Направления реализации концепции




Общие положения

В соответствии со «Стратегией социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года» в рамках концепции «Умного города» необходимо заложить основу для трансформации городской среды Севастополя в среду с широким применением информационных технологий для взаимоувязки всех инфраструктурных городских систем (связь, дороги, транспорт, энергетика, водоснабжение) и оперативного управления ими со своевременной адаптацией под меняющиеся потребности населения и бизнеса.

Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на реализацию приоритетного проекта Севастополя «Умный город», как одного из необходимых условий для развития цифровой экономики, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально- экономической деятельности, повышения конкурентоспособности продукции и услуг, качества жизни граждан, обеспечения экономического роста.

Настоящей Концепцией определяются цели, задачи, принципы и основные направления, механизм реализации и ожидаемые результаты реализации приоритетного проекта Севастополя «Умный город».

Под приоритетным проектом Севастополя «Умный город» понимается реализация мероприятий, направленных на создание и внедрение комплекса аппаратных средств и информационных систем, объединенных единым центром стратегического управления городом.

В сферу внимания данной концепции включаются следующие активы города: информационные системы, образовательные учреждения, учреждения здравоохранения, библиотеки, транспорт, системы энергоснабжения, системы отопления, системы водоснабжения и управления отходами, системы обеспечения общественной безопасности, туристические ресурсы и другие общественные службы.

 

Термины и определения:

 

Интернет вещей (IoT) – концепция информационной сети физических предметов, оснащенных внутренними технологиями для связи друг с другом или внешней средой.

Горожанин – главный участник процесса, житель города.

Blockchain – выстроенная по определенным правилам непрерывная последовательная цепочка блоков, содержащих информацию.

BI-система – система перевода большого объема необработанной информации в удобную форму для анализа и поддержки принятия стратегических управленческих решений.

BigData-система – инструмент обработки структурированных и неструктурированных данных больших объёмов и значительного многообразия для формирования воспринимаемых человеком результатов.

Элемент городской инфраструктуры – любой автономный неделимый либо составной объект городской инфраструктуры, как то: умный светофор, умная остановка, умный столб, умный мусорный контейнер и т.д.

Проектный офис – система управления проектами.

HelpDesk система – система технической поддержки.

АС - автоматизированная система;

ЕГКС - единая городская карта севастопольца;

ФИАС – федеральная информационная адресная система.

интеграционная платформа – единая информационная шина передачи данных.

ИКТ – информационные и коммуникационные технологии.

 

Цели, задачи и принципы

Целью приоритетного проекта Севастополя «Умный город» является улучшение качества жизни горожан за счет обеспечения повышения эффективности работы городских систем, объединения их в целостную экосистему с применением передовых информационных технологий.

 

Задачи:

- формирование интегрированной вычислительной и сетевой среды, совместно используемой органами государственной власти, коммунальными, оперативными службами;

- построение городских информационных систем на основе сервисной архитектуры, стандартизация и обеспечение совместимости используемых в городе информационно-коммуникационных систем.

- обеспечение информационного обмена между органами государственной власти, коммунальными, оперативными службами через единое информационное пространство с учетом разграничения прав доступа к информации разного характера;

- создание дополнительных инструментов на базе интеграционной платформы для оптимизации работы существующих городских систем.

Принципы:

-открытость - единая экосистема «Умного города» должна функционировать на основе открытых протоколов и стандартов, которые специфицируют интерфейсы, службы и поддерживающие их форматы и обеспечивать возможность включения в единый контур информационного обмена как новые, так и уже существующие информационные системы.

- самоорганизация - без целенаправленного воздействия извне единая экосистема «Умного города» должна иметь возможность создавать новые межведомственные связи и пространственную, временную, информационную структуру;

- нелинейность - построение единой экосистемы «Умного города» с учетом многовариантного пути ее развития;

- расширяемость/масштабируемость - обеспечение возможности добавления новых функций или изменения некоторых, уже имеющихся, при неизменных остальных функциональных частях экосистемы «Умного города»;

- устойчивое развитие – реализация положений концепции подразумевает использование технологий, обеспечивающих уменьшение негативного воздействия на окружающую среду в результате жизнедеятельности человека.

Целевая архитектура

Если рассматривать систему как совокупность элементов, то в упрощенном виде мы будем иметь следующую картину:

- каждый элемент отвечает за свою определенную функцию. В рамках своей функции элемент может запрашивать определенную информацию у других элементов или информационных систем; управлять своей внутренней программой, внешними воздействиями от других элементов и/или информационных систем, управляющими воздействиями из центра управления. Также каждый элемент должен отвечать на запросы от других элементов и информационных систем и регулярно передавать всю необходимую информацию в центр управления. Высокий уровень защиты информации.

- группа однотипных элементов может действовать и как отдельные элементы и как один элемент.

- все информационные потоки идут по интеграционной платформе, которая обладает следующими возможностями: способна принимать информационные запросы от любых элементов городской инфраструктуры, информационных систем, центра управления; способна доставлять сообщение до адресата, доставка один-к-одному, один-ко-многим, многие-ко-многим, работа в синхронном/асинхронном режимах, гарантированная доставка, полное логирование всех событий с отсутствием возможности вносить изменения в историю извне (blockchain технология), высокий уровень защиты информации.

- информационный пакет интеграционной платформы обладает набором характеристик, которые однозначно его идентифицируют, и на основе которых интеграционная платформа принимает решение о доставке его по адресу, будь то элемент, группа элементов, информационная система, центр управления либо любая комбинация указанных получателей.

- информационные пакеты интеграционной платформы могут быть: запросами, которые в свою очередь делятся на синхронные и асинхронные, управляющими воздействиями, информационными сообщениями.

- информационный пакет имеет следующую структуру: заголовок и тело. В заголовке есть вся необходимая информация для интеграционной платформы для доставки пакета по назначению и для идентификации отправителя получателями сообщения. В теле пакета содержится сама информация, которая может быть представлена любой формой и форматом информационного сообщения. Ограничения по объему информационного сообщения будут установлены на этапе практических испытаний.

Верхнеуровневые BI и/или BigData-системы – центр управления

Центр управления позволяет регулярно собирать, анализировать и предлагать эффективные решения на основе информации, поступающей изо всех источников оперативной информации: элементы инфраструктуры города, информационные системы, операторы центра управления. Центр управления способен объединять элементы в группы и ставить общие задачи различным группам элементов. Вся аналитика работы всех служб поддержки жизнедеятельности города аккумулируется в центре управления. Для приема и передачи информационных пакетов служит интеграционная платформа. Самый высокий уровень защиты информации.

Отраслевые информационные системы

Каждая отраслевая информационная система служит конкретным целям одной или нескольких отраслей поддержки жизнедеятельности города. Отраслевые информационные системы регулярно предоставляют актуальную информацию в центр управления. Также эти системы могут использовать информацию, хранящуюся в системах среднего уровня. Отраслевые информационные системы могут обмениваться информационными пакетами друг с другом. Также они могут запрашивать информацию у элементов или групп элементов. Для приема и передачи информационных пакетов служит интеграционная платформа. Высокий уровень защиты информации.

 

Системы среднего уровня – взаимосвязанности

Системами среднего уровня являются все системы, которые обрабатывают данные безотносительно отраслевым направлениям. Доступ к системам среднего уровня, как правило, имеют все сотрудники учреждений и организаций, занимающиеся обслуживанием инфраструктуры и систем поддержки жизнедеятельности города. К таким системам можно отнести: систему электронного документооборота, проектный офис, helpdesk систему, электронную почту, общие реестры и справочники. Системы среднего уровня регулярно предоставляют актуальную информацию в центр управления. Также эти системы служат для отраслевых систем единым местом хранения справочной информации. Примером такой информации может служить информация, хранящаяся в ФИАС. Для приема и передачи информационных пакетов служит интеграционная платформа. Высокий уровень защиты информации.

 

Каждый элемент выполняет свои задачи и функции. Каждый элемент является членом Интернета вещей (IoT). Элементы могут быть подобными и/или иметь общие/сходные задачи/функции. По общим признакам элементы могут входить в группы. Элементы могут обмениваться информационными пакетами друг с другом, с отраслевыми информационными системами. Элементы регулярно предоставляют информацию в центр управления. Элементы могут управляться своей собственной программой управления и/или внешними информационными системами. Все элементы могут управляться из центра. Для приема и передачи информационных пакетов служит интеграционная платформа. Высокий уровень защиты информации.

 

Направления реализации концепции

Выделено шесть основных направлений реализации приоритетного проекта города Севастополя «Умный город»: Безопасность, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование, туризм. Культура

 

Безопасность

Реализация направления «Безопасность» в рамках концепции «Умный город» основывается на Распоряжении Правительства РФ от 03.12.2014 № 2446-р «Об утверждении Концепции построения и развития АПК «Безопасный город». Построение АПК «Безопасный город» направлено на реализацию единого системного подхода к обеспечению общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания и предполагает:

Создание программно-аппаратного комплекса «Единый центр оперативного реагирования», на базе которого создается инновационная комплексная информационная система, обеспечивающая прогнозирование, мониторинг, предупреждение и ликвидацию возможных угроз, а также оперативное реагирование и контроль устранения последствий чрезвычайных ситуаций и происшествий в существующих системах обеспечения общественной безопасности г. Севастополя;

Создание городской интеллектуальной системы видеонаблюдения, позволяющей автоматически фиксировать подозрительное поведение наблюдаемых объектов и нарушения действующих правил и процедур безопасности;

Внедрение системы мониторинга и прогнозирования с использованием результатов космической деятельности, которая позволит обеспечить непрерывный мониторинг ключевых показателей окружающей среды, включая гидрометеорологическую информацию, данные об уровне загрязнения и составе воздуха, почвы, осуществить радиационный экологический контроль, мониторинг предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосфере, почве, воде;

Развитие системы оповещения с использованием средств информирования и связи, в том числе: громкоговорителей, информационных табло, смс-рассылок, мобильных приложений, электронной почты, радио и телевидения, интернет-портала и иных средств информирования.

Транспорт

Транспорт «Умного города» основывается на интеллектуальной транспортной системе, которая предназначена для эффективного управления транспортными потоками, увеличения пропускной способности улично-дорожной сети, предотвращения автомобильных заторов, уменьшения задержек в движении транспорта, повышения безопасности дорожного движения, информирования участников движения о складывающейся дорожно-транспортной ситуации и вариантах оптимального маршрута движения, обеспечения бесперебойного движения наземного городского пассажирского транспорта.

В рамках концепции «Умный город» планируется реализовать следующие составляющие интеллектуальной транспортной системы:

Систему мониторинга и моделирования параметров транспортных потоков, которая позволит раскрыть потенциал существующей улично-дорожной сети, повысить ее пропускную способность за счет внедрения автоматизированных систем мониторинга и управления дорожным движением, с установкой контроллеров, интеллектуальных светофоров и удаленных датчиков движения, которые в режиме реального времени оценивают загруженность перекрестков и передают эту информацию на центральный сервер управления.

Систему управления и диспетчеризации городского транспорта, которая обеспечит автоматизацию процессов формирования и актуализации расписаний, диспетчерского управления пассажирским транспортом, принятие оперативных мер для регулирования дорожно-транспортной обстановки и обеспечения приоритетного движения городского транспорта, а также информационное сопровождение прохождения объектов контроля, которым присвоен высший аварийный приоритет, оперативное реагирование на ситуацию с закрытием рейда.

Систему информирования в транспорте и на остановочных пунктах, предназначенную для предоставления жителям города и его гостям возможности получать доступную полноценную справочно-навигационную информацию о расписании движения общественного транспорта, туристических и социальных объектах.

Внедрение единой городской карты Севастополя обеспечит технологическую возможность оплаты проезда в городском общественном транспорте, городских платных парковок и прочих услуг с использованием бесконтактных платежей. Кроме того, реализация данного проекта позволит осуществлять учет проданных билетов и совершенных поездок на всех видах городского общественного транспорта.

Здравоохранение

Реализация проекта «Умный город» в отрасли здравоохранения направлена на повышение качества оказания медицинской помощи, повышение доступности качественных медицинских услуг и медицинских товаров за счет внедрения передовых технологий диагностики и лечения в практику медицинских организаций.

Процесс информатизации здравоохранения города Севастополя осуществляется в составе регионального сегмента Единой государственной информационной системы здравоохранения Российской Федерации (далее - РС ЕГИСЗ).

Для достижения поставленной цели в рамках концепции «Умный город» необходимо решить следующие задачи:

создание интеграционной шины – главного программно-аппаратного модуля РС ЕГИСЗ, основное назначение которого заключается в обеспечении информационного взаимодействия между отдельными программными комплексами в составе РС ЕГИСЗ;

обеспечение единой идентификации граждан в РС ЕГИСЗ за счет внедрения ЕГКС. При необходимости, карта может использоваться для идентификации граждан в системе обязательного медицинского страхования, в качестве электронной подписи при получении лекарств в аптеке, для подписи информированных согласий на оказание медицинских услуг;

информатизация службы скорой медицинской помощи и медицины катастроф - предполагает внедрение системы поддержки принятия решений на всех этапах обслуживания вызова, многоэтапной многоуровневой экспертизы качества оказания скорой помощи, обеспечение интеграции информационных потоков со службой 112, региональным медицинским контакт-центром, региональной медицинской информационной системой, территориальным фондом обязательного медицинского страхования, обеспечить учет движения ресурсов, обеспечить точное геопозиционирование оперативных бригад и вызовов;

внедрение АС «Комфортная среда» позволит осуществлять распределенное управление микроэкологий в помещениях медицинских организаций, предназначенных для приема пациентов, включая предупреждение нарушений микроклимата, бактериально-вирусной зараженности, скученности размещения пациентов за счет эффективной маршрутизации и, в конечном счете, – снизить риски пациентов при контакте с госпитальной средой;

создание единого общегородского контакт-центра для записи пациентов на прием к врачу, приема обращений граждан и дистанционного контроля качества оказания медицинской помощи в медицинских организациях – позволит обеспечить доступность приема обращений граждан, повысит качество предоставления государственной услуги «Запись на прием к врачу», повысит эффективность маршрутизации пациентов при обращении за медицинской помощью в случаях несоответствия адреса постоянного проживания и адреса прикрепления к медицинской организации;

создание АС «Центр дистанционного контроля состояния здоровья населения» предусматривает создание территориальной системы раннего выявления жизнеугрожающих заболеваний и состояний, прежде всего кардиологического и онкологического профилей, а также сахарного диабета и болезней органов дыхания с участием высококлассных специалистов-экспертов, непрерывного наблюдения за состоянием здоровья пациентов в домашних условиях, прямое взаимодействие со службами экстренного реагирования и скорой медицинской помощи, обеспечение населения мобильными сенсорами биологических параметров – артериального давления, электрокардиографии, глюкозы крови, насыщения крови кислородом, сывороточного холестерина;

внедрение АС «Кнопка жизни» - инцидент-ориентированного проекта, который предполагает оснащение населения медицинскими сигнализаторами программного типа, обеспечивающими прямое взаимодействие с центрами дистанционного контроля состояния здоровья населения, службой 112, территориальным медицинским контакт-центром. Система должна обеспечивать точную идентификацию абонентов, точное геопозиционирование и немедленное информирование экстренных служб в ургентных случаях;

создание АС «Централизованная клинико-диагностическая лаборатория» позволит повысить качество лабораторной диагностики и обеспечить эффективный информационный обмен по результатам лабораторных исследований между имеющимися клинико-диагностическими лабораториями и региональной медицинской информационной системой. Предусматривает внедрение в практику регионального здравоохранения современного цифрового лабораторного оборудования и лабораторной информационной системы;

создание АС «Центральный архив медицинских изображений» - обеспечит автоматическую передачу и сохранение результатов рентгенологических исследований, в том числе компьютерной томографии и магнитно-ядерно-резонансных исследований, а также позволит каждому специалисту-врачу просматривать медицинские изображения в архиве и использовать получаемую информацию для диагностики и лечения пациентов.

Внедрение технологий умного города позволит повысить качество жизни современного человека.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: