Влияние неценовых факторов на спрос




Рынок и рыночное равновесие

Вопросы:

1. Рынок: сущность, функции, структура.

2. Основные параметры рынка. Рыночное равновесие.

3. Продавец (производитель) и покупатель (потребитель): особенности рыночного поведения.

4. Рынок и конкуренция. Закон конкуренции.

5. Рыночная инфраструктура.

1. Рынок: сущность, функции, структура.

Рынок – форма организации отношений между продавцом и покупателем, при которой обе стороны сохраняют полную свободу и равноправие, действуя в условиях конкуренции.

Четыре основные функции рынка:

· Уравновешивание спроса и предложения на основе информационной функции.

· Стимулирование эффективного производителя.

· Выталкивание с рынка неэффективного производителя.

· Регулирование распределения ресурсов и средств по отраслям экономики.

Структура рынка.

По географическим масштабам:

· Мировой рынок

· Национальный рынок

· Региональный рынок

· Местный рынок

По характеру заключаемых сделок:

· Оптовый

· Мелкооптовый

· Розничный

По уровню регулируемости:

· Рынок регулируемый

· Не регулируемый (свободный)

Конъюктура рынка – это соотношение спросы и предложения. Она считается высокой, когда спрос превышает предложение, и низкой, когда предложение превышает спрос.

Основные параметры рынка. Рыночное равновесие.

Под параметрами понимаются определенные внешние характеристики объекта, позволяющие оценивать его состояние.

К основным параметрам рынка относятся:

· Спрос

· Предложение

· Равновесная цена

· Равновесный объем предложения (точка равновесия)

· Эластичность спроса и предложения

Спрос – это количество продукта, которое потребитель желает и может купить по одной из возможных цен в определенное время.

Спрос регулируется законом спроса: чем выше цена товара, тем ниже объем спроса на него, и наоборот, чем ниже цена, тем выше объем спроса.

Закон спроса иллюстрируется кривой спроса:

 

P - цена

Q – количество покупаемого товара

Отрицательный наклон кривой спроса определяется эффектами:

· Эффект дохода, снижение цены равносильно увеличению дохода.

· Эффект замещения, в соответствии с ним, потребитель будет покупать больше продукта, цена которого снизилась, замещая им продукт, цена которого не изменилась.

Неценовые факторы, вызывающие изменение спроса:

· Динамика уровня доходов населения

· Изменение количества покупателей

· Изменение моды и вкусов населения

· Цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары

· Инфляционные или доходные ожидания и т.п.

Влияние неценовых факторов на спрос

Предложение – количество товаров и услуг, которые производитель (продавец) может произвести и продать по одной из возможных в данный период цен.

Предложение регулируется законом предложения, который выражает прямую связь между ценой единицы товара и количеством предложения на него при дано цене, т.е. чем выше цена, тем выше объем предложения, и наоборот, чем ниже цена, тем ниже объем предложения.

Закон предложения иллюстрируется кривой предложения:

P – возможные цены

Q – количество продаваемого товара

Неценовые факторы предложения:

· Цены на факторы производства

· Научно-технический прогресс

· Количество производителей

· Налоги и субсидии

· Ожидания производителей

Влияние неценовых факторов на предложение:

 

Эластичность – мера реакции одной переменной на изменение другой.

Виды эластичности:

· Эластичность спроса по цене

· Эластичность предложения по цене

· Эластичность спроса по доходу

· Перекрестная эластичность

Эластичность спроса по цене имеет значение при определении объемов производства и отпускных цен товаров.

Коэффициент эластичности спроса по цене (Е):

Е спроса по цене =

Коэффициент прямой (дуговой) эластичности спроса по цене показывает, на сколько процентов измениться объем спроса на товар при изменении цены на 1%

 

Точечная эластичность спроса по цене

Точечная эластичность спроса по цене рассчитывается по следующей формуле:

где верхний индекс означает что это эластичность спроса, а нижний индекс говорит о том, что это эластичность спроса по цене (от английских слов Demand — спрос и Price — цена). То есть эластичность спроса по цене показывает степень изменения спроса в ответ на изменение цены на товар. Значение обычно получается отрицательным, поскольку, как следует из закона спроса, с ростом цены спрос на товар убывает.

Классификация товаров по коэффициенту эластичности спроса о цене:

Е>1 – эластичные товары

Е<1 – неэластичные товары

Е=1 – товары с единичной эластичностью

 

В товарной массе есть и взаимодополняющие товары, потребление которых друг без друга невозможно. Если товары взаимозаменяемы, то рост цен на одни из них приводит к снижению спроса на другие, цены которых вполне стабильны.

Перекрестная эластичность определяется отношением процентного изменения в количестве вида спрашиваемого товара (% процент изменения спроса на товар) к процентному изменению цены другого товара(% изменения цены товара g).

Е пер. эл-ти спроса по цене =

Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене показывает, на сколько процентов измениться объем спроса на один товар (А) при изменении цены другого товара (В) на 1%.

 

 

Классификация товаров по значению коэффициента перекрестной эластичности спроса по цене:

· Взаимозаменяемые товары (Е>1) – объем спроса на которые и цена других товаров прямо пропорциональны (если повышается цена на сливочное масло, то семья покупает меньше масла и переходит на относительно дешевый маргарин).

· Взаимодополняемые товары (Е<1) – объем спроса на которые и цена других товаров обратно пропорциональны (если повышается цена на автомобили, то одновременно уменьшается спрос на бензин).

· Независимые товары (Е=1) – объем спроса на которые и цены другого товара не связаны друг с другом (растущие цены на мужские костюмы не оказывают никого влияния на количество покупаемых спичек).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: