Разработка опорной схемы размышления




Обдумывая план работы, я составил схему, включающую необходимые факторы:

«Звездочка обдумывания»

Анализ идей

 

Сначала я просмотрел различные вариантырамок, картинки в интернете.

 

 

Я решил разработать свою конструкцию, взяв из каждого варианта какой то декоративный элемент.

Таким образом, в качестве творческой работы я выбрал очень полезное, на мой взгляд, изделие для украшения дома «Стильную декоративную рамку для фотографий». В ней удачно сочетаются функциональность и простота конструкции.

Свой выбор обосновываю следующими важными, на мой взгляд, причинами:

- возможностью самостоятельного изготовления изделия;

- доступностью инструментов;

- доступность и сравнительно низкая стоимость материалов для изготовления;

- объем работы над объектом мне понятен и интересен.

Окончательный выбор я сделал, так как, на мой взгляд, эта конструкция отвечает всем необходимым для проектного изделия требованиям:

 

1. Изготавливается из экологически чистых материалов, и не представляет ни какой опасности при изготовлении и последующем использовании.

2. Процесс изготовления доступен и позволяет мне использовать приобретенные знания, умения и навыки на уроках технологии.

3. Имеет конструкцию, требующую особой точности в изготовлении и подгонке деталей, что будет служить мне дополнительным стимулом.

 

 

Выбор материала для проекта, дизайн-анализ

Выбор материала

ВЫБОР ДРЕВЕСИНЫ

Фанера из березы легко обрабатывается во всех направлениях, однородная, мелкоструктурная фанера березы позволяет изготовлять из нее небольшие поделки. Очень красивые поделки даже крупных размеров можно изготовить из комля березы, особенно из мест перехода ствола в корневую систему. Иногда фанера березы в этом месте настолько интересная, что напоминает мрамор или карельскую березу с ее оригинальными муаровыми разводами. Конечно, фанера комля не годится для рельефной резьбы, ее выгодно использовать для изделий с ровными полированными поверхностями. Отметим, что береза очень хорошо сверлится. Березовая древесина неплохо обрабатывается на токарном станке, а также гнется в распаренном состоянии. Правда, изделия из березы (особенно больших размеров) под действием температуры и атмосферной влаги могут коробиться.

Хотя осина "некрасива, сучкаста и шумлива", резчики по дереву любят осину, как и липу, за легкость ее обработки, за светлый тон, тонкую структуру волокна да и за то, что она доступнее липы. По цвету осина бывает и чисто белая и зеленоватая, что немаловажно для работ в технике маркетри и интарсии. Только пихта сибирская да тополь имеют плотность меньше, чем у осины, а с липой они по плотности одинаковые. Осина идет на изготовление легких игрушек и посуды, раньше из нее делали корыта, кадушки, шайки. Осина не трескается и не колется от удара, хорошо лущится – из нее изготовляют дранку, спички. Используют осину для изготовления полок и скамеек в банях, для облицовки их стен – она гигиеничная, светлая и чистая, не боится влаги, не коробится и не трескается.

Вишня, имеющая плотную, тяжелую и вязкую древесину, хорошо режется во всех направлениях. Текстура фанеры взрослого дерева удивительно красива. По декоративности фанера вишни, пожалуй, превосходит мутовку сосны и можжевельника. Из нее, особенно используя косые срезы молодых стволов, веток, хорошо делать миниатюрные поделки в виде брелоков, брошей, браслетов, то есть поделки с ровной полированной поверхностью. Для рельефной резьбы полосатая текстура вишни мало подходит, в этом она схожа с лиственницей и сосной. Гладкая поверхность вишни хорошо сочетается с резными деталями, выполненными из однотонной древесины – березы, осины, липы.

ПОРОДЫДЕРЕВЬЕВ

Красное дерево произрастает только в тропических лесах. Само понятие "красное дерево" представляет совокупность разнообразных пород деревьев, древесина которых обладает красным цветом. Фонера красного дерева относится к мягким породам, хорошо поддается обработке. Из-за своей дорогой цены редко когда полностью идет на изготовление мебели и отделку помещений.

Черное дерево привозят с Мадагаскара, Цейлона, острова Святого Маврикия. Хотя древесина и фанера при усушке трескается и хорошо раскалывается, черное дерево считается самым дорогим. Его древесина плотная, однородная, черного цвета. Очень высоко ценится древесина и фанера с малозаметными прослойками годичных колец и сосудов. Менее всего ценится древесина с белесоватыми прослойками и выделяющимися на фоне древесины и фанеры макроструктурой и ядром. Древесина и фанера практически не поддается гниению, не коробится при усушке, прекрасно впитывает лак. Единственное, что непозволительно делать с черным деревом, – полировать: от этого внешний вид только ухудшается.

Эвкалипт обладает прочной, тяжелой древесиной, которая практически не поддается гниению. Это свойство объясняется большим содержанием в ее структуре эфирных масел, которые действуют так же, как и смола в древесине сосны. Эвкалипт принадлежит к небольшому числу древесных пород, которые плохо поддаются обработке. Чаще всего из эвкалипта изготавливают основу мебели, затем украшают ее вставками из других пород или обклеивают шпоном из красного или черного дерева.

Фернамбук используется при изготовлении мозаики. Самыми дорогими считаются скрипичные смычки и дирижерские палочки, сделанные из этого дерева. При хранении фернамбук способен изменить цвет от желтого с оранжевым отливом до темно-вишневого или даже черного. Его древесина практически не гниет и в сухом виде не поддается короблению. Зато только что срубленное дерево сильно усыхает, трескается и его форма изменяется. По тяжести в обработке уступает только эвкалипту.

Палисандр, как и большинство пород, ввозится в Россию из Южной Америки. Древесина палисандра обладает пористой структурой и плотным расположением тонких волокон. Особенность этой породы составляет ее цвет, который в зависимости от преобладания какого-нибудь оттенка меняется от светло-фиолетового до темно-коричневого с фиолетовым отливом. Как и фернамбук, с течением времени способен изменить цвет. Если дерево по окончании работ не было отполировано, то цвет древесины может стать практически черным. Сама древесина прекрасно поддается обработке, не подвержена гниению. Чаще всего из палисандра изготавливают мебель и всевозможные украшения.

Атласное дерево редко встречается у нас, и поэтому оно очень дорого ценится. В России идет только на изготовление вставок мозаики и украшений. Древесина этой породы может иметь желтый, красный и бурый оттенок. Но независимо от цвета древесины в ней всегда есть мельчайшие блестки, которые при покрытии лаком придают готовому изделию атласное сияние и лоск мягко струящейся ткани.

 

 

СВОЙСТВА ДРЕВЕСИНЫ

Если бы была возможность выбора древесины, то можно было бы порекомендовать для работы следующие породы дерева (начиная с лучших): красный эвкалипт, лимонное дерево, бук, грушу, выдержанную осину, березу, липу, можжевельник, самшит, яблоню, вишню, ольху, красное дерево (махагони, акажу), ель, пихту, сосну, лиственницу, дуб. Расположение пород древесины и такой последовательности, конечно, условное. Уважаемое всеми красное дерево режется хуже других пород, оно крупное, колкое, иногда пористое. Учтены и иные качества древесины при расположении их в такой последовательности. А вот эвкалипт и лимонная древесина хотя и не являются распространенными (на юге нашей страны они произрастают), но заслуживают особого внимания резчика, и при случае следует не упускать возможности ими запастись.

Нужно знать древесину, с которой ты собираешься работать. Выбор древесины зависит, от характера поделки и вида ее декорирования.

Правда, не исключено, что на первых порах начинающий мастер будет поступать наоборот: выбирать поделку в зависимости от имеющегося материала. Познакомимся со свойствами различных пород дерева и начнем с ели и сосны, древесину которых легче всего приобрести для поделок в силу их широкого распространения.

Но внешнему виду растущего дерева едва ли кто спутает сосну и ель. Желательно уметь различать ель и сосну по текстуре древесины, но сделать это уже значительно сложнее. Можно отметить, что у сосны имеется темное ядро и светлая заболонь (внешняя по стволу часть), в то время как у ели ядра нет? она относится к так называемым безъядровым породам древесины. Однако этот признак ненадежный, потому что ядро у сосны образуется только в 30 лет, а то и позднее. Свежеспиленная еловая древесина более светлая, пахнет хвоей ели, а сосновая имеет запах ее смолы.

Для ели типичны темные сучочки, как будто вставленные в древесину. Они иногда даже выпадают из еловой доски при ее обработке. Древесина сосны более свилеватая, особенно в области сучков. Этой особенностью сосны пользуются резчики, применяя красивый рисунок волокон вокруг сучков для декоративных оформлений. Делают, например, спилы: в вида пластинок с мутовок молодой сосны (мутовка – часть ствола, от которой кольцом отходят ветки) и обклеивают ими свои изделия: шкатулки, вазы, столешницы.

Древесина ели и сосны плохо режется поперек годичных слоев. Инструмент как бы скачет на этих слоях.

По текстуре древесины сосну легко спутать и с лиственницей, также породой ядровой. Тем более что у взрослой сосны бывают такие же крупные годичные кольца. Проще всего различить древесину сосны и лиственницы, опустив их образцы в воду – кусочек лиственницы погрузится глубже.

Говоря о сосне, следует сказать о смолистых внутренних сучках, заросших древесиной. Их глубокий охристый, почти оранжевый тон хорошо использовать для мелких поделок, если поделки выполнены из разноцветной древесины. Можно, например, из смолистых сучков и других смолистых участков древесины наточить ягодки с ножками, из них набрать виноградную кисть, вставляя ножки в отверстия на деревянной основе кисти. Такими кистями и листьями из обычной древесины сосны хорошо оформить внешний обвод рамы (виноградины из смолистых сучков выглядят как из янтаря, даже просвечивают). Из таких сучков получаются красивые бусы, браслеты, различные сувениры.

Полосатая текстура древесина хвойных деревьев хорошо смотрится на гладких полированных поверхностях: деревянных панно, фоновых досках или панельках в виде косого спила, вазах, тарелках, светильниках из досок с прорезной резьбой, в других изделиях с контурной или прорезной резьбой, когда решающим в форме является не рельеф, а силуэт. Однако такая текстура иногда ограничивает возможности: на изделиях из древесины сосны, ели, лиственницы не смотрится мелкорельефная резьба, не всегда годится эта древесина и для изготовления масок.

Ценное качество лиственницы – стойкость к гниению, что делает ее незаменимым материалом для поделок, предназначенных для экспонирования на открытом воздухе.

СУШКА, СКЛЕИВАНИЕ И ОТДЕЛКА ДРЕВЕСИНЫ

Конечно, лучше вырезать поделки из сухой древесины, иначе они потом могут растрескаться. Следовательно, древесину надо предварительно высушить. Но едва ли начинающий резчик согласится ждать несколько лет, ведь именно столько длится естественная сушка заготовок из дерева (дуб, например, сохнет до 7–8 лет). Значит, надо доставать древесину разбираемых домов, сухостоя в лесу, старой мебели, сухих дров и т. д. Но резать из сырой древесины также заманчиво, так как выбор материала значительно расширяется, да и резать из нее легче. О возможности изготовления поделок из сырой древесины будет рассказано ниже.

Склеивание – наиболее распространенный прием соединения отдельных деталей из дерева. Рекомендуемый клей для резчика – столярный. Консистенция разведенного клея: он должен стекать с деревянной лопаточки или кисти, а не капать. Намазывать клеем лучше обе склеиваемые поверхности, причем необходимо дать выдержку около 2–3 мин перед их сжатием, чтобы клей впитался. Целесообразно на склеиваемые поверхности нанести кончиком ножа царапины в виде косой сетки для лучшего проникновения клея в древесину. Для стягивания склеиваемых деталей можно обмотать их резиновым шпуром, плоские крупные детали сжимают в самодельном прессе, представляющем собой две толстые квадратные доски с отверстиями по углам для стягивающих болтов. Полное время склеивания не менее 12 ч, но уже после 4–5 ч можно продолжать работу с поделкой.

Только после обработки поверхности поделки шкурками и покрытия ее лаком мастер получит удовлетворенно от своей работы – тогда проявляется подлинная красота древесины. Лучшим лаком для покрытия считается НЦ-222, но подойдут и другие нитролаки для покрытия мебели (кроме ЛЦ-22Л, который применяется для горячего покрытия). Поскольку нитролак токсичен, работа о ним требует осторожности. Для некоторых работа с лаком противопоказана, и в этом случае можно заменить лак растительным маслом, подсолнечным например. Оно высыхает медленнее, чем льняное, которое применяется в живописи и для производства олифы, но для резьбовых поделок это даже лучше: впитавшись в древесину, масло хорошо защитит ее от атмосферных воздействий. А незащищенная лаком или маслом древесина со временем станет серой, невыразительной.

После покрытия поделки маслом нужно подождать 1–2 недели, а затем отполировать ее суконкой или сапожной щеткой до желаемого блеска. Если есть желание усилить блеск и выразительность древесины, можно протереть ее слегка еще раз маслом, а затем также отполировать. Второе покрытие после масла допустимо делать и нитролаком, но обязательно хорошо просушив предварительно первое покрытие.

Масляный лак или олифу применять для отделки деревянных поделок не следует, они дают масляный блеск, делающий дерево по виду похожим на керамику.

При выборе материала для моего проекта затруднений не возникает.

Детали подсвечника буду изготавливать из доски, бруса, древесина береза и ель. Этот материал легко найти в магазинах, а также использовать бывшие в употреблении материалы. Отделочные и другие материалы, используемые при изготовлении изделия также можно легко купить.

Дизайн – анализ

Учитывая существующее множество различных подсвечников, выполним анализ исходя из потребности в совершенствовании:

Предметная среда. Изготовленный мной подсвечник является изделием, гармонично сочетающимся с другими, окружающими его предметами быта. Учитывая, что он изготовлен в единственном экземпляре, можно смело утверждать о его художественной ценности. При разработке других, более совершенных моделей можно использовать различные материалы, формы и способы отделки при их изготовлении.

Производство. При производстве подобных подсвечников, возможно, увеличить производительность труда за счет механизации и автоматизации производства. Возможно изготовление аналогичных конструкций с использованием других материалов: например, пластмассы, металла.

Эксплуатация. Изделие обладает надежностью. Особых требований к обслуживанию изделия в процессе эксплуатации не предъявляется. Изделие имеет продолжительный срок службы. Возможен ремонт изделия, а также реставрация после длительного использования.

Торговля. Транспортирование подсвечника, возможно, любым видом транспорта. Допускается складирование и хранение его в упакованном виде в сухих, защищенных от солнечного света и влаги помещениях. Упаковка может изготавливаться из картона или полиэтиленовой пленки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: