Другие небоскребы Америки




American Radiator Building (Радиатор-билдинг) (см. рисунок 16) - готическое арт-деко.Возвышающееся над городом чёрно-золотое здание было построено архитекторами Джоном Хоуэллсом и Рэймондом Худом в 1924 г. для American Radiator Company. Разрабатывая проект здания, его авторы опирались на неосуществлённый замысел финского архитектора Элиела Сааринена для Трибьюн Тауэр в Чикаго. Они взяли за основу форму башни Сааринена и обыграли её насыщенными цветами. Хоуэллс и Худ решили сделать здание, сочетающие стили готики, арт-деко и модерна, выполнив его в чёрном и золотистом кирпиче - чёрный символизировал уголь, а золотистый – огонь (см. рисунок 16а). Фасад здания украшен богатыми золотистыми орнаментами в виде египетских лотосов, клубов дыма и стилизованных под арт-деко листьев папируса (см. рисунок 16б, в), вход в здание декорирован чёрными зеркалами и мрамором (см. рисунок 16б).

В 1998 году здание было продано за $150 млн., а спустя три года его преобразовали в отель Bryant Park в 130 номеров и с театром на нижних этажах.

Empire State Building ( Эмпайр-стейт-билдинг) (см. рисунок 17а) - любимая башня Кинг Конга.Эту башню построили год спустя после открытия Крайслер-Билдинг, в 1931-м году, под руководством архитектора Уильяма Ф. Лэмба. Название башни повторяет прозвище самого штата Нью-Йорк – «имперский штат», то есть проект изначально был весьма амбициозным. При его разработке архитекторы опирались на чертежи уже существующих зданий в штатах Северная Каролина и Огайо. В итоге посреди Манхэттена вырос гигантский небоскрёб, ставший не только самым высоким зданием в городе вплоть до постройки Башен-близнецов, но и самым культовым в истории страны. Именно на ней балансирует горилла Кинг Конг в одноименных голливудских фильмах.

Наружность здания более сдержанная, чем у Крайслер-билдинг. Серый фасад из камня облицован полосами нержавеющей стали, окна лишены причудливого декора, верхние этажи формируются тремя уступами, только шпиль декорирован элементами в виде крыльев. Скромно, но элегантно. Тем более, что в этом гиганте поражает уже его этажность в 103 этажа, что было поразительно для того времени. Стиль ар деко здесь больше проявляется внутри, чем снаружи. В трехэтажном 30-метровом холле, облицованном кремового и винного цвета мрамором, находится панно, представляющее 7 чудес света. Есть там и кованый рельеф, изображающий само здание, из шпиля которого расходятся во все стороны золотые лучи.

 

Рисунок 16 -American Radiator Building, Манхеттен, Нью Йорк: а – внешний вид;

б - у входа в здание; в, г – оформление малой скульптурой [13]

 

Рисунок 17 – Небоскребы Нью-Йорка: а - Empire State Building, Нью-Йорк, 1931;

б - General Electric Building, Нью-Йорк, 1931 [11]


General Electric Building (см. рисунок 17б) - отголосок Атлантиды.Это 50-этажное здание было построено в 1931 году по проекту архитектора Ирвина Ченина, сына эмигрантов из России. Удивительный декор небоскрёба делает его похожим на поднявшееся из-под воды чудо Атлантиды: фигурные скульптуры, человеческие лица, переплетающиеся ветви, листья и диковинные абстрактные узоры покрывают эту одну из самых знаменитых башен XX века. О компании General Electric напоминают необычные часы с логотипом и стальными руками, держащими молнии, а также венчающие крышу конструкции, символизирующие радиоволны.

Фасад небоскреба выполнен из терракотового кирпича и элементов жёлтого и зелёного цветов. Внутри здание выполнено из кофейных и кремовых мраморных плит и деталей, повторяющих украшения фасада. Интерьер декорирован стальными вставками с угловатыми абстрактными и растительными узорами, хромированными решётками из линий и геометрических фигур, а также оригинальными люстрами и часами.

 

Chanin Building ( Ченин-билдинг) (рисунок 18) – это ритм Нью-Йорка.Автором этого 56-этажного небоскрёба является упоминавшийся выше архитектор с русскими корнями Ирвин Ченин. Он построил башню имени себя в 1927-1929 гг., сделав подарок Нью-Йорку в виде одного из самых высоких для того времени зданий. Декор фасада Ченин-билдинг великолепен: отделка бельгийским черным мрамором, обрамление основания фризом со сценами эволюции человека и терракотовым фризом, украшенным абстрактными и растительными мотивами (рисунок 18б). Из этого фантастического основания вырастает высокая сдержанная серия контрфорсов, слегка «закрывающаяся» кверху, как бутон астры. Внутренним убранством здания занимался мастер архитектурного зигзаг-модерна Рене Поль Чемберлен. Все лобби покрывают его ажурные бронзовые барельефы: они украшают двери и стены лифтов, почтовые ящики и другие элементы интерьера. В этом весь ар деко: выше, громче, динамичнее, богаче. Неудивительно, что этот яркий стиль так полюбился именно американцам, и именно они воплотили его так полно в своей архитектуре.

 

Рисунок 18 - Chanin Building, Нью-Йорк, 1927-29: а – внешний вид;

б – отделка фасада [11]


В небоскребах Нью-Йорка заключен особый дух (рисунок 19). Это не просто погоня за американской мечтой, это скорее способ наслаждаться энергией настоящего. Как захватывает вдруг человека желание от удовольствия и красоты взлететь на невероятную высоту под звенящие звуки арт-деко. В США этот стиль стали называть «звездным стилем», имея в виду звезд Голливуда, которые и в жизни, и в кино жили в домах архитектуры арт-деко, в интерьерах арт-деко, оборудованных соответствующей мебелью и утварью, носили одежду арт-деко.

 

Рисунок 19 - Небоскребы США: а – Niagara Mohawk Building (Ниагара-билдинг) для крупнейшей электроэнергетической компании в США; б - Niagara Mohawk Building (ночное освещение); в - Guardian Building в Детройте; г - вход в Guardian Building; д - внутренняя отделка холла Guardian Building [1]

 

 

Арт-деко, как и модерн, стиль интернациональный, он проявил себя не только в Европе и Америке, но и в Азии.


Китай, Шанхай

Достопримечательность китайского Шанхая – набережная Вайтань (Бунд) (рисунок 20в). Это одна из самых некитайских достопримечательностей Китая.

 

 

Рисунок 20 - Небоскребы в Шанхае: а - арт-деко(шный) сосед Хай-тека; б - здание таможни на набережной Вайтань, на заднем фоне «Дом Союзов» Юнион Билдинг в стиле арт-деко; в – набережная Вайтань - одна из самых некитайских достопримечательностей Китая; г - небоскреб Цзинь Мао (вид со смотровой площадки); д - здание Шанхайского всемирного финансового центра в стиле арт-деко [1]

 

Когда-то в далекие времена здесь была зона для иностранцев. Проживать, арендовать и выкупать землю и недвижимость по эту сторону Хуанпу разрешалось лишь жителям иных государств. Таким образом, набережная на некоторое время стала маленьким оазисом западного бытия в азиатской стране. Позже Вайтань заполонили шанхайцы и жители других близких городов, а как память о прежних поселенцах здесь так и остались дома, памятники и другие различные сооружения…

Сегодня на Вайтань расположено более 50 зданий, выполненных в самых различных архитектурных стилях: классицизм, барокко, ар-деко (см. рисунок 20), готический, Beaux-Arts (бозар), романтизм, ренессанс... Благодаря этому место получило такие лестные прозвища, как «музей мировой архитектуры» или «ярмарка зодчества десяти тысяч государств».

К востоку от Бунда - шанхайской набережной, взметнулись в небо небоскребы «восточного Манхэттена» Пудуна; некоторые из них не знают себе равных в мире по высотеи по современности архитектуры. Шанхайский всемирный финансовый центр (см. рисунок 20д) - небоскрёб в Шанхае, строительство которого было завершено летом 2008г. Высота центра составляет 492 м.

 

Сингапур

Отель Parkview Square (2002) (рисунок 21) любовно называют Gotham Building. Стилистика Бэтмана отражает сущность арт-деко.

 

 

Рисунок 21 - Отель Parkview Square,Сингапур, 2002: а - ночная подсветка отеля; б - лаконичный декор верхних этажей отеля; в - бар отеля; г - внутренняя отделка отеля; д - сантехника в номере отеля – динамичный символ арт-деко [1]


Глава 4 АРТ-ДЕКО В СССР

 

Арт-деко – стиль намеренно дорогой и солидной красивости, предназначенный для «среднего класса». В Европе во власти арт-деко находилась индустрия развлечений и сферы искусства, стиль сформировал сам образ жизни людей в мирное время между двумя войнами, их манеру одеваться и разговаривать, путешествовать, работать и отдыхать. Арт-деко давал возможность наслаждаться жизнью здесь и сейчас, что противоречило идеологии советской России - строить новый и справедливый мир будущего, поэтому об арт-деко в советское время избегали говорить.

 

Конструктивизм СССР

 

В начале ХХ-го века в советской России процветал русский авангард, и сформировалось мощное художественное течение, базировавшееся, на первый взгляд, на иных идеологических и социальных основаниях. Называлось оно конструктивизм.

Конструктивизм в России развивался совершенно независимо от Европы, со своими зримыми чертами русского стилевого разнообразия и четко выверенной стилевой тенденцией русского формотворчества. Но не зря конструктивизм называют отечественным аналогом арт-деко. Социальное пространство у художников Запада и Советской России было разное, но историческое время было одно и то же, которое приводит творческих людей к очень схожим художественным решениям. Как и арт-деко, конструктивизм воплощал стремление к трансформации вещной и визуальной среды человека под напором невиданных ранее технических и социальных изменений.

Если в Европе между двумя мировыми войнами (1921-1939) художники и дизайнеры создавали в стиле арт-деко иллюзию благополучия, то в советскомтак называемом «арт-деко» (стили конструктивизма и русского авангарда) присутствовал господствовавший в искусстве советский агитационный плакат (см. рисунок 22), в фарфоре, стекле и металле – серп и молот, парады и марши. Стиль конструктивизма и авангарда процветал в СССР в 1920-30-е гг.

Конец русскому авангарду, в том числе и в рекламе, наступил вместе с концом НЭПа в 1929 г.. Впрочем, отдельные отголоски его встречались в плакате вплоть до середины 30-х годов, особенно в рекламе внешнеторговых организаций. Но, в отличие от арт-деко, конец этот наступил быстро и насильственно. Единственно возможной в пролетарском государстве эстетической системой был объявлен соцреализм. Все прочие художественные направления, не основанные на реалистическом изображении объекта, отвергались. Продолжения творческих поисков супрематистов и конструктивистов не последовало. То, что можно назвать «русским эксклюзивом» в изобразительном искусстве было сначала отодвинуто на обочину художественной жизни, затем практически запрещено.

В 1930-50-х гг. вновь отмечают существование «советского арт-деко». В качестве характерных примеров приводятся работы скульпторов Н. Данько, И. Ефимова, В. Мухиной. Произведения из фарфора, металла, стекла с необычной для того времени обобщенностью и геометризацией формы, а также «пышная, вызывающая декоративность набивных ситцевых тканей», украшенных, тем не менее, советской агитационной атрибутикой - лозунги и символы государства, рабочий и колхозница.

 

 

Рисунок 22 - Агитационные плакаты СССР: а -. Плакат Наркомпроса, П. Купреянов (впоследствии стал одним из участников знаменитой группы карикатуристов Кукрыниксы), 1919 - пример чистого использования принципов арт-деко в советском плакате; б - Политический плакат, неизвестный художник, 1923 [3]

 

Сталинский ампир

 

В архитектуре СССР на место конструктивистских построений пришел «сталинский ампир» - внушительные, тяжеловесные сооружения, не лишенные, однако, своей красоты, магии и логики. То, что на Западе удалось слить воедино в стиле арт-деко - новаторство, скорость, дерзость, мощь, роскошь, фундаментальность - в СССР разделилось на два независимых потока. Источниками сталинской архитектуры были одновременно строгая и функциональная архитектура авангарда, постконструктивизм, неоклассицизм и европейское арт-деко.

Самые известные здания – московские сталинские высотки – были построены в 1947-1955 годах и являются «визитной карточкой» позднего сталинского ампира. Влияние арт-деко на их архитектуру оказывалось на грани прямого совпадения (при сравнении Крайслер-билдинг и фото-панно Советских высоток (см. рисунок 23а, б)).


 

Рисунок 23 – Архитектура «советского арт-деко»: а – панно «НебоскребКрайслер-билдинг» [11]; б - фото-панно «Сталинские высотки» [1]; в - проект Дворца Советов, арх. Борис Иофан, Владимир Гельфрейх, Владимир Щуко, 1934 [5]; г - стоквартирный дом, Новосибирск, арх. А.Д. Крячков, В.С. Масленников, 1934–1937 [4]


Массивные резные карнизы, крупные статуи, шпили, картуши и колонны, применение мрамора для отделки фасадов и светлого отделочного камня – эти детали делают сталинские здания узнаваемыми.

Архитекторы решали задачу создать доминанты города - монументальные общественные здания, которыедолжны были стать окружением так и не построенного Дворца Советов.

Сам проект Дворца (см. рисунок 23в), комплекс станций первых веток Московского метрополитена (Сокольническая линия), несколько станций второй очереди (например, Замоскворецкая линия), Дворец культуры имени Кирова и кинотеатр «Москва» в Санкт-Петербурге по конструктивно-художественным особенностям являются яркими образцами применения арт-деко.

Среди станций Московского метрополитена наиболее яркими примерами служат станции «Кропоткинская» (первоначально «Дворец Советов»), «Сокол», «Аэропорт» (см. рисунок 25в), «Комсомольская» (рисунок 24, см. рисунок 25г). Но образцом стиля арт-деко является станция «Маяковская», спроектированная архитектором Алексеем Николаевичем Душкиным. Этот шедевр получил гран-при на всемирной выставке 1939 г. в Нью-Йорке.

Потолок станции украшен арками из хромированной стали и мозаичными плафонами (см. рисунок 25а). В куполах-кессонах смонтированы мозаичные панно на тему «Сутки Страны Советов» (утро -7 панно, день – 8, ночь -5, утро - 15), выполненные по эскизам художника Александра Дейнеки (см. рисунок 25б). Предполагалось, что входящих и выходящих пассажиров будут «приветствовать» утренние сюжеты. На всех панно – жизнь граждан молодой советской страны.

 

 

Рисунок 24 - Одно из майоликовых панно «Метростроевцы» для станции метро Комсомольская в Москве, худ. Е.Е. Лансере [14]


 

Рисунок 25 - Московский метрополитен: а - станция метро «Маяковская» с арками из хромированной стали; б - панно на тему «Сутки Страны Советов», ст. метро Маяковская, худ. Дейнека [1]; в - станция метро «Аэропорт», арх. Б. С. Виленский, В. А. Ершов, 1936–1938 [4]; г - станция метро «Комсомольская» (Сокольническая линия) [15]

 

 

Советский арт-деко - это павильон СССР на парижской выставке 1937 г. с увенчивающими его «Рабочим и колхозницей» Веры Мухиной. Павильон СССР и павильон фашистской Германии стояли друг против друга в самом центре выставки (см. рисунок 26а).

Возникала неловкость от того, что наша группа «Рабочий и Колхозница» (см. рисунок 26б) вихрем летела прямо на фашистов. Но повернуть скульптуру было невозможно, так как она шла в направлении здания.

Немцы долго выжидали, желая узнать высоту павильона СССР вместе со скульптурной группой. Когда они это установили, тогда над своим павильоном соорудили башню метров на десять выше советской. Свеpxy посадили нацистского орла. Но для такой высоты оре л был мал и выглядел довольно жалко.


 

 

Рисунок 26 - Парижская выставка 1937г.: а - павильон СССР и павильон фашистской Германии напротив друг друга в центре выставки[1];

б - скульптура «Рабочий и Колхозница» на здании павильона СССР [12]

 

 

Архитектурным шедевром эпохи социалистического реализма, до сих пор так и не оцененным должным образом, стала Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, получившая со временем название ВДНХ (рисунок).

Некоторые, если не многие, из павильонов представляют собой совершенные по форме творения, уникальные памятники, отразившие дух и суть того идеального и, возможно, недостижимого мира истинной свободы, равенства и братства, который должны были символизировать.

Территория ВДНХ богата различными архитектурными памятниками, многие из которых известны во всём мире (см. рисунок 27). Созданные в советское время, они являют собой памятник советской эпохи, многие из них являются образцами новаторства, мощи, роскоши, фундаментальности, имеют стилевые признаки арт-деко. 18 апреля 1963 г ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление о перепрофилировании ВДНХ по отраслевому принципу. Павильоны союзных республик были перепрофилированы, перестроены и начали представлять различные области народного хозяйства СССР. Это нанесло огромный ущерб целостности архитектурного ансамбля, т.к. многие павильоны лишились своего богатого убранства.


Рисунок 27 - Архитектура ВДНХ, 1939: а - павильон Армянской ССР; б - павильон Узбекской ССР; в - фонтан Дружбы народов и павильон Казахстана, 1954; г - павильон Украинской ССР; д - патриотический горельеф в Центральном павильоне ВДНХ [1]

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: