Глава 2 дизайнеры арт-деко




 

Париж оставался центром стиля арт-деко. Интерьеры, оформленные по проектам Ж. Деламара, отличали некоторая усталость и пресыщенность, но, кроме этого, и устремленность к использованию геометрических форм арт-деко: прямых углов и линий, окружностей и широких плоскостей чистого цвета.

В мебели этот стиль воплощал легендарный французский дизайнер Жак-Эмиль Рульманн (28 августа 1879 – 15 ноября 1933) (рисунок 7а) - известнейший из дизайнеров интерьера и мебели той эпохи и последний из классических парижских ébéniste – краснодеревщиков. Это ведущий представитель направления арт-деко (например, Меблировка особняка Жозефа Бернара, 1930-е гг. (рисунок 7б)). Рульманн продолжил дело отца, в 1919 г. основал отдельную фирму по дизайну интерьеров. Помимо мебели фирма проектировала и другие элементы интерьера, например, люстры и обои.

 

Рисунок 7 - а - Жак-Эмиль Рульманн (1879-1933); б - меблировка особняка Жозефа Бернара, Ж.Э.Рульманн, 1930-е гг. [7]

 

Не менее известны Андре Гру и Поль Ириб, Марсель Бройер (создавший первый обтекаемый стул из стальных трубок). Они создавали интерьеры, где мебель, аксессуары, росписи объединялись в единое, предельно декоративное целое. Кроме того, характерны работы Жана-Жака Рато, продукция компании «Süe et Mare», ширмы Эйлин Грей, изделия из кованного металла Эдгара Брандта, металла и эмали швейцарца еврейского происхождения Жана Дюнана, стекло великого Рене Лалика (ушел от прихотливо изогнутых линий и флореальных стилизаций ар-нуво к более простым геометрическим формам) и Мориса Марино, а также часы и ювелирные изделия мастеров парижской фирмы Cartier. В Нью-Йорке с успехом работал Эли Жак Канн, он оформил вестибюли двух десятков небоскребов.


Самыми известными архитекторам арт-деко во Франции был Робер Малле-Стивенс (застроил в Париже целую улицу, названную его именем) и Ле Корбюзье. Джозеф Урбан выстроил в стиле деко павильоны на выставке «Век прогресса» (1933) в Чикаго.

Уильям ван Ален (1883-1954) (рисунок 8а) построил в 1930 г. один из символов Нью-Йорка - Кра́йслер-би́лдинг (англ. Chrysler Building) (рисунок 8б)- небоскрёб корпорации Chrysler.

 

Рисунок 8 - а - Уильям ван Ален (1883-1954); б – небоскреб Chrysler Building, У.Ален, 1930 [1]

 

Еще один яркий представитель арт-деко – архитектор Эдвард Дюрелл Стоун (1902-1978) (рисунок 9а), построивший в 1932 г. на базе танцевального коллектива The Rockettes из Сент-луиса Радио-сити-мьюзик-холл (англ. Radio City Music Hall) (рисунок 9б) - театрально-концертный зал в Нью-Йорке. На его сцене проводится много театрализованных постановок: мюзиклы, балет, оперы.

Рисунок 9 - а - Эдвард Дюрелл Стоун (1902-1978); б - Radio City Music Hall, Э.Д.Стонн, 1932 [8]


Символом ар-деко в декоративно-прикладном искусстве стала скульптура из бронзы и слоновой кости. Вдохновляясь «Русскими сезонами» Дягилева, искусством Египта и Востока, а также технологическими достижениями «века машин», французские и немецкие мастера создали уникальный стиль в малой пластике 1920-30-х гг. (рисунок 10), который поднял статус декоративной скульптуры до уровня «высокого искусства».

Классическими представителями арт-деко в скульптуре считаются Дмитрий (Деметер) Чипарус, Клер Жан Робер Колине, Поль Филипп (Франция), Фердинанд Прайсс, Отто Поэрцель (Германия), Бруно Зак, Дж. Лоренцль (Австрия).

Рисунок 10 - Бронзовый Пегас с капота автомобиля, Италия, 1920-е гг. [5]

 

Деметер Чипарус (16 сентября 1886 - 22 января 1947) (рисунок 11а) - румынский скульптор эпохи арт-деко, учился и работал в Париже. Скульптуры Чипаруса являются классическим проявлением стиля арт-деко в декоративной скульптуре из бронзы и слоновой кости. Выделяется три фактора воздействия на творчество мастера: «Русский балет Дягилева», искусство Египта и в меньшей степени авангардное искусство. Некоторые скульптуры Чипаруса были напрямую вдохновлены танцовщиками русской труппы (рисунок 11б) - например, лица фигур скульптурной группы «Персидский танец» (черты Вацлава Нижинского и Иды Рубинштейн), а костюм скульптуры «Морская звезда» в точности повторяет эскиз костюма Золотой Рыбки для балета «Подводное царство».

 

Рисунок 11 - а – Деметер Чипарус (1886-1947); б – бронзовая скульптура «Танцовщица», Д.Чипарус [9]


Ярким представителем арт-деко в изобразительном искусстве была Тамара де Лемпицка (Мария Гурвич-Гурска; 16 мая 1898 -18 марта 1980) (рисунок 12а)- польская и американская художница, автор известных картин «Прекрасная Рафаэла» (1927) (рисунок 12б) и «Девушка с перчатками» (1929) (см. рисунок 31а). Именно в её плакатах был заявлен как символ прогресса и равноправия полов образ «женщина в автомобиле». Работы художницы сочетают арт-деко и кубизм, флорентийских маньеристов и классицизм Энгра. Стиль Тамары де Лемпицкой был воплощением прохладной, но весьма чувственной стороны арт-деко. Она критиковала многих импрессионистов за то, что они использовали «грязные цвета». Её же техника была чистой, точной и элегантной.

 

Рисунок 12 - а – Тамара де Лемпицка (Мария Гурвич-Гурска; 1898-1980);

б - «Прекрасная Рафаэла», Т.Лемпицка, 1927 [10]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: