«Художественное образование: достижения, вызовы, перспективы
(в контексте реализации национального проекта «Культура»)
В панельной дискуссии приняли участие представители 21 региона. В их числе:
Москва, Нижний Новгород, Петрозаводск, Астраханская, Волгоградская, Вологодская, Ивановская, Калужская, Курская, Самарская, Саратовская, Свердловская, Тверская, Томская, Ульяновская области, Краснодарский и Ставропольский край, Республика Дагестан, Республика Крым, Республика Удмуртия, Ямало-Ненецкий автономный округ.
Количество зарегистрированных участников на момент проведения дискуссии – 236 человек из более 100 учреждений и ведомств. В том числе:
- региональные, краевые и республиканские министерства и департаменты культуры – 10;
- комитеты и отделы культуры администраций муниципальных образований и районов – 5;
- учебно-методические центры и отделы повышения квалификации – 9;
- отраслевые вузы – 6;
- отраслевые ССУЗы – 6;
- школы искусств – 67.
Дискуссия проводилась очно на базе СГК имени Л.В. Собинова и дистанционно на платформе ВКС-Zoom с одновременной трансляцией в режиме реального времени на YouTube-канале «Саратовская консерватория – новый век».
В числе выступающих в дистанционном формате:
О.С. Ярилова, заместитель министра культуры Российской Федерации;
П.Л. Волк, начальник Департамента по культуре Томской области, доктор культурологии;
М.Х. Гаджиев, заместитель министра культуры Республики Дагестан, кандидат экономических наук, заслуженный работник культуры Республики Дагестан.
Модератор:
А.Г. Занорин, ректор СГК имени Л.В. Собинова.
Спикеры панельной дискуссии:
Т.В. Астафьева,заместитель министра культуры Саратовской области;
Ю.Е. Гуревич, ректор Нижегородской государственной консерватории имени М.И. Глинки, профессор кафедры народных инструментов;
А.А. Кубышкин, ректор Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова, доцент кафедры дирижирования;
А.В. Мостыканов, ректор Астраханской государственной консерватории, заслуженный артист РФ, заслуженный деятель искусств РФ, профессор кафедры народных инструментов;
А.С. Рыжинский, ректор Российской академии музыки имени Гнесиных, доктор искусствоведения, профессор кафедры хорового дирижирования.
В числе участников дискуссии - С.Д. Ермакова, директор Департамента науки и образования Министерства культуры Российской Федерации, представители региональных и муниципальных органов власти, руководители детских школ искусств, профессиональных образовательных организаций и учреждений высшего образования.
В формате свободного диалога участники обсудили актуальные вопросы:
1. Реализация федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура». Создание общенациональной системы профессионального роста работников отрасли культуры.
2. Новые тенденции в образовании и их влияние на развитие системы художественного образования РФ.
3. Цифровизация образования. Удачные решения, непреодолимые сложности.
Участники конференции отметили значимость и важность поставленных вопросов и пришли к следующим выводам:
1. На современном этапе именно реализация национального проекта «Культура» позволит обеспечить качественно новый уровень развития культуры в целом, создать условия для реализации творческого потенциала россиян, сформировать оптимальное информационное пространство в сфере культуры.
2. Дополнительное профессиональное образование является важной составляющей образовательного пространства и приобретает особую актуальность в условиях динамичного экономического развития страны и общества.
3. Была отмечена своевременность создания Центров непрерывного образования и повышения квалификации отрасли как части общенациональной системы профессионального роста работников отрасли культуры, способной обеспечить эффективное развитие отрасли и конкурентоспособность ее кадрового потенциала.
4. Поддержан вектор, заданный Министерством культуры РФ, на формирование максимально практико-ориентированных программ повышения квалификации специалистов отрасли и на реализацию дополнительных профессиональных программ по направлениям подготовки вузов, с учетом специфики и накопленного педагогического опыта учебных заведений.
5. Необходимость разработки и создания оптимальных моделей сетевой формы реализации программ повышения квалификации с целью максимального использования ресурсов и потенциалов вузов сферы культуры, формирование консорциумов с научно-исследовательскими университетами и научными организациями и взаимодействие с ними по общепрофессиональным, экономическим и иным проблемам.
6. Необходимость выстраивания системы взаимодействия Центров с работодателями (образовательными организациями и учреждениями культуры) и налаживание эффективной обратной связи со слушателями с целью изучения потребностей и спроса на образовательные услуги в сфере дополнительного профессионального образования.
7. Отмечена необходимость создания дистанционных программ, позволяющих сохранить практико-ориентированную направленность, качество содержания и возможность учитывать потребности специалистов отрасли, но при этом - не отказываться от очной реализации программ, включая проведения на базе Центров, выездов в регионы и параллельно с этим использования онлайн формата и др.
8. Сегодня можно констатировать, что, несмотря на многие проблемы, российское образование в сфере культуры и искусства за последние годы не утратило своих лидирующих позиций в мировом образовательном пространстве по качеству подготовки специалистов, что подтверждается огромной востребованностью выпускников творческих учебных заведений на мировом рынке труда и притоком в учебные заведения иностранных студентов.
9. Благодаря целенаправленной деятельности Министерства культуры РФ многоуровневая система художественного образования получила правовую основу, имеет четкую нормативную базу, которая способна адаптироваться к современным реалиям. Участники выразили надежду и благодарность Министерству культуры РФ за поддержку и создание условий для молодых специалистов, которые отражены в рамках готовящейся федеральной программы «Земский работник культуры». Это качественно новые условия для дальнейшего развития и совершенствования кадрового потенциала отрасли.
10. Определена важность взаимодействия вузов и исполнительной власти субъектов федерации и муниципальных образований по вопросу организации целевого обучения и созданию условий для молодых специалистов. В связи с планируемым увеличением КЦП (контрольные цифры приема) у работодателей появляются новые возможности подготовки кадров с использованием целевого обучения.
11. Одобрены планируемые изменения в Федеральный закон «Об образовании в РФ», в ФГОС ВО и СПО в части предоставления возможности бесплатного второго высшего образования.
12. Отмечен традиционно высокий процент трудоустройства выпускников творческих вузов, свидетельствующий о высокой востребованности музыкальных специальностей на рынке труда.
13. В ходе дискуссии о качестве образования в творческих вузах озвучена проблема подготовки абитуриентов СПО и ВО по музыкально-теоретическим дисциплинам, которая требует особого внимания и решения в образовательных организациях.
14. Отмечено, что фундаментом художественного образования традиционно является детская школа искусств и в основе ее образовательного процесса лежат дополнительные предпрофессиональные программы, обеспечивающие качество и преемственность содержания образования. Благодаря действиям МК РФ, депутатов Государственной Думы и деятелей искусств сегодня практически решен вопрос об исключении ДШИ из эксперимента по внедрению ПФДО.
15. Впервые, благодаря реализации федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура» началась системная модернизация материально-технической базы учебных заведений отрасли от ДШИ до вузов, которая позволит в дальнейшем повысить качество образования и улучшить условия реализации образовательных программ.
16. Касаясь вопросов цифровизации образования, было отмечено, что это глобальный процесс, с каждым днём подчиняющий себе все сферы нашей деятельности. Однако за период пандемии выявился ряд проблем, которые нам предстоит решать в самое ближайшее время:
- материально-техническая готовность учреждений и обучающихся;
- социально-психологическая адаптация педагога и обучающегося;
- приобретение навыков дистанционного обучения всеми участниками образовательного процесса.
Были отмечены и положительные моменты, и новые возможности в организации учебного процесса в образовательных организациях, включая возможность проведения промежуточного контроля, ГИА и приемной кампании в дистанционном режиме и т.п.
Однако участники констатировали невозможность замены традиционного очного процесса обучения в творческом вузе на дистанционное обучение.
Запись прямого эфира дискуссии доступна по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=vBUcfR1MExc