Проверка операций на счетах в банках




Эту проверку необходимо начинать с определения количества банковских счетов у организации. Информацию об этом аудитор может получить либо от клиента, либо по официальному запросу из государственного реестра. Учитывая принципы оценки аудиторских доказательств, последнее является более достоверным, так как относится к внешним источникам информации. Каждая организация имеет как минимум один расчетный счет, а также может иметь депозитные и валютные счета.

Аудит операций на счетах в банках имеет некоторые особенности.

Во-первых, они зависят от вида банковского счета. Особенность проверки валютных счетов заключается в том, что контроль за операциями на них осуществляется не только банком, но и таможенными органами. Поэтому проверка в рамках банковских операций заключается, как правило, в правильности отражения курсовых разниц. Однако в зависимости от программы аудита это может проверяться при аудите финансовых результатов. Таким образом, проверка операций на валютных счетах по существу проводится при аудите расчетов в валюте в соответствующих разделах: расчеты с покупателями, поставщиками, подотчетными лицами.

Проверка операций на депозитных счетах начинается с ознакомления с содержанием договоров об их открытии. Количество договоров должно соответствовать количеству депозитных счетов, информация о которых была получена на начальном этапе проверки. Полнота и правильность перечисления процентов по депозитным договорам целесообразно проверить сплошным порядком, если суммы процентов значительны. Применять в этом случае выборку или нет, аудитор решает в соответствии с профессиональным суждением, если иное не указано в программе аудита.

Проверка операций на расчетных счетах связана с большим объемом информации. В этом случае аудитор обычно применяет выборку.

Во-вторых, наличие определенного контроля со стороны банка за их осуществлением.

В-третьих, проверяемая информация является достаточно достоверной с точки зрения аудиторских доказательств, так как относится к внешним источникам: платежные документы либо сформированы внутри аудируемого лица и используются за его пределами, либо документы иных экономических субъектов используются в системе учета аудируемого лица.

Все это оказывает влияние на оценку систем внутреннего контроля операций на счетах в банках. Эта система, как правило, оценивается по определенным аспектам, указанным во внутренних стандартах аудиторских фирм. Если стандарт не содержит конкретных аудиторских процедур, то оценка дается в соответствии с профессиональным суждением аудитора. Однако при этом необходимо помнить, что требования к формированию рабочей документации предполагают отражение действий аудитора на всех этапах проверки. Это означает, что целесообразно применять формализованную документацию – опросные листы, тесты, ответы на вопросы и т.п.

Высокая оценка систем внутреннего контроля может быть дана в случае положительного ответа на следующие вопросы.

1. Аналитический учет позволяет выделить операции по каждому банковскому счету.

2. Аналитический учет соответствует синтетическому.

3. Документооборот первичных документов по банковским счетам определен учетной политикой.

4. Перечисление денежных средств подтверждается подписью ответственного лица подразделения на счете, а не только лицом, имеющим право подписи денежных документов.

5. К платежным банковским документам приложены первичные документы, обосновывающие правомерность совершаемых операций.

6. Обеспечивается сохранность банковских выписок и приложенных к ним документов.

В зависимости от оценки систем внутреннего контроля определяется объем аудита.

Проверка по существу операций на банковских счетах заключается

1. в определении соответствия данных синтетического и аналитического учета

2. в определении соответствия данных синтетического учета и отчетности

3. в установлении наличия соответствующей документации: выписок банка с приложенными, утвержденными банком формами расчетно-платежных документов и соответствующих им первичных документов.

Выборка, как правило, применяется при проверке расчетных счетов. Она проводится в соответствии с методикой принятой в аудиторской фирме, но должна охватывать все расчетные счета.

Выявленными ошибками в данном случае могут быть

1. отсутствие банковской выписки

2. отсутствие документа к выписке

3. отсутствие документа, обуславливающего правомерность движения ДС (счет, требование и т.п.)

4. отсутствие банковской печати на платежном документе

5. документы, оформленные с отступлениями от правил (вручную, не на соответствующем бланке и т.п.).

6. несоответствие данных синтетического и аналитического учета, синтетического учета и отчетности.

Если количество выявленных ошибок превышает долю, предусмотренную во внутреннем стандарте аудиторской фирмы, то выборочная совокупность может быть расширена.

Характер выявляемых ошибок дает возможность своевременно исправить, например те, которые связаны с недостающими документами. Решение об этом принимается руководителем аудиторской проверки, т.к. он несет основную ответственность за проведение аудита. В соответствии с п.13 ФП(С)АД №22 аудитор должен своевременно сообщать информацию, что дает возможность руководству аудируемого лица своевременно принимать меры.

В рабочей документации аудитора должно быть отражено следующее:

1. оценка системы внутреннего контроля

2. обоснование размера выборочной совокупности

3. описание выявленных ошибок, либо указание на отсутствие таковых

4. обоснование увеличения выборочной совокупности (при необходимости)

5. ошибки, выявленные в расширенной выборочной совокупности

6. разъяснения, полученные от должностных лиц

7. в соответствии с п. 16 ФП(С)АД №22, если аудитор сообщил информацию о необходимости внесения исправлений представителям аудируемого лица в устной форме, то в рабочей документации следует отразить реакцию на это получателей информации.

Степень автоматизации учета операций на банковских счетах может быть различной. Это оказывает некоторое влияние на объем аудита, не меняя сущности проверки по существу.

1. полная автоматизация процесса учета от составления первичного документа до формирования отчетности. В этом случае вероятность появления несоответствий учетных и отчетных данных практически равна нулю, поэтому проверка бывает связана обычно только с наличием документов.

2. при частичной автоматизации учета или ручном его ведении объем аудита будет соответствовать процедурам, указанным для аналогичных ситуаций при аудите кассовых операций.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: