Вопрос 1. Процедуры при аудите импортных операций




Радикальная экономическая реформа, кардинальное изменение геополитического положения России после распада СССР существенно повысили роль внешнеэкономического фактора в развитии страны. Внешнеэкономическими стали для России хозяйственные и торговые связи не только с дальним, но и с ближним зарубежьем. Усиление внешнеэкономического фактора объективно было продиктовано рыночными преобразованиями, формирующими качественно новые основы для взаимодействия отечественной экономики с мировой, внутреннего рынка с внешним. Данные обстоятельства потребовали выработки новой внешнеэкономической политики России и механизмов ее реализации, одним из которых является либерализация импорта.

Либерализация импорта была необходима для создания конкурентной среды на сверхмонополизированном внутреннем рынке, а также для компенсации резкого спада производства в российской промышленности.

Анализ стоимостных и физических объемов российского импорта показал, что с началом экономических реформ в России данные показатели значительно сократились. Основной причиной уменьшения импорта в начале экономических преобразований была политика государства, направленная на сокращение расходов государства, включая расходы на централизованный импорт, а также на постепенную ликвидацию системы бюджетного дотирования импорта.

Кроме того, введение в 1993 г. налога на добавленную стоимость, акцизов на импортные товары и повышение в 1994 г. импортных пошлин на многие промышленные и продовольственные товары, а также высокий уровень процентных ставок по рублевым и валютным кредитам, постоянное снижение курса рубля по отношению к твердым валютам» девальвация национальной валюты в 1998 г. не стимулировали закупки товаров за рубежом.

Начиная с 2000 года наметилась тенденция к увеличению импортных поставок. По данным таможенной статистики, импорт России в январе-августе 2002 года составил 28,7 млрд. долларов и по сравнению с январем-августом 2001 года возрос на 8,2 %. Статистические данные свидетельствует о том, что импортные потребности России достаточно велики - от продуктов питания, товаров массового спроса, товаров длительного пользования до высокотехнологичного оборудования практически для всех отраслей народного хозяйства.

В ближайшие годы, даже несмотря на динамичное развитие экономики, Россия не сможет полностью достичь самообеспеченности в некоторых отраслях промышленности, поэтому импортные операции несомненно будут иметь место в структуре внешнеэкономической деятельности страны.

Экономические преобразования в области внешней торговли позволили предприятиям независимо от их принадлежности к государственному либо частному сектору, организационной формы, размеров имущества и сферы деятельности, самостоятельно выходить на внешний рынок, руководствуясь исключительно экономической целесообразностью проводимых внешнеторговых операций.

В условиях развития и становления внешней торговли весьма актуальное значение приобретает аудит. Интеграция в мировую экономику ставит предприятия перед необходимостью предоставления отчетности, заверяемой независимыми аудиторами. Сегодня аудит является необходимым условием, обеспечивающим эффективное развитие рыночных отношений, способствующих стабилизации и росту отечественной экономики.

Организация и методика аудиторской деятельности в России формируется на основе опыта, который сложился в мировой практике. В России принята концепция о построении трехуровневой системы нормативного регулирования аудита.

Верхнем уровнем системы нормативного регулирования является закон «Об аудиторской деятельности», который является документом прямого действия, определяющий роль и место аудита в системе экономических отношений.

Второй уровень системы нормативного регулирования представлен правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Основное назначение документов этого уровня состоит в установлении единых базовых требований, определяющих нормативы по качеству и надежности аудита и обеспечивающих определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при соблюдении этих требований..

Документы третьего уровня, регулирующие аудиторскую деятельность должны носить вспомогательный характер и основная их цель -помощь в технической реализации требований правил (стандартов), в разработке прогрессивных приемов и рациональных способов организации аудиторской деятельности. На сегодняшний день в системе нормативного регулирования документы третьего уровня не проработаны и являются внутрифирменными стандартами аудиторских фирм.

Необходимость изучения организации аудита импортных операций предприятий обусловлена с одной стороны отсутствием закрепленного на законодательном уровне регламента проведения аудита импортных операций, с другой, особенностью, с которой сталкивается аудитор при проведении проверки, заключающейся в одновременном соблюдении гражданского, валютного, таможенного, бухгалтерского и налогового законодательства, что вызывает определенные трудности в практической работе аудиторов и как следствие влияет на качество аудиторских проверок.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: