Пример
Крутящий момент на ведущем валу ,
Крутящий момент на ведомом валу .
Диаметр выходного конца ведущего вала:
По ряду нормальных линейных размеров принимаем Так как минимальная разница диаметров вала одной ступени должна быть не менее 3 мм, то назначаем следующие диаметры: 50 мм – для установки уплотнительной манжеты и посадки внутренних колец подшипников, 55 мм – для посадки зубчатого колеса. При выполнении условия целесообразно изготавливать вал и шестерню в виде одной детали (где – планируемый диаметр ведущего вала для установки зубчатого колеса).
В нашем случае , поэтому вал и шестерню будем изготавливать в виде одной детали «вал-шестерня».
Диаметр выходного конца ведомого вала:
По ряду нормальных линейных размеров принимаем , диаметр для установки уплотнительной манжеты и посадки внутренних колец подшипников – 65 мм, для посадки зубчатого колеса – 71 мм. Высота буртика – 5 мм.
Длины участков валов определяются при выполнении эскизной компоновки редуктора.
Эскизная компоновка (выполняется при вычерчивании редуктора)
Выполнение эскизной компоновки редуктора необходимо для достижения следующих целей:
– определения положения зубчатых колес относительно опор вращения, расчета опорных реакций и последующего подбора подшипников;
– конструктивного оформления зубчатых колес, валов, корпуса, подшипниковых узлов.
Эскизная компоновка выполняется в одной проекции – плоскости разреза по осям валов. Выполняется компоновка тонкими линиями в масштабе, соответствующем масштабу сборочного чертежа.
Последовательность выполнения эскизной компоновки редуктора:
– проводится осевая линия корпуса и перпендикулярно ей осевые линии валов на расстоянии ;
– вычерчиваются упрощенно шестерня и колесо в виде прямоугольников;
– очерчивается внутренняя стенка корпуса редуктора. Зазор между торцом шестерни и внутренней стенкой корпуса , где – толщина стенки корпуса редуктора ( мм, но не менее 8 мм). Зазор от окружности вершин зубьев колеса до внутренней стенки корпуса редуктора ;
– Вычерчиваются подшипники и подшипниковые гнезда. Для предотвращения вытекания смазки из гнезда подшипника внутрь корпуса или вымывания пластичного смазочного материала жидким маслом из зоны зацепления должны быть установлены маслоудерживающие кольца. Их ширина определяет размер Y = 8…12 мм. Глубина гнезда подшипника , где B – паспортная ширина подшипника.
Рекомендуемая литература
1 Аркуша, А. И. Техническая механика: теоретическая механика и сопротивление материалов. Учебник для машиностроительных специальностей техникумов. / А. И. Аркуша. – М.: Высшая школа, 1989.– 351 с.
2 Иосилевич, Г. Б. Прикладная механика: Учебник для вузов / Г. Б. Иосилевич, Г. Б. Строганов, Г. С. Маслов. Под ред. Г. Б. Иосилевич. – М.: Высшая школа, 1989. – 351 с.
3 Иосилевич, Г. Б. Прикладная механика. / Г. Б. Иосилевич, П. А. Лебедев, В.С. Стреляев. – М.: Машиностроение, 1985. – 327 с.
4 Ковалев, Н. А. Прикладная механика. Учебник для инженерно-технических и инженерно-экономических специальностей вузов. / Н. А. Ковалев. – М.: Высшая школа, 1982. – 400 с.
5 Эрдеди, А. А. Теоретическая механика. Сопротивление материалов. Учебное пособие для вузов. / А. А.Эрдеди, Н. А. Эрдеди. – М.: Высшая школа, 2001. – 317 с.
6 Эрдеди, А. А. Теоретическая механика. Сопротивление материалов. Учебное пособие для техникумов. / А. А.Эрдеди, Н. А. Эрдеди. – М.: Академия, 2003. – 319 с.
7 Прикладная механика: Учебное пособие / А. Т. Скойбеда, А. А. Миклашевич, Е. Н. Левковский; под общей редакцией А. Т. Скойбеды. – Мн.: Высшая школа, 1997. – 522 с.