ПРОГРАММА
вступительных испытаний для поступающих на сокращенную
заочную форму обучения в учреждение образования
«Полоцкий государственный университет»
по специальности 1-25 01 07
«Экономика и управление на предприятии»
Раздел 1. «Экономика предприятия». «Основы маркетинга».
1. Промышленность – ведущая отрасль национальной экономики.
2. Отраслевая структура промышленности.
3. Предприятие как субъект хозяйствования.
4. Организационно-правовые формы субъектов хозяйствования.
5. Формы объединения предприятий.
6. Малые предприятия и инфраструктура поддержки малого бизнеса.
7. Формы общественной организации производства: концентрация, специализация, кооперирование, комбинирование.
8. Персонал предприятия, состав и структура.
9. Производительность труда: понятие, значение роста.
10. Показатели и методы измерения производительности труда.
11. Тарифная система Республики Беларусь. Элементы тарифной системы.
12. Производственная программа предприятия. Показатели.
13. Основные средства: сущность, структура.
14. Классификация основных средств.
15. Методы оценки основных средств.
16. Износ и амортизация основных средств, виды износа.
17. Методы начисления амортизации.
18. Показатели, характеризующие эффективность использования основных средств.
19. Оборотные средства: состав, структура.
20. Оборачиваемость оборотных средств. Показатели оборачиваемости.
21. Нормирование оборотных средств.
22. Определение потребности предприятия в оборотных средствах.
23. Источники формирования оборотных средств.
24. Разгосударствление и приватизация. Понятие, принципы.
25. Формы и виды приватизации.
26. Формы и системы оплаты труда на предприятии.
27. Государственное регулирование оплаты труда в Республике Беларусь.
28. Издержки производства, их классификация.
29. Структура издержек производства.
30. Пути, резервы и факторы снижения себестоимости продукции на предприятии.
31. Прибыль предприятия: сущность, виды.
32. Механизм формирования прибыли предприятия.
33. Механизм распределения прибыли предприятия.
34. Рентабельность, ее виды.
35. Производственная мощность предприятия.
36. Цены, виды цен, действующих в РБ. Методы установления цен на продукцию предприятия.
37. Понятие инвестиций и их виды.
38. Методы оценки инвестиционных проектов.
39. Инновации: сущность и классификация.
40. Сущность, цели и задачи современного маркетинга.
41. Основные принципы и функции современного маркетинга.
42. Виды и основные концепции маркетинга.
43. Характеристика комплекса маркетинга.
44. Основные факторы микро- и макросреды маркетинга.
45. Сущность, значение и основные направления маркетинговых исследований.
46. Характеристика основных этапов процесса маркетингового исследования.
47. Характеристика методов и форм сбора первичных данных.
48. Модели поведения покупателей на потребительском рынке. Процесс принятия решения о покупке.
49. Состав и характеристика факторов, оказывающих влияние на покупательское поведение.
50. Особенности поведения предприятий – покупателей.
51. Понятие, функции и виды рынков.
52. Сегментация товарного рынка: понятие, критерии, признаки.
53. Выбор целевого рынка и позиционирование товара на нем.
54. Понятие товара. Классификация потребительских товаров.
55. Классификация товаров производственного назначения.
56. Характеристика основных элементов товарной политики.
57. Товарный знак: понятие, виды, основные требования, правовая охрана.
58. Сервис в товарной политике предприятия.
59. Концепция жизненного цикла товара.
60. Концепция создания нового товара.
61. Конкурентоспособность товара: понятие, показатели, методы оценки.
62. Система управления качеством продукции. Характеристика системы международных стандартов.
63. Сущность и задачи ценовой политики. Содержание и функции цены в комплексе маркетинге. Ценообразующие факторы.
64. Сущность и основные элементы коммуникационной политики предприятия.
65. Роль, цели и виды рекламы в системе коммуникаций.
66. Характеристика мероприятий по стимулированию сбыта.
67. Личная продажа: законы, правила, основные стадии. Пропаганда в системе маркетинговых коммуникаций.
68. Формирование сбытовой политики в системе маркетинга предприятия.
69. Система товародвижения. Понятие канала распределения, их виды и характеристика.
70. Значение и классификация маркетинговой информации. Построение системы маркетинговой информации на предприятии.
Раздел 2. «Основы менеджмента»
1. Сущность понятия «менеджмент». Основные категории управления: цели и задачи, методы.
2. Классификация менеджмента с точки зрения подходов к управлению: процессный, системный, ситуационный подходы.
3. Школа научного управления: сущность и значение.
4. Административная школа управления: сущность и значение.
5. Школа человеческих отношений: сущность и значение.
6. Организация как объект менеджмента. Жизненный цикл организации.
7. Системный подход к управлению организацией. Организация как открытая система.
8. Сущность процессного подхода к управлению.
9. Принципы управления в системе категорий менеджмента.
10. Понятие и виды функций менеджмента. Общие и специальные функции управления.
11. Сущность и значение ситуационного подхода в управлении организацией.
12. Понятие внутренних переменных организации и подходы к их классификации.
13. Значение анализа внешней среды в управлении организацией. Основные характеристики и факторы внешней среды.
14. Характеристика и значение административных методов управления.
15. Состав, характеристика и значение экономических методов управления.
16. Состав, характеристика и значение социально-психологических методов управления.
17. Планирование как функция менеджмента. Виды планирования. Процесс планирования.
18. Цели организации. Классификация, ранжирование, формирование и построение системы целей организации.
19. Организационная деятельность как функция менеджмента и ее содержание.
20. Основные виды разделения управленческого труда: сущность, содержание.
21. Формирование эффективных организационных отношений. Делегирование полномочий и ответственность.
22. Понятие организационной структуры управления. Виды организационных структур, факторы, влияющие на их построение.
23. Характеристика и сфера применения линейной и функциональной структур управления.
24. Характеристика и сфера применения линейно-функциональной структуры управления.
25. Характеристика и сфера применения адаптивных организационных структуры управления.
26. Мотивация как функция менеджмента.
27. Характеристика содержательных теорий мотивации.
28. Характеристика процессуальных теорий мотивации.
29. Содержание функции контроля в менеджменте. Процесс контроля.
30. Виды и формы контроля в менеджменте.
31. Сущность и значение коммуникаций в менеджменте. Коммуникационный процесс.
32. Основные виды коммуникаций. Коммуникационные барьеры.
33. Понятие и классификация управленческих решений.
34. Процесс принятия управленческого решения.
35. Методы принятия управленческих решений.
36. Состав основных управленческих решений по функциям менеджмента.
37. Понятие власти, влияния и лидерства.
38. Стили руководства. Методы влияния.
39. Теории лидерства.
40. Управление изменениями в организации. Этапы осуществления организационных изменений.
41. Типы конфликтов в организации и их причины.
42. Управление конфликтами в организации.
43. Управление группами. Характеристики эффективной группы. Способы повышения эффективности групп.
44. Информация как ресурс организации. Информационные технологии в управлении.
Рассмотрена и одобрена кафедрой экономики и управления, протокол №___ от «____»________________2011 г.
Зав.кафедрой экономики и управления А.Р. Лавриненко
Одобрена на заседании Совета финансово-экономического факультета
Протокол №____ от «_______»_________________2011г.
Декан факультета Н.Л.Белорусова