Орг-я как система
Орг-я-группа людей,объединившихся для решения какой-л задачи, для достижения цели на основе определенных правил, разделения труда и делегирования полномочий.Система — объединение частей в целое, свойства которого могут отличаться от свойств входящих в нее частей. Любую организацию можно назвать системой.
Системные свойства:
1.целостность-каждый элемент вносит вклад в реализацию целевой функции сист.
2эмерджентность-появление новых св-в
3Организованность-наличие структуры и функционир-е
4 функциональность-появл новых св-в при взаимодействии с внеш средой
5структурность-упорядоченность. Определ.набор и расположение элементов со связями м/д ними.
6св-во роста
7устойчивость-противостояние внешним изменениям
8адаптация
Любую организацию можно представить как совокупность 2 больших подсистем: управляющую и управляемую.
Под управлением в широком смысле понимается функция организованных систем, обеспечивающая сохранение их структуры, поддерживающая режим деятельности, реализацию целей и программ. В управляющей подсистеме можно условно выделить 2 блока:
1. блок управления, где принимаются решения
2. блок воздействия.
В управляемой подсистеме можно выделить производственную подсистему и контролируемые параметры.
Модель организации как открытой системы. Организация получает из внешней среды информацию, капитал, человеческие ресурсы, материалы. Эти компоненты называются входами.
В процессе своей деятельности организация обрабатывает эти входы, преобразуя их в продукцию или услуги. Эта продукция и услуги являются выходами организации, которые она выносит в окружающую среду.
Законы социальных систем.
Существенное влияние на деятельность организации оказывают специфические законы, определяющие управленческую деятельность внутри организации.
Закон своеобразия: для каждой организации существует наилучшая и только ей присущая структура производства и управления.
Закон социальной гармонии: в каждой организации развитие социальной сферы увеличивает производительность труда сотрудников благодаря повышению их эмоционального уровня и активизации трудовой деятельности.
Закон социальной загрузки: для каждого человека существует оптимальный объем загрузки работой, при котором в полной мере раскрываются его способности и возможности.
Закон эффективного восприятия и запоминания информации: процессы восприятия и запоминания информации реализуются наиболее эффективно, если они приближаются к процессу мышления.
Закон эффективного осмысления: эффективное осмысление нового возможно только при наличии у человека большого объема знаний или информации по данной тематике.
Закон установки: любой человек воспринимает наиболее полно ту информацию, на которую он настроился и к которой приготовился.
Закон устойчивости информации: первая информация о каком-либо событии является более устойчивой, чем повторная информация о том же событии.
Закон доходчивости информации: доходчивость сообщения выше при одновременном использовании нескольких форм подачи одной и той же информации.
Орг-я как объект управления
включает в себя:
-цели, задачи как дробные цели, технологию как способ выполнения работы, персонал и структуру.
Понятие «орг-ция» имеет неск-ко значений. Под орг-цией понимается результат организационной д-ти, также понимается процесс формирования системы, различные большие и малые системы, открытые и закрытые.
Система – это совок-ть взаимосвязанных элементов. Процесс формирования этих связей и яв-ся орг-цией.
Под орг-цией в менеджменте понимается группа людей добровольно объединившихся для достижения общих целей, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения труда, разделение обязанностей и иерархической стр-ры.
Орг-ции создаются для удовлетворения разнообразных потребностей людей и поэтому имеют самое различное назначение, размеры, строение и др. харак-ки.
На основании критерия формализации выделяют: формальные орг-ции, имеющие четко поставленные цели, формализованные правила, стр-ру и связи; в эту группу входят все орг-ции бизнеса, госуд-ые и межд-ые инст-ты и органы; неформальные орг-ции, работающие без четко опред-х целей, правил и стр-р; сюда относятся все инст-ты семьи, дружбы, неформальных отношений между людьми.
По формам собств-ти они могут быть частными, государственными, муниципальными и иными.
По отношению к прибыли орг-ции подразделяются на коммерческие и некоммерческие.
По размерам орг-ции группируются на средние, крупные и малые. В качестве квалификационных признаков такого деления используются след-ие критерии: число занятых, объем продаж и балансовая стоимость активов.
Модели и моделирование
Модель-упрощенное представление реального объекта, позволяющее узнать как устроено орг.целое.
Моделирование — это построение, совершенствование, изучение и применение моделей реально существующих или проектируемых объектов (процессов и явлений.
Виды моделирования:
• концептуальное моделирование, при котором с помощью некоторых специальных знаков, символов, операций над ними или с помощью естественного или искусственного языков истолковывается основная мысль (концепция) относительно исследуемого объекта;
• интуитивное моделирование, которое сводится к мысленному эксперименту на основе практического опыта работников (широко применяется в экономике);
• физическое моделирование, при котором модель и моделируемый объект представляют собой реальные объекты или процессы единой или различной физической природы, причем между процессами в объекте-оригинале и в модели выполняются некоторые соотношения подобия, вытекающие из схожести физических явлений;
• структурно-функциональное моделирование, при котором моделями являются схемы, (блок-схемы), графики, чертежи, диаграммы, таблицы, рисунки, дополненные специаль-ными правилами их объединения и преобразования:
• математическое (логико-математическое) моделирование, при котором моделирова-ние, включая построение модели, осуществляется средствами математики и логики;
• имитационное (программное) моделирование, при котором логико-математическая модель исследуемого объекта представляет собой алгоритм функционирования объекта, реализованный в виде программного комплекса для компьютера
Моделирование в менеджменте – процесс построения и исследования моделей управления организацией.Под моделью понимается идеальный или материальный объект, приближенно воспроизводящий основные элементы и наиболее существенные связи и отношения исследуемого объекта.Цель моделирования – получение новой, т. е. не зафиксированной в исходных данных информации об исследуемых объектах.Наиболее распространенные виды моделирования в менеджменте:экономико-математическое моделирование;моделирование на основе системного анализа;имитационное моделирование.Экономико-математическое моделирование позволяет сформулировать экономическую проблему в виде математической задачи.Модели системного анализа (СА) используются для решения слабо структурированных проблем, характеризующихся существенной неопределенностью.В соответствии с основной идеей СА, состоящей в сочетании в моделях и методах решения проблем формальных и неформальных представлений, модели СА делят:
на формальные модели;
эвристические, использующие обобщенный опыт и интуицию специалистов