РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ




«Литература» 1,2, 3,4 кл. ОВЗ (7вид)

Пояснительная записка

Дети с задержкой психического развития (ЗПР), которым рекомендовано обучение в школе VII вида, обучаются по общеобразовательной программе. Особенности их обучению происходят за счет применения специальных методик, подходов, а также за счет постоянной психолого-педагогической помощи. Педагоги, работающие с детьми, которые имеют нарушение развития, планируют свою работу, учитывая как требования образовательной программы, так и особенности психического развития определенной категории детей.

 

Рабочая программа учебного курса «Литература» 1, 2, 3, 4 кл. ОВЗ (7вид) рассчитана на 4 года (по 4 часа в неделю).

Уровень программы – базовый.

Программа является типовой.

Рабочая программа разработана на основе:

  • Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение:нач.классы/ сост.Л.А.Вохмянина.- М.: Дрофа, 2001.
  • Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (I-IV) Подготовительный класс/ Под ред. С.Г.Шевченко.- М.: Школьная пресса 2004
  • Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4) в двух частях:часть 1 составители Т.В. Игнатьева, Л.А.Вохмянина, часть 2 И.А.Петрова, Е.О.Ярёменко М., Изд.Просвещение, 2004г

 

Литературное чтение в начальных классах для детей с трудностями в обучении является органичес­кой частью систематического курса русского языка и литерату­ры. На ступени начальной школы чтение объединяет цель и средство обучения, воспитания и развития учащихся. Основное предназначение курса — обучение детей навыку чтения и пони­мания прочитанного, введение ребенка в мир художественной литературы.

Программа по изучению литературы в младших классах школы представляет собой два взаимосвязанных, но обладающих определенной самостоятельностью учебных курса:

  1. Обучение грамоте, развитие речи и внеклассное чтение.
  2. Литературное чтение (классное и внеклассное) и развитие речи.

 

В обучении грамоте (1 класс) выделяются 3 периода: подготовительный, букварный и послебукварный. В течение этого времени ведется работа по развитию фонематического слуха детей; обучению их первоначальному чтению; расширению и уточнению представлений детей об окружающей действительности в ходе чтения, организации экскурсий, наблюдений; обогащению словаря учащихся и развитию устного (слушание и говорение) вида речи.

На уроках чтения решаются как общие с общеобразовательной школой, так и специфические, коррекционные задачи обучения детей. Важнейшими задачами уроков чтения являются: Освоение учащимися системы знаний и приемов самостоятельной деятельности на уровне государственного образовательного стандарта начального образования по литературе.

  1. Воспитание личности ребенка на основе формирования учебной деятельности. Эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника.
  2. Обеспечение развития обучающихся, их творческих, интеллектуальных способностей, формирование умений полноценно воспринимать литератур­ное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодоление недостатков в развитии эмоционально-во­левой сферы детей сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное. Развитие поэтического слуха. Достижение уровня элементарной грамотности (чтение), элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи. Обогащение словарного запаса, расширение кругозора, формирование потребности в постоянном чтении книг, развитие интереса к творчеству писателей.
  3. Формирование навыков чтения (сознательность, беглость, правильность, выразительность) и речевых умений, обеспечивающих восприятие, понимание и воспроизведение содержания произведений. Овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание), необходимыми для продолжения образования на II-ой ступени образования.
  4. Адаптация обучающихся к жизни в обществе, обогащение чувственного, нравственно-эстетического и познавательного опыта ребенка, приобщение их к классике художественной литературы.
  5. Уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения и дифференциации непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении; преодоление недостатков в развитии речи учащихся, форми­рование речевых умений и навыков, знаний о родном языке; привитие интереса к книге, к самостоятельному чтению.

 

Разнообразные задачи обучения детей чтению решаются в про­цессе работы над текстами учебных книг для чтения, художествен­ной и научно-популярной литературы, периодической печати. Чтение художественных произведений создает условия для воспи­тания в детях честности, доброты, уважения к старшим, любви к природе, труду. Тематика чтенияопределяется содержанием комплекта учебников, принятых школой для работы на уроках. Она включает произведения устного народного творчества, художественные произведения для де­тей отечественных и зарубежных писателей и поэтов прошлого и со­временности. Произведения для чтения на каждом этапе обучения должны быть доступны учащимся по объему, содержанию и лексико-грамматической структуре. Обучение чтению ведется по комплекту «Родная речь» (сост. М.В.Голованова, В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова).

При работе по основным учебникам не следует гнаться за боль­шим количеством предлагаемых произведений. Учитывая особен­ности чтения детей с задержкой психического развития, отдельные тексты в пределах темы могут быть предметом углубленной рабо­ты, а другие — использоваться для ознакомительного, внеклассно­го или самостоятельного чтения.

 

Обязательным разделом работы над текстом является внеклас­сное чтение. На внеклассное чтение в букварный период отводится пол-урока один раз в неделю. Во 2-3 классе выделяется по одному уроку в неделю, а в IV классе — по одному уроку в две недели. Цель занятий по внеклассному чтению — формировать умения, связанные с самостоятельной работой учащихся с книгой. Задачами этих уроков являются:

• знакомство учащихся с лучшими книгами, предназначенными для детского чтения, и с их авторами;

• воспитание читательской активности и любознательности;

• расширение и углубление знаний, получаемых в классе по другим предметам;

• развитие индивидуальных интересов и склонностей;

• обучение приемам работы с книгой, умению отбирать книги для чтения;

• предоставление учащимся детской литературы, входящей в круг чтения современного младшего школьника, во всем ее разнообразии;

• формирование интереса к книгам и положительного отношения к самостоятельному чтению.

 

Уроки внеклассного чтения воспитывают у школьников потреб­ность в чтении детских книг для пополнения фактических знаний и нравственно-эстетического опыта, для познания окружающей действительности и самопознания. В круг самостоятельного чтения учащихся входят сказки, стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы и повести, научно-популярные произведения, правдиво и ярко отражающие жизнь, пове­ствующие о моральной силе человека. В систему уроков внеклассного чтения входят уроки-утренники, уроки-доклады, уроки - устные журналы, конференции и т.п.

В курсе используются разнообразные методы и формы обучения. Содержание курса базируется на основе многих наук, в связи с чем, оно приведено в определенную систему, соответствующую основным дидактическим принципам научности, доступности, систематичности, последовательности.

Осуществляется текущий контроль успеваемости по пятибалльной шкале оценивания.

Формы текущего контроля:

- индивидуальный: пересказ, составление плана произведения, озаглавливание его частей, заучивание наизусть, работа по карточкам, мини-сообщения, творческие работы;

- фронтальный: беседа, составление плана к прочитанному, словесное рисование.

- поурочный балл.

Учитель, проверяя и оценивая работы, устные ответы учащихся, достигнутые ими умения и навыки, выставляет оценку в классный журнал и дневник обучающегося. Выставляются промежуточные итоговые оценки в баллах за четверти, а в конце учебного года – годовые оценки. Знания и умения первоклассников не оцениваются в пятибалльной системе.

 

 

Учебно-тематический план

 

  Кл. Кол-во часов в неделю   Содержание
БУП Нац.-рег. комп. Школьный компонент
1кл   10%   132ч.: Обучение чтению - 120 ч
  • Подготовительный период (70ч)
  • Букварный период (154 ч)
  • Послебукварный период (16 ч)
  Литература - 12 ч 1. «Жили-были буквы» - 6 ч 2. «Сказки, загадки, небылицы» - 6 ч  
2кл.   10% - 136 ч: 1. «Устное творчество русского народа» –14ч 2. «Русские писатели» - 31 ч 3. «Писатели детям»– 83 ч 4. «Литература народов мира»– 8 ч  
3кл.   10% - 136 ч: 1. «Устное народное творчество» – 10 ч 2. «Страницы русской классики» – 54 ч 3. «Литературные сказки» – 8 ч 4. «Любимые детские писатели» – 54 ч 5. «Зарубежная литература» –10 ч
4кл.   10% - 136 ч: 1. «Летописи» – 6 ч 2. «Былины, древнерусские повести, жития» – 9 ч 3. «Чудесный мир классики» – 20 ч 4. «Поэтические тетради» – 49 ч 5. «Твоя книжная полка» – 45 ч 6. «Зарубежная литература» – 7 ч

 

Требования к уровню подготовки обучающихся

 

1 кл 2 класс 3 класс 4 класс
  Учащиеся должны знать: все буквы русского алфавита, соотносить звуки с буквами, которые их обозначают; основные отличия звуков от букв, использо­вать в активной речи термины звук, буква; правила гигиены письма и чтения; наизусть три—пять стихотворений. Учащиеся должны уметь: различать гласные и согласные звуки, твердые, мягкие, звонкие, глухие согласные звуки, правильно их называть; использовать в активной речи термины гласный звук, согласный звук, твердый coгласный звук, мягкий согласный звук, глухой согласный звук, звонкий согласный звук; определять и обозначать в слове ударную гласную, использо­вать термин ударение, использовать термин предложе­ние; вычленять слова из предложений, состоящих из двух—пяти слов; использовать термин слово; читать сознательно, правильно, плавно небольшие тексты (15-20 слов в минуту); отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; воспринимать на слух небольшую сказку, рассказ, загадку, стихотворение, рассказывать, о чем слушали, давать простейшую оценку прочитанного (по вопросам учителя или по иллюстрациям), соблюдая соответствующую громкость и темп высказываний; употреблять слова приветствия, прощания, благодарности, выражающие просьбу.   Учащиеся должны знать: фамилии трех-четырех писателей и названия их произведений для детей; наизусть 7—8 стихотворений. Учащиеся должны уметь: читать вслух сознательно, правильно, целыми словами (труд­ные по смыслу и по структуре слова — по слогам) в темпе 30—40 слов в минуту; соблюдать паузы и интонации, соответствующие знакам препинания; находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание;давать подробный пересказ небольшого доступного теста; составлять устно небольшой рассказ на темы, близкие интере­сам учащихся, связанные с наблюдениями по заданию учителя; самостоятельно знакомиться с детской книгой (фамилия автора, название, иллюстрации), читать ее под наблюдением учителя.­ Учащиеся должны знать: фамилии трех-четырех (новых по сравнению с прошлым учеб­ным годом) писателей и названия их произведений для детей; наизусть 8—10 стихотворений.   Учащиеся должны уметь:   читать вслух сознательно, правильно и выразительно целыми словами (малоизвестные слова сложной слоговой структуры — по слогам) в темпе 50—60 слов в минуту;   осознанно читать про себя; определять смысл описываемых событий и поступков героев, выражая свое отношение к ним;   устанавливать логические связи между событиями и явления­ми, описанными в тексте; пересказывать прочитанное подробно и сжато;   сочинять новое окончание сюжета или вставные эпизоды в текст сказки на основе прочитанного;   самостоятельно находить произведения по их названию в ог­лавлении.   Учащиеся должны знать: - фамилии 10—12 писателей (поэтов) и их произведения для де­тей; - детские периодические издания; профессии людей, занятых литературным трудом (писатель, поэт, драматург, журналист, корреспондент, режиссер, актер, ре­дактор, корректор); - наизусть 10—12 стихотворений (в том числе о разных временах года). Учащиеся должны уметь: - читать вслух сознательно, правильно, выразительно и доста­точно бегло, с соблюдением норм орфоэпии текст в темпе 70—80слов в минуту; - осознанно читать про себя текст любого объема и жанра; передавать при чтении различными выразительными сред­ствами (темп, громкость, тон, мелодика, паузы, логические ударе­ния) свое отношение к прочитанному, к событиям, поступкам героев, фактам — по заданию учителя и по личной инициативе; - давать подробный, выборочный и краткий пересказ прочи­танного; - воспроизводить содержание текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения, сзаменой диалога повествованием; - понимать эмоциональное состояние персонажей, отзываться эмоционально на содержание прочитанного; - выбирать героев произведений в качестве образца для по­дражания, рассуждать на тему «Что такое хорошо и что такоеплохо»; - замечать особенности речи действующих лиц, определять свое и авторское отношение к событиям и персонажам;различать в тексте, объяснять и использовать в собственной речи оттенки значений слов, образные средства выразительности (сравнения, эпитеты, метафоры, фразеологические обороты — без употребления терминов); - составлять творческие рассказы или описывать (устно) эпизо­ды с изменением лица рассказчика, от имени одного из героев, с вымышленным вставным или заключительным эпизодом, сказоч­ные тексты; - практически различать жанры художественных произведений (стихотворение, басня, сказка, рассказ) и произведения народного творчества (сказки, пословицы, песенки, загадки); - отличать книгу художественную, научную, учебную; - замечать ошибки свои и одноклассников в процессе чтения; - делить текст на части, озаглавливать их, объяснять смысл названия текста и текста в целом; - ориентироваться в книге (титульный лист, оглавление, предисловие, иллюстрации, абзац, красная строка), - пользоваться оглавлением и сносками.

Учебно-методическое обеспечение.

    Кл. Кол-во часов   Учебные пособия для уч-ся     Метод.пособия для учителя   Пособия для контроля знаний
По БУП По уч.плану
      Русская азбука. Учебник для 1 кл. /В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, А. Ф. Шанько, В. Д. Берестов-6 изд.,-М.:Просвещение, 2010. Климанова Л. Ф. Уроки литературного чтения. Метод. пособие к учебнику «Родная речь.1 кл.».- М.: Просвещение, 2004 Поурочные разработки по литературному чтению. 1 класс. – М.: «ВАКО», 2004 Игнатьева Т. В. Контрольные тексты для проверки техники чтения 1-4 кл. – Тула: «Родничок», М.:»Астрель», 1999 Горецкий В. Г., Тикунова Л. И. Тематические и итоговые контрольные работы по чтению в начальной школе: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 1996 Горецкий В. Г., Тикунова Л. И. Тематические и итоговые контрольные работы по чтению в начальной школе: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 1996   Горецкий В. Г., Тикунова Л. И. Тематические и итоговые контрольные работы по чтению в начальной школе: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 1996 Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа» Издание Министерства образования Российской Федерации за 2007-2011   Учебно-методические разработки, презентации, физкультминутки на Интернет-сайтах: · https://www.it-n.ru/ · https://festival.1september.ru/ · https://www.nachalka.com/ · https://www.4stupeni.ru/ · https://www.uroki.net/docnach.htm · https://www.pedsovet.su/load/100 · https://www.openclass.ru/node/324 · https://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/18ece49a · https://www.zavuch.info/component/mtree/nachal/literatnach/nachlitplanir/-----3--q-q.html  
      Родная речь. Учеб. для учащихся нач. шк./ Сост. В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова – М.: Просвещение, 2010 Гостимская Е. С., Байкова М. И.Поурочные разработки по чтению к учебнику «Родная речь. 2 класс.» (Голованова и др). – М.: «ВАКО», 2005
      Родная речь. Учеб. для учащихся нач. шк./ Сост. М. В. Голованова и др. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2010 Литературное чтение. Поурочные планы по учебнику «Родная речь. 3 класс.» (Голованова и др.)/ Сост. Е. В. Менькова. – Волгоград, 2002 О.В.Кутявина. Универсальные поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс. М., «Вако»,2007.  
      Родная речь. Учеб. для учащихся нач. шк./ Сост. М. В. Голованова и др. – М.: Просвещение, 2010 Литературное чтение. Поурочные планы по учебнику «Родная речь. 4 класс.» (Голованова и др.)/ Сост. И. В. Персидская. – Волгоград, 2002

Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение

Материально-техническая база является одним из важнейших условий в повышении эффективности обучения. Для реализации ОП имеются оборудованные учебные классы, находящиеся на 2-м этаже ОУ. Площадь и оборудование, которых соответствуют государственным и местным нормам и требованиям. Для проведения занятий используется наглядные пособия, демонстрационные и раздаточный материалы, в том числе материалы и пособия, подготовленные самими преподавателями, а именно: комплекты, тематические таблицы, картинный словарь, сюжетные картинки по развитию речи, карточки для индивидуальной работы, словари разных видов, репродукции картин, портреты писателей, объекты живой и неживой природы. Для удобства работы с учебно-методическими пособиями создан методический кабинет учителей начальной школы.

Информационно-техническое обеспечение:компьютер, мультимедиа проектор, колонки, экран, образовательные ресурсы сети Интернет, диафильмы, видеофильмы, иллюстрированные материалы.

Учебно-методические разработки, презентации, физкультминутки на Интернет-сайтах:

· https://www.it-n.ru/

· https://festival.1september.ru/

· https://www.nachalka.com/

· https://www.4stupeni.ru/

· https://www.uroki.net/docnach.htm

· https://www.pedsovet.su/load/100

· https://www.openclass.ru/node/324

· https://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/18ece49a

· https://www.zavuch.info/component/mtree/nachal/literatnach/nachlitplanir/-----3--q-q.html

Кадровое обеспечение (см.ПРИЛОЖЕНИЕ).

 

Реализация национально-регионального компонента (см. ПРИЛОЖЕНИЕ)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: