Тема 1 Введение в менеджмент. Понятие, сущность, основные категории
План:
1. Понятие «менеджмент»
2. Цели и задачи менеджмента
3. Понятие «менеджер»
4. Категории менеджмента
Понятие «менеджмент»
Менеджмент (англ. тапа§етеп1 - управление, заведование, организация) - это:
- практическая деятельность по управлению производством или коммерцией, преследующая цели повышения эффективности работы и увеличения прибыли;
- теория управления, совокупность принципов, методов, средств и форм управления;
- -совокупность рациональных методов и организационных рычагов управленческого воздействия;
- Самостоятельная научная дисциплина, имеющая свой предмет изучения, понятийный аппарат, теоретическую и методологическую основу.
- «Менеджмент — эффективное использование и координация таких ресурсов, как капитал (производительный, финансовый и человеческий) для достижения целей с максимальной эффективностью».
Цели и задачи менеджмента
Цели менеджмента – это обеспечение гармонии в развитии организации, т.е. согласование ее эффективного функционирования всех внутренних и внешних элементов.
· получение (увеличение) прибыли;
· повышение эффективности хозяйствования;
· удовлетворение потребностей рынка;
· решение социальных вопросов.
Задачи менеджмента:
· организация производства конкурентоспособных товаров;
· совершенствование производственного процесса;
· внедрение новейших наукоемких технологий;
· повышение качества продукции;
· снижение затрат на производство.
Понятие «менеджер»
Менеджер — это профессионал по организации и управлению производством, сбытом и сервисом, обладающий административно-хозяйственной самостоятельностью.
Менеджер – это профессионал, осуществляющий управленческую деятельность в рамках установленных для данной должности полномочий.
Менеджеры бывают разных уровней, и задачи они решают не одинаковые.
Менеджеры различаются также по служебным функциям. Наиболее распространенной позицией является — менеджер по продажам, менеджер по персоналу и т.д.
Современному менеджеру необходимы следующие качества:
· глубокие познания в организации производства, экономике, финансах и своей отрасли деятельности;
· знания в области человеческих отношений, позволяющие успешно работать с людьми, добиваться их заинтересованности в повышении экономических результатов деятельности предприятия;
· предприимчивость (способность добиваться конкретных экономических и социальных целей благодаря нахождению и реализации нестандартных решений);
· новаторство, изобретательность;
· адаптационная мобильность и стрессоустойчивость.
· Коммуникативные качества и доминантность.
Основные категории менеджмента
Категория менеджмента – это наиболее общие фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и устойчивые отношения в процессах управления организацией.
1. Объект и субъект управления
• субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия (команды управления), которые содержат информацию о том, как должен функционировать объект управления;
объект управления получает данные импульсы и действует в соответствии с ними и с учетом сложившейся ситуации
2. Метод управления – способ управления.
3. Принципы управления – основные руководящие правила по управлению объектом.
4. Функции управления – относительно самостоятельные виды управленческой деятельности. Различают общие функции и частные.