты выбрал сам. Искусственно созданные человеком культурные и религиозные институты должны следовать за истиной, а не наоборот.

 

 

Глава 10

Практические аспекты Гималайской традиции

 

На первый взгляд может показаться, что учения мудрецов отличаются друг от друга, но на самом деле это объясняется многоликостью истины. На начальных и промежуточных стадиях духовного развития мудрецы получают различный опыт, но как только границы времени, пространства и при­чинности преодолеваются, все они достигают наивысшего самадхи, т. е. получают опыт единого, универсального, абсо­лютного Брахмана. Когда истина открывается искателю, он видит ее ослепительное сияние как снаружи, так и внутри себя. Для того, кто постиг это высшее знание, настоящая и будущая жизнь, проявленная и непроявленная природа реальности более не представляют собой тайны.

Но как передать этот опыт тем, чье сознание находится во власти внешних обстоятельств? Для этого мудрецы наво­дят мосты между универсальным и обыденным сознанием. В результате они вынуждены ограничить свой опыт и рас­крыть только ту его часть, которая будет понятна совре­менникам. Они используют символы, обороты речи и идиомы, принятые в языке в данном месте и в данное время. Следовательно, причину различий следует искать не в основе учений, а в способах передачи знаний. Если отбросить все эти внешние различия, то можно услышать общее требование всех святых и мудрецов: «Расширяйте свои духовные гори­зонты, используя знания на практике!»

Все мудрецы акцентируют важность начальной стадии нашего духовного путешествия и советуют прежде всего осмыслить, на каком этапе личной эволюции мы находимся, каковы наши потребности, каковы ресурсы и насколько мы свободны в своих поступках. Все они также солидарны в том, что единственный способ свести помехи к минимуму состоит в том, чтобы точно оценить текущую ситуацию, а затем неуклонно следовать выбранному пути.

Необходимо с самого начала шире посмотреть на свою жизнь. Подобно тому, как над поверхностью океана видна лишь малая часть айсберга, в океане космического бытия каждое мгновение мы видим лишь его микроскопический фрагмент. Как у малых детей, наша радость часто сменяется отчаянием. Порой нас привлекают яркие, но тривиальные вещи; распознав их сущность, мы чувствуем разочарование и горечь. Каждое удовольствие и страдание, успех и неудача, потеря и приобретение волнуют нас, отвлекая от главного смысла нашей жизни.

Мы живем в двух различных мирах, между которыми не можем перекинуть мост. Внешние обстоятельства отвлекают нас от сосредоточения на внутреннем мире. Погрузившись во внешние удовольствия, мы забываем о духовной цели, а когда вспоминаем о ней, начинаем ругать себя за беспечность. В глубине души мы чувствуем, что истинное счастье возможно только после освобождения из цикла рождений и смертей. Также интуитивно мы ощущаем, что неспособность преодолеть смерть — самое большое несчастье.

В священных писаниях представлены различные способы решения этой проблемы. В одних писаниях предлагается активно взаимодействовать с внешним миром. В других, напро­тив, даются советы, как отречься от него и мирских дел. Но, независимо от выбранного пути, существует несколько важных правил, с которыми искателю следует ознакомиться.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: