Саморазвитие и соц.потребности с точки зрения гуманистического направления




РЕФЕРАТ

 

На тему: «Социальные потребности и саморазвитие в гуманистическом направлении»

 

 

Специальность:19.00.13 – Психология развития

 

Выполнил: студент № 771-м группы

очного отделения

Гречнёвкина Дарина Алексеевна

 

Проверил: профессор, доктор психологических наук

Благинин Андрей Алексеевич

 

 

Санкт-Петербург

Содержание

 

 

1. Основные черты…………………………………………………………...…...3

2. Основные представители…………………………………………………..…..5

3. Саморазвитие и соц.потребности с точки зрения гуманистического направления…………………………………………………………………….….7

Список использованной литературы…………………………………………...12

Гуманистическая психология (англ. Humanistic psychology) — направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку[2].

В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение.

Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х годов XX века, как протест против доминирования бихевиоризма и психоанализа в США, получив название третьей силы.

К данному направлению могут быть отнесены Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Гордон Олпорт, Виктор Франкл, Шарлотта Бюлер, Ролло Мэй, Сидни Джурард, Джеймс Бьюдженталь, Эверетт Шостром, Ханс-Вернер Гессманн, Фредерик Перлз и другие. К гуманистической психологии относится направление позитивной психологии, которое занимается исследованием положительных аспектов психики человека. Гуманистическая психология в качестве своей философской базы опирается на экзистенциализм. Манифестом гуманистической психологии стала книга под редакцией Ролло Мэя «Экзистенциальная психология» — сборник докладов, представленных на симпозиуме в Цинциннати в сентябре 1959 года в рамках ежегодного съезда Американской психологической ассоциации. [3]

Основные черты

Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения.

В 1963 г. первый президент Ассоциации гуманистической психологии, Джеймс Бьюдженталь, выдвинул пять основополагающих положений данного направления психологии[3]:

1. Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих (иначе говоря, человек не может быть объяснён в результате научного изучения его частичных функций).

2. Человеческое бытие развёртывается в контексте человеческих отношений (иначе говоря, человек не может быть объяснён своими частичными функциями, в которых не принимается в расчёт межличностный опыт).

3. Человек сознаёт себя (и не может быть понят психологией, не учитывающей его непрерывное, многоуровневое самосознавание).

4. Человек имеет выбор (человек не является пассивным наблюдателем процесса своего существования: он творит свой собственный опыт).

5. Человек интенциален (человек обращён в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл).

На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика.

Лечебными факторами в работе гуманистического психолога и психотерапевта являются, прежде всего, безусловное принятие клиента, поддержка, эмпатия, внимание к внутренним переживаниям, стимулирование осуществления выбора и принятия решений, подлинность. Однако, при кажущейся простоте, гуманистическая психотерапия основана на серьёзной феноменологической философской базе и использует чрезвычайно широкий набор терапевтических технологий и методов.

Одно из базовых убеждений гуманистически-ориентированных специалистов заключается в том, что каждый человек содержит в себе потенциал выздоровления. При наличии определённых условий, человек может самостоятельно и в полной мере реализовать этот свой потенциал. Поэтому работа гуманистического психолога направлена, прежде всего, на создание благоприятных условий для реинтеграции личности в процессе терапевтических встреч.

Основные представители

Гордон Олпорт
Основные и инструментальные черты, набор которых уникален и автономен. Открытость системы человек - общество, опросники. [4]

Абрахам Харольд Маслоу

А. Маслоу известен как один из основателей гуманистического направления в психологии. Наибольшую известность ему принесла его иерархическая модель мотивации. Согласно данной концепции, у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей:

1) физиологические (органические) потребности, такие как голод, жажда, половое влечение и т. д.;

2) потребности в безопасности — потребность чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и неудач, от агрессивности;

3) потребности в принадлежности и любви — потребность принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими;

4) потребности уважения (почитания) — потребность в достижении успеха, одобрение, признание, авторитет;

5) познавательные потребности — потребность знать, уметь, понимать, исследовать;

6) эстетические потребности — потребность в гармонии, симметрии, порядке, красоте;

7) потребности самоактуализации — потребность в реализации своих целей, способностей, развитие собственной личности.

По мнению А. Маслоу, в основании данной мотивационной пирамиды лежат физиологические потребности, а высшие потребности, такие как эстетические и потребность в самоактуализации, образуют ее вершину. Также он считал, что потребности вышележащих уровней могут быть удовлетворены только при условии предварительного удовлетворения потребностей нижележащих уровней. Поэтому самоактуализации достигает только небольшое количество людей (около 1 %). Эти люди обладают личностными особенностями качественно отличными от свойств личности невротиков и людей не достигающих такой степени зрелости: независимостью, креативностью, философским мировосприятием, демократичностью в отношениях, продуктивностью во всех сферах деятельности и т. п. Позже А. Маслоу отказывается от жесткой иерархичности данной модели, выделяя два класса потребностей: потребности нужды и потребности развития. [4]

Карл Рэнсом Роджерс

Роджерс исходил из того, что любой человек имеет желание и умение к личному самосовершенствованию. Будучи существом, наделенным сознанием, он сам для себя определяет смысл жизни, его цели и ценности, является высшим экспертом и верховным судьей. Центральным понятием в теории Роджерса стало понятие «Я», включающий в себя представления, идеи, цели и ценности, ч/з которые человек характеризует самого себя и намечает перспективы своего роста. Основные вопросы, которые любой человек ставит и обязан решать, следующие: «Кто я?», «Что я могу сделать, чтоб стать тем, кем я хочу быть?»

Образ «Я», складывающийся в итоге личного жизненного опыта, в собственную очередь оказывает влияние на восприятие данным человеком мира, иных людей, на оценки, что дает человек своему поведению. Я-концепция может оказаться положительной, амбивалентной (противоречивой), отрицательной. Индивид с положительной Я-концепцией видит мир иначе, чем человек с отрицательной или амбивалентной. Я-концепция может неправильно отражать действительность, быть искаженной и вымышленной. То, что не согласуется с Я-концепцией человека, может оказаться вытеснено из его сознания, отвергнуто, впрочем фактически может быть истинным. Степень удовлетворенности человека жизнью, мера полноты прочувствованное им радости именно зависят от того, насколько ее опыт, ее «настоящее Я» и «идеальное Я» согласуются между собою.

Виктор Эмиль Франкл

В. Франкл считал, что основная движущая сила развития личности — это стремление к смыслу, отсутствие которого порождает «экзистенциальный вакуум» и может привести к самым печальным последствиям, вплоть до самоубийства. [3]

Методологические позиции гуманистической психологии сформулированы в следующих посылках:
1) человек целостен;
2) ценны не только общие, но и индивидуальные случаи;
3) главной психологической реальностью являются переживания человека;
4) человеческая жизнь - единый процесс;
5) человек открыт к самореализации;
6) человек не детерминирован только внешними ситуациями. [4]

 

Вклад в психологию

Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения.

 

 

Саморазвитие и соц.потребности с точки зрения гуманистического направления

Саморазвитие – процесс и результат сознательного выбора личностью ценностей, целей, обретения личностных смыслов жизни, способ свободного волеизъявления в проблемных ситуациях, результатом которой становится самореализация. [5]

 

Под социальными потребностями следует понимать все те потребности, при удовлетворении которых обеспечивается существование человека как общественного существа, которые способствуют его социализации в обществе.

 

В общем выделяют 3 группы соц.потребностей: [1]

 

1. Потребность«ДЛЯ ДРУГИХ». Наиболее ярко потребность «ДЛЯ ДРУГИХ» выражены в альтруизме, в готовности беззаветно служить другим людям, жертвовать собой во имя другого. Чаще всего эта потребность защиты слабого, потребность бескорыстного общения.

2. Потребность «ДЛЯ СЕБЯ». Потребность, направленная на самоутверждение в обществе, на самореализацию личности. Это потребность самоидентификации человека. Потребность занять своё достойное место в обществе, в коллективе. Не в последнюю очередь такая потребность направлена на желание обладать определённой властью. «ДЛЯ СЕБЯ» является социальной потребностью человека потому, что реализована она может быть только через потребность «ДЛЯ ДРУГИХ».

3. Потребность «ВМЕСТЕ С ДРУГИМИ». Это целая группа потребностей, определяющая причины объединённых действий многих людей, общества в целом. А именно: потребность безопасности, свободы, мира, потребность обуздания агрессора, потребность смены политического режима. Особенность потребности "ВМЕСТЕ С ДРУГИМИ" состоит в том, что люди объединяются для решения назревших задач общественного характера.

Отсутствие возможностей для удовлетворения социальных потребностей, заставляет человека усомниться в собственной полноценности. Без удовлетворения такого рода потребностей личность чувствует себя слабой, беспомощной, униженной. Что часто толкает человека к проявлению агрессии, антисоциальным поступкам

А. Маслоу отмечает, что нехватка благ, блокада базовых, физиологических потребностей в еде, отдыхе, безопасности приводит к тому, что эти потребности могут стать для обычного человека ведущими ("Человек может жить хлебом единым, когда не хватает хлеба"). Но если базовые, первичные потребности удовлетворены, то у человека могут проявляться высшие потребности, метамотивация (потребности к развитию, пониманию своей жизни, к поиску смысла жизни). Если человек стремится понять смысл своей жизни, максимально полно реализовать себя, свои способности, он постепенно переходит на высшую ступень личностного саморазвития. [4]

 

Самоактуализирующейся личности присущи следующие особенности: [6]

1) полное принятие реальности и комфортное отношение к ней (не прятаться от жизни, а знать, понимать ее);

2) принятие себя и других ("Я уважаю и принимаю тебя таким, каков ты есть");

3) профессиональная увлеченность любимым делом, ориентация на задачу, на дело;

4) автономность, независимость от социальной среды, самостоятельность суждений;

5) способность к пониманию других людей, внимание, доброжелательность к людям;

6) постоянная новизна, свежесть оценок, открытость опыту;

7) различение цели и средств, зла и добра ("Не всякое средство хорошо для достижения цели");

8) спонтанность, естественность поведения;

9) юмор;

10) саморазвитие, проявление способностей, потенциальных возможностей, самоактуализирующее творчество в работе, любви, жизни;

11) готовность к решению новых проблем, к осознанию проблем и трудностей, осознанию своего опыта, к подлинному пониманию своих возможностей, повышению конгруэнтности.

Конгруэнтность - это согласованность мыслей, желаний, чувств, слов и дел человека, соответствие переживания, сознавания опыта его настоящему содержанию. Преодоление защитных механизмов помогает достичь конгруэнтных, истинных переживаний. Защитные механизмы мешают правильно осознать свои проблемы. Развитие личности - это повышение конгруэнтности, повышение понимания своего "реального Я", своих возможностей, особенностей, это самоактуализация своих способностей и назначения в мире. [6]

Активная позиция по отношению к действительности, изучение и преодоление реальности, а не бегство от нес, способность видеть события своей жизни такими, каковы они есть, не прибегая к психологической защите, понимание того, что за отрицательной эмоцией скрывается проблема, которую надо решить, готовность идти навстречу проблемам, отрицательным эмоциям, чтобы найти и снять помехи для личностного роста, - вот что позволяет человеку достичь понимания себя, смысла жизни, внутренней гармонии и самоактуализации. Необходимые условия для самоактуализации личности - принадлежность к группе и чувство самоуважения, ибо человек может понять себя, только получая информацию о себе от других людей. Отсюда следует, что развитие социальных потребностей просто необходимо.

Патогенные механизмы, мешающие развитию личности, следующие: пассивная позиция по отношению к действительности; вытеснение и другие способы зашиты "Я" (проекция, замещение, искажение истинного положения вещей в угоду внутреннему равновесию и спокойствию). Деградации личности способствуют психологические и социальные факторы:

а) создание дефицита благ, в результате чего ведущими становятся первичные потребности в пище и выживаемости;

б) создание "чистоты" социального окружения (разделение людей на "хороших" и "плохих", "своих" и "чужих"); вина и стыд за себя;

в) сложение культа "самокритики", признание в совершении даже тех неодобряемых поступков, которых человек никогда не совершал;

г) сохранение "священных основ" (человек запрещает себе даже задумываться над основополагающими предпосылками идеологии, а тем более сомневаться в них);

д) формирование специализированного языка (сложные задачи спрессовываются до коротких, очень простых, легко запоминающихся выражений).

В результате всех этих факторов человеку становится привычным "нереальное существование", поскольку из сложного, противоречивого, неопределенного реального мира он переходит в "нереальный мир ясности и упрощенности". [6]

Выделяют следующие этапы деградации личности. [6]

1. Отсутствие интересов, увлечений - так называемый воскресный невроз (в свободное время человек не знает, чем он хочет заняться).

2. Формирование психологии "пешки", глобального ощущения своей зависимости от других сил (феномен "выученной беспомощности").

3. Образование экзистенциального вакуума, когда человек потерял животные инстинкты, социальные нормы, традиции, определяющие, что человек должен делать, и в результате он сам не знает, чего он хочет (а может, уже ничего не хочет). Он теряет свои жизненные цели, смысл жизни и тогда делает то, что хотят другие, выступая "пешкой" в чужих руках. Такому человеку требуется борьба за смысл жизни. Если человек уверен, что смысл жизни существует, то он может возвыситься над самыми неблагоприятными условиями ("Тот, кто имеет, зачем жить, может вынести любое как", - говорил Ницше).

Гуманистический психолог Виктор Франкл (1905-1997) в книге "Человек в поиске смысла" утверждал: "Жизнь каждого человека уникальна в том, что никто не сможет повторить ее. Нет универсального смысла жизни для всех людей, есть лишь уникальные смыслы индивидуальных ситуаций жизни каждого конкретного человека".

Смысл жизни можно найти во внешнем мире тремя путями: 1) совершением поступков; 2) переживанием ценностей, переживанием единства с другими людьми, переживанием любви; 3) переживанием страдания.

Виктор Франкл переживший ужас концлагерей, писал: "Гораздо позже я понял смысл страдания. Страдание может иметь смысл, если меняет к лучшему тебя самого".

Список использованной литературы

1. Бережной Н.М. Человек и его потребности. – М., 2000.- С.90

2. Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии - Минск.: Изд-во МИУ, 2009

3. Мэй Р., и др. Экзистенциальная психология /Перевод с английского Л. Я. Дворко. — Львов: Инициатива; М.: Институт общегуманитарных исследований, 2005. — 160 с. — (Серия «Psychologia Vera»)

4. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX в. Учеб. пособие. - М., 1996. - 416 с.

5. Бондаревская Е. Е. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. № 4.

6. https://studme.org

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: