Образовательные технологии




Программа учебной дисциплины

Общая социология

 

 

Направление подготовки

040100 – Социология

 

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Форма обучения

Очная

 

Нижний Новгород

 


  1. Цели освоения учебной дисциплины:

Получить представление о социологии как о науке об обществе, ее месте среди общественных наук, ее предметной области и специфике подхода к изучению общества; основных социологических терминах и категория, теоретических направлениях в социологии; научиться применять полученные знания для анализа социальных процессов и явлений.

 

Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Данная учебная дисциплина входит в базовую часть Б.3 дисциплин профессионального цикла ФГОС по направлению подготовки ВПО 040100– «Социология».

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате обучения в средней общеобразовательной школе и в результате освоения дисциплин ООП подготовки бакалавра социологии «История», «Логика», «Философия».

Данная учебная дисциплина входит в совокупность дисциплин профессионального цикла, изучающих общество в разных аспектах; основных социологических понятий и категорий в набор дисциплин общепрофессионального цикла, ориентированных на изучение основных классических и современных теорий и школ. Данная дисциплина предваряет изучение циклов “Современный социологические теории», «Политическая социология», «Экономическая социология», «Социология культуры», «Социология поселения», «Социальная структура и стратификация», «Социология труда» и других отраслевых разделов социологии.

 

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

Основные закономерности протекания комплексных социальных процессов и механизмы функционирования основных социальных общностей;

Основные модели и методы исследования, описывающие социальные характеристики личности, социальное действие, социальное восприятие, социальную коммуникацию и взаимодействие на микро- и макроуровнях;

Уметь:

Производить, отбирать, обрабатывать и анализировать данные о социальных характеристиках личности, социальных общностях и социальных процессах;

Владеть:

Способностью использования фундаментальных социологических знаний на практике;

Навыками получения профессиональной информации из различных источников, включая Интернет и зарубежную литературу.

 

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки ВПО 040100– «Социология»:

а) общекультурные (ОК):

- способностью использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9)

- способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10)

б) профессиональными(ПК)

- способностью применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам по основам социологической теории (ПК-1, часть);

- способностью и готовностью использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности (ПК-4);

- умением обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций (ПК-8);

 

4. Структура и содержание учебной дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 10 зачетных единиц, 360 часов, из них 96 лекционных, 96 практических аудиторных занятий, 164 часа самостоятельной работы студентов.

 

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
  Предмет социологии   1-4 Л:8 СР: 10 ПЗ:8 К еженед. Тест, участие в практ. занятии – 1, 2, 3 Эссе – 4
  Социология личности   5-17 Л:24 СР:44 ПЗ:24 К: еженед. Тест / Участие в практ. занятии – 5-15 Эссе 16 Экзамен - 17
  Теории социального взаимодействия   1-17 Л:32 СР:54 ПЗ:32 К: еженед. Тест / Участие в практ. занятии – 1-15 Эссе 16 Зачет - 17  
  Пространство и время в социологии   1-4 Л:8 СР:10 ПЗ:8 К: еженед. Тест, участие в практ. занятии – 1, 2, 3 Эссе – 4
  Процессы социальных изменений   5-17 Л:24 СР:46     ПЗ:24 К: еженед. Тест / Участие в практ. занятии – 5-15 Эссе 16 Экзамен - 17

Образовательные технологии

Рекомендуемые образовательные технологии: лекции (Л), практические занятия (ПЗ), самостоятельная работа студентов (СР).

При проведении занятий рекомендуется использование активных и интерактивных форм занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, проектных методик, мозгового штурма, разбора конкретных ситуаций, коммуникативного тренинга, групповых дискуссий, иных форм) в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 30 % аудиторных занятий.

 

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Оценочные средства составляются преподавателем самостоятельно при ежегодном обновлении банка средств. Количество вариантов зависит от числа обучающихся.

Эссе – письменная работа, выполняемая студентами в ходе самостоятельной работы с использованием научных и источников, и представляемая на практических занятиях, объем до 5000 тысяч знаков.

По разделу 1.

Тест:

1. Микро- и макросоциология различаются а) масштабом рассматриваемых проблем б) уровнем рассмотрения явлений в) методами

2. Социальный факт это а) факт, выявленный социологическими методами, б) единичное событие, произошедшее в социальной группе, в) единичное общественно значимое событие или совокупность однородных событий.

3. Социология и социальная философия различаются а) предметом и объектом б) методами в) объектом изучения

Темы эссе:

- Может ли социология выполнять идеологические функции?

- Можем ли мы изучать общество так же (теми же методами и по тем же принципам) как природу?

- Эмпирические и социальные факты – соотношение понятий

 

Вопросы для обсуждения на практических занятиях:

1. Место социологии в системе социальных наук.

2. Предмет социологии. Смена парадигм в социологии.

3. Структура социологического знания. Социальный факт.

4. Функции социологии. Задачи социологии в современном Российском обществе.

 

 

По разделу 2.

Тест:

  1. Авторитарная личность это: а) сильная харизматическая личность, б) потенциальный лидер, в) консервативный тип личности, склонный к националистским реакциям
  2. Вторичная социализация является основной функцией института а) семьи б) образования в) здравоохранения г) универсальной функцией всех социальных институтов
  3. Оперативная мера социального контроля, реакция общества на поступки человека это а) санкция б) лидерство в) норма г) власть
  4. Какое понятие шире – социализация или воспитание? а) социализация - более широкое понятие б) воспитание – более широкое понятие в). эти понятия пересекаются частично
  5. Устойчивая модель поведения, связанная с положением человека в обществе называется: а) социальный статус б) страта в) социальная роль
  6. В теории социализации Дж.Г. Мида внимание сосредоточено на а) развитии морали б) усвоении ролей в) психологических кризисах г) развитии познавательных способностей
  7. Первичная социализация является функцией института а) семьи б)образования в)здравоохранения г)универсальной функцией всех социальных институтов
  8. Межличностный статус это а) положение человека в социальной структуре б) положение человека, определяемое личностными свойствами в) положение человека в малой группе
  9. Интериоризация – это а) адаптация к новым условиям б) процесс вхождения в социальную группу в) процесс, в результате которого внешние нормы становятся внутренним

 

 

Вопросы для обсуждения на практических занятиях:

  1. Специфика рассмотрения личности в социологии.
  2. Структура личности.
  3. Типологии личности в работах Г. Зиммеля, Э. Фромма, Т. Адорно, Д. Рисмена.
  4. Категория «тип личности» в современной социологии.
  5. Разработка понятия «авторитарная личность» социологами франкфуртской школы.
  6. Тип личности и проблема «национального характера».
  7. Ролевая теория личности.
  8. Человек в ценностно-нормативной среде.
  9. Процесс формирования личности: теории, механизмы, факторы.
  10. Социализация личности, ее этапы. Теории социализации.
  11. Социальная идентификация, определение, значение.
  12. Диспозиционная концепция регуляции социального поведения личности.
  13. Внутриличностный конфликт.
  14. Биосоциальная природа личности.
  15. Возможности социобиологии в изучении личности.
  16. Автономия и активность личности.
  17. Проблема отчуждения личности в социологии К. Маркса.
  18. Проблема отчуждения в теории ролей.
  19. Свобода как категория социальных наук.
  20. Свобода и ответственность.
  21. Самореализация личности, её проблемы.

Темы эссе:

- В чем преимущества конформного поведения, а в чем – автономии от социальных норм?

- Что может дать для социологического изучения личности анализ биологических свойств человека?

- На человеческое поведение влияют социальные нормы. Нормы стандартны, а поведение уникально. Почему?

- В каком смысле можно утверждать, что социализация завершается в определенном возрасте, а в каком – что социализация продолжается всю жизнь?

- Различается ли процесс социализации в традиционном (аграрном) обществе и в современном?

- Как можно использовать категорию «тип личности» в эмпирических исследованиях?

- Какое поведение предпочтительнее для общества – конформное, или автономное? При каких условиях?

- Какими особенностями отличается процесс социализации в разном возрасте?

 

 

Перечень вопросов для экзамена:

1. Задачи социологии в современном российском обществе.

2. История развития предмета социологии.

3. Методология, методика и техника в социологическом исследовании.

4. Особенности становления социологии как науки в России /20-е – 80-е годы/.

5. Предмет социологии, соотношение объекта и предмета.

6. Социальный факт как основа социологического знания.

7. Социология как наука. Место социологии в системе социальных наук.

8. Структура социологического знания.

9. Функции социологии.

10. Этика социолога.

11. Личность как социологическая категория

12. Типологии личностей в социологии.

13. Значение работы Э. Фромма «Бегство от свободы» для социологии личности

14. Категория «тип личности» в социологии Э. Фромма и Г. Зиммеля.

15. Национальный характер: теоретические основы изучения, эмпирические исследования

16. Ролевая теория как теория личности личности.

17. Возможности использования теории ролей в анализе основных социологических проблем.

18. Биологические объяснения в социологии личности: К. Лоренц об инстинкте агрессии.

19. Биологические объяснения в социологии личности: социобиология. Э. Уилсон о генно-культурной коэволюции.

20. Теория личности З. Фрейда.

21. Теоретические подходы к изучению структуры личности.

22. Социализация как процесс формирования личности.

23. Этапы социализации. Основные подходы к построению периодизации процесса социализации.

24. Основные факторы и механизмы социализации.

25. Категория «отчуждение» в социологии культуры и социологии личности.

26. Автономия и активность личности

27. Конформизм

28. Идентификация и идентичность

По разделу 3.

Тест

  1. Б. Скиннер считал, что свобода это: а) познанная необходимость, б) обратная сторона ответственности, в) Иллюзия, возникающая при отсутствии отрицательных стимулов, г) проявление активности человека
  2. Социометрия Дж. Морено это: а) метод изучения структуры малой группы, б) метод преодоления затруднений в общении, в) Специфическая теория социальной структуры
  3. Отличие теории обмена в версии К.Хоманса и П. Блау состоит в том, что а) Блау изучал только межличностное взаимодействие, а Хоманс – и взаимодействие на макроуровне, б) Хоманс изучал только межличностное взаимодействие, а Блау – и взаимодействие на макроуровне, в) Блау использовал качественные методы исследования, Хоманс – преимущественно количественные, г) Хоманс использовал качественные методы исследования, Блау – преимущественно количественные
  4. Важнейшим типом жеста Дж.Г.Мид считал а) голосовой б) кинетический в) невербальный г) письменный
  5. Р. Мертон считал, что базовые общественные потребности а) в каждом типе общества свои, и их можно выявить только эмпирически, б) универсальны для всех типов общества, хотя и реализуются в специфических формах, в) Существуют, но выявить невозможно, г) отсутствуют
  6. Этнометодология отличается от других направлений феноменологии главным образом а) уровнем анализа (макро-, микро-, мезо), б) специфическим пониманием предмета социологии, в) Особым методологическим подходом
  7. Т. Парсонс считал, что базовые общественные потребности а) в каждом типе общества свои, и их можно выявить только эмпирически, б) универсальны для всех типов общества, хотя и реализуются в специфических формах, в) Существуют, но выявить невозможно, г) отсутствуют
  8. К свойствам системы не относится а) иерархические связи между элементами, б) гетерогенность, в) упорядоченность, г) постоянство состава, д) дифференциация
  9. Для какой теории характерны следующие термины (соедините линиями):

Бихевиоризм коммуникация

 

Теория обмена управление впечатлениями

 

Символический интеракционизм интерсубьективность

 

Драматургический подход (Гофман) субъективная полезность

 

Функционализм оперантное поведение

 

Феноменология статус

 

Вопросы для обсуждения на практических занятиях:

  1. Основные элементы ситуации взаимодействия.
  2. Социальное действие и социальное взаимодействие.
  3. Бихевиоризм в социологии.
  4. Необихевиоризм.
  5. Радикальный бихевиоризм. Б. Скиннер о «технологии поведения» и «внутреннем человеке».
  6. Теория обмена, истоки, сущность трактовки социального взаимодействия.
  7. Возможности бихевиоризма и теории обмена в анализе социального взаимодействия. Общее и особенное.
  8. Основные категории анализа социального взаимодействия в рамках символического интеракционизма
  9. Значение теорий личности Ч. Кули, У. Томаса и Дж. Г. Мида для анализа социального взаимодействия
  10. Символический интеракционизм как метод исследования
  11. Драматургические аналогии в анализе социального взаимодействия: Дж. Морено, И. Гоффман.
  12. Основные категории анализа социального взаимодействия в рамках структурного функционализма
  13. Структурный функционализм, его представление об обществе и личности в обществе.
  14. Возможности анализа социального взаимодействия в рамках структурного функционализма
  15. Основные понятия системного анализа в социологии.
  16. Теоретические предпосылки системного анализа в социологии.
  17. Принципы системного анализа и их социологические аспекты.
  18. Системный подход как методология анализа общества, группы, личности.
  19. Анализ социального взаимодействия в понимающей социологии.
  20. Основные категории анализа социального взаимодействия в социологии А. Щюца, П. Бергера, Т. Лукмана.
  21. Этнометодология: особенности методологии и трактовки социального взаимодействия.
  22. Возможности понимающей социологии в эмпирическом исследовании социального взаимодействия.

 

Эссе. По результатам изучения раздела студенты должны написать эссе, в котором обосновывается выбор теории социального взаимодействия, позволяющей выявить определенные аспекты любой социальной проблемы (по выбору студента).

Перечень вопросов для зачета:

1. Бихевиоризм в социологии.

2. Необихевиоризм

3. Радикальный бихевиоризм Б. Скиннера

4. Теория обмена.

5. Истоки символического интеракционизма. Чикагская школа.

6. Символический интеракционизм.

7. Драматургический подход И.Гоффмана.

8. Социологическая теория Дж.Морено.

9. Концепция социального взаимодействия Т. Парсонса.

10. Структурный функционализм Р.Мертона

11. Теория ролей и её значение в понимании социального взаимодействия..

12. Системный подход в социальных науках.

13. Феноменология.

14. Этнометодолгия.

По Разделу 4

Тест

1. Объекты, близкие в социальном пространстве а) близки и в физическом пространстве б) в физическом пространстве далеки друг от друга в) тяготеют к близости в физическом пространстве

2. Циклическая модель времени характерна для а) аграрного общества б) индустриального общества в) постиндустриального общества

3. В модели города Р. Парка рядом с центральной зоной располагается а) район престижного жилья б)переходная зона в) район дешевого жилья

4. Термин «социальное исключение» НЕ связан с изучением а) социального неравенства б) социального пространства в) личности г) социального взаимодействия

5. Тенденцию близости в физическом пространстве объектов, близких в социальном пространстве, П.Бурдье называет а) эффектом гетто б) эффектом клуба в) эффектом Бурдье

6. Линейная модель времени характерна для а) аграрного общества б) индустриального общества в) первобытного общества

7. В модели города Р. Парка рядом на периферии городской территории располагается а) район престижного жилья б)переходная зона в) район дешевого жилья

8. Перемещение социального объекта в пределах одного социального слоя называется а) внутрипоколенная мобильность б) горизонтальная мобильность в) вертикальная мобильность

Вопросы для обсуждения на практических занятиях:

- Социальное пространство как поле социальных изменений.

- Характеристики социального пространства.

- Социальная дистанция как мера расстояния в социальном пространстве.

- Социальное исключение как утрата или нарушение социальных связей.

- Перспективы социального включения.

- Социальные процессы в физическом пространстве – традиции и перспективы изучения.

- Социальное время как измерение социальной жизни.

- Модели восприятия времени.

- Функции социального времени. Способы измерения социального времени.

- Социология времени и её традиции.

- Социальный возраст.

 

Эссе. По результатам изучения раздела студенты должны написать эссе, в котором описываются возможные аспекты анализа какой-либо социальной проблемы или явления, которые можно было бы выявить с привлечением категорий социального пространства и времени.

 

По Разделу 5

Тест

9. В постиндустриальном обществе большая часть населения занята а) в высокотехнологичной промышленности и в сфере услуг б) в перерабатывающей промышленности в) в сельском хозяйстве г) в сфере разработки высоких технологий

10. Какой тип семьи преобладает в индустриальном обществе? а) расширенная семья б) малодетная семья в) многодетная семья г) нуклеарная семья д) временный незарегистрированный брак

11. Расхождение в темпах развития материальной и духовной культуры называется а)шок аккультурации б)футуршок в)культурных лаг г)аномия

12. Глокализация это а) процесс, противоположный глобализации, б) социальное движение протеста против глобализации в) соединение тенденций унификации и локализации в глобализации культуры

13. Для какого типа общества типична безработица а) для индустриального б) для аграрного в) для всех типов

14. В каком типе общества процент городского населения максимален? а) в аграрном б) в индустриальном в) в постиндустриальном

15. Экспрессивые социальные движения направлены на а) постепенные изменения б) радикальные изменения в) изменение ценностей г) насильственные изменения

16. Согласно теории технократии Веблена наиболее эффективно управлять промышленностью могут а) инженеры б) собственники в) рабочие

17. Чем трансформация отличается от трансмутации? а) скоростью социальных изменений б) глубиной социальных изменений в) количеством участников

18. Основной тип капитала в постиндустриальном обществе, по мнению Э.Тоффлера а) земля б) деньги в) сила г) информация

19. Элементами мировой экономической системы в теории Валлерстайна являются а) станы центра, периферии и полупериферии, б) капиталисты и пролетариат, в) транснациональные корпорации

20. Различия между элементами мировой экономической системы в теории Валлерстайна определяются а) количеством ресурсов б) долей городского населения в) типом экономики г) отношениями зависимости

21. В теории техноструктуры Гэлбрейта речь идет а) об особой роли инженеров а) о тоталитаризме в) об особой роли корпораций г) о технократии

 

Вопросы для обсуждения на практических занятиях:

- Социальные процессы. Типология социальных процессов.

- Механизмы воздействия на социальный процесс.

- Концепции социальных изменений.

- Идея прогресса и её критика.

- Теории модернизации и постмодернизации.

- Глобализация как тенденция изменений.

- Риски как проявление неопределённости.

- Общественные движения, их роль в изменениях.

- Проблема гражданского общества и социальной активности в России. Социальные процессы, их виды и модели.

- Идея социального изменения в трудах классиков социологии.

- П.А. Сорокин о социальных изменениях.

- Марксистская концепция социальных изменений.

- Трактовка социальных изменений Э. Гидденсом.

- Идеи социального изменения в работах П. Штомпки.

- Теории социальных изменений в работе Р. Будона.

- Роль общественных движений в изменениях. Общественные движения в России.

- Роль выдающихся личностей в изменениях.

- Конфликт как один из механизмов социальных изменений

- Тенденции социальных изменений в России.

Эссе. По результатам изучения раздела студенты должны написать эссе, в котором процессы социальных изменений в современной России соотносятся с моделями изучения социальных процессов. При написании эссе рекомендуется использовать данные социологических исследований, опубликованные на сайтах https://www.fom.ru, https://www.vciom.ru, https://www.isras.ru

 

Перечень вопросов для экзамена:

 

  1. Категории пространство и время в социологии
  2. Социальное пространство как не-физическое. Различия социального и физического пространства.
  3. Социальная дистанция
  4. Социальное исключение
  5. Социальное пространство как освоенное физическое. Искусственная среда
  6. Социальные аспекты физического пространства
  7. Время как социологическая категория. Модели восприятия времени. Социологические направления в изучении времени
  8. Модели изучения социальных процессов. Формы и результаты социальных процессов
  9. Модели изучения социальных процессов. Движущие силы и степень осознанности социальных процессов
  10. Теории социальных изменений. Эволюционизм и неоэволюционизм
  11. Теории социальных изменений. Проблема статики и динамики в основных социологических концепциях
  12. Циклические теории социальных изменений.
  13. Теории социальных изменений. Теории революций (К.Маркс, П.А. Сорокин)
  14. Классификация теорий социальных изменений Р.Будона
  15. Основные факторы социальных изменений
  16. Основные механизмы социальных изменений
  17. Движущие силы социальных изменений
  18. Теории социальных движений
  19. Социальные движения и проблема лидерства
  20. Типы коллективного поведения, их связь с социальными движениями
  21. Теория социальных изменений П.Штомпки
  22. Основные характеристики модернизации
  23. Негативные тенденции модернизации
  24. Технологический детерминизм в теориях модернизации
  25. Основные характеристики постмодерна
  26. Теория третьей волны Э. Тоффлера
  27. Футуршок и культурный лаг – соотношение понятий
  28. Теория социальных изменений У. Бека. Риски в современном обществе
  29. Глобализация как направление социальных изменений
  30. Глобализация в политической и экономической сфере
  31. Глобализация культуры. Глокализация
  32. Теория конфликта. Основные положения
  33. Теория конфликта Л. Козера.
  34. Теория конфликта Р. Дарендорфа
  35. Этапы развития и формы завершения конфликта
  36. Значение категории «отчуждение» с теории социальных изменений
  37. Социальные изменения в современной России
  38. Догоняющая и запаздывающая модернизация. Культурная специфика модернизации

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: