Развитие эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста через использование средств арт-терапии




СТАТЬЯ

«Развитие эмоциональной-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста через использование средств арт-терапии ».

Многие годы дошкольное воспитание в нашей стране было в основном ориентировано на обеспечении познавательного развития детей. Однако в дошкольном возрасте ребенок овладевает не только знаниями, умениями, навыками, но и происходит становление базовых свойств его личности: самооценки и образа Я, эмоционально сферы, нравственных ценностей и установок, социально – психологических особенностей в системе отношений между людьми.

Сегодня в качестве основных приоритетов дошкольного воспитания выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком, забота о его эмоциональном благополучии,принятие и поддержка его индивидуальности.

в Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования » (9,3) «охрана и укрепление эмоционального благополучия детей »-выступает в качестве основной приоритетной задача дошкольного образовании

Считаю, что проблема эмоционального благополучия детей в семье и дошкольном учреждении, развитие его эмоциональной сферы, формирования «умных эмоций », является одной из самых актуальных, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности.

У детей, которые не могут управлять своими эмоциями,возникает проблема социально-психологической адаптации: нет контакта со сверстниками, ребенок не принят, изолирован или отвергнут. В свою очередь положение ребенка в группе, характер его взаимоотношений со сверстниками существенно влияет на его эмоциональное состояние. От этого зависит, насколько чувствует ребенок себя спокойным, удовлетворенным, находится в состоянии эмоционального комфорта.

Т. о. гармония или дисгармония эмоциональной сферы определяет всю жизнь ребенка: его психическое развитие, общение, взаимодействие, деятельность.

К сожалению одной из актуальных для современного дошкольного образования является проблема ухудшения психологического здоровья, увеличения количества так называемых «трудных» детей, с трудностями эмоциональной регуляции поведения, детей с эмоциональными нарушениями.

Современные дети более интеллектуально развиты и вместе с тем более инфантильны, эмоционально равнодушны, у многих детей повышен уровень тревожности, агрессивности, занижена самооценка.

И для этого есть свои причины:

-дефицит внимания, поддержки, любви, скрытое и явное эмоциональное отчуждение взрослыми ребёнка в семье;

а)нарушение психологического здоровья самих родителей, и в первую очередь их повышенная тревожность и эмоциональная холодность

б)неадекватный стиль воспитания ребёнка, и в первую очередь гиперопёка или сверхконтроль,

-несоблюдение взрослыми прав, защищающих интересы ребёнка, авторитарный стиль взаимодействия, стремление жёстко подчинить детей своей воле и регламентировать их поведение даже в тех случаях, где им необходима свобода. (А. В. Петровский, Т. И. Чиркова)

-Нестабильность: политическая, экономическая, ценностная.

-отчуждение мира культуры взрослых от детской субкультуры, неготовность понять, принять и сохранить её уникальные традиции, передающиеся от одного поколения к другому;

-раннее приобщение дошкольников к теле-видео-компьютерному экрану.

-Внедрение раннего обучения, приводящего к перераспределению темпов развития познавательных процессов, что является фактором риска нарушения здоровья детей.

Значительная часть родителей попала под влияние педагогических теорий, пропагандирующих интеллектуализацию воспитания. Родители готовы, не жалея сил и времени, учить детей считать, читать, знакомить с основами наук…. При этом они полностью отказываются от интеллектуально не нагруженных, но имеющих психотерапевтический смысл видов общения: бытовой, совместной деятельности, игры. По мнению специалистов (педагоги, психологи, психиатры, изучавших эту проблему, интеллектуальные перегрузки приводят к глубокой невротизации личности ребёнка, смещению его самооценки в область образовательных достижений.

Застенчивость, тревожность, неуверенность в себе, длительное подавленное состояние, неспособность самостоятельно принимать решение и справляться с трудностями, ощущение собственной неполноценности и многое другое осложняют жизнь ребёнка как в семье, так и в коллективе сверстников. В связи с этим особо актуальной для практической психологии является задача поиска наиболее эффективных путей выявления и преодоления этих нарушений.

Работа над этими проблемами способствовала поиску новых технологий в работе с детьми. Наиболее приемлемой, на мой взгляд, является арт-терапия.

Творчество помогает ребёнку справиться с эмоциональными и поведенческими проблемами.

Использование арт-терапии в практике педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения обосновано присущими ему функциями: воспитательной, развивающей, коррекционной, психотерапевтической, диагностической.

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Арт-терапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки, рисования, конструирования из природных материалов. Переживая образы, человек обретает свою цельность, неповторимость и индивидуальность.

Арт-терапия - это наиболее мягкий метод работы, контакта с трудными проблемами. Ребенок может не говорить, или не может признать свои проблемы своими, но при этом лепить, двигаться и выражать себя через движения телом. Также занятия арт-терапией могут снимать психическое напряжение. В занятии искусством очень важно, чтобы ребенок чувствовал свой успех в этом деле. Если он видит, что имеет успех в выражении и отображении своих эмоций, создании уникальных поделок, рисунков, к нему приходит успех в общении, а взаимодействие с миром становится более конструктивным. Успех в творчестве в его психике бессознательно переносится и на обычную жизнь.

Арт-терапия позволяет сделать этот процесс радостным, интересным, успешным, индивидуальным для каждого.

Арт-терапия основана на спонтанном самовыражении и в известной мере игнорирует эстетические критерии в оценке его результатов и профессионализма автора. И для того и для другого более важен сам процесс творчества, а не результат.

Таким образом арт-терапия имеет широкие возможности в развивающей и коррекционной работе с детьми- дошкольниками. Позволяет развивать коммуникативные навыки ребёнка способность к сотрудничеству со сверстниками. Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.

. В своем творчестве дети, не задумываясь, рисуют, изображают, воспроизводят то, что чувствуют. Именно «арт-терапия » позволяет добиться положительного развивающего эффекта в работе с детьми.

С какими детьми можно проводить работу на основе арт-методов? Для кого предназначены подобные занятия?

Это дети с негативным представлением о себе, неадекватной самооценкой, повышенной тревожностью, страхами. Дети, которые реагируют на окружающие события с помощью сложившихся механизмов защиты: агрессии, отказа от общения, демонстративности. Некоторые из них ведут себя сверхактивно, суетливо, шумно либо, наоборот, стараются стать незаметными.

Для ребенка чаще важен не результат, а сам процесс рисования. Именно поэтому арт-терапия так эффективна в работе с детьми.

Арт-терапия позволяет вернуть ребенка в ту атмосферу, которая окружала его в доизобразительный период: бузусловное принятие, признание достоинств, понимание потребностей. Возвращается ощущение успешности и значимости для окружающих его действий: «я чего-то стою, что-то могу», «у меня есть способности», «я признан другими», «мое мнение учитывается», «я могу справляться с трудностями», «я не избегаю неудачи, а стремлюсь к успеху». В ходе взаимодействия с детьми ребенок меняет свои ожидания от социальных отношений: «я вижу успехи других детей », «мне легко общаться со взрослым», «меня понимают», «мне помогают, меня поддерживают».

Преимущества использования с детьми методов арт-терапии

Какое воздействие оказывает арт-терапия, в чем заключаются ее уникальные особенности?

• Создает положительный эмоциональный настрой.

• удовлетворяет потребности в позитивном внимании,даёт ощущение собственной успешности и значимости

• Облегчает процесс коммуникации

• наиболее мягкий метод работы, с проблемами. позволяет обратиться к тем реальным проблемам которые по каким– либо причинам затруднительно обсуждать вербально.

• Дает возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме.

• безопасный способ разрядки разрушительных и саморазрушительных тенденций позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять.

• снятие психо- эмоционального напряжения

• Свободное самовыражение,возможность не навязывая, не заставляя, раскрыть способности ребёнка, помочь ему, опираясь на сильные стороны, преодолевать трудности

• Активная жизненная позиция

• Повышает адаптационные способности ребенка к повседневной жизни. Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением.

• Эффективна в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития. Опирается на здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции и исцеления.

На сегодняшний день зарубежными и отечественными специалистами накоплен богатый опыт использования арт-терапии в работе с детьми, в том числе, дошкольного возраста.

Теоретическое обоснование

Существуют различные точки зрения на определение арт-терапии, в частности одни связывают ее с лечебным применением разных искусств, другие же связывают данное направление исключительно с лечебным применением клиентом разных изобразительных средств.

Изначально термин арттерапия (буквально: терапия искусством) возник в 1938г, его ввёл Андриан Хилл. З. Фрейд,К. Юнг изучали сферу бессознательного, говорили,что безсознательное проявляет себя в символических образах. Юнг предлагал выражать свои мечты и фантазии в рисунках, рассказах, чтобы лучше понимать переживания

Дальнейшее развитие арт-терапия получила в учениях К. Роджерс, А Маслоу,Э. Крамер. Разрабатывая гуманистическую модель развития личности. Они говорили, что художественный процесс сам по себе имеет оздоравливающее действие и не требует вербального комментатора.

Копытин А. И. и Свистовская Е. Е. отмечают, что, «несмотря на тесную связь с лечебной практикой, арт-терапия во многих случаях имеет преимущественно психопрофилактическую, социализирующую и развивающую направленность, что может иметь большое значение в деятельности образовательных учреждений Во избежание смешивания терапевтических и образовательных компонентов в работе педагогов, этими авторами предлагается вместо слов «арт-терапия » и «арт-терапевтический » (метод, прием, подход) использовать такие понятия, как «арт-метод » («арт-методы », «методы, основанные на творческой активности», «методы творческого самовыражения» и иными близкими им по содержанию определениями.

Арттерапия в научно-педагогической литературе рассматривается, как средство позволяющее заботиться об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности (Г. В. Бурковский, А. И. Захаров, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, О. А. Карабанова, А. И. Копытин, Л. Д. Лебедева, Р. Б. Хайкин и др.)

Арцишевская И. Л. Л. Мардер Отмечали психопрофилактическую, социализирующую и развивающую направленность арттерапевтических методов, говорили об арт-терапии как о мягком методе работы с проблемами ребёнка

Л. С. Выготский,А. В. Запорожец, А. Д. Кошелева, Я. З. Неверович доказали возможность смягчения недостатков эмоционального развития детей через активное его включения в особым образом организованную деятельность. Считали возрастной период 5 – 7 лет сензитивным для формирования эмоциональной сферы.

Ведущая идея:

Использование разнообразных средств арт-терапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста способствует преодолению нарушений эмоциональной –личностной сферы детей

Коррекционно- развивающая работа с подгруппой детей и через индивидуальные образовательные маршруты осуществляется на основе разработанной программы «Развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы у детей старшего дошкольного возраста через использование средств арт-терапии ».

ЦЕЛЬ: Развивать эмоционально-личностную сферу ребёнка через использование средств арт-терапии.

ЗАДАЧИ

• Формирование умения детей понимать и выражать собственное

эмоциональное состояние через творчество, отреагирование актуальных состояний;

• Снятие эмоционального и мышечного напряжения,

гармонизация эмоциональной сферы

Развитие позитивной самооценки, повышение уверенности в своих силах.

• Формирование способов эффективного взаимодействия: умения сотрудничать, проявить инициативу, уступить.

• Совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями,

обучение приемлемым отреагирования чувств и переживаний в процессе

творчества.

• Снижение уровня тревожности и агрессивности, демонстративности

• Повышение психологической компетентности педагогов и родителей

по вопросу развития эмоциональной сферы дошкольника средстами арт-терапии

• Оптимизация детско-родительских отношений

Данная программа основана на использовании различных форм творческого самовыражения, в первую очередь изобразительных средств: графика, живопись, коллаж.

ПРИНЦИПЫИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ

• Принцип добровольности (желание ребенка - основное условие работы.)

• Принцип комфортности создание на занятии атмосферы защищённости, доброжелательности, безопасности.

• Принятие ребёнка таким, какой он есть признание его ценности, значимости, уникальности

• Принцип максимального учёта психического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребёнка.

• Принцип равенства позиций:личностно-ориентированный стиль общения

Работа предполагает совместную деятельность педагога с детьми.

• Принцип систематичности

• Принтип интегративности: использование элементов: изотерапии, музыкотерапии, сказкотерапии, песочного рисования, игротерапии, что во многом повышает эффективность работы

• Принцип вариативности создание условий для самостоятельного выбора ребёнком материалов, способов работы, и степени активности.

• Принцип доступности: техники и приёмы должны подбираться по принципу простоты и эффектности

• Позитивное одобрение и принятие любого малейшего достижения ребёнка, продукта творчества, независимо от содержания, формы, качества

Ожидаемые результаты

• позитивные изменения в психологическом состоянии детей

• снижение тревожности и агрессивности, демонстративности

• уверенность, адекватная самооценка

• коммуникативная и творческая активность

• повышение уровня благополучия и статуса ребёнка в детском коллективе.

• улучшение детско-родительских отношений;

Этапы работы

I этап

• Изучение психолого-педагогической литературы.

• Проведение первичной психолого-педагогической диагностики эмоционально-личностной сферы, анализ результатов наблюдения и анкетирования

• Отбор принципов организации работы, наглядных и методических материалов

• Разработка плана работы

• Внесение изменений в РППС.

II этап

• Реализация плана работы.

• Работа в мини-группах по индивидуальным образовательным маршрутам

• Подбор арт-терапевтических игр и составление каталога.

• Вовлечение родителей и педагогов в образовательный процесс.

III этап

• Проведение повторной педагогической диагностики.

• Проведение анализа результативности работы

• Транслирование опыта практических достижений

по представленной теме.

• Определение дальнейшего маршрута.

Причиной направления детей на арт-терапию служат результаты диагностики и наблюдений психолога, а также отмечаемые педагогами и родителями проявления поведенческих и эмоциональных нарушений.

В своей работе я использовала комплекс диагностических методик:

Диагностический инструментарий:

• Наблюдение за эмоциональным самочувствием детей в свободной деятельности.

• Графическая методика «Кактус» М. А. Панфилова

• Проективная рисуночная методика «Рисунок семьи». Г. Т. Хоментаускас

• Анкета для родителей «Эмоциональное развитие ребёнка ».

• Социометрия Т. А. Репиной «Секрет»

• Изучение самооценки «Лесенка» В. Г. Щур

• Проанализировав данные диагностики я определила группу детей с которой будет проводится работа по развитию эмоционально-личностной сферы.

Работа с детьми проводились с учётом индивидуальных особенностей детей. В занятия включены элементы: изотерапии, музыкотерапии, сказкотерапии, свето-песочной терапии, игротерапии, что во многом повышает эффективность овладения детьми разными формами и средствами общения, открытого отношения к окружающему миру, выражению активной познавательной позиции, инициативности и независимости в суждениях, для полноценного развития эмоционального интеллекта.

Занятия проводились в течение 3 месяцев (1 раз в неделю, по составленной программе, с использованием игровых методов и приёмов в комплексе с рисуночной терапией, сказкотерапией, музыкотерапией, а так же с использованием психогимнастических упражнений.

Участниками работы были не только дети, но и родители, педагоги.

Работа с родителями

Задачи: Расширение знаний родителей по вопросам значимости развития социально- эмоциональной сферы детей.

Формирование практических навыков родителей по взаимодействию с ребёнком, оптимизации детско-родительских отношений

Способствовать повышению ответственности родителей за эмоциональное благополучие детей

Мероприятия:

Анкетирование родителей:

«Особенности эмоционального развития ребёнка »

Тематические консультации для родителей:

«Как с помощью рисунка победить страх»

«О чём расскажет детский рисунок»

«» Как научить ребёнка преодолевать негативные эмоции

Консультация для родителей «Как понимать и слушать ребёнка»

• Как помочь детям с нарушениями в эмоциональной сфере

(агрессивные дети, тревожные дети)

• Электронные консультации, презентации для родителей на сайте

-Презентации и выступления на родительских собраниях:

«Как облегчить адаптацию»

«Кризис 3 лет»

«Возраст почемучек »

«Правила общения в семье»

Составление библиотечки для родителей и педагогов из книг, периодики, печатных статей, памяток, рекомендаций

Работа с педагогами

Задачи:

• Расширение знаний педагогов по вопросам значимости развития социально- эмоциональной сферы детей.

• Самосовершенствование педагогов в овладении коммуникативными умениями, навыками саморегуляции, способами бесконфликтного общения.

• Формирование практических навыков педагогов по взаимодействию с ребёнком

Консультации для педагогов ДОУ:

«Основные показатели изменений в поведении ребёнка в период адаптации к ДОУ. Условия успешной адаптации.»

Консультация для педагогов «Значение цвета в детском рисунке»

Консультация «Как помочь застенчивому ребёнку»

Консультация для педагогов «игры на развитие умения понимать понимать свои чувства и других людей»

«Развитие эмпатических способностей детей в процессе общения »

«Условия для эмоционального благополучия детей в летний период »

«Психологический уголок в детском саду»

«Особенности взаимодействия педагогов с детьми с нарушениями развития социально- эмоциональной сферы »

Тематические консультации для молодых специалистов:

«Неуверенные, застенчивые дети. Как им помочь?»

Особенности взаимодействия с агрессивными детьми»

Как помочь ребёнку справиться со своими страхами2

Открытые просмотры для педагогов ДОУ:

«Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников »

Семинары-практикумы «Основы коммуникации»(4 занятия)

Семинар-практикум с элементами тренинга

: «Как предупредить и преодолеть нарушения в эмоциональном развитии детей »

После проведения курса занятий, была проведена повторная диагностика детей с использованием тех же методик, что и на начальном этапе. Диагностика проводилась с целью проверки эффективности психологической коррекции эмоциональной сферы ребёнка, посредством составленной нами системы занятий с использованием метода арт-терапии.

Сравнивая результаты первичной и итоговой диагностики, был сделан вывод, что систематическое проведение работы с детьми старшего дошкольного возраста пло развитию эмоционально-социальной сферы через использование средств арттерапии даёт положительные результаты

Сопоставление результатов первичного и повторного обследования детей убедительно свидетельствует о положительной динамике в эмоциональной сфере ребёнка у детей. Это находит своё выражение в снижении у детей уровня страхов, тревожности, агрессивности, демонстративности.

Позитивные изменения, произошедшие в эмоциональной сфере детей выразились в снижении негативно окрашенных переживаний и общей психологической напряженности, стабилизации общего фона настроения.

Воспитатели и родители отметили положительное эмоциональное самочувствие детей в период проведения с ними специальных занятий с использованием арт-терапевтических методов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: