Триединая система Морено




"У философов всегда так:
или что без кто, или кто без что"
С.Кржижановский

 

Социометрия является частью триединой системы Морено: социометрия, психодрама (социодрама), групповая моренотерапия (групповая терапия), где каждая часть может иметь широкое и узкое значение. В узком значении эти понятия используются в теории, в практике же они сливаются воедино и тогда мы можем говорить лишь об акцентах, сделанных в терапевтической работе. Сейчас в мире преобладает направление психодрамы, которое в своей классической форме давно уже занимает достойное место среди других направлений психотерапии. Но дело в том, психодрама - это первая попытка использования группы в психотерапии и, естественно, она раскрывает рамки собственно психологии и рамки малой группы. И социометрия становится групповым действием именно в психо- и социодраме, в движении, а социометрическое движение имеет самостоятельное значение, раскрывающееся в философии Я.Л.Морено. Групповая психотерапия Морено (правильнее теперь было бы называть это "групповая моренотерапия", поскольку вслед за Морено появилось много видов групповой психотерапии) объединяет оба аспекта: драматический и социометрический и, кроме того имеет более широкое значение, реализующиеся, например, в виде социальной терапии (Морено называетее "социатрия") или организационной арттерапии.

Всякое групповое действие (любое жизненное, в том числе и не драматизированное концентрированное) имеет два главных аспекта - фактора, составляющих в отношении друг к другу диалектическую разность (см. таблицу).

Драматический аспект (фактор) Социометрический аспект (фактор)
Драма как сюжетно-событийная сторона действия, содержание (тема, повод, сам критерий) общения Группа в узком смысле: а) как творческое начало, присутствующее здесь и теперь, заведомо существующий живой креативный субъект б) как актерско-субъектная сторона действия
Структура действия, связывающая отдельные переживания в различных ситуациях в единое целое Структура общения по конкретной теме, связывающей общие темы субъектов-участников и разделяющая различные
В психодраме
Выбор протагонистом сцен, сюжета и акцентов действия (с правом вето) Выбор протагонистом исполнителей ролей в своей психодраме
Динамика разделения или объединения сюжетных линий, фаз и поворотов их развития, и тем самым жизненных линий Динамика отношений персонажей, ролей и тем самым в конечном счете игроков и людей
В социодраме
Выбор группой своего главного сюжета или социогенетика данной групповой организации и ее реальности. А также эволюция игрового сюжета. Выборы внутри группы по критерию, который ясен из действия, то есть социодинамика.А также ролевая дифференциация в игровом сюжете.

 

Истинно групповое действие синтезирует диалектические противоположности своих двух факторов, групповая реальность создается в действии. Поэтому групповая моренотерапия может пользоваться методами, берущими начало в каждом из аспектов: социодрама и психодрама - в драматическом, социометрия - в социометрическом. Именно поэтому групповая моренотерапия может менять (или искать) сюжет, в котором меняются социометрические статусы, и искать новое в каждом субъекте, новые части и скрытые фигуры в известных фигурах и персонажах. Групповая моренотерапия идет одновременно и вглубь субъекта (и тогда она приобретает психодраматический уклон), ивовне субъекта (и тогда она приобретает социодраматический уклон), но в целом имеет в виду оба направления исследования и синтезирует их. Поэтому она всегда может связать часть и целое, например, индивида и семью или группу и группу. В любом случае: будь то индивид или группа, сообщество, организация - методология моренотерапии едина.

Драматический фактор (Социальное качество) Социометрический фактор (Социальное количество)
Что происходит (произойдёт)? Что произойдёт если. . ? Что происходило. . ? Какой (какая) он (она) ? Какие они ? Кто окажется... Кем окажется, сКем окажется(оказался)? Кто будет Кем(с Кем) в какой ситуации? Кого искать (через Кого искать)? Кто может сделать это?
Выбор критериев ("Добрый" важнее, чем "Умный") Критерии выбора ("все Добрые - Сильные" или "ты - Добрый")
Появление в игре (в общении) имен-соционимов и персонажей (ролей), возможна иерархия (их ранжировка) Общение персонажей (ролей), играемых участниками, их отношения, коллизии, изменяющие сюжеты (архетипы) и их самих
появление новых субъектов и персонажей появление новыхситуаций и событий

 

В последние десятилетия стали развиваться качественные исследования, осмысляющие и даже измеряющие эти феномены, однако формализация остается за исследователем (считается, что объект сам себя не может формализовать, оформить свою спонтанность).. Социометрия и социодрама связывают социальное качествоисоциальное количествочерез меру групповой реальности и они, может быть, связаны мерой общения. Социометрические критерии становятся общим социальным качеством участников, которые выбирают кого-то как бы по этому качеству. Но сам выбор - есть социальное количество, определяющее меру реальности этого качества. И выбранное "что-то" начинает действовать в социодраме, развивать всех "кто-то", изменять сюжеты, менять смысл и значение качеств, способствовать переоценке ценностей (отношений к вещам). Выходя из новых витков жизненной драмы, все "кто" (все "Я", "Мы", любые персонажи) смотрятся друг в друга и видят, что это уже новые "Кто", с новыми групповыми статусами и, естественно другими предпочтениями. Теперь они выбирают других "кто" для других "что". Меняется не только выбор, но и критерий выбора, а, значит, и сама ситуация. Меняется группа. Изменяется жизнь

"Разделение социальной вселенной на три тенденции или измерения - на внешнее общество, социометрическую матрицу и социальную реальность - имеет эвристическую ценность. Под внешним обществом я понимаю все ощутимые и зримые группировки, большие или маленькие, формальные или неформальные, из которых состоит человеческое общество. Под социометрической матрицей я понимаю все социометрические структуры, которые невидимы для макроскопического глаза, но становятся очевидными в процессе социометрического анализа. Под социальной реальностью я понимаю динамический синтез и взаимное проникновение того и другого. Очевидно, что ни матрица, ни внешнее общество не являются реальными и не могут существовать сами по себе, одно является функцией другого. В качестве диалектических противоположностей они должны быть каким-то образом слиты друг с другом, чтобы производить действительный, событийный процесс социальной жизни" (4, 198).

Три аспекта или три измерения социального
Выбор сюжета, драматической логики действия. Выбор групповых критериев Восстановление целостности группы и целостной общей реальности. Терапия всего человечества. Сюжет выбора. Выбор участников и персонажей по критериям группового выбора
Что происходит (структура всех "что" и их интеграция) Групповое действие, интегрирующее все "Кто" и все "Что" С кем происходит (структура всех "кто" и их интеграция)
Социопсиходрама Групповая моренотерапия Социометрия
Внешнее общество Социальная реальность Социометрическая матрица
Драматический аспект Групповая реальность Социометрический аспект
         

 

Иначе говоря, возможны два основных вида "ответов", которые дает социодрама, неразрывно связанных между собой (см. таблицу). Здесь "Кто" может быть любым (в психодраме дверь может разговаривать, а в социодраме страна может подать голос и ответить на вопросы) и у персонажа драматической игры могут быть любые качества (и вообще все "что", ведь в драме все возможно). Как в драме, так и в любом обществе ктоугодно (любой субъект) может почувствовать что угодно от любого субъекта (в том числе вымышленного) и будет частью социальной реальности данного субъекта (социальное вчувствование, эмпатия). Так же кто угодно может приписать кому угодно что угодно (социальный перенос), что всегда отражается на социальных отношениях, их прозрачности и взаимности. Чем больше влияния имеет субъект, генерирующий данную социальную реальность (чем выше его социометрический статус здесь и теперь), тем реальнее будут все, что он генерирует, что становится социально значимым в жизни, которая в драме лишь концентрируется. Социальные качества10 (соционимы) могут становиться именами групп любого масштаба и ложиться в основу социальных архетипов - культурных "консервов"11, устойчиво существующих у каждого, кто социализирует свои представления о людях и, естественно, связях между качествами. Вот простой пример социального архетипа ребенка: "люди могут быть взрослыми и маленькими, щедрыми и жадными, добрыми и злыми, сильными и слабыми...". Еще нет иерархии между качествами и парами качеств. Но вот досталось от "сильных" и это качество становится важнее, чем, например, "щедрые", происходит переранжировка качеств а потом они (приобретая как, правило, вид ценностей) "слипаются" в жесткие стереотипы, новые иерархии, связывающие разные чувства: "сильные" бывают "злыми", а добрые - всегда щедрые и т.д. Качества теперь отрываются от конкретных людей и становятся ценностями: "Щедрость вообще", Жадность, Сила, Совесть, Демократия и т.д., которые становятся частью теоретических и идеологических конструкций, присваиваются целыми группами. Социальные архетипы у взрослых работают точно так же как у детей, их легитимизируют, делают более сложными, распространяя из одной интеракции на целый свет, обосновывают с научной скрупулезностью.

Может быть об этом и не стоило бы здесь говорить, если бы не широчайшее использование социальных архетипов социологами и всеми представителями социальных наук. В самом деле: на чем обосновывается в каждом исследовании репрезентативность выборки? Почему берутся, например, возраст, пол, профессия, доход, образование - возможно, весьма важные качества, но не гарантирующие равномерности (как репрезентативности) социального пространства (см. 4, стр. 111)? Точно тот же вопрос можно отнести к результатам любого опроса, ибо ответ в анкете - так же перенесенное социальное качество, выбранное из предложенных исследователем. Почему связи между социальными качествами, статистически рассчитанные для данного социума, должны быть автоматически перенесены на другие части человечества? И что вообще можно сказать о людях, как-то повлиявших наобщий статистический результат, который все равно остался для них чужим? В итоге складывается новый социальный консерв социолога, совершенно не учитывающий социальной спонтанности объекта и не испытавший влияния его креативности. Даже огрубленное и искаженное формализацией, групповое действие не может прорваться через создаваемые "культурные консервы" и все реальные "Кто" и "Что" не встречаются12.

  Социодрама Групповая терапия (в том числе организационная арттерапия)   Социометрия группы  
Психодрама Групповая психотерапия Перцептивная социометрия социального атома
В интегрированной терминологии
Социопсиходрама (или психосоциодрама) Групповая моренотерапия Социометрия

 

Каждая из трех составных частей триединой системы Морено будучи отделенная от двух других теряет свой смысл и эффективность. Социометрия, даже проведенная по самому важному критерию, встреченная группой с энтузиазмом и точно отражающая моментальные "движения душ", очень скоро становится мертвой схемой, если не переходит в продуктивное движение, ведомое самой группой и отвечающее ее потребностям и потребностям каждого. Пучок стрелок - это не группа. Группа - это не формально выделенный островок социальной реальности. Социометрия не замыкается собственно самой "малой" группой, она непрерывна и бесконечна.

Социометрия, лишенная драматического развития, становится сухим скелетом социальной организации общества, обреченным на анализ и констатацию. И именно из таких схем рождаются инженерные проекты полного переустройства общества и социальные авантюры. Истинно социометрическое знание обладает зажигательной, взрывной силой (намного сильнее, чем просто сплетни). И нужно уметь им правильно распорядиться, чего не может (как показывает опыт) ни один самый честный и самоотверженный исследователь, если он не расширит свою исследовательскую миссию. Да такое знание ни одной минуты и не сможет остаться только знанием. Оно должно стать действием.

Переход к практике

 

"Не умножай сущности без необходимости"
Оккам

И все же у читателя может возникнуть вопрос: "А нужна ли еще одна наука? И так вон их сколько напридумали (вплоть до эзотерики и оккультизма). Социологи и психология достаточно развиты, приняты правительствами и лидерами как руководство и огромных количеством образованных людей (особенно на Западе) как представление о социальной вселенной и душе". Те, до кого в разное время доходили разнообразные отголоски социометрии (с той или иной степенью искажения), часто относятся скептически к социальной микроскопии: "Многого ли добьёшься с микроскопом в руках? Бесконечно разбираться с двумя-тремя людьми когда миллионы страдают от войн, нестабильности, бедности, социальных и психологических патологий? Ведь судя по описаниям в социометрических текстах, эта процедура так насыщена и так глубока, что, кажется, должна растянуться на долгие годы. Трудно представить себе такой заказ, скажем, в управленческом консультировании...". Однако почему-то не вызывает уныния биологическая и медицинская микроскопия, использующиеся для решения глобальных задач. На каждом уровне увеличения используются свои понятия и представления, работающие на конкретную исследовательскую или диагностическую задачу. Современный социальный исследователь боится утонуть в бесконечной глубине исследуемого материала, раствориться до бесконечно малых величин. В социологии еще неистребим агностицизм, порожденный незнанием свойств конкретной социальной структуры. Трудно представить вне конкретной ситуации обратное движение - увеличение (вспомните название знаменитого фильма Антониони), переход от погружения к конструктивному выходу из ситуации, от анализа к синтезу, от диагностики к действию. Трудно открыть свое отношение, свои чувства, преодолеть дистанцию исследователя, экспериментатора "над" и сопротивление погружению, вживлению, наконец, переживанию ситуации субъекта (клиента) и на "объекте" как своей.

Конечно легче понять современного психолога, социолога и организационного консультанта, зажатого в тисках современной экономической ситуации, а также ограниченного рамками воображения ("бедного") лидера, руководителя, бизнесмена, заказчика ("богатого"). Легче следовать, с одной стороны, логике современной моды в организационной культуре, а с другой - сложившимся традициям и понятиям в социальной логике, не замечая насколько они излишне дифференцированы и абстрактны. Удивительно, почему наивным считается заметить, что для целостных явлений нашей жизни не хватает емких слов, либо эти слова звучат старомодно и ненаучно13? Искусство, художественные понятия заполняют этот вакуум, но не укладываются в "прокрустово ложе" позитивистской, социально-инженерной (прогрессистской) и вообще естественнонаучной логики. Непонятно откуда их брать эти понятия и как сделать их конвертируемыми. Поэтому и не видят "увеличителя" Морено, не верят в воображение, не замечают художественности его методов. Не видят целительных свойств его театра импровизации, который является "увеличительным стеклом" в ещё большей степени, чем тот театр, который имел в виду Маяковский в своих знаменитых словах: "Театр - не зеркало, а увеличительное стекло!" Именно "увеличительный взгляд" связывает людей, погруженных в разные ситуации, объединяет разные миры субъектов, науку и искусство, делает эти "неточные" полу-объективные полу-художественные понятия конвертируемыми.

Морено многие считают наивным сказочником, утопистом. Действительно, трудно представить себе как же может социометрист нынешних циничных и рыночно озабоченных людей убедить полноценно участвовать в эксперименте. Снаружи мотивация неочевидна, а в наше время множество социальных и психологических технологий рекламируют как волшебные таблетки. Молчаливо подразумевается, что "чудо" должно быть "чистым", то есть внешним для "подопытного", и тогда ищутся особые "пассы" для харизматической фигуры, швы на социограммах и рецепты в методологии. А Морено подозрительно просто говорит: Сначала - просто смотрите. Поймите, что происходит. Потом - структуру и границы события. Затем - с кем это что происходит, и ктохочет идолжен встретиться. И только тогда может состояться Встреча.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. von Wiese L.: Kцlner Zeitschrift fьr Soziologie 1, 1948.
  2. Who Shell Survive? Foundations of Sociometry, Group Psychotherapy and Sociodrama. Beacon (N.Y.): Beacon House 1953 (Wash./DC 1934) немецкое издание: Die Grundlagen der Soziometrie. Wege zur Neuordnung der Gesellschaft. Kцln-Opladen:Westdeutscher Verlag. 1954 (1967, 1977, 1984, Leske und Budrich 1993)
  3. Лейтц Грете, Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л.Морено. М. "Прогресс", "Универс". 1994
  4. Морено Я.Л. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. М. "Академический проект" 2001
  5. Золотовицкий Р.А. Групповая реальность и ее синтез. // Онтосинтез социальной реальности. Труды методологического семинара. Ред. В.С.Дудченко. М. "Икар", 1998, стр. 245 - 260
  6. Moreno J.L. The first Book of Group Psychotherapy, 1. Ed. Beacon (N.Y.): Beacon 1932.
  7. Золотовицкий Р.А. Социодрама как социологический метод управленческого консультирования // Онтосинтез социальной реальности. Труды методологического семинара. Ред. В.С.Дудченко. М. "Икар", 1998, стр. 261 - 295
  8. Морено Дж. Театр спонтанности. Красноярск. ФМЗ, 1993 пер. с английского (более адекватный перевод с немецкого: Морено Я.Л. Театр импровизации. "Евразийский временик", Berlin 1928 (перевод В.Зеньковского и В.Ильина)

 





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!