Учебно-исследовательская работастудентов какчастьих...профессиональнойподготовки




НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Цель и содержание научно-исследовательской работы студентов

Научно-исследовательскаяработастудентов–однаизважнейших форм учебного процесса.

Основными задачами научно-исследовательской работы студентов являются:

• воспитаниегармоничноразвитойличности;

• оказание помощи студентам в овладенииспециальностью;

• развитие творческого мышления и инициативы в решении практическихзадач;

• привитие студентам устойчивых навыков самостоятельной научно‑исследовательскойработы;

• развитие способности применять теоретические знания в своей практическойдеятельности;

• воспитание познавательных потребностей и формирование уменияпостоянносовершенствоватьсвоизнания;

• расширение теоретического кругозора и научной эрудиции.

Научно-исследовательская работа студентов являетсянеотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и организуется непосредственно на кафедрах, в научно-исследовательских учреждениях высших учебных заведений (НИИ, проблемных и отраслевых лабораториях, вычислительных центрах и т.д.) и в студенческих конструкторских, технологических, экономических и других объединениях. Основой организации научно‑исследовательской работы является комплексное планирование на весь период обучения в вузе и по конкретной специальности. При этом возможны научно-исследовательские работы как в рамках учебного процесса, так и во внеучебное время.

Научно-исследовательская работа студентов, включаемая в учебный процесс, предусматривает:

• изучение специальных курсов «Основы научныхисследований»,

«Патентоведение», «Введение в специальность», «Библиография» и др.;

• подготовкунаучныхрефератовидокладовпогуманитарнымнаукам и общепрофессиональнымдисциплинам;

• выполнение заданий, лабораторных работ, курсовых и дипломныхпроектов(работ),содержащихэлементынаучныхисследований;

выполнение индивидуальных нетиповых заданий научно‑исследовательского характера в период учебной, производственной практики;

• изучение теоретических основ, методики постановки, организации и проведения научных исследований, планирования и организации научного эксперимента, обработки научных данных ит.д.

Во время выполнения курсовых работ студент делает первые шаги к самостоятельному научному творчеству. Он учится работать с научной литературой (если это необходимо, то и с иностранной), приобретает навыки критического отбора и анализа необходимой информации. Если на первом курсе требования к курсовой работе минимальны и написание ее не представляет большого труда для студента,тоуженаследующийгодтребованиязаметноповышаются и написание работы превращается в действительно творческий процесс. Так, повышая с каждым годом требования к курсовой работе, вузспособствуетразвитиюстудентакакисследователя,причемделает это практически незаметно и ненавязчиво для негосамого.

Выполнение дипломной работы имеет своей целью дальнейшее развитие творческой и познавательной способности студента и как заключительный этап обучения студента в вузе направлено назакрепление и расширение теоретических знаний, углубленное изучение выбранной темы. На старших курсах многие студенты ужеработают по специальности, и, выбирая тему для курсовой работы, это чаще всего учитывают. В данном случае кроме анализа литературы в дипломную работу может быть включен собственный практический опытподанномувопросу,чтотолькоувеличиваетнаучнуюценность работы.

К научно-исследовательской работе студентов, предусмотренной действующим учебным планом, можно отнести также написание рефератов по темам практических занятий. При этом следуетотметить, что чаще всего реферат является или переписанной статьей, или, что ещехуже,конспектомглавыкакого-тоучебника.Нонекоторыерефераты,написанныенаосновенесколькихдесятковстатейиисточников, поправуможноназватьнаучнымитрудами,ивключениеихвсписок видовнаучно-исследовательскойработывполнеоправданно.

 

Учебно-исследовательская работастудентов какчастьих...профессиональнойподготовки

 

Способы получения и переработки информации. Источниками получения информации для студентов, кроме лекций преподавателей, являются учебники, учебные и методические пособия, научная литература (монографии, сборники научных статей, журналы), средства массовой информации и т.д.

Одним из основных видов самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов является работа с книгой. Эффективность этой работы зависит от уровня сформированности у учащихся таких действий (умений), как:

• работа в библиотеке с каталогами и подбор литературы по определенной теме(проблеме);

• чтение и анализтекста;

• выделение главных (узловых) элементовинформации;

• составление плана и конспекта по прочитанному тексту (конспектирование);

• цитирование;

• подготовкадокладаксеминарскомузанятиюиликстуденческой конференции;

• составлениерецензии(рецензирование);

• оформлениереферата(реферирование).

При знакомстве с литературным источником следует обратить вниманиенаимяавтора,названиеиоглавление,местоигодиздания,прочитатьаннотацию.Этопозволяетузнатьжанркниги(учебник,монография,сборникнаучныхстатейит.д.),комуадресовано издание, определиться в содержании. Изучение содержания – это детальноеознакомлениесоструктуройкниги,логикойизложения материала,кругомпроблем,которыевнейобсуждаются,поискответовнавопросы,возникшиеучитателя.

Аннотирование. Знакомствоскнигойначинаетсясчтенияаннотации. Аннотация – это краткая характеристика печатного издания (книги, статьи и т.п.). Она включает сведения о целях, структуре и содержании работы, об авторе и достоинствах печатного издания; о тех, кому она предназначена (круг читателей). Аннотация помещается на обороте титульного листа книги.

Составление плана информационного текста. План текста –это переченьузловыхвопросов,отражающихструктуруегосодержания. Примером плана является перечень вопросов, приведенных к каждой главе. Каждый вопрос состоит из крупных элементов информации. План устанавливает последовательность изложения текста, помогает сосредоточиться на главном при длительной работе над источником. Составление плана текста способствует развитию логического мышления, формированию умения четко формулировать и последовательно излагать собственныемысли.

При составлении плана рекомендуется следующаяпоследовательностьдействий:

• прочесть весь текст, чтобы осмыслить его вцелом;

• при повторном чтении и анализе текста определить смысловые границы, т.е. места, где кончается одна мысль и начинается другая;

• каждомувыделенномуфрагментудатьназвание,котороеибудет пунктомплана;

• по составленному плану еще раз просмотреть весь текст, чтобы убедиться в правильности установления границ сменымысли.

Конспектирование. Этосжатоеипоследовательноеписьменное изложение содержания прочитанного. В учебном процессе чаще используется конспектирование первоисточников (кроме конспектирования лекционного материала). Конспект нужен для того,чтобы:

• переработав любую информацию, передать ее в сокращенном виде;

• выделить в письменном тексте самое необходимое и нужное для решения учебной или исследовательскойзадачи;

• создать модель проблемы (понятийную илиструктурную);

• упростить запоминание текста, облегчить овладение специальнымитерминами;

• накопить информацию для написания более сложной работы (доклада, реферата, курсовой или дипломнойработы).

Цитирование. Приоформлениитекстовстатей,докладов,рефератов, при написании книг часто используются цитаты. Цитата – это точная выдержка (часть текста) из какого-либо литературногоисточника. Она служит подтверждением выдвинутых автором положений иприводитсявкавычках,точнопотекстуоригинала(первоисточника). Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании обозначается многоточием;недопускаетсяобъединениеводнойцитатенескольких отрывков, взятых из разных мест. Библиографическая ссылка приводитсясполнойинформациейо первоисточникесогласнодействующемугосударственномустандартуилис указаниемегономераизбиблиографического списка использованной литературы. В обоих случаях указывается номер страницыпервоисточника.

Рецензирование. Рецензиейназываетсястатья,содержащаявсебе критический обзор какого-либо научного или художественного произведения, либо отзыв на научную работу (например, диссертацию, монографию, учебник и т.д.). Рецензия раскрывает содержание рецензируемой работы и дает критическую оценку как отдельным положениям, так и работе вцелом.

В литературе и на практике сложился типовой план для написания рецензии:

• объектанализа;

• актуальностьтемы;

• краткоесодержание;

• общаяоценка;

• недостатки;

• выводы.

Объектом оценки могут быть: полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы; новизна и актуальность поставленной проблемы; авторская концепция решения проблемы; корректность аргументации и система доказательств; убедительность выводов.

Написание реферата (реферирование). Учебно-исследовательская работа студента начинается с составления реферата. Реферат – это сжатое изложение основной информации первоисточников на основееесмысловойпереработки.Онпозволяетпредставитьсодержание печатных изданий в обобщенном виде. Реферат как разновидность учебнойисследовательскойработыстудентовдолженвключать:обоснование темы (ее актуальность и значимость), цель и задачи исследования, анализ литературы по данной теме со ссылкой на первоисточники, основное содержание, заключение (выводы) и список литературы.

Подготовка реферата способствует всестороннему знакомству с литературой по избранной теме, формированию и развитию умений и навыков работы с книгой, углублению теоретических знаний по изучаемой дисциплине. Составление реферата включает следующиеэтапы:

1) выбортемы;

2) подборлитературы;

3) изучение и аналитический обзорлитературы;

4) составление плана реферата (план можно разработать до изучениялитературы);

5) составлениетекста.

Длясоставлениярефератаповыбраннойтеме(покаждойучебной дисциплине на кафедре должна быть тематика рефератов) студенту необходимонайтивбиблиотекесоответствующуюлитературуивнимательно ее изучить (чтению, осмыслению и использованию подлежат только те вопросы, которые связаны с темойреферата).

Курсовыеработы. Тематикакурсовыхработдолжнаотвечатьследующимтребованиям:

• соответствовать содержанию дисциплин и задачам подготовки специалистов;

• учитывать направление и проблематику современных научных исследований по соответствующейспециальности;

• приобщать студентов к исследовательской работе над проблемами, которые разрабатываются преподавателями соответствующей кафедры;

• учитывать разнообразие интересов студентов в области выбранной специальности, а также тематику исследовательской работы на факультете.

После того как тема курсовой работы выбрана и согласована с научным руководителем, составляется календарный план, в котором определяются сроки выполнения курсовой работы. Курсовая работа имеет следующую структуру:

1. Титульный лист. Оформляется с учетом требований вуза (по форме).

2. Оглавление. Содержитназваниепунктовпланакурсовойработы.

3. Введение. Этачастьсодержитобоснованиеактуальноститемы исследования, основные характеристики курсовой работы (проблема, предмет, цель, задачи исследования идр.).

4. Основнаячастькурсовойработы. Содержитисториюитеорию исследуемого вопроса, анализ литературы, позицию автора, методы и результаты проведенного фрагментаисследования.

5. Заключение. Содержититогиработы,важнейшиевыводы,к которым пришел автор; в нем отмечается их практическая значимость, возможность внедрения результатов работы и дальнейшей перспективы исследованиятемы.

6. Список использованной литературы. Составляется в алфавитном порядке фамилий авторов или названий источников (при множестве авторов). При оформлении исходных данных источника указывают фамилию и инициалы его автора, название работы, место игод издания, общее количествостраниц.

В курсовой работе необходимо соблюсти единство стиля изложения, обеспечить орфографическую, синтаксическую и стилистическую грамотность в соответствии с нормами современного русского языка и еще раз проверить однозначность трактовки ключевых для этой работы понятий.

Дипломныеработы. Дипломнаяработа(проект)–однаизосновныхформвыпускныхквалификационныхработ,предусмотренных МинистерствомобразованияинаукиРоссийскойФедерациейвкачестве аттестационных испытаний. Выполнение дипломной работы преследует следующиецели:

• систематизацию, закрепление и расширение теоретических ипрактическихзнанийпоспециальности;

• формирование умений решать конкретные научные, социально‑экономические, технические или другие задачи поспециальности;

• развитие навыков самостоятельной работы и овладение методикойисследования;

• выяснение и оценку уровня квалификации выпускника (аттестация) согласно требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по соответствующейспециальности.

Тематика дипломных работ определяется вузом. Студенту предоставляется право выбора темы, он может также предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее разработки (с учетом ранее выполненных курсовых работ и тематики научно- исследовательскойработы).

К дипломным работам предъявляются следующие требования:

• актуальность темы, соответствие ее современному состоянию, перспективам развития определенной отрасли науки и практическимзадачам;

• изучение и критический анализ монографической и периодической литературы по теме дипломнойработы;

• четкая характеристика предмета, цели и методовисследования;

• описание и анализ проведенных авторомэкспериментов;

• обобщение результатов, обоснование выводов и практических рекомендаций.

Деятельность студента по выполнению дипломной работы можно представить следующим образом.

1. Постановка проблемы, раскрытие ее актуальности и практическойзначимости.

2. Определение (уточнение)темы.

3. Определение целей и задач дипломнойработы.

4. Составление календарного плана еевыполнения.

5. Анализ состояния проблемы (темы исследования) в науке ипрактике.

6. Выделение и анализ базовых понятий по темеисследования.

7. Раскрытие основных характеристик работы (объект, предмет, цель, задачи, методы ит.д.).

8. Составление содержательного обзора теоретических источников по теме дипломнойработы.

9. Разработка разных способов решения поставленнойпроблемы.

10. Определение оптимального пути решенияпроблемы. Раскрытие хода и результатов исследования, включаяэкспериментальнуючасть.

11. Составлениезаключения.

12. Составлениеспискалитературы.

13. Оформлениеприложений.

14. Уточнениеоглавлениядипломнойработы.

15. Оформлениетитульноголиста.

Дипломная работа проверяется научным руководителем, а затем после исправления ошибок направляется на рецензию. В рецензии отмечаются: актуальность темы; полнота и обстоятельность изложения поставленной проблемы; эффективность использования выбранных методов для решения проблемы; достижение поставленной цели; практическая значимость и возможность использования полученных результатов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: