Особенности использования электронных денег и их правовое обоснование.




 

· Электронные деньги – это денежные средства, которые владелец зачисляет на свой виртуальный кошелек и ведет с их помощью расчеты. Из определения в Федеральном законе от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» следует, что электронные деньги – это разновидность принятого средства взаиморасчетов. Оно является законным платежным средством, выраженным в электронном виде. Пополнение кошелька – это операция, которая аналогична пополнению счета в банке. Популярность электронных денег связана с удобством такого способа оплаты.

· В системах используются разные основные принципы. Например, электронные деньги «Яндекс», «Webmoney», электронные деньги «Qiwi» и система «PayPal» – это системы расчета на базе сетей. Также существуют электронные деньги на базе смарт-карт. При этом система электронные деньги «Яндекс-деньги» или электронные деньги «Qiwi» относятся к частным электронным деньгам.

· Частные электронные деньги – это электронные единицы частных платежных систем. Электронные деньги в России независимо от того, к какой системе принадлежат, приравнены к российской валюте – рублю, но для мировой практики это не обязательно.

 

v Оплата электронными деньгами между компаниями не допускается.

Сфера применения электронных денег – это взаиморасчеты между физическими лицами или между физическим и юридическим лицом (ч. 8.1 и ч. 9 ст. 7 закона № 161).

· Из положений закона следует, что компании и ИП не вправе использовать этот инструмент взаиморасчетов в отношениях между собой. Есть и другие ограничения использования электронных виртуальных кошельков:

ü банк, который служит оператором электронных денег, не вправе предоставлять владельцу кошелька средства в целях их увеличения, не может начислять % на остаток электронных денег или выплачивать пользователю вознаграждение (п.п. 5–6 ст. 7 закона № 161-ФЗ);

ü электронные деньги нельзя застраховать, чтобы обеспечить возврат (п. 5 ч. 2 ст. 5 закона о страховании вкладов).

· А вот обратить взыскание на электронные деньги возможно. Если суд вынесет решение об обращении взыскания, исполнять его будет оператор платежной системы, которой пользуется должник и которая хранит его электронные деньги. Кроме того, существуют нормы налогового законодательства, которые позволяют взыскать налоги, штрафы, пени и т. д. за счет электронных денег налогоплательщика. В отношении компаний и предпринимателей предусмотрен административный порядок такого взыскания налогов (ст. 46 НК РФ).

· Хотя закон признал электронные деньги, биткоин и другие аналогичные валюты официально не используют. Существует ряд электронных валют, или криптовалют, которые можно классифицировать как электронные деньги, но правового регулирования в России в отношении них в данный момент нет. К таким валютам относятся биткоин, лайткоин и т. п.

· Если рассматривать техническую сторону применения биткоина, что это – электронные деньги, сомнений не возникнет. Но в правовом отношении есть затруднения, которые не позволяют допустить широкое распространение таких валют. Дело в том, что это именно специфические электронные валюты. Оборот электронных денег, которые, по сути, являются электронным вариантом обычных, это процесс внутри единого процесса денежного оборота в стране.

· Со специфическими валютами ситуация иная:

ü Они не обеспечены золотым запасом какой-либо страны и существуют только в электронном виде. Подобная валюта – набор компьютерных кодов. Ее курс зависит только от желания пользователей производить расчеты с ее помощью. У таких электронных денег нет оператора.

ü Подобные валюты децентрализованы – они не эмитируются, их обращение не контролирует государство или какая-либо частная структура.

ü У данных валют присутствует черта частичной анонимности. Есть техническая возможность установить, кто именно произвел расчеты с помощью той или иной подобной валюты, но для этого придется осуществить ряд специальных действий. При этом можно проследить путь денег, но определить платившего сложно, это не всегда удается.

 

v Если оборот электронных денег не контролирует государство, это повышает риски различных преступлений.

· Особенности цифровых виртуальных валют не позволяют распространить на них существующее правовое регулирование. Поскольку у них нет операторов, их нельзя причислить к электронным деньгам, которые признает закон.

· Кроме того, анонимность порождает риски совершения противозаконных операций не только мошеннического характера. Согласно ст. 7.2 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ банк, который обслуживает электронную платежную систему, обязан контролировать операции и хранить платежную информацию клиента. Ст. 10 закона № 161-ФЗ так же подразумевает необходимость идентификации плательщика. Эти требования ввели, чтобы препятствовать отмыванию преступных доходов, финансированию терроризма и т. д.

· В случае с криптовалютами такой контроль обеспечить невозможно, что повышает риск подобных преступлений (информация ЦБ РФ от 27 января 2014 года). Центробанк указал, что будет расценивать действия компании по обмену цифровых специфических валют на деньги или товары как потенциальную вовлеченность такой компании в незаконные операции. Той же позиции придерживается Федеральная служба по финансовому мониторингу (информационное сообщение от 06 февраля 2014 года).

 

Таким образом, несмотря на то, что технически биткоин и другие схожие валюты относятся к электронным деньгам, их специфика не позволяет допустить обращение таких средств расчета наравне с реальной валютой.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: