Рынок и рыночное равновесие
Вопросы:
1. Рынок: сущность, функции, структура.
2. Основные параметры рынка. Рыночное равновесие.
3. Продавец (производитель) и покупатель (потребитель): особенности рыночного поведения.
4. Рынок и конкуренция. Закон конкуренции.
5. Рыночная инфраструктура.
1. Рынок: сущность, функции, структура.
Рынок – форма организации отношений между продавцом и покупателем, при которой обе стороны сохраняют полную свободу и равноправие, действуя в условиях конкуренции.
Четыре основные функции рынка:
· Уравновешивание спроса и предложения на основе информационной функции.
· Стимулирование эффективного производителя.
· Выталкивание с рынка неэффективного производителя.
· Регулирование распределения ресурсов и средств по отраслям экономики.
Структура рынка.
По географическим масштабам:
· Мировой рынок
· Национальный рынок
· Региональный рынок
· Местный рынок
По характеру заключаемых сделок:
· Оптовый
· Мелкооптовый
· Розничный
По уровню регулируемости:
· Рынок регулируемый
· Не регулируемый (свободный)
Конъюктура рынка – это соотношение спросы и предложения. Она считается высокой, когда спрос превышает предложение, и низкой, когда предложение превышает спрос.
Основные параметры рынка. Рыночное равновесие.
Под параметрами понимаются определенные внешние характеристики объекта, позволяющие оценивать его состояние.
К основным параметрам рынка относятся:
· Спрос
· Предложение
· Равновесная цена
· Равновесный объем предложения (точка равновесия)
· Эластичность спроса и предложения
Спрос – это количество продукта, которое потребитель желает и может купить по одной из возможных цен в определенное время.
|
Спрос регулируется законом спроса: чем выше цена товара, тем ниже объем спроса на него, и наоборот, чем ниже цена, тем выше объем спроса.
Закон спроса иллюстрируется кривой спроса:
P - цена
Q – количество покупаемого товара
Отрицательный наклон кривой спроса определяется эффектами:
· Эффект дохода, снижение цены равносильно увеличению дохода.
· Эффект замещения, в соответствии с ним, потребитель будет покупать больше продукта, цена которого снизилась, замещая им продукт, цена которого не изменилась.
Неценовые факторы, вызывающие изменение спроса:
· Динамика уровня доходов населения
· Изменение количества покупателей
· Изменение моды и вкусов населения
· Цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары
· Инфляционные или доходные ожидания и т.п.
Влияние неценовых факторов на спрос
Предложение – количество товаров и услуг, которые производитель (продавец) может произвести и продать по одной из возможных в данный период цен.
Предложение регулируется законом предложения, который выражает прямую связь между ценой единицы товара и количеством предложения на него при дано цене, т.е. чем выше цена, тем выше объем предложения, и наоборот, чем ниже цена, тем ниже объем предложения.
Закон предложения иллюстрируется кривой предложения:
P – возможные цены
Q – количество продаваемого товара
Неценовые факторы предложения:
· Цены на факторы производства
· Научно-технический прогресс
· Количество производителей
· Налоги и субсидии
|
· Ожидания производителей
Влияние неценовых факторов на предложение:
Эластичность – мера реакции одной переменной на изменение другой.
Виды эластичности:
· Эластичность спроса по цене
· Эластичность предложения по цене
· Эластичность спроса по доходу
· Перекрестная эластичность
Эластичность спроса по цене имеет значение при определении объемов производства и отпускных цен товаров.
Коэффициент эластичности спроса по цене (Е):
Е спроса по цене =
Коэффициент прямой (дуговой) эластичности спроса по цене показывает, на сколько процентов измениться объем спроса на товар при изменении цены на 1%
Точечная эластичность спроса по цене
Точечная эластичность спроса по цене рассчитывается по следующей формуле:
где верхний индекс означает что это эластичность спроса, а нижний индекс говорит о том, что это эластичность спроса по цене (от английских слов Demand — спрос и Price — цена). То есть эластичность спроса по цене показывает степень изменения спроса в ответ на изменение цены на товар. Значение обычно получается отрицательным, поскольку, как следует из закона спроса, с ростом цены спрос на товар убывает.
Классификация товаров по коэффициенту эластичности спроса о цене:
Е>1 – эластичные товары
Е<1 – неэластичные товары
Е=1 – товары с единичной эластичностью
В товарной массе есть и взаимодополняющие товары, потребление которых друг без друга невозможно. Если товары взаимозаменяемы, то рост цен на одни из них приводит к снижению спроса на другие, цены которых вполне стабильны.
Перекрестная эластичность определяется отношением процентного изменения в количестве вида спрашиваемого товара (% процент изменения спроса на товар) к процентному изменению цены другого товара(% изменения цены товара g).
|
Е пер. эл-ти спроса по цене =
Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене показывает, на сколько процентов измениться объем спроса на один товар (А) при изменении цены другого товара (В) на 1%.
Классификация товаров по значению коэффициента перекрестной эластичности спроса по цене:
· Взаимозаменяемые товары (Е>1) – объем спроса на которые и цена других товаров прямо пропорциональны (если повышается цена на сливочное масло, то семья покупает меньше масла и переходит на относительно дешевый маргарин).
· Взаимодополняемые товары (Е<1) – объем спроса на которые и цена других товаров обратно пропорциональны (если повышается цена на автомобили, то одновременно уменьшается спрос на бензин).
· Независимые товары (Е=1) – объем спроса на которые и цены другого товара не связаны друг с другом (растущие цены на мужские костюмы не оказывают никого влияния на количество покупаемых спичек).