Резолюция по итогам проведения панельной дискуссии




«Художественное образование: достижения, вызовы, перспективы

(в контексте реализации национального проекта «Культура»)

В панельной дискуссии приняли участие представители 21 региона. В их числе:

Москва, Нижний Новгород, Петрозаводск, Астраханская, Волгоградская, Вологодская, Ивановская, Калужская, Курская, Самарская, Саратовская, Свердловская, Тверская, Томская, Ульяновская области, Краснодарский и Ставропольский край, Республика Дагестан, Республика Крым, Республика Удмуртия, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Количество зарегистрированных участников на момент проведения дискуссии – 236 человек из более 100 учреждений и ведомств. В том числе:

- региональные, краевые и республиканские министерства и департаменты культуры – 10;

- комитеты и отделы культуры администраций муниципальных образований и районов – 5;

- учебно-методические центры и отделы повышения квалификации – 9;

- отраслевые вузы – 6;

- отраслевые ССУЗы – 6;

- школы искусств – 67.

Дискуссия проводилась очно на базе СГК имени Л.В. Собинова и дистанционно на платформе ВКС-Zoom с одновременной трансляцией в режиме реального времени на YouTube-канале «Саратовская консерватория – новый век».

В числе выступающих в дистанционном формате:

О.С. Ярилова, заместитель министра культуры Российской Федерации;

П.Л. Волк, начальник Департамента по культуре Томской области, доктор культурологии;

М.Х. Гаджиев, заместитель министра культуры Республики Дагестан, кандидат экономических наук, заслуженный работник культуры Республики Дагестан.

Модератор:

А.Г. Занорин, ректор СГК имени Л.В. Собинова.

Спикеры панельной дискуссии:

Т.В. Астафьева,заместитель министра культуры Саратовской области;

Ю.Е. Гуревич, ректор Нижегородской государственной консерватории имени М.И. Глинки, профессор кафедры народных инструментов;

А.А. Кубышкин, ректор Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова, доцент кафедры дирижирования;

А.В. Мостыканов, ректор Астраханской государственной консерватории, заслуженный артист РФ, заслуженный деятель искусств РФ, профессор кафедры народных инструментов;

А.С. Рыжинский, ректор Российской академии музыки имени Гнесиных, доктор искусствоведения, профессор кафедры хорового дирижирования.

В числе участников дискуссии - С.Д. Ермакова, директор Департамента науки и образования Министерства культуры Российской Федерации, представители региональных и муниципальных органов власти, руководители детских школ искусств, профессиональных образовательных организаций и учреждений высшего образования.

В формате свободного диалога участники обсудили актуальные вопросы:

1. Реализация федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура». Создание общенациональной системы профессионального роста работников отрасли культуры.

2. Новые тенденции в образовании и их влияние на развитие системы художественного образования РФ.

3. Цифровизация образования. Удачные решения, непреодолимые сложности.

 

Участники конференции отметили значимость и важность поставленных вопросов и пришли к следующим выводам:

1. На современном этапе именно реализация национального проекта «Культура» позволит обеспечить качественно новый уровень развития культуры в целом, создать условия для реализации творческого потенциала россиян, сформировать оптимальное информационное пространство в сфере культуры.

2. Дополнительное профессиональное образование является важной составляющей образовательного пространства и приобретает особую актуальность в условиях динамичного экономического развития страны и общества.

3. Была отмечена своевременность создания Центров непрерывного образования и повышения квалификации отрасли как части общенациональной системы профессионального роста работников отрасли культуры, способной обеспечить эффективное развитие отрасли и конкурентоспособность ее кадрового потенциала.

4. Поддержан вектор, заданный Министерством культуры РФ, на формирование максимально практико-ориентированных программ повышения квалификации специалистов отрасли и на реализацию дополнительных профессиональных программ по направлениям подготовки вузов, с учетом специфики и накопленного педагогического опыта учебных заведений.

5. Необходимость разработки и создания оптимальных моделей сетевой формы реализации программ повышения квалификации с целью максимального использования ресурсов и потенциалов вузов сферы культуры, формирование консорциумов с научно-исследовательскими университетами и научными организациями и взаимодействие с ними по общепрофессиональным, экономическим и иным проблемам.

6. Необходимость выстраивания системы взаимодействия Центров с работодателями (образовательными организациями и учреждениями культуры) и налаживание эффективной обратной связи со слушателями с целью изучения потребностей и спроса на образовательные услуги в сфере дополнительного профессионального образования.

7. Отмечена необходимость создания дистанционных программ, позволяющих сохранить практико-ориентированную направленность, качество содержания и возможность учитывать потребности специалистов отрасли, но при этом - не отказываться от очной реализации программ, включая проведения на базе Центров, выездов в регионы и параллельно с этим использования онлайн формата и др.

8. Сегодня можно констатировать, что, несмотря на многие проблемы, российское образование в сфере культуры и искусства за последние годы не утратило своих лидирующих позиций в мировом образовательном пространстве по качеству подготовки специалистов, что подтверждается огромной востребованностью выпускников творческих учебных заведений на мировом рынке труда и притоком в учебные заведения иностранных студентов.

9. Благодаря целенаправленной деятельности Министерства культуры РФ многоуровневая система художественного образования получила правовую основу, имеет четкую нормативную базу, которая способна адаптироваться к современным реалиям. Участники выразили надежду и благодарность Министерству культуры РФ за поддержку и создание условий для молодых специалистов, которые отражены в рамках готовящейся федеральной программы «Земский работник культуры». Это качественно новые условия для дальнейшего развития и совершенствования кадрового потенциала отрасли.

10. Определена важность взаимодействия вузов и исполнительной власти субъектов федерации и муниципальных образований по вопросу организации целевого обучения и созданию условий для молодых специалистов. В связи с планируемым увеличением КЦП (контрольные цифры приема) у работодателей появляются новые возможности подготовки кадров с использованием целевого обучения.

11. Одобрены планируемые изменения в Федеральный закон «Об образовании в РФ», в ФГОС ВО и СПО в части предоставления возможности бесплатного второго высшего образования.

12. Отмечен традиционно высокий процент трудоустройства выпускников творческих вузов, свидетельствующий о высокой востребованности музыкальных специальностей на рынке труда.

13. В ходе дискуссии о качестве образования в творческих вузах озвучена проблема подготовки абитуриентов СПО и ВО по музыкально-теоретическим дисциплинам, которая требует особого внимания и решения в образовательных организациях.

14. Отмечено, что фундаментом художественного образования традиционно является детская школа искусств и в основе ее образовательного процесса лежат дополнительные предпрофессиональные программы, обеспечивающие качество и преемственность содержания образования. Благодаря действиям МК РФ, депутатов Государственной Думы и деятелей искусств сегодня практически решен вопрос об исключении ДШИ из эксперимента по внедрению ПФДО.

15. Впервые, благодаря реализации федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура» началась системная модернизация материально-технической базы учебных заведений отрасли от ДШИ до вузов, которая позволит в дальнейшем повысить качество образования и улучшить условия реализации образовательных программ.

16. Касаясь вопросов цифровизации образования, было отмечено, что это глобальный процесс, с каждым днём подчиняющий себе все сферы нашей деятельности. Однако за период пандемии выявился ряд проблем, которые нам предстоит решать в самое ближайшее время:

- материально-техническая готовность учреждений и обучающихся;

- социально-психологическая адаптация педагога и обучающегося;

- приобретение навыков дистанционного обучения всеми участниками образовательного процесса.

Были отмечены и положительные моменты, и новые возможности в организации учебного процесса в образовательных организациях, включая возможность проведения промежуточного контроля, ГИА и приемной кампании в дистанционном режиме и т.п.

Однако участники констатировали невозможность замены традиционного очного процесса обучения в творческом вузе на дистанционное обучение.

 

Запись прямого эфира дискуссии доступна по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=vBUcfR1MExc



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: